Игра
классный час (4 класс) на тему

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка врывается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательностиИгра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка врывается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательностиИгра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка врывается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx50.37 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

« Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка врывается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский

Все свои жизненные впечатления и переживания дети отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребёнка. Правила игры регулируют действия и поведение детей, содействуют формированию воли. Игра является необходимым средством в воспитании ребёнка, она также является спутником жизни маленького человека, источником радостных эмоций.

Игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.  Игры вызывают активную работу мысли, способствует расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.

Игра – это естественно и привычно для ребёнка. Игра непременно вызывает чувство удивления, а следовательно – живой интерес к процессу познания. Известно, что, играя, дети  лучше запоминают необходимый материал. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, а также развиваются все виды памяти, внимание, воображение, актёрские способности, речь, расширяется словарный запас.

А. С. Макаренко утверждал: « Каков ребёнок в игре, таков он будет в работе и в жизни, когда вырастет. И вся история отдельного человека может быть представлена в развитии игры и постепенном переходе её в работу. В хорошей игре есть рабочие усилие и усилие мысли».

Необходимо играть с ребёнком, тем самым мы  сформируем гармонично развитую личность.

  1. О значении игры в жизни ребёнка.

Современная  жизнь ребёнка – компьютер, телевизор, разнообразные игровые приставки, игровые автоматы. Цивилизация и прогресс захватили наших детей с непреодолимой мощью. В этом есть несомненные плюсы: ребёнок адаптируется к новому техногенному миру и принимает его как естественную «среду обитания». Откровенно говоря, и родителям в определённой степени это облегчает жизнь. Потратился на компьютер, и любимое чадо оторвано от улицы, всегда дома, на « глазах».  Хорошо? Но почему тогда многие родители недовольны.  «Уставился в телевизор», «не оторвёшь от компьютера» -эти и подобные им заявления не свидетельствуют о большом восторге родителей о времяпрепровождении ребёнка.

Всем известны проблемы со здоровьем, возникающие от такого досуга. Болезненные, с ослабленным зрением дети стали почти нормой. Однако и психическое развитие, которое должно, казалось бы, выигрывать от расширения информации, получаемой ребёнком, не блещет. Дети, полущившие доступ к такой современной и объёмной информации, не становятся гениями, а во многих вопросах даже отстают от своих сверстников предыдущих поколений. Многие не любят читать, не хотят решать забавные интеллектуальные задачи, которые так любили их бабушки и дедушки, а скоро откажутся  и писать, так как печатать на компьютере  привычнее и быстрее. У них  наблюдается более высокий уровень развития памяти, мышления или внимания, им нередко доступна логика в рассуждениях, но они затрудняются в сочинении элементарного текста.

Для правильного и полноценного развития ребёнка необходимо всё же гармоничное сочетание современных «информационно-технологических» игр и старых добрых «бабушкиных». Именно такая игра, осуществляемая в прямом общении с другими людьми (детьми или взрослыми), развивает у ребёнка полноценную личность, многообразные чувства, формирует модели поведения, когнитивные способности во всём многообразии.

Психологи определяют игру как особый вид деятельности ребёнка, в котором закладываются основы обучения и труда, что приводит к качественным изменениям психики. Игра – очень важная часть жизни

ребёнка, и относится к игре надо серьёзно. Но далеко не каждая игра доступна ребёнку, и каждый взрослый умеет играть. Игровой деятельности необходимо учиться.

В игре дети охотно объединяются, помогают друг другу, закрепляют полученные навыки. Игра даёт ребёнку много радости, делает жизнь ребёнка интересной, весёлой, занимательной.

Детские игры условно могут быть разделены на группы:

  1. Свободные творческие игры – игры, которые придумывают сами дети, отражая в них окружающуюся жизнь;
  2. Игры с установленным содержанием и правилами проведения их.

Большое значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли.

  1. Игровое поведение детей в младшем школьном возрасте.

В раннем возрасте ребёнок проявляет инстинктивную активность, направленную на познание окружающего мира. Взаимодействие со взрослым включает и первичную игровую деятельность. Маленький ребёнок в своих играх руководствуется в основном не подражанием, а упражняет свои сенсорные и двигательные способности.

Развиваясь, дети привыкают играть самостоятельно. Богатство впечатлений, доступных их пониманию, помогает им придумывать более сложные сюжеты, включать в игру игрушки и другие предметы. Руководство детской игрой со стороны взрослых, внимание к ней сохраняет для ребёнка свою значимость.

