программа внеурочной деятельности "Друзья Светофорика"
методическая разработка (3 класс) на тему

Скореднова Наталья Михайловна

планирование, пояснительная записка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno-tematicheskiy_plan_svetoforik_.docx31.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тогурская начальная общеобразовательная школа»

Утверждаю

Директор МБОУ «Тогурская НОШ»

____________О.А. Пшеничникова

Приказ № ____от _______

Рассмотрено

на заседании координационно-методического центра

дополнительного образования

протокол № ___от ____________

Программа дополнительного образования

Отряд юных инспекторов дорожного движения

«Друзья светофорика»

Для обучающихся 10-12 лет

Срок реализации программы – 1 год

Программу составила Скореднова Н.М.

Колпашевский район

С. Тогур – 2012 г.

Отряд ЮИД    «Друзья Светофорика»

Командир отряда:  Бондаренко Ксения 4Г класс

Состав команды: Обучающиеся 4Г и 3Б класса

Девиз: «Правила дорожные знать каждому положено!»

Закон юидовца:

Красный – стоп,

зелёный – жди,

а зелёный – проходи!

Речевка: 

Днём и ночью я горю,

Всем сигналы подарю.

Есть три цвета у меня –

Светофорик я, друзья!

Песня

Шагая осторожно…

Слова С. Михалков.

Движеньем полон город:

Бегут машины в ряд.

Цветные светофоры

И день, и ночь горят.

Шагая осторожно,

За улицей следи –

И только там, где можно,

И только там, где можно,

И только там её переходи.

И там, где днём машины

Спешат со всех сторон,

Нельзя ходить, зевая!

Нельзя считать ворон!

Шагая осторожно,

За улицей следи –

И только там, где можно,

И только там, где можно,

И только там её переходи.

Пояснительная записка

Пусть горит зелёный

свет на твоей дороге!

Ребёнок с раннего детства в процессе деятельности формирует навыки, необходимые ему для жизни в быту. Тысячи повторений формируют прочные стереотипы. Ребёнок совершенно естественно готов выбежать из-за предмета, мешающего обзору, не приостанавливаясь и не выглядывая для оценки ситуации: «что там за...?» - потому, что делал это многократно в бытовом мире, вдали от мира машин. А транспортном мире эта привычка смертельно опасна. Тем более что улица обманывает: в одинаково серый цвет
— цвет асфальта — окрашены и тротуар, и проезжая часть. Американский специалист Р. Скилмен подсчитал, что на один «несчастный случай» пешеход совершает около 4000 безнаказанных ошибок, каждая из которых может окончиться трагически. При этом лишь 20 из них наказываются испугом, остальные 3980 невольно формируют ложные навыки и привычки, закрепляющиеся в сознании как правильные. Если в среднем в нашей стране каждый день погибает 15 детей и 150 получает травмы, значит, ежедневно наши дети совершают 600 000 ошибок, находясь под дамокловым мечом возможного несчастья.

Родители должны с первых шагов ребёнка на улице тренировать у него особую «транспортную» привычку: опасаться при переходе улицы любых предметов, мешающих обзору, как предметов, скрывающих опасность. Чтобы дети, переступая бордюрный камень и переходя из бытовой среды в «транспортную», переключались с бытового навыка на «транспортный» примерно так же, как человек переключается во время гололёда с навыка хождения по сухому на навык хождения по льду.

Для обучения детей, формирования у них «транспортных» навыков взрослые должны понимать, как глубоко укоренилась в детях неготовность к безопасному движению: достаточно ребёнку быть в состоянии спешки, эмоционального возбуждения — и он отдаётся в оценке обстановки навыкам, а навыки у него все бытовые, опасные для дороги. Важно знать, каких ошибок следует ждать от ребёнка на улице, чтобы своевременно их предупредить и избежать несчастья.

