Программа внеурочной деятельности "Пернатые друзья"
рабочая программа (3 класс) на тему

Андреева Ольга Станиславовна

Программа внеурочной деятельности для учащихся 3-4х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_pernatye_druzya.docx119.08 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

 «ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ» для учащихся 3-х классов

Автор: Андреева О.С. ГБОУ школа №212 Санкт-Петербург

2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.  В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Экология изучает проблемы, с которыми сталкиваются самые разнообразные живые обитатели. Среди наиболее заметных обитателей города следует выделить птиц. Познакомиться с птицами и суметь реально помочь им – вот в чем смысл предлагаемой программы.

Цель и задачи курса «Пернатые друзья»

        Цель: Развитие экологически сообразного  поведения у младших школьников.

Задачи:

Создать условия для ознакомления учащихся с многообразием птиц Ленинградской области и Санкт-Петербурга.

Актуализировать знания детей о биологии птиц Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Развить познавательную активность детей и интерес  к животному миру.

Способствовать формированию грамотной экологической позиции учащихся.

Создать условия, благоприятствующих проявлению личностных качеств и коллективного творчества.

 Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, утвержденным Министерством образования , соответствует требованиям ФГОС НОО, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.

Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой. Знания дети получают, участвуя в информационных и практико-ориентированных проектах.    Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая. Одним из основных методов обучения являются систематические  наблюдения за птицами, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей.      

Программа рассчитана на 1 год для учащихся 3-х классов (34 часа). Занятия проводятся 1 раз в неделю по  45 минут.                                 

Ожидаемый результат.

Показатели в личностной сфере ребенка:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных  поступков;

-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Учащиеся должны знать:

   -наиболее типичных представителей пернатых Ленинградской области.

   -какую пользу приносят птицы,

   -некоторые пословицы, поговорки, загадки о птицах,

-  образы птиц в народном творчестве,

- влияние деятельности человека на условия жизни птиц (примеры);

-что такое наблюдение;

Учащиеся должны уметь:

- узнавать птиц в природе, на картинках, по описанию;

-выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

-применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;  

-наблюдать обитателей природы по предложенному плану или схеме;

№ зантия

Содержание

Кол-во часов

 1

Введение в курс. Беседа-викторина «Птицы рядом с нами».

Постановка задач. Распределение по исследовательским группам. Выбор тем проектов.

1

2-3

 Разнообразие птиц городской фауны.  Работа по группам. Поиск информации.

2

4

Кормовые предпочтения городских птиц.  Поиск информации «как правильно кормить птиц». Составление таблички-памятки.

2

5-6

Представление проектов «Ворона серая».  «Голубь Сизый». Сбор кормов для птиц. Что такое наблюдение. Дневник наблюдений.

2

7-8

Какие бывают кормушки. Изготовление кормушек для птиц, размещение около школы и дома. Задание на каникулы: дневник наблюдений.

2

9-10

Представление проектов «Ласточка», «Воробей».

Конкурс кормушек.

2

11

Наблюдение за поведением птиц на кормушках. Заполнение дневника наблюдений за птицами.

1

12-13

Представление проектов «Зеленушка», «Лазоревка».

Наблюдение за поведением птиц на кормушках. Заполнение дневника наблюдений за птицами.

2

14-15

Экскурсия в юннатский клуб ДДТЮ.

2

16

Представления проектов «Чечетка», «Поползень»

Наблюдение за поведением птиц на кормушках. Задание на каникулы: заполнение дневника наблюдений за птицами.

1

17

Представление проекта «Дятел», «Снегирь»

О чем поют птицы. Различение голосов птиц.

1

18

Представление проекта «Большая синица», «Пищуха».

Обзор дневников наблюдений.

1

19

Конкурс рисунков «Птицы зимой» (по итогам наблюдений)

1

20-21

 Представление проектов «Галка», «Гренадерка».

Обзор дневников наблюдений.

2

22-23

Участие в районном конкурсе «Пернатые друзья».

2

24-25

Организация и проведение игр и агитбригад  для младших «Птичья столовая».

2

26

Представление проекта «Московка».

«Такие разные птицы» ( викторина о внешнем виде птиц).

1

27

Представление проектов «Кукушка», «Лазоревка».

Обзор дневников наблюдений.

