Родительский лекторий. Как помочь ребёнку стать внимательным (понятие, свойства, смысл внимания, практическое занятие. Упражнения для подготовки детей к математике.
методическая разработка (1 класс) на тему

Садовникова Светлана Сергеевна

Данный лекционный материал включает в себя всю информацию о внимании с подробными рисунками о практической работе в данном аспекте.И содержит упражнения для развития математических способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l._2._roditelskiy_lektoriy.docx369.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема 2.

Как помочь ребёнку стать внимательным. ( понятие, свойства, смысл внимания, практическое занятие )

                   Упражнения для подготовки детей к математике.

Внимание – это направленность физической и психической деятельности человека, её сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определённую значимость. Физиологической основой внимания является рефлекс: что это такое?

Первые проявления сосредоточенности ребёнка были зафиксированы уже на 10 – 12-й день его жизни.  Он увидел яркую лампу, и в дальнейшем всё яркое, звонкое, громкое стало привлекать его внимание. Но особенности этого внимания в том, что оно непроизвольное, а значит и кратковременное, сосредоточенность его слабая. Оно нестойкое и легко отвлекаемо. Погас интерес, ослабло и внимание.

Оно не зависит от воли человека и неуправляемо – возникло и прошло. При таком виде внимания не затрачивается никаких волевых усилий.

Но не всё вокруг яркое и интересное. Как раз рядом больше неинтересных, но нужных дел. Поэтому мы должны научить ребёнка сосредотачиваться, обязаны помочь ему развить произвольное внимание, которое особенно необходимо в учебном процессе. И если мы как можно раньше начнём развивать его, то в ребёнке разовьётся трудоспособность, воля, сосредоточенность, целенаправленность.

У внимания как и у других психических процессов, есть свои свойства, которые нужно знать родителям.

  1. У детей объём внимания невелик, поэтому при знакомстве и изучении новых предметов нельзя загружать ребёнка избыточной информацией. Если вы пришли с ребёнком в зоопарк, то нельзя показывать ему сразу слишком много зверей, разумнее показать только самых ярких, интересных, на наш взгляд, и дать о них подробную и увлекательную информацию. Вот тогда ваш поход пройдёт не зря. А если вы увлечётесь и обойдёте с ним весь зоопарк, то ребёнок быстро забудет всё увиденное. Об этом надо помнить всегда, когда вы знакомите его с новым материалом: новым правилом написания незнакомых букв, цифрами, рисунками и т. д.
  2. Следующее свойство внимания – распределение. Обычно младшие школьники могут выполнять только один вид деятельности: если они слушают, то в это время не могут записывать; если пишут, то этот процесс их так захватывает, что они совсем не слышат, что  говорят им в это время.

И научить ребёнка делать несколько дел сразу – задача очень трудная. Нельзя ругать ребёнка за то, что он забыл только что проговорённое. Вот начинает ваш ребёнок читать: произнёс первый слог, второй, а слово собрать не может. И родители начинают метаться: он глупый, не способный. А всё дело в том, что у него маленький объём внимания и, пока он читал второй слог, он уже забыл первый. В это время нельзя горячиться, нужно спокойно дать ребёнку возможность повторить, ведь сам процесс чтения для него и очень трудный, и одновременно он его увлекает. Это бывает не только при чтении, но и на других занятиях.

  1.  Есть ещё одно свойство внимания – устойчивость или неустойчивость. Это тоже связано с физиологией ребёнка.  Процессы возбуждения и торможения у младшего школьника неустойчивы. Процесс возбуждения превалирует над торможением. Ребёнок не может себя вовремя остановить, не может долго заниматься одной деятельностью, на одном объекте его внимание может задерживаться недолго.

И не надо требовать, чтобы он долго себя посвящал одному делу, так как ребёнок переутомляется, у него наступает торможение, апатия. Из всего этого следует ещё один вывод: нужно чаще чередовать виды деятельности. Но эти виды не должны обрушиваться  на детей, они должны чередоваться с некоторыми промежутками, отвлечениями.

  1.  Ещё нужно помнить о последовательности подачи материала: от лёгкого к сложному, от знакомого к неизвестному. Нужно уметь опираться на маленький опыт ваших детей.

