Интегрированный урок по истории и культуре Санкт- Петербурга и внеклассному чтению "Прогулка по любимому городу. Невский проспект".
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Фомченкова Светлана Геннадьевна

 

Интегрированный урок по истории и культуре СПб и внеклассному чтению, подготовлен в технологии развития критического мышления, использованы приёмы: таблица «Знаю- Хочу узнать- Узнал», «Ключевые слова», «Инсерт», «Круги по воде»; стадия рефлексии- «Синквейн».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nevskiy_prospekt.doc78.5 КБ
Файл n._1_.microsoft_office_powerpoint.pptx1.45 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное  учреждение гимназия № 85

Петроградского района города Санкт-Петербурга

197046, СПб, Певческий пер., д. 4 А ,

тел. (факс) 417-61-30, e-mail gimnasium85@mail.ru

Прогулка по любимому городу

Интегрированный урок по  истории и культуре Санкт-Петербурга и внеклассному чтению в 3 классе

Технология критического мышления

Фомченкова Светлана Геннадьевна

Учитель начальных классов

Цель:

Создать условия для развития навыков творческого мышления учащихся в процессе ознакомления с памятниками истории и культуры Санкт-Петербурга.

Образовательные задачи:

  • Познакомить с отдельными памятниками Санкт-Петербурга
  • Продолжить формирование навыков чтения текстов научной направленности
  • Актуализировать знания по ИКСП
  • Расширить словарный запас за счет введения новых понятий

Развивающие задачи:

  • Развивать навыки «осмысленной» работы с полученной информацией
  • Содействовать развитию познавательной активности и связной речи
  • Развивать художественно-образное мышление через познание памятников истории и культуры Санкт-Петербурга

Воспитательные задачи:

  • Содействовать осознанию себя петербуржцем
  • Воспитывать любовь и уважение к своему городу
  • Создать условия для сотрудничества, взаимопонимания и взаимоуважения

Средства урока: компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал: тексты о Невском проспекте, индивидуальные рабочие листы, таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал(а)»; ручка с зеленой пастой для выделения текста цветом, блокнот для записи слов; карта-план СПб; карточки – И.Коробов, А.Захаров, 1738г., 1783г.

Ход урока

Слайды

1. Организационный момент

2. Мотивация к деятельности

2.1. Назовите цель нашей прогулки.

(звучит песня А. Розенбаума «Возвращение в город»)

      Поистине чудесен раскинувшийся на многочисленных островах город, изумляющий поразительной гармонией воды и суши, единством Невы и сооружений на ее берегах.

      Каждый возвращающийся в свой город, даже после недолгой разлуки видит в нем что-то новое, необычное

      В чем причина необычности, неузнаваемости так хорошо знакомого города, а потому еще большего его очарования и прелести?

      Наверно, в том, что город строится на перекрестке времен, самой жизни. Его строили талантливые люди Европы.

      Санкт-Петербург – новая столица России, возводится там, где перекрещивались главные водные пути.

2.2. Цепочка слов.

Свирь-Нева-Адмиралтейство

-Какая историческая связь между данными словами?

(Первые шаги в создании русского Балтийского флота начались со строительства 15 судов на Лодейно-Польской верфи на реке Свирь, но главным центром создания флота стал Петербург. Через год после основания города на левом берегу Невы началась закладка судостроительной верфи - Адмиралтейства)

3. Стадия вызова. (актуализация имеющихся знаний, мотивация к дальнейшей работе, пробуждение интереса к новой информации.)

Прием « театрализация»:

- Сейчас ребята разыграют сценку-загадку «На берегу Невы встретились 2 человека».

Задание:

- Предположить между какими людьми мог бы произойти подобный диалог? (см. Приложение 1) (Ответ: архитекторы Коробов и Захаров)

- А почему я сказала, что диалог мог бы произойти? (Жили в разное время)

- Как вы поняли выражение «Свой Рим строю, и все дороги сюда ведут»?

