За «семейный характер» современной школы
статья на тему

     Идея «семейного характера» школы принадлежит К. Д. Ушинскому. Выдвигая принцип народности воспитания и указывая пути его осуществления, К. Д. Ушинский, в частности, выступал за укрепление связи школы с общественностью, семьей, чтобы школа, по его выражению, стала «семейным делом» народа, и тот, заботясь о пользе своих детей, зорко и ревниво охранял ее. Вместе с тем «семейной» по характеру должна стать и сама школа, взращивая в детях дух взаимной любви и ответственности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семёнова Ирина Александровна

учитель начальных классов МБОУ СОШ №29

За «семейный характер» современной школы

     Идея «семейного характера» школы принадлежит К. Д. Ушинскому. Выдвигая принцип народности воспитания и указывая пути его осуществления, К. Д. Ушинский, в частности, выступал за укрепление связи школы с общественностью, семьей, чтобы школа, по его выражению, стала «семейным делом» народа, и тот, заботясь о пользе своих детей, зорко и ревниво охранял ее. Вместе с тем «семейной» по характеру должна стать и сама школа, взращивая в детях дух взаимной любви и ответственности.

    Негативные явления в детской среде, усилившиеся в последнее десятилетие, подтвердили необходимость тесного педагогического союза школы и семьи. Это объективно обусловлено тем, что восприятие мира младшими школьниками (прежде всего людей – их настроений, состояний, характера взаимоотношений) определяется опытом общения ребенка в семье, на основании которого он усваивает ценностное отношение к окружающему. Так, опрос 750 учащихся подтвердил, что наиболее авторитетными взрослыми являются близкие родственники: на это указали 64% учащихся I–IV классов («От кого ты узнаешь, как правильно жить, поступать? Чьи советы считаешь наиболее правильными? На кого хочешь быть похожим? »), тогда как учителя в этом качестве назвали всего 9% детей. На вопрос «Бывает ли так, что родители советуют одно, а учитель – другое? В каких случаях?» 64% детей ответили утвердительно, а 40% напрямую связали эти расхождения с содержанием нравственных норм и представлений о жизненных ценностях.

     В этой связи следует отметить, что только 12% родителей опрошенных учащихся проявили осведомленность относительно воспитательных устремлений учителей. Учителя же, констатируя происходящее отчуждение родителей от школы, ограничивают свой педагогический арсенал сотрудничества с родителями отдельными внеклассными мероприятиями.

     Хочу привлечь внимание учителей к соответствующим возможностям домашних заданий «семейного характера» и семейных уроков – хотя бы в курсе чтения.

  1. Домашние задания «семейного характера».

      Активной зоной воспитательного взаимодействия учителей и родителей могут стать домашние задания: к их выполнению младшими школьниками подключается от 90% родителей первоклассников до 45% родителей четвероклассников. Если учитывать, что при этом осуществляется активное проявление родительского отношения к содержанию школьного образования и стоящей за ним действительности, то можно рассматривать домашние задания как возможное средство поддержания общих воспитательных устремлений школы и семьи.

     Что касается чтения семейного характера, то его осуществление – не простая на сегодня методическая задача. Фактически сейчас утрачены традиции семейного чтения, в какой-то мере они поддерживаются только в каждой десятой семье учащихся начальной школы. В читательских интересах современных родителей усиливается прагматическая направленность: по словам самих детей, «папа читает про банк, а мама про огород». И наконец, то участие родителей в детском чтении, которое сложилось во многих семьях и сводится к отработке навыка чтения и воспроизведения текста, оборачивается назойливым контролем над чтением детей, сказывается на развитии отношения младших школьников к совместному чтению: «когда я читаю, родители начинают исправлять, поэтому лучше читать одному».

      На какие же все-таки методические положения можно опереться учителю, решившему прибегнуть к домашним заданиям «семейного характера»?

      Главное, необходима ориентация родителей в осуществлении домашнего чтения на диалог по поводу прочитанного: общей оценки произведения, отношения к его героям и художественной идее. При этом должно обеспечиваться равноправие участников диалога с книгой и автором произведения: родительское участие в совместном чтении не должно основываться на позиции «проверяющего», а участие ребенка – на позиции «отчитывающегося». Не менее важно, чтобы ученики, оказываясь на «перекрестке » мнений автора, учителя, родителей и попадая тем самым в ситуацию выбора, определялись в собственном отношении к произведению, активно выражали его. Содержание домашних заданий семейного характера может включать в себя:

  1. Перечитывание учащимися дома с родителями того произведения, с которым они знакомились в классе, для выражения общего согласованного мнения в отношении того, что не получило однозначной оценки в классном обсуждении.

В таком обмене мнениями, в заочном диалоге с родителями учителю предоставляется возможность педагогически корректировать родительское влияние на нравственное становление детей.

  1. Выражение родителями своего отношения к прочитанному в позиции героя произведения или адресата сообщения.

Во втором случае домашние задания могут быть, в частности, построены на основе дочитывания учителем тех произведений, которые даны в учебных книгах «отрывочно» и нуждаются, на его взгляд, в более полном ознакомлении с ними детей и родителей. Предлагая учащимся послушать в классе чтение дополнительных фрагментов текста с установкой «дорассказать произведение родителям», учитель, с одной стороны, активизирует и углубляет процесс его восприятия детьми, а с другой – мотивирует их естественное желание выразить свое обновленное впечатление от произведения родителям, уже отчасти осведомленным в тексте и потому – небезразличным слушателям.

  1. Задания и вопросы, адресованные классу семьями учащихся.

Нередко в семейном чтении у его участников возникают спорные вопросы или интересные задания по прочитанному, которые могут получить свое продолжение в классной работе.