Анализ показывает, что дети из-за неумения наблюдать и вовремя предвидеть не замечают опасности и уверены в своей безопасности в 90% случаев. 95% случаев с детьми возникают в ограниченном числе повторяющихся ситуаций — «ловушек» - 30 типичных ситуаций, из них 60% - в ситуации «закрытого обзора» из-за сформировавшейся в раннем детстве привычки детей выбегать не приостановившись и не выглядывая из-за стоящих машин и других предметов.

Основные ситуации «дорожные ловушки», в которые обычно попадают дети можно объединить в 5 групп:

1. «Закрытый обзор» - дети и водители не видят и не могут видеть друг друга.

2. «Отвлечение внимания» - ребёнок не замечает опасности, потому что его взгляд прикован к цели на другой стороне улицы или на проезжей части, угол бокового зрения сужен, ребёнок спешит.

3. «Пустынная улица» - ребёнок не замечает опасности, будучи уверен, что машин нет (их давно не было), и выходит или выбегает на дорогу, не осмотрев её.

4. «Середина проезжей части» - дети не обращают внимания на машину, проезжающую за спиной.

5. «Родители с детьми» - дети вырываются из рук родителей, родители не привлекают детей к наблюдению за дорожным движением; дети менее осторожны в присутствии взрослых и других детей.

В действительности число «ловушек» гораздо больше. Однако и этих примеров достаточно для формирования у детей особых защитных навыков наблюдения, предвидения опасности. Безопасное поведение обеспечивает, как правило, привычки, а их нельзя создать просто предостережениями типа «Будь осторожен» или «Обходи трамвай только сзади». Систематическое, повседневное закрепление навыков движения, наблюдения и постоянный личный пример взрослых могут создать правильные привычки.

Для безопасности необходимо выработать у ребёнка четыре вида навыков.

1. Навык наблюдения. Ребёнок должен научиться видеть предметы, закрывающие обзор проезжей части, как «предметы опасные» или «предметы, скрывающие опасность». Пустынную улицу с нерегулярным, неинтенсивным движением транспорта ребёнок должен научиться воспринимать как улицу обманчивую, потому что именно на таких улицах дети часто выходят на проезжую часть, не посмотрев по сторонам.

2. Навык сопротивления волнению или спешке. Ступая на проезжую часть, спешку или волнение надо оставить на тротуаре.

3. Навык переключения на улицу. Бордюрный камень — это граница, за которой бытовые навыки непригодны. Надо научить ребёнка замечать эту границу: замедлять движение, останавливаться, выдерживать хотя бы небольшую паузу для психологического переключения в связи с переходом в опасную зону.

4. Навык переключения на самоконтроль. Ребёнок должен осознать, что на проезжей части нужно следить за собой, участвовать в движении, в оценке обстановки не только глазами, но и мыслями. Не отвлекаться те несколько минут, которые требуются для перехода улицы.

В целях формирования культуры безопасного поведения детей на дорогах, повышения качества обучения школьников безопасности дорожного движения и профилактики дорожно-транспортного травматизма среди детей создан кружок ЮИД «Светофор» по изучению правил дорожного движения, профилактики безопасного поведения на дороге.

Содержание программы

Целью программы является создание условий для выработки навыков безопасного поведения на дороге.

Главные задачи:

обучить Правилам дорожного движения;

сплотить детские коллективы через совместные творческие дела;

создать условия для практического применения ПДД;

освоить новые активные формы агитации и пропаганда ПДЦ;

сформировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице
и в транспорте;

изучить влияние результативности агитационно-пропагандистской работы, проводимой в общеобразовательном учреждении;

воспитать убежденных, образцовых участников дорожного движения при освоении навыков безопасного поведения на улице и дороге.

Реализация задач, поставленных перед отрядом ЮИД, может осуществляться через беседы, конкурсы, викторины, спектакли, выпуск стенных газет, просмотр видеофильмов, выступление агитбригады, выполнение компьютерных тестов, создание компьютерных презентаций.

Программа составлена с учётом возрастных особенностей детей. А это школьники в возрасте от 7 до 13 лет.