     Петербург – регулярный город, строившийся по плану. Один из самых первых планов СПб был составлен Петром Еропкиным. По его проекту на шпиль Адмиралтейства ориентированы 3 луча, т.е. 3 основные улицы СПб.

-Назовите и покажите их на карте:

Невский проспект

Гороховая улица

Вознесенский проспект

Прием «ключевые слова»

Прочитайте на доске ключевые слова и определите место, куда мы пришли.

Ключевые слова: Адмиралтейство, Невский проспект, Александро-Невский монастырь, Казанский собор.

-Сегодня наша прогулка посвящена Невскому проспекту – одной из старейших магистралей нашего города.

Возьмите таблицу «Знаю-хочу узнать-Узнал(а)» и в графе «Знаю» запишите все, что знаете о Невском пр. Учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают по этому вопросу. Через эту деятельность ученик определяет уровень собственных знаний. После этого обсуждают эти сведения в паре.

Далее общее обсуждение всем классом первой графы таблицы: дети предлагают идеи, я пишу на доске в первой графе «Знаю».

Предлагаю записать любые вопросы, на которые хотят получить ответ, во вторую часть таблицы «Хочу узнать». Это пробуждение интереса к новой информации.

Затем следует обсуждение в классе 2 графы таблицы. Я кратко записываю варианты, предложенные детьми, в таблицу на доске.

4. Стадия осмысления.

4.1. Рождение проспекта связано с первыми годами молодой русской столицы на берегах Невы.

Возле заложенного Петром 1 Адмиралтейства быстро рос большой населенный район с морскими слободами, рынком. Здесь раскинулись шалаши и лавки, которых продавался всякий товар.

     А в нескольких верстах отсюда (выше по течению реки) Петр 1 заложил Александро-Невский монастырь.

Работа в группах:

(прием инсерт – чтение с пометками)

Дети читают тексты, выделяя зеленым цветом новую для себя информацию. Затем обсуждают ответы на вопрос в группах.

1 группа:

- Почему Петр 1 выбрал данное место для Александро-Невского монастыря?

2 группа:

- Как велась нелегкая работа по прокладке Невского пр.?

3 группа:

- Что больше всего удивило иностранного посла, впервые побывавшего в Петербурге.

После обсуждения ученики записывают в третью часть таблицы (З-Х-У) то, что узнали из текста о Невском пр.

- В ту пору было издано немало указов с требованием образцово содержать эту центральную магистраль столицы.

Но построек вдоль дороги было очень мало. Там где сейчас Аничков мост через Фонтанку, стоял караульный дом. Здесь, на границе Петербурга, проверяли документы и поднимали шлагбаум. Спустя время центральная магистраль города планомерно застраивается.

     В 1738 году Большую першпективу стали называть «Невскою», а в 1783 году – Невским проспектом (от Александро-Невского монастыря)

Прямой, точно стрела, проспект поражает четкостью и строгостью линий. Теперь Невский пр. – это гармоничный архитектурный ансамбль.

     Мы с вами от Адмиралтейства идем по Невскому пр. На Невском почти каждое здание связано с жизнью великих людей, историческими событиями. Мы проходим улицу Гоголя.

4.2. Сейчас вы прочитаете, как описывал Невский пр. спустя 100 лет в своем произведении Н.В. Гоголь.

Работа в паре:

(прием инсерт – чтение с пометками)

«Невский проспект» Н.В. Гоголь

Задание:

- Что изменилось на Невском пр. через 100 лет?

- Кого здесь можно увидеть?

После обсуждения ученики записывают в третью часть таблицы (З-Х-У) то, что узнали из текста о Невском пр.