  1. Семейные уроки.

Семейные уроки в самом общем понимании – это уроки с участием родителей. Не стоит, однако, смешивать семейные уроки и просто открытые уроки для родителей. Последние в современной школе не редкость, и их основная цель – предоставить родителям возможность почувствовать царящую в классе атмосферу, понаблюдать за работой своих детей в сравнении с другими учащимися, примериться к уровню требований учителя. Между тем, разовый характер таких уроков и достаточно пассивная роль присутствующих на них взрослых не позволяют учителю полноценно налаживать с родителями отношения педагогического сотрудничества.

      Семейные уроки в большой степени способствуют этому. Семейные уроки, равно как и открытые уроки, предполагают участие в них родителей по их возможности и желанию. Но это участие означает, что родители активно включаются в ход урока, в выполнение всех заданий. При этом родители не заменяют и не подменяют учеников. Скорее, они выступают посредниками между ними в достижении обучающих и воспитательных целей. Зона посредничества родителей не замыкается только на собственных детях, но распространяется и на других учащихся класса, а успешность такого посредничества обеспечивается регулярностью семейных уроков, их продуманным включением наряду с заданиями семейного характера в систему взаимодействия школы и семьи.

     Учителю важно сформировать не только коллектив учащихся, но и коллектив родителей. Хорошей школой для этого являются и родительские собрания. Первое из них проводится с родителями будущих первоклассников. Оно посвящается вопросу подготовки детей к школе и изучению семьи каждого ученика. Родителям предлагается, например, такие вопросы для беседы:

  1. Как ласково называть своего ребенка?
  2. Назовите положительные черты характера вашего ребенка.
  3. Что вас настораживает и какую помощь в воспитании вы хотели бы получить?
  4. Какие заболевания перенес ваш ребенок? На что следует обратить внимание?
  5. Чем увлекаются члены вашей семьи?
  6. Какую помощь вы можете оказать классу, школе?

     Входит в традицию рассаживание на собраниях родителей на те места, где сидят их дети. Это рациональное: родитель наглядно узнает рабочее место сына или дочери, видит, аккуратно ли оно содержится, может познакомиться с родителями соседа по парте. А это очень важно, так как сидящие за одной партой дети часто бывают друзьями, и будет очень хорошо, если эта дружба выйдет за пределы класса и станет семейной.

     Родительский комитет не избирается, родители по желанию разделяются на сектора: учебный; повышения педагогической культуры родителей; культурно-массовый; физкультурно-оздоровительный; санитарно-гигиенический; хозяйственный.

     На последующих собраниях решается целый ряд задач, возникающих в процессе учебно-воспитательной работы: подведение итогов учебно-воспитательной работы, обсуждение оформления класса, подготовка к зиме, каникулам, знаменательным датам и т.п.

     Примерный порядок проведения родительского собрания:

а) беседа учителя (другого специалиста или родителя) на педагогическую тему;

б) рассказ одного из родителей об опыте семейного воспитания по данному вопросу;

в) обобщение, обмен мнениями по изложенному вопросу;

г) сообщение учителя о состоянии учебно-воспитательной работы в классе;

д) обсуждение и решение вопросов, касающихся жизни класса;

е) разное.

     Таким образом, анализ успеваемости учащихся не занимает на собрании основного времени, причем делает этот анализ учитель очень осторожно и оптимистически.

     Так, иногда он говорит о том, что не все дети справляются с программой, не все имеют хорошо выработанные навыки усидчивости и прилежной работы, фамилии этих учеников не называются перед родителями всего класса. Гораздо полезнее попросить задержаться после собрания для личной беседы. Этим учитель проявит такт в работе с родителями.

     Анализируя успеваемость, учитель обязательно объясняет причины того, почему некоторые дети имеют затруднения в учебе, почему эти трудности возникли, как их следует предупредить, затем переходит к анализу предстоящих трудностей.

      На собрании родителей предоставляется возможность посмотреть тетради учеников, рисунки, поделки по труду.

      Каждое родительское собрание помогает родителям осознать значимость их взаимодействия со школой, необходимость личного, активного участия в работе.

     Помогая друг другу и во всем поддерживая, учитель и родители смогут выполнить задачу, поставленную обществом перед ними, - воспитать разносторонне развитого человека, духовно богатого, творца – создателя будущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cтатья 1 КЛАСС ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ И СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ШКОЛЬНИКАМ (МБОУ «СОШ №4 ЛМР» РТ Классный руководитель Веденеева Светлана Анатольевна)

1 КЛАССДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ И СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ШКОЛЬНИКАМ(МБОУ «СОШ №4 ЛМР» РТКлассный руководитель Веденеева Светлана Анатольевна)...

Статья в журнале "Современная школа" "Развитие интеллектуальных способностей учащихся 1-го класса на уроках окружающего мира." Раздел "Урок в современной школе"

В статье представлен материал о возможностях педагогов работать над развитием интеллектуальных способностей учащихся 1-го класса....

Доклад "Особенности современной школы и современных требований к школьникам".

Особенности современной школы и современных требований к школьникам....

Характер взаимоотношений школы и семьи

Сохранение школьных традиций, положительная успеваимость определяются характером взаимоотношений семьи и школы....

Конспект урока изобразительного искусства "Характер линий" (Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с ритмом и характером линий как средствами художественной выразительности, использование этих средств в создании изделия «Ветка дерев...

Конспект урока изобразительного искусства (2 класс) Школа России. Тема "Пропорции выражают характер" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование понятия «пропорция»; формирование умения сравнивать пропорции разных животных; воспитание умения восхищаться красотой природы.Планируемые результаты...