Правило работы кружка требует, чтобы проводились занятия как коллективные, индивидуальные так и занятия в малых группах.

В ходе занятий ребята знакомятся с Правилами дорожного движения, обсуждают различные дорожные ситуации.

С первого и до последнего этапа работы в кружке его участникам, независимо от возраста, необходимо прививать серьёзное отношение к делу.

Программа рассчитана на 1 год.

Перспективы программы:
- освоение и изучение школьниками Правил дорожного движения;
- выработка культуры поведения пешеходов на дороге.

Данная программа основана на следующих
педагогических принципах:
- ценностно-смыслового равенства (у педагога и воспитанников общая цель, совместная деятельность)
- природосообразности (учёт возрастных особенностей);
- креативности (воспитание в творческой обстановке);
- доступности;
- наглядности.
Информационное обеспечение:
- отдельное помещение;
- музыкальная аппаратура;
- комплекты дорожных знаков;
- схема движения транспорта и пешеходов микрорайона школы;
- уголок по изучению ПДД и профилактики ДТП;
- периодическая печать — газета «Добрая дорога детства»;

- выход в Интернет;

- банк данных (разработки уроков, бесед, лекции для родителей, памятки, разработки внеклассных мероприятий)

Нормативно правовое обеспечение:

- Конституция РФ

- Конвенция о правах ребенка

- Правила дорожного движения

- Устав образовательного учреждения

- Учебный план

- План воспитательной работы ОУ

- Положение об отряде юных инспекторов движения

Научно-методическое обеспечение:

- Государственный образовательный стандарт

- Учебный план и учебные программы школы

- Методические рекомендации по проведению уроков по ПДД

- Учебники по ПДД

- Методические разработки для родителей, обучающихся и педагогов

- Газета «Добрая дорога детства», школьная газета «Звонок»

Направление деятельности:

Разработка комплекса профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения для детей будет проводиться по пяти направлениям:

Информационное – обучение детей Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на дорогах и улицах.

Развивающее – формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным.

Воспитательное – формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере

Методическое – методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики ДДТТ.

Контрольное – система контрольных мероприятий по оценке эффективности внедрения программы профилактики ДДТТ.

Содержание деятельности:

Информационная деятельность:

- создание стендов «ЮИД в действии», стенгазет, боевых листков и другой информационной работы, ведение документации отряда: планово-отчетная папка «Задумано-сделано».

Пропагандистская деятельность:

- участие в организации разъяснительной работы по теме безопасности дорожного движения, проведение бесед, викторин, кинолекториев, игр, экскурсий, соревнований, конкурсов, КВН, тематические утренников, праздников, постановка спектаклей, создание агитбригад.

     Более опытные юные инспектора дорожного движения могут принять участие в патрульной деятельности:

- участие в сопровождении взрослых в патрулировании и рейдах, в целях предотвращения нарушений со стороны детей Правил дорожного движения, выпуск молний по результатам патруля и рейдов, информирование родителей о нарушении школьниками правил дорожного движения, дежурство у перекресков в микрорайоне школы.

Методы и формы занятий в кружке.

1. Беседы из истории возникновения дорожного транспорта, регулирования движения на улицах, по изучению дорожных знаков, правил движения.

2. Конкурсы рисунков, плакатов, стенных газет, викторины по ПДД.

З. Занятия, посвященные подбору материала для уголка безопасности, для выступления агитбригады.  

4. Занятия-беседы в классах.

5. Чтение и анализ материалов в газете «Добрая дорога детства».

6. Конкурсы знатоков ПДД.

7. Создание компьютерных презентаций.

