Главные вкладки

    Родительский лекторий. Курс занятий для родителей будущих первоклассников в помощь в подготовке детей к первому классу.
    статья (1 класс) на тему

    Садовникова Светлана Сергеевна

    В данном курсе освещены самые нужные аспекты подготовки детей к первому классу. Это адаптационный период первоклассника, как правильно организовать режим дня первокласснику, как развить организованность, кругозор ребёнку. Также в данном курсе можно найти лекции о том, что нужно знать о навыках письма, как развить речь и какие существуют упражнения для подготовки детей к математике. Ещё курс занятий включает в себя материал посвящённый воспитанию детей, ошибкам в воспитании, занятия по развитию восприятия и интересные анкеты, для лучшего познания ребёнка.

    Материал представлен в 7 лекциях с рисунками для практических занятий.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл l._1_roditelskiy_lektoriy.docx28.77 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема 1.

     Готовность ребёнка к школе. ( режим дня, кругозор, организованность, культура поведения.)

    Адаптационный период. Анкета «Я и мой ребёнок.»

    В семье волнующее, радостное событие: в этом году ваш сын или дочь поступают в первый класс. Несомненно, в каждом доме ребёнку купят новенькую форму, бережно уложат в ранец письменные принадлежности, приготовят и запасут впрок множество мелочей.

    А готов ли сам ребёнок к такому серьёзному шагу  в своей жизни?

    Готовность ребёнка к школе определяется прежде всего его физическим и психическим развитием. Любые отклонения в здоровье будут помехой учению.

    Главным в укреплении здоровья должно быть чёткое выполнение режима дня. Ребёнок должен вовремя ложиться спать, уметь рано просыпаться, делать зарядку. В любую погоду обязательно бывать на воздухе, причём не просто гулять, а активно двигаться.

    Режим дня.

    Каждый взрослый человек знает, что для успешного осуществления любой деятельности нужно обладать рядом таких качеств, как ответственность, организованность, самостоятельность, инициативность. Организованность проявляется и в малом, и в большом. Умеет ли ребёнок без подсказки родителей  приготовить всё необходимое для прогулки, игры или труда; в заданном темпе выполнить просьбу, поручение: убрать на место вещи, игрушки и т.д.

    Какие можно предложить педагогические советы для воспитания организованного поведения? Конечно, каждый родитель будет использовать их в соответствии с индивидуальностью ребёнка, общей атмосферой семьи и собственным пониманием. Каждая семья устанавливает  определённый порядок, который касается всех её членов, в том числе и ребёнка. Это относится прежде всего, к организации быта и режима дня. К чёткому распорядку дня ребёнка нужно приучать постепенно и очень настойчиво.

    И здесь можно выделить определённые правила организованного поведения: вставай, ешь, гуляй в одно и то же время, умей занять себя интересным делом; чередуй подвижные, шумные игры и развлечения со сложными занятиями; найди время для общих семейных дел и труда; старайся не тратить много времени на режимные процессы (одевайся быстро, убирай сразу всё на место, аккуратно ешь и др. )

    Хлопоты по хозяйству, личные проблемы взрослых членов семьи не должны отрицательно влиять на организацию интересной и полезной деятельности дошкольника, в которой активное участие принимают старшие. Родители вместе с ребёнком заранее обсуждают план проведения выходного дня: что сделаю по дому, какую совершат прогулку, во что поиграют, что почитают.

    Содержательное (пусть кратковременное) общение со взрослыми является потребностью детей этого возраста и жизненно им необходимо, так как определяет развитие личности.  

    Хотелось бы обратить внимание родителей на то, что при формировании инициативности важно: уйти от инструктивного воспитания, когда вся жизнь ребёнка подчинена инструкциям взрослых; ожидание инструкций развивает безынициативность, тормозит проявление самостоятельности и творчества; поощрять любую инициативу, даже если она кажется взрослому никчёмной; поблагодарить, похвалить, за проявленную инициативу, раскрыть её достоинства, предостеречь, если есть недостатки.

    Воспитанию организованности, самостоятельности способствует выполнение детьми постоянных посильных обязанностей в семье.

    Переход от положения дошкольника к положению школьника – это новые права и обязанности учащихся, первое чувство ответственности перед семьёй, обществом, самим собой. Этот начальный момент становления ответственности очень важен. Чтобы это необходимое качество формировалось у детей, родителям следует разъяснять им, зачем люди учатся, почему нужно много знать и уметь, и на конкретных примерах показывать преимущества знающего человека для творческого труда, содержательной жизни.

    Особое внимание надо обратить на состояние нервной системы вашего ребёнка. К моменту поступления в школу у ребёнка ещё недостаточно развиты процессы возбуждения и торможения. Он уже способен подчиняться требованиям, сдерживать себя, но быстро утомляется.