1

28

Изготовление газет и листовок, посвященных птицам Ленинградской области.

1

29

Образы птиц в художественном и прикладном творчестве. Фильм, презентация. Изготовление поделки.

1

30

Таинственные следы (кормовые предпочтения и следы птиц). Викторина.

1

31-32

Влияние  деятельности человека на условия жизни птиц. Проект

2

33

Обобщающее занятие. Составление газеты-отчета по творческим группам.

1

34

Экскурсия за город. Проведение натуралистических наблюдений. Фотографирование. Сбор природного материала.

1

                                                 Итого:

34

Приложение 1

Дневник наблюдений за поведением птиц на кормушке

ученика_____________ класса_____________школы

Дата

Утро, день, вечер

Погода

(t о, осадки)

Вид и количество

птиц

Общее количество птиц

Кормовые

предпочтения

Поведение

на кормушке

Приложение 2

Игра «Накорми птиц»

для воспитанников детского сада №60 «Гнездышко»

(подготовительная группа «Воробышки»)

19 декабря 2011 г.

Организаторы игры – ученики 4 «а» класса 295 гимназии

Руководитель: Андреева Ольга Станиславовна

Воспитательные задачи:

  1. Для воспитанников детского сада:
  • Способствовать развитию интереса к окружающему нас миру,

в частности – к птицам нашего  города.

  • Дать первоначальные знания о кормовых предпочтениях птиц.
  1. Для воспитанников гимназии:
  • Научить творческому сотрудничеству с детьми младшего возраста.
  • Дать возможность оптимизировать свои знания, полученные в результате исследовательской работы по теме «Пернатые друзья».

Игра проводится во время прогулки в детском саду.

Гимназисты в «шапочках», изображающих птиц  (сороку, снегиря, дятла и синицу) «прилетают» на детскую площадку.

Сорока  Здравствуйте! Я – сорока, я принесла вам на хвосте письмо от моих друзей – зимующих птиц. Это письмо написала ворона – она самая умная из нас.

 ( читает и передает письмо детям).

  Здравствуйте, ребята!

   Пишут вам птицы, которые остались зимовать в вашем городе. Нам бывает очень холодно и голодно зимой. Если мы не найдем зимой корма, мы погибнем. Помогите!

Воробей, синица, снегирь, поползень, овсянка, клест, гаичка, лазаревка, зеленушка, чечетка и др.

Ведущий. Ребята, а вы знаете, какие птицы остаются у нас зимовать? (Дети в костюмах птиц загадывают загадки. Правильно отгадавшим выдается жетон).

Ты с модницей этой,
Конечно, знаком:
Вертушке на месте
Никак не сидится —
Все хвастает
Синим своим сюртуком
И шапочкой синей
Гордится... (синица).

От простуд он не страдает,
Не страшится злобных вьюг
И к зиме не улетает
На далекий знойный юг.
Пусть покроют снега груды
И пригорок, и пустырь —
Раз красавец прилетел к нам,
Житель севера... (снегирь).

В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орел — а все же птица! (воробей)

Черный жилет,
Красный берет,
Нос как топор,
Хвост как упор. (дятел)

Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая! (сорока)

На голом суку сидит,
На весь двор кричит:
"Кар-кар-кар!"
(Ворона)

Ведущий.  А какие еще птицы зимуют в нашем городе? Посмотрите и назовите (детям показываются картинки).

   Сейчас мы с вами поиграем в игру «Накорми птиц». 

Мы разобьем вас на три команды, каждая команда должна правильно выбрать корм для одной птички и положить его в кормушку. Сегодня мы покормим синичку, дятла и снегиря.

(Каждой команде выдается набор кормов ( карточек). В них написан корм, которым можно кормить птиц и которым нельзя.

Можно кормить:

Синица – сало, семена трав, овес, семечки подсолнуха

Снегирь – ягоды, семена трав, семечки тыквы

Дятел – орешки, желуди, шишки, семечки тыквы.

Нельзя кормить: чипсы, хлеб черный, сухарики покупные, горох, пшено.

 После игры проводится обсуждение – что сделали правильно, а что нет).

   Чтобы вы не забыли, как кормить птиц, мы дарим вам памятку

  «Что любят птицы».