Невский пр. стал многолюдным и оживленным. Здесь можно увидеть солдат и гуляющих барышень, военных чиновников. Люди, которые спешат по делам или просто гуляют, наслаждаясь красотой Невского. Появилось множество магазинов, домов и дворцов. Как раз в это время посреди мостовой проложили деревянные колеи («колесопроводы») для того, чтобы по ним могли плавно катиться, не издавая шума, колеса экипажей знатных дам и господ.

5. Стадия промежуточной рефлексии.

Размышление, обсуждение, сопоставление 2 и 3 графы таблицы.

Выявление вопросов, на которые ещё нет ответов в тексте.

- Где можно узнать ответы на вопросы?

Дети называют источники информации

6. Физкультминутка

- А сейчас мы с вами совершим полет над Невским пр. «Расправим крылышки» и затем под музыку и видеосюжет «летим» над проспектом.

(Дети делают упражнения для рук и плечевого пояса)

7. Стадия осмысления (продолжение)

Прием «Круги по воде» (у каждого ученика на листе написано слово «Невский»)

Задание:

- К каждой букве слова «Невский» подобрать и записать слова различных частей речи по теме урока.

(затем дети отвечают, а учитель пишет на доске)

Н – новый, начало, ночной, неповторимый

Е – единственный, едут

В – вид, величественный, важный, вечер, время

С – символ, спешат, сонный, сказочный, суета

К – красивый, кораблик

И – игла, искры

Й

 

Задание:

- Устно составить рассказ «Каким мы видим Невский пр. сегодня», используя данные слова.

Слушаем рассказы детей.

8. Стадия промежуточной рефлексии.

- Что особенно запомнилось?

- Почему?

Дополните 3 графу таблицы «З-Х-У».

- Все ли ключевые слова мы встретили на прогулке? (нет, Казанский собор)

Казанский собор - тема следующей прогулки.

Задание:

- Составить цепочку слов о Казанском Соборе, над которой мы будем работать в следующий раз, выбрав лучший вариант. Обязательно использовать архитектурные термины.

Пример из ответов детей:

Воронихин-колоннада-пилястры-капители-барельефы-портик-фронтон-купол-памятники-фасад-икона.

   Дома подумать над связью слов своей цепочки.

9. Стадия рефлексии

- Как и в чем выражена душа СПб?

Ведь каждый воспринимает наш город по своему. Мы с вами не в первый раз говорим об этом. Чтобы понять это, нам надо хорошо знать и любить свой прекрасный несравнимый СПб.

    Город – не только прошлое, он живет с нами своей современной жизнью. Сами того не замечая, вы в своих работах раскрываете свое виденье души города. Это и ваши рисунки, ваши стихи.

Выступления детей.

- Выразим свои чувства, составим общий синквейн.

Дели предлагают варианты слов. Я записываю на доске.

Читаем общим синквейн:

Невский проспект

прямой               красивый

тянется      интересует     радует

Я люблю свой город.

Гордость

- Благодарю всех за урок!

Слайд №1 «Прогулка по любимому городу»

Слайд №2

Слайд №3

Работа с картой

Слайд №4

Работа с таблицей «Знаю-хочу узнать-Узнал(а)» на доске.

Показ на карте

Слайд №5

Слайд №6

Работа с таблицей «З-Х-У»

Слайд №7

Даты на доску.

Показ на карте.

Слайд №8

Работа с таблицей «З-Х-У»

Работа с таблицей «З-Х-У»

Слайд №9

Видеосюжет из учебного фильма «Я - Петербуржец»

Слайд №10

Слайд №11

Выставка рисунков

Слайд №12

(методика составления синквейна)

Методическое обоснование использования технологии критического мышления, методы, приемы; их место в уроке

На уроке используется презентация Power Point, что обеспечивает доступность, наглядность и разнообразие представляемой информации.

Урок готовился с элементами технологии развития критического мышления. Данная технология предполагает проведение урока в 3-х основных стадиях:

- стадия вызова

- стадия осмысления

- рефлексия.

Использовался прием: таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал(а)».