В тех случаях, когда ребёнку предоставлены самостоятельность и инициатива, у него формируется умение разрешать возникшие трудности своими силами. Не следует злоупотреблять подсказками в игре, так как в этом случае роль ребёнка будет пассивна, исполнительна.     Это ведёт к развитию отрицательных качеств –

пассивности, неуверенности, безразличия. Нельзя вынуждать ребёнка

выполнять игру через силу или предъявлять ему задачи чрезмерной для него трудности. Важно включать в игру ребёнка такие формы поведения, в которых он должен элементарно прогнозировать последствия. Так же игры детей должны сопровождаться развёрнутой игровой формой. В ней закрепляются сюжет и правила игры, формируются предметные связи и логические последствия. Игра должна быть образной, ориентированной на эмоциональное восприятие ребёнка.

Например, игра «Смешная сказка».

Можно придумать очень смешную сказку. Для этого можно предложить ребёнку слова (бабушка, дедушка, колобок, лиса, футбол), и попробовать сочинить сказку, используя их.

Для группы детей можно придумать совместную сказку, когда каждый придумывает свой «кусочек» сказки по очереди.

Дети младшего школьного возраста активно включаются в групповую игру. В ней часто необходимо распределение ролей. Во все времена и во всех культурах для этого использовались считалки. Сама считалка уже становится элементом игры и доставляет ребёнку удовольствие.

Считалки.

Плыл по морю чемодан,

В чемодане был диван,

А в диване спрятан слон,

Кто не верит, выйди вон.

Бегал заяц по болоту,

Он искал себе работу,

А работу не нашёл,

Заяц прыгнул и ушёл.

Своеобразной формой взаимодействия детей является дразнилка. Дети в игре переживают яркие, непосредственные чувства, и когда сталкиваются с обидой, то разрядкой служит ответная реакция в виде дразнилки. В русском фольклоре имеется множество таких рифмованных игровых дразнилок. Снять возникшее напряжение в отношениях  можно, предложив детям «подразниться в шутку».

Дразнилки.

Бабка - ёжка,

Костяная ножка,

По улице шла,

Красную денежку нашла,

Побежала на лужок

И купила пирожок!

Бабка - ёжка,

Костяная ножка,

Вышла на улицу,

Раздавила курицу,

Курица плачет,

Бабка - ёжка скачет,

Как дам по столу-

Все тарелки на полу!

Рёва - корова,

Продай молока

На три пятака!

На дразнилки имеются остроумные ответы. Когда дети ими пользуются, то нередко это гасит ссору и представляет всё в смешном виде.

Ответы на дразнилки.

Шёл - шёл крокодил,

Твоё слово проглотил,

А  моё оставил

И печать поставил!

Что бы ты ни говорил,

Ты меня не убедил.

А дедушка Капустин

Тебе ответ отпусти!

Во многих играх важная роль отводится водящему, который своим поведением оказывает влияние на играющих. Поэтому желательно, чтобы в роли водящего побывало как можно больше детей.

Выбирают водящего разными способами:

1.назначается учителем или воспитателем;

2.по жребию;

3. с помощью считалки;

4. по результатам предыдущих игр.

3.Моторные игры.

Дети в 6-7 лет очень подвижны и нуждаются в активных  моторных играх, лучше групповых. В этом возрасте доминирует развитие мышления и формируются навыки группового взаимодействия. Основным условием  прогрессивного развития ребёнка выступает предоставление ему широких возможностей двигательной активности, через которую развивается психическая организация ребёнка. Необходимо организовывать игры на развитие координации движений, ловкости. В них включаются бег на скорость, метание, прыжки через препятствия. Постепенно усложняются правила, повышаются требования к точности выполнения. Часто используется текст, определяющий ритм движений. Важно вводить в игры элементы действий, которые дети наблюдают в жизни (копание, толкание и т. п.). В игре целесообразно вносить элементы соревнования (кто быстрее добежит до дерева). Дети в этом возрасте интересуются не только процессом игры, но и её результатом, поэтому они любят играть в игры – соревнования. Наиболее полезно проводить моторные игры на свежем  воздухе. К ребёнку предъявляются достаточно строгие требования в отношении качества движений, правильности и чёткости их выполнения.

Дети любят игры, являющиеся плодом их творческого воображения. Иногда они по ходу совершенствуют, изменяют игру. В подобных случаях не следует чрезмерно опекать детей, корректировать их деятельность и каждое движение. Такие игры очень полезны, они развивают творческую инициативу, приучают детей к самостоятельности, формируют навыки социального взаимодействия, воспитывают у детей чувство уверенности в себе.

Игра «Многоножка».

Детей делят на две команды и расставляют по росту: от самого высокого до самого низкого. Первый присаживается на корточки и просовывает левую руку между своих ног. Стоящий за ним берёт эту руку своей правой рукой, а левую просовывает между ног назад. Третий игрок держится правой рукой за левую руку второго игрока, а левую просовывает назад, и так продолжается цепочка всей команды. Появились две «многоножки». По команде ведущего «многоножки» начинают бег. Если на маршруте «многоножка» рассыпается, она должна вновь соединиться и продолжить бег. Побеждает та команда, чья «многоножка» первой добралась до финиша.