   Так же мы хотим подарить вам кормушки, которые сделали своими руками. Вы знаете как правильно сделать кормушку для птиц и как ее закрепить? (ученики вешают кормушки на деревья и насыпают в них корм).

   Дарим вам на память табличку «Как сделать кормушки».

  Мы надеемся, что вы станете добрыми друзьями птиц и не забудете их кормить зимой, когда настанут морозы и выпадет снег.

                         Приложение 3

Как правильно кормить птиц
   Кусочки сала и мяса для синиц можно положить в сеточку и повесить прямо на ветку. Мясо и сало можно давать сырое и варёное, но обязательно несолёное. Белый хлеб нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь – крупные замершие куски они не смогут клевать. Чёрный ржаной хлеб птицам вреден. Нельзя предлагать птицам перловую крупу, горох и чечевицу, разбухая в желудке, они могут вызвать мучительную смерть. Из круп птицы охотно любят поедать овсянку "Геркулес" и пшённую. Любят птицы клевать ягоды рябины, семена берёзы, ольхи, сосны, ели, лиственницы.

Кто что любит

Семечки подсолнечника (не жереные)  - почти все птицы (очень любят синицы, голуби, поползни)

 Просо и пшено - воробьи и овсянки считают, что ничего вкуснее на свете нет. Будут есть зяблики и вьюрки

Несоленое сало на ниточке - синицы, дятлы, поползни

Сырое мясо - вороны, сороки, галки. Также не откажутся синицы и поползни

Овес - воробьи, синицы и овсянки будут есть, если нет другого корма

Семечки тыквы, дыни - почти все птицы (откажутся поползни и синицы)

Семена трав (лебеда, конопля, конский щавель, полынь) - едят почти все птицы

Ягоды рябины, калины, бузины - очень любят снегири, дрозды рябинники и свиристели

Желуди, орехи, шишки – дятлы, клесты

Если знать, что любит та или иная птица, можно попытаться привлечь их в свой сад, приманив любимым кормом. Конечно, если эти птицы живут в вашем регионе или прилетают туда на зиму или на лето.

Зимние "пироги" из сала и семечек привлекают синиц, воробьев и зеленушек

Сало и нутряной жир особенно любимы синицами, дроздами, крапивниками и дятлами

Разложенные на земле свежие или сухие фрукты и ягоды не останутся без внимания дроздов, малиновок (зарянок), синиц и скворцов

Целый арахис – любимое лакомство синичек, зеленушек, воробьев, поползней, больших пятнистых дятлов и чижей, а измельченный – малиновок, лесных завирушек и крапивников. Арахисом также можно попытаться привлечь очаровательных и пугливых соек

Сыр любят малиновки, завирушки и дрозды

Картофель нравится многим птицам, если повезет, им можно приманить даже диких уток, гусей, лебедей и фазанов.

Приложение 4

Положение о районном экологическом конкурсе «Пернатые друзья» для учащихся 3 классов 

Как наука об окружающем мире, экология изучает проблемы, с которыми сталкиваются самые разнообразные живые обитатели. Среди наиболее заметных обитателей города (конечно, кроме человека) следует выделить птиц. Легко ли им соседствовать с нами? Какие затруднения они испытывают? Да и кто же они, наконец, наши пернатые соседи?

Познакомиться с птицами, обитающими в нашем городе и его пригородах, узнать  об их жизни много интересного, научиться их видеть и слышать и (самое главное!) суметь реально помочь им – вот в чем смысл предлагаемого конкурса.

Цель: создание условий для ознакомления учащихся с многообразием птиц, обитающих на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Задачи конкурса:

  • активизировать знания детей о биологии птиц, обитающих на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
  • способствовать развитию познавательного интереса детей к животному миру как к неотъемлемой части живой природы;
  • формировать грамотную экологическую позицию учащихся;
  • создать условия, благоприятствующие проявлению личностных качеств и коллективного творчества.

Участники конкурса: в конкурсе могут принять участие учащиеся третьих классов образовательных учреждений Фрунзенского района.

 Содержание конкурса:

I этап (школьный тур) – октябрь - январь.

На этом этапе учащиеся третьих классов знакомятся с разнообразием птиц городской фауны, изучают их биологические и экологические особенности. Кроме того, ребята должны самостоятельно, при поддержке учителя, изготовить кормушку для птиц, а затем в зависимости от погоды провести серию простых  наблюдений за посетителями птичьей столовой.