8. Выступление агитбригады

9. Выпуск рубрики в школьной газете «Звонок»

Ожидаемый результат

За период обучения школьники должны освоить: 

- правила поведения пешеходов на дороге;

- назначение дорожных знаков, их использование в дорожных ситуациях;

- пропагандировать знания ПДД среди учащихся;

знать:

- историю детского объединения ЮИД, службы ГАИ-ГИБДД;

- историю развития Правил дорожного движения;

- о первых светофорах, легковом, грузовом и общественном транспорте;

- серии дорожных знаков и их представителей;

- новые формы агитации и пропаганды ПДД;

уметь:

- работать с Правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;

- читать информацию по дорожным знакам;

- оценить дорожную ситуацию,  - участвовать в конкурсах;

иметь навыки:

- дисциплины,   осторожности,   предвидения   опасности   на  дороге   не переходящие в чувство боязни и страха;

- взаимной   поддержки   и  выручки  во   время   проведения   конкурсных
мероприятий.
 

Учебно-тематический план творческого объединения

Отряд юных инспекторов дорожного движения

«Друзья Светофорика»

 на 2012-2013 уч.г.

Руководитель: Скореднова Н.М.

34 часа – 1 час в неделю

Содержание и виды работы

Количество часов

1

Организация творческого объединения юных инспекторов «Друзья светофорика»

1

2

Акция «Родителям и школьникам о безопасности дорожного движения»

1

3

Встреча с инспектором дорожного движения

1

4

Выступление агитбригады «Соблюдай правила дорожного движения» на мероприятии «Посвящение в пешеходы»

1

5

Участие в конкурсе рисунков «Я - пешеход»

1

6

Разработка безопасного пути «Дом-школа»

1

7

Коллаж «Внимание – дорога!»

1

8

Целевая прогулка «Улица, на которой расположена школа»

1

9

Улицы и движение в населенном пункте (занятие на компьютерах)

1

10

Дорожные знаки и дополнительные средства информации (занятие на компьютерах)

1

11

Обязанности пешеходов (занятие на компьютерах)

1

12

Элементы улиц и дорог (занятие на компьютерах)

1

13

Светофор и его сигналы (занятие на компьютерах)

1

14

Пешеходный переход (занятие на компьютерах)

1

15

Оказание первой помощи (занятие на компьютерах, практическое занятия)

1

16

Рейд по соблюдению обучающимися ПДД

1

17

Составление кроссвордов по ПДД

1

18

Изготовление дорожных атрибутов для проигрывания дорожных ситуаций

1

19

Оформление уголка безопасности

1

20

Викторина «Знай правила дорожного движения как таблицу умножения»1

1

21

Урок безопасности «Трехцветный друг»

1

22

Фоторепортаж «На улицах нашего села»

1

23

Беседа о необходимости соблюдения правил дорожного движения в сложных погодных явлениях

1

24-26

Выступление агитбригады на классных часах

3

27

Практическое занятие на территории школы

1

28

Конкурс сочинений «Жизнь не игра, заново не начнешь!»

1

29

Рейд по соблюдению обучающимися ПДД

1

30

Запись видеоролика «ПДД – законы жизни»

1

31

Оформление информационного стенда о работе ЮИДовцев

1

32

Агитационная компания «Соблюдаем правила дорожного движения»

1

33

Организация выставки рисунков «Знай и соблюдай»

1

34

Итоговое занятие. Тестирование по программе «ПДД для школьников»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа по внеурочной деятельности «Светофорик».

Программа рассчитана на 4 года для детей 6,5-10 лет  учащихся 1-4 классов. Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу, с использованием современных компьютерных технологий....

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Программа внеурочной деятельности "Школа Светофорика"

Целью данной программы является создание условий для формирования у школьников,  как в качестве пешеходов,  так и в качестве велосипедистов,  устойчивых навыков безопасного поведения на...

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Светофорик"

Содержание рабочей программы внеурочной деятельности кружка «Светофорик» Программа  внеурочной деятельности кружка «Светофорик» для уч-ся 3 класса составлена на основе рабочей программы Стол...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Светофорик"

РАбочая программа внеурочной деятельности оздоровительного направления "Светофорик" для обучающихся 4 класса с УУД...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности социального направления «Светофорик»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельности социального направления«Светофорик»...

Программа внеурочной деятельности "Светофорик"

Программа внеурочной деятельности "Светофорик"...