Стадия вызова – использовались приемы: «Театрализация», «Ключевые слова», которые дают возможность актуализировать имеющиеся знания, мотивировать детей к дальнейшей работе, пробуждают интерес к получению новой информации. Работа с таблицей «Знаю – Хочу узнать – Узнал(а)»: учащиеся составляют список того, что они  знают или думают, что знают по данному вопросу. Через эту деятельность определяют уровень собственных знаний (заполняют первую графу «Знаю»). Заполнение второй графы таблицы «Хочу узнать» учит детей постановке индивидуальных целей в учебной деятельности.

Стадия осмысления – использовался прием «Инсерт» в работе с текстами научной направленности о Невском проспекте, с пометкой зеленым цветом новой для себя информации и заполнением третьей графы таблицы «Узнал(а)». То есть происходит поиск ответов на поставленные вопросы на стадии «Вызов».

Также использовалась работа сначала в группах, затем в парах с последующим обсуждением новой информации всем классом с записью на доске. Дети учились рассуждать, анализировать полученную информацию, сравнивать, принимать решения, общаться, систематизировать полученные знания.

Промежуточная рефлексия по ознакомлению с Невским проспектом осуществлялась посредством сопоставления 2-ой и 3-ей графы таблицы З-Х-У. Результативностью данного этапа является конкретное присвоенное знание, сформированное целостное представление о Невском проспекте и выявление вопросов, на которые не получили ответа из текста. Определили источники поиска данной информации. Формируются навыки контрольно-оценочной деятельности.

Своеобразным приемом рефлексии  на данном этапе урока можно считать физкультминутку с использованием музыки и видеосюжета из учебного фильма «Я - петербужец».

Стадия осмысления (продолжение) – на следующем этапе данной стадии используется прием «Круги по воде»: к каждой букве слова дети подбирают слова различных частей речи по теме урока. Затем составляют устный рассказ, используя предложенные слова. Учащиеся систематизируют уже известную и полученную информацию, выделяют существенную и необходимую для выполнения задания. Это способствует развитию познавательной активности и связной речи учащихся, развиваются навыки «осмысленной» работы с информацией.

Стадия промежуточной рефлексии – заключительная работа с таблицей «З-Х-У». Возвращение к ключевым словам и выявление тех слов, которые не встретились нам во время прогулки по Невскому проспекту.

Необычное домашнее задание – анализ и установление взаимосвязи слов составленной цепочки мотивирует детей к дальнейшему изучению и поиску необходимой информации.

Итоговая рефлексия по теме урока – ответ на вопрос: «Как и в чем выражена «душа» Санкт-Петербурга?» Сложный, но очень важный вопрос, на которые мы ответили после просмотра выставки детских рисунков и прослушивания стихов о нашем городе, которые сочинили дети (при помощи родителей во время подготовки к уроку). Дети, рассуждая на этим вопросом под руководством учителя еще раз осознали, как важно хорошо знать свой город, беречь его и гордиться им. Быть достойными петербуржцами.

Приём итоговой рефлексии, который использовался в конце урока, заключается в высказываниях и творческой работе – составлении  общего Синквейна. Высокая активность в подборе слов для синквейна показала заинтересованность, эмоциональную реакцию и личную значимость материала. Пример составленного синквейна:

Невский проспект

прямой               красивый

тянется      интересует     радует

Я люблю свой город.

Гордость

Особенно важной была на этапе рефлексии работа с выставкой детских рисунков и чтение собственных стихов, в которых дети выразили свои чувства и эмоции.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, работа в группах.

Рекомендации по подготовке и проведению урока:

- Учитывая возраст детей, необходимо продумать разнообразные формы подачи информации. Данная технология дает широкие возможности использования рациональных приемов изучения материала и развития познавательной активности по данной теме.