Игра «Помощь друга».

Данная игра направлена на развитие взаимопомощи и поддержки друг друга. Выбираются двое игроков, один из которых водящий, должен догнать и «осалить» другого. Остальные дети встают по кругу, на расстоянии примерно одного шага. Убегающий и водящий бегут вдоль круга, и второй пытается догнать первого. Но убегающий, если чувствует, что его догоняют, может попросить помощи у любого игрока, выкрикнув его имя. Тогда названный игрок бежит по кругу,  а на его место встаёт первый убегающий игрок. Однако освободившееся место может занять и догоняющий, тогда «водящим» станет  неуспевший.  Игра продолжается до тех пор, пока интересно детям.

В возрасте 6,5-7 лет ребёнок идёт в школу, и статус его меняется, он становится учеником. Отныне для окружающих его ведущей деятельностью становится учёба, которая в глазах взрослых будет более значимой, чем игра. Вместе с тем ребёнок останется ребёнком и ещё несколько лет именно игра будет доставлять ему наибольшее количество положительных эмоций, удовольствия и интереса, особенно, если учёба окажется для школьника слишком трудна и будет сопровождаться негативными моментами в виде осуждения, низких оценок, выраженного недовольства ребёнком со стороны учителей или скукой.  Поэтому особое значение приобретает формирование такого игрового поведения,  которое не только не будет отвлекать ребёнка от учёбы, но наоборот стимулировать к ней интерес. «Учение с увлечением» обеспечивается именно тогда, когда ребёнок испытывает в учёбе чувства, характерные для игры: удовольствие, интерес.

Мы можем использовать потенциал игры для того, чтобы формировать у ребёнка определённый объём учебных знаний, формировать учебные модели поведения и стимулировать через игру интерес к учёбе.

4.Игры для развития речи, словарного запаса и семантических конструкций.

Освоение грамоты – одна из первых наук, которую ребёнок постигает в школе. Это сложная деятельность, и большинство детей испытывают серьёзные трудности. Но  вместе с тем, дети с большим энтузиазмом воспринимают игру в слова, особенно насыщенную творческим компонентом. Их стремление «коверкать» язык можно успешно поставить на «службу» учёбе. В такие игры можно играть с одним ребёнком, так и с группой детей. Групповая игра в этом возрасте более интересна и привлекательна для детей.

Игра «Кто больше составит слов».

Целесообразно, хотя бы на первых этапах, играть вместе с детьми, чтобы они усвоили требуемую форму работы. Для игры потребуются цветные карандаши и фломастеры, ручки.

Первый вариант. Из набора букв надо составить и записать как можно больше разных слов. Использовать можно весь набор букв или их часть, но нельзя добавлять новые буквы.

О Т Р А И К Р К О Л А Б

Второй вариант. Составить как можно больше слов из предлагаемого набора букв, но использовать можно только буквы отдельных строк или столбцов.

К Ш А О Ч Е К А

О А Р К Л Л Т Й

А Л Е Л Я Т О

С Р К О Т О

Можно использовать не все буквы из строки или из столбца, но нельзя добавлять новые буквы.

Игра «Чепушинка».

Детям предлагается назвать любые слова, начинающиеся со следующих букв:

Ц, В, Т, О, К, Е

Теперь с каждым словом, начинающихся с этих букв, он должен придумать законченное предложение. Из полученных предложений можно составить смешной рассказ.

5.Обучение и психическое развитие ребёнка в игре.

Педагоги и родители хотят, чтобы дети учились на «хорошо» и «отлично». Но на этом пути возникает немало трудностей. Оказывается, что не все дети одинаково усваивают сложный материал. Сколько неприятных эмоций, сколько ссор, потраченных нервов уходит на учёбу.

Вместе с тем дети очень любознательны. Они хотят многое познать и понять. Сколько разных вопросов они задают! Как тонко они улавливают сложные отношения в окружающем мире. Практически каждый ребёнок хочет, мечтает всему научиться. Но он, к сожалению взрослых, не воспринимает учёбу как серьёзное дело. Ему кажется очередным развлечением. А сложность и трудность, непреодолимая сразу, гасит детский энтузиазм. И вот уже способный и смекалистый малыш превратился в средненького «троечника», для которого школа и уроки – мучение. А подарок в виде книги – обида и разочарование.