        При начальном изучении нужно всегда дать ребятам время запомнить неизвестный предмет. Если это возможно, то его нужно потрогать, понюхать , погладить рукой, взвесить, даже попробовать. Вот тогда сложится наиболее полная информация о предмете; ребёнок поймёт его своими чувствами, значит, и сумеет удержать внимание на нём.

  1. Связь  с эмоциями имеет большое значение для ребёнка. Вот почему вам, родители, в объяснении, в рассказе нужно следить за интонациями своего голоса. Чем больше будет чувства в голосе, тем внимательнее ребёнок будет слушать. Всегда нужно затрагивать детские чувства, нужно суметь растрогать ребёнка, вызвать его собственное отношение к чему-либо: проявление радости, сострадания или гнева. Внимание в этом случае будет более устойчивым, и процесс познания пройдёт успешнее. Не забудьте о радостной и доброжелательной обстановке: дома должны царить только понимание и терпение!

«Что изменилось?» ( для тренировки объёма внимания.)

C:\Users\admin\Desktop\Рисунки для лектория\14112015961.jpg

Берутся две одинаковые картинки с небольшими различиями, внимательно рассматриваются вместе с ребёнком, а затем выясняется у ребёнка чем отличаются картинки или что изменилось ?

Игра «Сколько чего?»

Внимательно осмотрите комнату ( можно предложить рисунок ).

- Назови как можно больше предметов , названия которых начинаются на букву «К», или «Т», «С» и т.д.

- Назови как можно больше круглых предметов, квадратных, прямоугольных.

- Назови как можно больше предметов из стекла, дерева, пластика и т.д.

- Назови как можно больше предметов красного цвета, зелёного, синего, жёлтого и т.д.

Игра « Найди одинаковые квадраты».

C:\Users\admin\Desktop\Рисунки для лектория\14112015962.jpg

Предлагаются ребёнку 10-12 квадратов с различными рисунками и только 2 будут среди них одинаковыми, которые и будут искать ребята.

Игра «Посмотри и повтори»

Вы рисуете на бумаге 5 различных предметов в ряд, ребёнок смотрит, запоминает и пробует повторить последовательность, порядок, цвет, какие-либо отличительные особенности предметов.  Например: сердечко, вилка, любая буква, стрелка и яблоко. Данная игра очень развивает память внимание, мышление.

Игра «Выполни строго уговор». ( на дне рождения, в гостях). Ведущий встаёт напротив играющих и договаривается с ними о следующем. Когда он будет кланяться, дети должны отворачиваться. Когда он будет простирать к ним руки, они будут скрещивать руки на груди. Когда он будет грозить им пальцем, они будут ему кланяться. Когда он топнет ногой, они в ответ тоже топнут. Перед началом игры можно провести «репетицию». Самый внимательный тот, кто дольше других не собьётся в игре и строго выполнит уговор.

Игра «Повтори» ( на развитие объёма внимания, способностей распределять и переключать внимание.)

C:\Users\admin\Desktop\Рисунки для лектория\14112015930.jpg

В течение первой минуты, красным карандашом подчёркивай каждую первую букву и вычёркивай каждую третью.

В течение второй минуты, наоборот, синим карандашом подчёркивай каждую третью букву и вычеркивай каждую первую.

Игра «Точный счёт.» ( на развитие способностей распределять и переключать внимание) Нарисовать наложенные друг на друга одинаковые предметы, например яблоки или воздушные шары. Попросить ребёнка посчитать внимательно количество предметов. Обводя предметы по контуру, ребёнок сможет сосчитать их.

Упражнения для подготовки детей к математике.

 В школе есть ещё один предмет, к которому родители начинают готовить ребёнка задолго до поступления в школу – это математика. Чаще всего дети заучивают числовой ряд, что кстати не сложно при хорошей детской памяти. Но если спросить ребёнка сколько всего яблок перед ним ( а их 5 ), он просто начнёт считать скороговоркой: « один, два, три, четыре, пять, шесть, семь и т.д.» То есть дети на первоначальном этапе не соотносят слова с количеством предметов. Учить считать – это значит с самого начала считать что-то: кубики, конфеты, пуговицы, кукол – что угодно. И начинать не с 20 и даже не с 5, а с 2-х предметов: «Один, два» - и при этом дотрагиваться пальчиком до того, что считаем. «Сколько всего?» Оказывается, это очень трудный вопрос! «Сколько?» - спрашивает мама, и Вова повторяет: «Один, два». Этому его уже научили. «Так сколько же всего?» - начинает сердиться мама. И слышит в ответ уже шёпотом: «Один, два», - и уже слёзы на глазах – чего от него хотят?