- Соблюдению санитарно-гигиенических норм работы с интерактивной доской для данного возраста способствует смена деятельности: работа с презентацией фрагментарно не более 3-4 минут, затем работа в блокнотах – запись слов, чтение и маркировка цветом текста, далее обращение к классной доске, после этого физкультминутка.  

- Необходимо учитывать уровень базовых знаний детей по данной теме, от чего будет зависеть содержание предлагаемых для проработки текстов о Невском проспекте.

- Объем предлагаемой информации для изучения может быть уменьшен в зависимости от уровня подготовленности детей.

Анализ результативности деятельности на уроке

Дети активно мыслили на уроке, сформулировали цель урока. На стадии вызова быстро проанализировали сценку-загадку и ответили на поставленный вопрос, что показало заинтересованность темой урока.

При заполнении графы «Хочу узнать» активно формулировали содержательные вопросы. Например:

- Когда появился Невский проспект?

- Каким был Невский проспект раньше?

- На чем раньше ездили люди по Невскому проспекту?

- Какие там были здания?

Сама постановка вопросов детьми способствует формированию умения отделить свои знания от незнания и строить работу по поиску ответов на поставленные вопросы, то есть учит осмысленно работать с информацией. Содержание урока способствовало обеспечению эмоциональной сопричастности собственной деятельности каждого ученика и деятельности всех одноклассников. Это проявилось на стадии промежуточной рефлексии первой части урока, когда сопоставлялись вопросы, поставленные детьми, и новым знанием после проработки текстов. Активность в обсуждении, согласие, желание дополнить ответы одноклассников, поддержка тех, кто ошибся или пропустил что-то.

Использованные источники:

  1. Н.А.Яковлева Наш город Санкт-Петербург. Книга для семейного чтения, «Специальная литература» 1998.
  2. Технология «Критическое мышление» материалы сайта http://gimn6.ru/ 
  3. А.Н.Чеснокова «Невский проспект»
  4. «Ленинград» - путеводитель
  5. Е.Николин «Коротко о Ленинграде».

Приложение 1

Захаров:

Я приветствую собрата по ремеслу. Я полностью оценил Ваше мастерство, Ваши таланты. Где и у кого учились Вы?

Коробов:

Я также преклоняюсь перед новым Российским гением. Вы не столь продолжили моё дело, сколь возвеличили нашу профессию, и создание Ваше- поистине, новая жемчужина в невской короне.

А случилось, что нас, восьмерых недорослей, указом Великого царя послали за границу учиться. Половину в Италию, а меня и однокашников в Голландию.

Захаров:

И горько же Вам было туман голландский вдыхать? А? Признайтесь?

Коробов:

Не то слово. Царю Петру написал - молил в Италию пустить.

Захаров:

И что царь?

Коробов:

Ой!... ( машет рукой)

Захаров:

А,  ведь,  Пётр Алексеевич прав был, от итальянского воздуха Адмиралтейство не появилось бы.

Коробов:

 И я потом понял.

Захаров:

Дело Ваше удалось выше всяких похвал. А кораблик Ваш и сегодня под невскими ветрами путь флоту российскому указывает.

Коробов:

Великое счастье было строить сей город!

Захаров:

А першпективы как угаданы?!

Коробов:

Мелькала тогда у меня мысль: «Свой Рим строю, и все дороги сюда ведут!»

Захаров:

Потому-то, чтобы время побороть, и я возводил, но в новом Вас старался сохранить. И, думаю, сделал.

Коробов:

Премного обязан Вам. Память наша да будет всегда шпицем этим блистать всей России!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прогулка по любимому городу

Слайд 2

Свирь-Нева-Адмиралтейство

Слайд 4

Невский проспект

Слайд 5

Александра-Невский монастырь

Слайд 9

Невский проспект сегодня

Слайд 10

Казанский собор

Слайд 11

Синквейн Тема - предмет Признак Признак Действие Действие Действие Фраза - отношение к теме Вывод - суть темы