А ведь можно организовать обучение и развитие ребёнка в виде самой привлекательной и, главное, основной для него деятельности – игры. Учение даётся легче тому, у которого лучше память, быстрее работает мышление, он скорее может что-то вообразить, обнаружить нестандартный путь решения. Следовательно, мы должны учить будущего «отличника» умению хорошо и быстро запоминать, понимать абстрактную мысль, видеть неочевидное. Обучение необходимо начинать с развития общих психических способностей. Развивать способности можно соответствующей тренировкой в соответствующих  упражнениях. Необходимо целенаправленно использовать детские игры для развития основных психологических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения. Это, прежде всего, игры, несущие мощный психологический потенциал. Игры должны развивать психологические способности.

5.1.Игры для тренировки восприятия.

Восприятие окружающего мира – это важнейшая деятельность ребёнка, которая формируется с момента его рождения. Исследования и жизненные примеры свидетельствуют, что любые нарушения в системе восприятия приводят к серьёзным дефектам в развитии всей когнитивной (интеллектуальной) сферы и личности ребёнка. Восприятие – это процесс создания образов предметов и явлений действительности во всём многообразии их сторон и свойств, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. С помощью восприятия ребёнок получает знания об окружающей действительности. Восприятие вызывается яркой внешностью объекта, громкостью звука, контрастом с фоном, наличием интереса к данному объекту у человека.

Восприятие тесно связано с речью. Воспринимая предмет, ребёнок осмысливает его как единое целое и относит к определённой категории. Восприятие детей развивается естественным путём, но ему необходима «пища» в виде многообразных и ярких впечатлений из окружающего мира. Такие впечатления и доставляет ребёнку игра. Но при серьёзной и правильной организации восприятия ребёнка необходимо играть с ним в игры, которые специально направлены на  развитие разных форм восприятия.

Игра «Прогулка в лесу».

Для этой игры необходимо использовать звуковые записи разнообразных звуков, которые можно услышать в  лесу: пение птиц, журчание ручья, шум ветра, треск сучьев, шорох листьев. Дети «идут в лес» и слушают звуки. Их задача – отреагировать на эти звуки наиболее правильным образом: послушать пение птиц и попытаться им подпеть, шорох листьев – осторожность (вдруг ползёт змея); ветер – смотреть на небо (вдруг дождь); крики животных – прятаться (вдруг медведь). Таким образом дети совершают «прогулку по лесу», ориентируясь на звуки.

Игра «Самый быстрый и точный».

Для игры потребуется несколько наборов счётных палочек разного цвета. Палочки перемешиваются в равных количествах. Игра ведётся на время. По команде ведущего игроки начинают быстро сортировать палочки на две кучки. Побеждает тот игрок, который быстро и безошибочно рассортирует палочки по цвету.

5.2.Игры для развития памяти.

Память – одна из важнейших функций психики, обеспечивающая полноценное приспособление человека к окружающему миру. Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения информации. Развитие памяти у ребёнка начинается с момента рождения. Однако этот процесс не спонтанный, а включённый в деятельность ребёнка и существенно этой деятельностью обусловленный. А основной вид  деятельности – игра. Следовательно, если мы будем определённым образом организовывать игру, то мы можем управлять развитием памяти. Существует множество игр, специально разработанных для тренировки памяти.

Игра «Гений памяти».

Все участники игры садятся за стол и определяют, кто начинает игру. Первый участник называет какое-либо слово, например, бабочка. Следующий по кругу повторяет названное слово и добавляет своё. Например, бабочка, лес. Третий игрок повторяет первые два слова и добавляет ещё одно. Все дети по очереди повторяют слова и добавляют своё слово. Тот участник игры, кто не смог перечислить все слова, выбывает из игры. В конце игры остаётся победитель, обладающий самой выдающейся памятью, -«гений памяти».

Игра «Вспомни движение».

В этой игре развивается двигательная память. Среди участников игры выбирается ведущий, а остальным участникам присваиваются номера по порядку. Участники становятся перед ведущим и по очереди демонстрируют ему какое-то движение. Например, как летит птица, умывается человек, ест, плавает, движется какое-то животное или механизм. Всё это происходит беззвучно. Ведущий внимательно смотрит и старается запомнить эти движения. Затем по названному взрослым руководителем игры номеру ведущий показывает движение, которое демонстрировал участник под определённым номером.

5.3.Игры на развитие внимания.

Внимание – основное психическое свойство человека. Внимание – одна из «самых» больных проблем учителей, школьников и их родителей. «Он такой невнимательный!» - типичное восклицание педагога на сетование родителей, что у ребёнка плохие отметки.

Внимание представляет собой механизм концентрации, сосредоточении высших психических функций и сознания на конкретном объекте или ситуации. Благодаря вниманию, не вся воздействующая на человека информация «пропускается» в сознание, а только значимая для личности.

Внимание характеризуется направленностью и объёмом, в поле внимания всегда оказывается ограниченное число объектов. Чем меньше ребёнок, тем меньше объектов он одновременно может удерживать в «поле внимания». Но даже взрослый человек не может концентрировать своё внимание более чем на пяти объектах.