      Он сделал точно так, как показала мама, - пальчиком посчитал: «Один, два». Мама забыла после этого обвести рукой оба предмета и сказать: «Всего два».

      Это для нас очень просто, а малыша нужно всему учить! Но это, конечно, случаи с маленькими дошколятами. Ваш ребёнок уже большой, он легко справляется с таким счётом и действительно умеет посчитать предметы до 10 и до 20. А как он умеет думать?

      Пусть ребёнок считает каждый раз в практической деятельности и узнаёт разные способы определения количества. А чтобы было ещё интереснее, а в школе ещё легче, научите его придумывать и решать задачи.

     Начинайте с самых простых. Дайте ребёнку два яблока, а одно возьмите себе. И покажите, какие разные вопросы можно задать, какие задачи можно придумать: « У мамы одно яблоко, а у Кости – два. На сколько яблок у мамы меньше, чем у Кости?» «На одно!» - радостно кричит Костя. Теперь предложите сыну самому придумать задачку. Сначала она будет очень похожа на вашу, только не про яблоки, а про конфеты. Важно, чтобы ребёнок понял принцип составления задачи, а разнообразие сюжетов придёт с вашей помощью попозже.

     При работе в тетради в клетку, обязательно учите ориентироваться в клетках. Выполняем работу в строках через клетку. Можно для начала в клетках просто ставить точки через клеточку.

C:\Users\admin\Desktop\Рисунки для лектория\14112015939.jpg

Далее обводим клетку пропуская одну клетку.

Математический диктант «узор», чтобы ребёнок воспринимал информацию на слух.

«Будем писать диктант, только вместо букв я буду диктовать тебе, как нарисовать специальный узор. Будь очень внимателен, не пропусти ничего: проведи линию по двум клеточкам вправо, затем одну клеточку вниз, снова вправо две, теперь вверх одну и т.д.» Узоры могут быть разнообразны.

Можно нарисовать 3 шарика воздушных слева, а 1 в стороне справа и спросить ребёнка:

- Сколько шаров улетело? Сколько шаров осталось? Сколько было шаров до того, как улетели?

C:\Users\admin\Desktop\Рисунки для лектория\14112015952.jpg

Спросите у ребёнка, чего у него на теле по 2? ( глаза, уши, руки, ноги).

Что всегда одно? ( нос, рот, шея, голова )

Чего всегда много? ( волосы, родинки, веснушки).

Нарисуйте 3 разных по цвету и размеру кружочка.                                      

Одинаковые ли фигуры?

Как они называются?  Чем отличаются?  Раскрась самый маленький кружочек жёлтым цветом, самый большой красным, а оставшийся раскрась синим.

Работа с цифрами и кубиками.

Покажите ребёнку любую цифру и попросите принести столько же кубиков ( красных, не зелёных, любых, больших, не маленьких, деревянных, пластмассовых).

Сопоставление рисунков и цифр.

C:\Users\admin\Desktop\Рисунки для лектория\14112015941.jpg

Нарисуйте слева простые предметы разного количества. Например: 1 яблоко, 2 квадратика, 3 груши, 4 треугольника, 5 кружочков, 6 каркндашей. Рядом напишите цифры: 1,2,3,4,5. Пусть ребёнок соединяет картинку с цифрой.

Рисование под диктовку.

Например, попросить нарисовать 2 кружочка, 1 треугольник, 3 квадратика. Затем закрасить один кружочек зелёным карандашом, второй- синим , третий квадратик закрасить красным карандашом.

Игра с вагончиками.