Результатами освоения теоретической информации учащиеся могут поделиться в ходе игр, викторин, конкурсов, организованных в школе.  Отчетом о проведении практических действий по изготовлению кормушек, подкормке птиц является подборка рисунков учащихся. В рисунках должны быть отражены представители фауны птиц Санкт-Петербурга и Ленинградской области (их внешнее строение, окраска оперения, особенности поведения птиц, увиденные детьми во время наблюдений за кормушкой, - ссоры, способы обращения с некоторыми видами кормов, что-то другое). Кроме того, юные исследователи могут провести простейшие исследования:

  • осуществить количественный учёт птиц, посещающих кормушку, в общем и по отдельным видам;
  • выяснить закономерность посещения птицами кормушки в разное время дня, а также зависимость количества птиц, прилетающих на кормушку, от температуры воздуха;
  • изучить кормовые предпочтения некоторых видов птиц и особенности их обработки корма.

Из победителей школьного этапа может быть сформирована команда из 7 человек, которая участвует в районном конкурсе.

 II этап (районный тур) – январь-февраль

Команды ОУ участвуют в игре по станциям, когда участникам будет предложено пройти по 6 станциям (время работы на станции – до 8 минут, максимальное количество баллов на станции - 10):

1. «Такие разные птицы» (определить птиц по внешнему виду).

2 «И стол, и дом» (основные виды растений, плоды и семена которых птицы используют в пищу в природе или на кормушке).

3. «Таинственные следы» (следы жизнедеятельности, по которым можно определить разнообразие птиц и их кормовые предпочтения в течение года).

4. «Окружающий мир» (взаимоотношения птиц и людей, соседствующих в городской среде).

5. «Творческая» (образы птиц в художественном, народном и прикладном творчестве).

6. «Домашнее задание» – птичья столовая: 1. Рисунки (Ф-4) в паспарту (Ф-3) с изображением видов птиц, типов кормов оседлых и кочующих птиц в холодный период года, кормушек. 2. Отчёт о проведенных исследованиях (не более 5 листов Ф-А4). 3. Творческий отчет – выступление до 3-х минут.

 Победителями становятся команды, набравшие наибольшее количество баллов. Организаторы оставляют за собой право особо отметить наиболее интересные работы, представленные на станции «Домашнее задание». Кроме того, представленные работы могут быть рекомендованы для участия в иных конкурсах. 

Консультация для учителей состоится в октябре 2014 г. (время и место консультации будет сообщено дополнительно). Во время консультации будут предложены материалы для проведения I этапа (школьного тура) конкурса.

          Заявки на участие принимаются  до 13 октября 2014 года в ДДЮТ, каб № 102.

В заявке должно быть указано: № ОУ, Ф.И.О. руководителя, отвечающего за участие коллектива в конкурсе, его контактные телефоны и адрес электронной почты.

Справки по телефону – 705-60-35 Иванова Елена Тасолтановна; 709-62-59, Никитин Дмитрий Борисович


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности "Друзья Светофорика"

планирование, пояснительная записка...

Открытое мероприятие "Ты и твои друзья"по программе внеурочной деятельности "Уроки нравственности"

Мероприятие рассчитано на детей 1 класса. Оно способствует формированию добрых отношений между детьми в классе, развивает стремление быть терпимым в обществе людей. В процессе его проведения дети учат...

Программа внеурочной деятельности детского объединения «Друзья Тимура»

Программа деятельности детского объединения «Друзья Тимура» обеспечивает реализацию направлений духовно-нравственного воспитания и развития:- воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к прав...

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Друзья природы"

Программа кружка затрагивает самые насущные проблемы современности. Детям интересно предоставляется информация о ЗОЖ, экологических проблемах, о строении организма, о многообразии животногои раститель...

Программа "Книга приглашает друзей" 1 класс (внеурочная деятельность)

Программа разработана  на 2 часа в неделю. Возможна корректировка....

Программа внеурочной деятельности художественно - эстетического направления. «Друзья Самоделкина»

В программу входит пояснительная записка и КТП. Успешно реализуется в 1-4 классах....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Друзья природы"

Рабочая программа  внеурочной деятельности "Друзья природы" 2 года обучения...