Внимание также характеризуется устойчивостью, т. е. временем сохранения внимания на объекте. Чем большее значение имеет для человека объект внимания, тем устойчивее оно удерживается. Сохранение внимания на конкретном объекте тем меньше, чем младше ребёнок.

Внимание характеризуется переключаемостью, т.е. скоростью, с которой оно переносится с одного объекта на другой. В детстве у ребёнка преобладает непроизвольное внимание, т.е. невольная сосредоточенность на объекте или явлении, имеющих для ребёнка эмоциональное значение.

Внимание привлекается ко всему, что для ребёнка интересно. Следовательно, интерес – мощнейший фактор концентрации внимания. Если предмет или ситуация не интересны для человека, а обратить внимание на это необходимо (например, скучное, неинтересное объяснение учителя), то внимание сосредотачивается с помощью волевого усилия. Такое внимание, которое направляется усилием воли, называется произвольным.

Высшей формой внимания является переход произвольного внимания в наблюдательность – сознательное целенаправленное сосредоточение психической активности на конкретном объекте. Чем более развито у ребёнка произвольное внимание, тем легче ему учиться. Чтобы привлечь внимание ребёнка, нужно ориентироваться на его непроизвольную форму, привлекать внимание с помощью интереса.

Игра интересна ребёнку – значит, с её помощью можно тренировать внимание.

Классической и доступной в любых условиях игрой, развивающей внимание, является игра «Что пропало?».

В эту игру можно играть с одним ребёнком и с несколькими. На поверхности (стол, стул, пол) раскладываются несколько мелких предметов. Это могут быть карандаши, монеты, мелкие игрушки. Детям предлагается несколько секунд внимательно рассмотреть предметы и их расположение и выйти из комнаты. Затем возможны несколько вариантов продолжения игры.

1вариант. Несколько предметов убирается. Задача ребёнка – определить, какие предметы исчезли.

2вариант. Несколько предметов перекладывают на другие места. Задача ребёнка – определить, какие предметы переложены.

3вариант. Ряд предметов убирают и на их место кладут новые. Ребёнок должен определить, какие предметы убраны, а какие новые появились.

Игра «Длинный хвост».

Детям раздаются картинки с животными, у которых хвосты разной длины (можно и почти бесхвостых, например, медведь). По команде ведущего им нужно быстро построиться в шеренгу от самого коротенького до самого длинного хвоста, затем наоборот. Можно предложить признак пушистости хвоста. Важно, чтобы дети выполняли задание быстро и правильно. Если играющих много, то они делятся на две команды и соревнуются на время и точность игры.

Внимание – очень сложная функция. Оно может быть нечётким или более детальным. Когда человек замечает даже самые мелкие детали, называется наблюдательностью. Ещё одна игра на развитие внимания и памяти называется «Внимательный ученик».

Детям читают один раз текст. Их задача – составить по тексту как можно больше вопросов. У кого список вопросов будет длиннее, тот и выиграл.

5.4.Игры для развития мышления.

Развитие мышления начинается в раннем возрасте. Оно выражается в освоении через восприятие свойств окружающих предметов и улавливании простейших связей между ними. В дошкольный период преобладает форма наглядно – действенного мышления. По мере разнообразия предметных действий, которые может совершать ребёнок, и освоения действий, которым обучает ребёнка взрослый, развивается и мыслительная деятельность ребёнка.

Мышление не может осуществляться без речи. Для развития речи существует множество игр.

Игра «Ассоциация».

Группа детей выстраивается в круг, и им предлагается два любых слова. Например, щенок и мячик. Детям по очереди предлагается связать эти два слова в одно предложение. Кто последний придумал предложение, тот и выиграл. В предложенном примере могут возникнуть следующие ассоциации.

Щенок играет в мячик.

Щенок прыгает как мячик.

У щенка глаза круглые, как мячик.

Очень хорошо развивает мышление шутливые затейливые задачи, требующие для своего решения внимательности, логики и смекалки. Одновременно именно эти качества и развиваются у ребёнка, когда он решает такие задачи.

«Сколько ног?»

Мальчик зашёл в комнату и  в каждом из четырёх углов увидел по три кошки, каждая имела при себе троих котят. Спрашивается: сколько ног было в комнате?

Ответ: Две ноги мальчика, у кошек и котят лапки.

«Разрежь верёвку».

Мальчику надо разрезать верёвку длиной 1 метр на 4 куска. Сколько он сделает разрезов?

Ответ: Три разреза.

Для развития мышления ребёнка очень важно обучать его умению устанавливать связи между объектом и его свойствами. Для развития умения используются игра «Кто? Что?».