Нарисовать поезд с 5 вагонами. Например 1-пустой, 2 – везёт 4 треугольника, 3 – везёт 5 квадратиков, 4 – везёт – 6 кружочков. Предметные картинки зависят от вашей фантазии. Цвета предметных картинок также различны. Теперь можно задавать вопросы ребёнку.

- Сколько всего вагонов в поезде?

- Какой по счёту красный вагон?

- Какого цвета вагон№2?

- Какой по счёту пустой вагон?

- Какие фигуры и сколько везёт третий вагон?

- Между какими вагонами расположен вагон №4? И т.д. Вопросов может быть множество, всё зависит от вашей фантазии.

-Кладём перед ребёнком предметные картинки ( можно из любого лото), предлагаем ребёнку брать по одной, и называть что, и в каком количестве на ней нарисовано ( одно солнышко, две вишенки, три цыплёнка и т.д. )

Работа с полосками.

Из цветного картона вырезаем 3-4- полоски разного цвета и одинаковой ширины. Попросите назвать цвет самой длинной полоски или короткой, спросите какая короче, какая длинней. Положите все полоски перед ребёнком и попросите найти самую длинную, самую короткую.

Рисование по точкам.

C:\Users\admin\Desktop\Рисунки для лектория\14112015943.jpg

Вы делаете рисунок любого содержания, но сделан должен быть точками. Ребёнок должен обвести ваш рисунок по точкам.

Поиск фигур, сравнение по разным признакам.

Нарисуйте 5 фигур: например 2 круга разного диаметра и разных цветов и 3 квадрата одинакового цвета и размера, но чтобы  квадраты совпадали по цвету с одним из кругов. Попросите ребёнка выбрать лишнюю фигуру в 2-х вариантах. Если за второй вариант он не догадается, объясните ему и покажите.

Попросите ребёнка назвать предметы вокруг себя, похожие на круг (яблоко, колесо, мяч, обруч, арбуз и т.д.), на квадрат ( телевизор, окно, картина и т.д.)

Из каких геометрических фигур состоят рисунки?

Сделайте аппликацию или рисунок из геометрических фигур. Пусть ребёнок скажет, какие фигуры он видит и сколько их. Или можно нарисовать просто много разных фигур разного цвета, размера и количества и задавать разнообразные вопросы. Этим упражнением развивается мышление, внимание, счёт, усидчивость, речь, пространственную ориентацию.

Ещё можно просто говорить ребёнку что рисовать и наблюдать за работой.

- Нарисуй зелёный треугольник, справа от него красный круг, слева – синий квадрат.

- Нарисуй жёлтый квадрат, сверху над ним зелёный круг, под квадратом снизу нарисуй два треугольника.

-Назови предметы, находящиеся сверху (над нами) люстра, потолок, небо, солнце, под нами ( пол, , палас, земля трава и т.д.)

- Кто сидит под деревом? На дереве? Летит над деревом?

Работа по картинке (любого содержания)

- Сколько видишь предметов на картинке?

- Кто сверху? Снизу? Рядом?

- Сколько зайчиков, ёжиков? И т.д.

Также развивает мышление такое упражнение: вы рисуете в начале строки большой круг ( квадрат, треугольник и т.д.) , в конце – маленький. А ребёнку даёте задание нарисовать промежуточные варианты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к родительскому собранию "Как помочь ребёнку стать внимательным"

В презентации даны виды внимания и некоторые советы по развитию внимания у детей....

Родительское собрание "Как помочь ребёнку стать внимательным"

На собрании раскрываются особенности внимания младшего школьника и даются рекомендации родителям по развитию свойств внимания....

Презентация к родительскому собранию "Как помочь ребёнку стать внимательным"

Презентация к родительскому собранию " Как помочь ребёнку стать внимательным"...

Родительское собрание «Как помочь ребёнку стать внимательным»

Цель: доказать, что ребёнок будет более внимательным, если:1)  осмыслить то, что называют  «вниманием» и  познакомиться   основными свойствами внимания;2) изучить в ходе собра...

родительское собрание Как помочь ребёнку стать внимательным?

знакомство родителей с понятием «внимание» и его основными свойствами...

Презентация к родительскому собранию "Как помочь ребёнку стать внимательным."

Данная презентация содержит упражнения, способствующие выработке внимания ребёнка....