Ребёнку последовательно предлагается ряд карточек, которые он должен разложить по порядку, исходя из заданного вопроса.

Ребёнок должен проанализировать каждую картинку, найти самый важный признак, на который направлен вопрос, и затем разложить карточки по степени выраженности признака. Например, на карточках серии «Кто сильнее?» могут быть: волк, крот, тигр, заяц, лиса. Ребёнок должен расположить их следующим образом: тигр, волк, лиса, заяц, крот. Точно такую же работу можно провести с другими карточками. При игре нескольких детей, каждый ребёнок получает свои карточки и выигравшим считается тот, кто быстрее всех и без ошибок расположил свои карточки.

Игры на развитие мышления пробуждает у ребёнка стремление к творчеству, формирует  такие качества, как уверенность в себе, умение преодолевать препятствия, и таким образом существенно влияет на формирование личности.

5.5.Игры для развития воображения.

Воображение – это высшая психическая функция, обеспечивающая сознательную творческую деятельность человека. Ребёнок рождается с потенциальной возможностью осуществлять деятельность воображения. Однако лишь в реальной деятельности по решению творческих задач происходит развитие, совершенствование и усложнение функции воображения. В отличие от других высших функций наиболее интенсивно воображение развивается в раннем возрасте, приблизительно в период от четырёх до десяти лет. Если не принимать специальных  усилий для развития воображения, то в дальнейшем эта функция переходит в пассивную форму. Простой пример: предложите ребёнку сочинить сказку или придумать новый сюжет игры, большинство детей справится с этим без труда. Это же задание составит существенную трудность для обычного взрослого. Без воображения невозможна никакая творческая деятельность. Все талантливые и гениальные люди, оставившие человечеству неординарные достижения, отличались именно высокой активностью воображения. Развивать воображение – это обеспечивать мощный творческий потенциал в будущем.

Большая часть игровой активности ребёнка происходит при интенсивной работе воображения. Воображение лежит в основе формирования личности, творчества, успешности учёбы детей.

Игра «Два волшебника».

Данная игра направлена на развитие нравственных оценок детей.

Одному ребёнку предлагается стать «добрым»  волшебником, а другому «злым». Один ребёнок может выполнять каждую роль последовательно. Вначале детям предлагается изобразить мимику доброго и злого волшебника. Затем перечислить какие волшебства делает тот и другой. Затем придумать каким образом добрый волшебник расколдует плохие дела злого.

Дети могут вместе или индивидуально нарисовать доброго или злого волшебников. Нарисовать волшебные предметы – волшебную палочку, волшебную шапку, волшебный эликсир. Главное, чтобы сразу было видно, который волшебник добрый, а который злой.

Игра «Превращение».

Ведущий берёт какой-нибудь предмет (стакан, мячик, ручку). Затем с помощью пантомимы манипулирует с предметом, «превращая» его во что-то. Например, стакан становится вазой, подзорной трубой, мячик - яблоком, колобком, воздушным шариком, ручка – указкой, шпагой. Дети должны угадать, во что превратился предмет.

Для большего интереса игры будет лучше, если дети заранее приготовят каждый свой предмет и придумают, во что они его «превратят». Затем они показывают предмет с соответствующими манипуляциями. Чем больше участников правильно угадают, во что превратился предмет, тем лучше результат игры. Важно, чтобы каждый ребёнок участвовал в игре.

6.Формирование навыков личностного поведения в ролевых играх.

Один из мощнейших способов формирования личностного поведения – это ролевая игра. Психологи давно использовали этот факт для формирования более объективного и адекватного, а значит, более правильного взгляда на мир и отношения людей. В характере игры, а также в той роли, которую берёт на себя играющий ребёнок в общих играх, довольно рано проявляются индивидуальные особенности отдельных детей, черты их характера. Общие игры имеют большое значение для воспитания характера. Выносливость по отношению к боли, чувство достоинства, ответственности, доверия, справедливости, сочувствие к слабому. Ни в одном другом периоде своей жизни ребёнок не научится столь многому и столь эффективно, как в своих детских играх. Именно поэтому игровая деятельность должна быть перенесена и в период школьного обучения: внутренние возможности ребёнка в этом случае развиваются гораздо свободнее.

Игра «Угадай меня».

Игра направлена на формирование у ребёнка внимания к другой личности, попытке оценить её как через сравнение, так и через ассоциацию.

Играет группа детей. Водящий выходит за дверь, а среди остальных загадывают одного человека. Водящий входит и задаёт вопросы:

На какое растение похож этот человек?

На какое животное похож этот человек?

В какого цвета платье (рубашку) лучше всего нарядить этого человека?

По полученным ответам водящий должен отгадать «загаданного» ребёнка. Если кто-то из детей затрудняется ответить на заданный вопрос, то его пропускают и задают этот вопрос следующему. Если водящий угадал правильно, то он остаётся в группе игроков, а водящим становится «угаданный» ребёнок.

Игра «Живые картинки».

Эта игра была известна ещё нашим прабабушкам. Её психологическое содержание довольно многообразно. Она характеризует умение человека понять и, что называется, «почувствовать» другую личность и одновременно учит этому. Все участники игры встают  круг. Водящий находится в центре круга. Он должен с помощью мимики и пантомимы изобразить одного из участников игры. Остальные должны угадать, кто это. Тот, кто первым угадал изображаемого человека, становится водящим.

Игра «Сколько у меня друзей».

Детям предлагается указать 3 качества, которые они хотели видеть у своего лучшего друга. Потом ребята должны назвать по одному качеству у присутствующих, за которые этого человека можно похвалить. Затем сравнивают список «качеств лучшего друга» с качествами присутствующих и считают совпадения. По результатам определяют, сколько у каждого потенциальных друзей в группе.

7. Учебные игры.

Игры, направленные на развитие психических функций или свойств личности ребёнка, необходимы для обучения, развивают такую способность, как  обучаемость. Обучаемость – это универсальная способность человека, обеспечивающая эффективное усвоение знаний, умений и навыков. Она развивается в ходе специальной деятельности, позволяющей ребёнку проявлять собственную высокую активность при получении знаний, их использовании, осуществлении новой для ребёнка учебной деятельности.

Такая деятельность имеет две принципиально разные формы. Первая – это игра, построенная на учебном и даже научном материале. В ходе такой игры ребёнок усваивает новые знания и приобретает навыки и умения по определённому учебному предмету. Вторая – это урок, проводимый в необычной, нетрадиционной форме. Такой урок, содержащий игровые упражнения и задания, воспринимается детьми как игра, и материал запоминается гораздо лучше.

Игра «Я знаю...»

Игра направлена на развитие и актуализацию речевого запаса. В этой игре участники в ритме отскакивающего мяча должны проговаривать пять слов на соответствующую тему. Классический вариант игры знаком ещё нашим бабушкам. Ребёнок берёт мяч и, ритмично отбивая его от пола или земли, говорит: « я знаю пять названий цветов (или животных, или птиц и т. д.). Затем мяч переходит к другому ребёнку, он , отбивая мяч, называет свои слова. Игрок не должен повторять те слова, которые уже были произнесены другими, иначе игрок выбывает из игры. Игра ведётся до тех пор, пока останется один участник, не выбывший из игры. Он победитель.

Для учебных целей используется усовершенствованный вариант игры. Все дети делятся на две команды, выбирается ведущий. Ведущий передаёт мяч первой команде и объявляет тему игры, например, «Школа». В дальнейшем ведущий следит за временем игры и соблюдением игровых правил. Если кто-то теряет мяч, не произносит или не успевает произнести слово, то этот участник выбывает из игры, а мяч переходит другой команде. Какая команда больше времени «удержит» у себя мяч и потеряет меньше участников, та и выиграла.

Игра «Выложим карты на стол».

В этой игре происходит формирование речевых навыков. Суть игры состоит в том, чтобы составить иллюстрированный рассказ. Игра проводится в группе детей. Надо заранее приготовить специальные «карты»: на пятьдесят одинаковых картонных карточках наклеить разнообразные вырезки из журналов и газет. Эту работу целесообразно провести на подготовительном этапе игры (например, на уроке технологии).

Когда « карты» готовы, можно приступать к игре. Участники садятся вокруг стола, разыгрывают право первого хода. Карты тасуют и выкладывают на середину стола «рубашкой» вверх. Первый игрок берёт верхнюю карту и интерпретирует рисунок со слова «Однажды…». Остальные внимательно слушают, готовясь продолжить эту интерпретацию. Сосед снимает следующую карту, выкладывает её рядом с первой и описывает её так, чтобы описание было связано с предыдущим описанием. Затем следующий игрок открывает третью карту и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока не «обойдёт» всех участников. В результате коллективного творчества получается иллюстрированное описание, которое дети могут пересказать. Так как комбинация карт каждый раз бывает новая, эту игру с данным комплектом карт можно проводить многократно.

Возраст от 5 до 10 лет психологи называют сензитивным для развития воображения. Это значит, что свойства воображения развивается в этот период наиболее интенсивно. Вместе с тем воображение лежит в основе любого научного открытия. А что как не бесконечную череду «научных открытий», совершают наши маленькие «учёные» в школе. Учёба, опирающаяся на воображение, пойдёт легче для самого ребёнка. Многие учебные игры строятся именно на активизации воображения.

Игра «Изобретатель».

В ходе этой игры дети могут проявить способности изобретателя. Для этого используется приём «запрещений». Перед ребёнком ставится задача, требующая решения, но запрещается использовать типичные способы и средства. Например, необходимо начертить круг, но нельзя пользоваться циркулем, нужно набрать в определённую ёмкость песок, но нельзя пользоваться лопатой или совком. Задача ребёнка – предложить как можно больше вариантов решения при заданных условиях.

Основной принцип любой учебной игры в том, чтобы она при сохранении игровой модели поведения включала в себя учебный материал.

Игра «Интеллектуал».

Детям предлагается выяснить, кто из них самый большой интеллектуал: необходимо решить задачи в течение 30 минут. Кто решит больше всех задач,  тот и лучший интеллектуал класса.

Это могут быть следующие задачи:

  1. Разделите пять яблок между пятью людьми так, чтобы все получили по яблоку и одно яблоко осталось в корзине.
  2. В комнате 4 угла. В каждом углу сидит по кошке. Напротив каждой кошки по 3 кошки. Сколько всего кошек в комнате?
  3. Запишите «4» тремя пятёрками.

Учитель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь   активного выполнения игровых действий. Педагогу стоит помнить, что главная задача заключается в том, чтобы научить играть детей активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучатся сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания, воображения, мышления и других психических процессов, приспосабливаться к изменяющимся условиям, находить выход из критического положения, принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. приобретают все важные качества, необходимые в будущей жизни.

Игры в комплексе с другими воспитательными средствами  представляют собой основу начального этапа формирования развитой, активной личности ребёнка. Впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности. Во время игры дети всегда непосредственны, эмоциональны. Поэтому при умелом поведении появляется их большое и воспитательное значение. У ребёнка развивается сообразительность, внимательность, дисциплинированность, чувство здорового соперничества, а в командных играх – чувство товарищества, ответственности, желание сделать всё для общей победы.

В наш век научно-технического прогресса значительно снизилась двигательная активность. Мнение учёных различного профиля в отношении необходимости движений для детей полностью совпадают. Педагоги с древности отмечали, что игра является важнейшим средством воспитания здорового поколения. Умная, увлекательная игра может оказать большее влияние на ребёнка, чем длительные и монотонные словесные замечания. При организации игр всегда необходимо стремиться создать у детей положительные эмоции, чтобы они охотно участвовали в игре, а не принимали её за очередное наказание.

     

Литература:

  1. Субботина Л.Ю. «Как играть с ребёнком». ООО «Академия развития», 2011 г.
  2. Баршай В.М. « Игры для детей».  «Феникс»,2006 г.
  3. Прима Е.В., Филиппова И.Н.,Кольцова Л.В.,Молостова Н.Ю. «Развитие социальной уверенности у дошкольников». Гуманитарный издательский центр «Владос»,2002г.
  4. Шишкова И.К., Большев А.С. «Здоровьеформирующее физическое развитие». Гуманитарный издательский центр «Владос», 2002г.
  5. Симонович А.Н. «Подвижные игры для детей». Издательство «Речь»2009 г.
  6. Мищенкова Л.В. «Развивающие игры и упражнения для детей 6-8 лет». Академия развития, 2010 г.

~  ~


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пятью пять» - интеллектуальная игра, основной целью которой является расширение зоны активного познания младших и средних школьников. Основой игры является детская игра по составлению слов на базе данного ("Балда", "Виселица" и т.д.)

Садись за уроки всегда в одно и то же время.Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо....

Игра-обсуждение «Люди, которые играют в игры, игры, в которые играют люди».

Мероприятие для обучающихся 4 класса по предупреждению детской наркомании, токсикомании и алкоголизма....

Урок по физической культуре в 4 классе. Игры: игра-эстафета «Солнышко», «Космонавты», игра на внимание «3, 13, 33».

Символические олимпийские игры. Мы познакомимся с олимпийской сим­воликой, узнаем, каково значение Олимпийских игр. И во время соревнований сами узнаем, насколько мы смелые, ловкие и быс­трые....

Урок литературного чтения в 1классе на тему: «Игры в слова (стихотворения Г.Остера «Вредные советы», Ю.Мориц «Попрыгать-поиграть…», А.Барто «Игра в слова»). Как нужно играть (третий урок вежливости)».

Использование на уроках чтения технологии сотрудничества помогает детям строить свои отношения на уважении. Формируются у учащихся навыки сотрудничества, ораторское мастерство, устойчивый познавательн...

Видеоцикл о забытых народных играх «Гуляй-Играй». Подвижные народные детские игры. Фольклор.

Список игр: 1. Заря 2. Кошки-Мышки 3. Столбики-Мигалки 4. Бабка, распутай 5. Челнок 6.Жмурки 7. Золотые ворота 8. Корзинки 9. Плету сито 10. СтёклышкиВсем известно, что любимые подвижные народные игры...