    Не заставляйте ребёнка перенапрягаться. От долгого сидения за столом, особенно при неправильной посадке, от длительных упражнений в письме возможны переутомление мышц, искривления позвоночника и мелких костей пальцев и кистей рук. А сильное утомление ведёт к раздражительности, агрессивности ребёнка. Излишняя возбудимость или расторможенность снижают способность к обучению, а в дальнейшем ведут к нежеланию учиться, ходить в школу, отрицательно сказываются на отношениях с одноклассниками.

    Вторым важным показателем готовности к обучению является объём знаний, которыми овладел ребёнок до школы, наличие у него определённого кругозора, на который опирается учитель в школьном обучении.

    У ребёнка, как правило, накоплен богатый чувственный опыт: представление о предметах и явлениях окружающего мира, об отношениях людей. Должны быть накоплены и знания о нашей Родине, труде людей, о важнейших технических достижениях ( освоение космоса, применение роботов и автоматов в производстве). Он должен иметь представления о пространстве и времени, знания о числе, счёте. Многие дети, идя в 1 класс, знают о букве и звуке, умеют читать.

    Наконец, дети должны овладеть и системой различных действий: уметь себя обслуживать, выполнять несложные физкультурные упражнения, владеть ножницами, иглой, карандашом, кистью.

    Дети должны уметь слушать рассказ, объяснение, выполнять поручения, наблюдать.

    Все эти знания и умения обеспечивает программа детского сада. Если ребёнок воспитывается дома, постарайтесь, чтобы он тоже овладел перечисленными навыками и умениями.

    У детей дошкольного возраста должны быть сформированы и определённые интеллектуальные умения: ребёнок должен уметь слушать, запоминать, решать сложные задачи. Почаще задавайте детям вопросы: Как? Почему? Учите их рассуждать, доказывать, объяснять, делать выводы из наблюдений.

    Развитие мышления тесно связано с развитием речи. Учите ребёнка связно говорить, чётко излагать мысли. Почаще просите пересказать прочитанное. Это не только тренирует память, но и обогащает речь. Образность языка сказок, стиль рассказов для детей, созданными нашими классиками ( К. Д. Ушинским, Л. Н. Толстим и др. ), учат правильно говорить, логично мыслить. Ведь недаром говорят: « Речевая культура человека – зеркало его духовной культуры».

    Спросите любого учителя, каким он хочет видеть первоклассника, и услышите: собранным, организованным, умеющим слушать, выполнять требования учителя, считаться с окружающими людьми, то есть умеющим жить и работать в коллективе.

    Учите этому вашего ребёнка. Если поручили ему какое-то дело, проверьте, как он его выполнил; если он начал рисовать или лепить, пусть доведёт его до конца; если его желания не совпали с желаниями товарищей, младшего братишки или сестрёнки, пусть прислушается к их мнению, уступит в чём-то. Пусть не шумит, если бабушка легла отдохнуть, не отвлекает старшего брата, если тот делает уроки, то есть пусть ваш ребёнок научится уважать окружающих людей.

    Очень важно с раннего возраста привить детям навыки культурного поведения. Дети должны уметь обращаться на «вы» к взрослым и вообще старшим, особенно незнакомым, людям. Излагая просьбу или желание употреблять «волшебные» слова: «пожалуйста», и «будьте добры»; дети должны вежливо извиниться, если допустили оплошность, попросить прощения, если нечаянно кого-то обидели.

    Приветливый, вежливый ребёнок приятен в общении, выгодно отличается от грубых, невоспитанных сверстников. У него легко складываются отношения с товарищами, старшими.

    Очень важна личностная готовность ребёнка к обучению. Она выражается в желании учиться, в интересе к школе, учителю. Известно, что уже с раннего дошкольного возраста дети любят играть в «школу». Но сначала это интерес к внешним признакам  школы: звонок, игра на перемене, указка в руках учителя, портфель у ученика. А в возрасте 5-6 лет дети, играя в « школу», уже объясняют, слушают, задают вопросы и решают задачи, т.е. у них уже сформирован интерес к учебной деятельности, они хотят учиться.

     Родители должны поддерживать это желание учиться, интерес к школе. Ни в коем случае нельзя пугать детей школой и учителем. Обычно так бывает, если ребёнок непослушен, не хочет заниматься. Прибегая к такой угрозе, родители даже не подозревают, какой вред наносят своему ребёнку, как усложняют его будущую школьную жизнь.

     Нужна ли специальная подготовка к школе?

    Мы выяснили, как важно для последующего обучения сформировать у ребёнка самостоятельность, организованность, умение общаться с взрослыми и сверстниками, научить его играть.

    Но перед всеми родителями обязательно возникают вопросы: нужно ли учить малыша читать и писать до школы? Как он должен считать? Какими знаниями должен обладать, чтобы первый школьный год прошёл легко, чтобы ребёнок ходил в школу с удовольствием?

     Ответы на них совсем не однозначны. У многих родителей имеется устойчивое представление о том, что если ребёнок приходит в 1 класс, умея хорошо читать, считать и решать элементарные задачи, то в школе ему будет скучно, неинтересно. В таких семьях сознательно тормозят естественную любознательность ребёнка, полагая, что его всему научат в школе. И действительно, школьная программа построена таким образом, что обучение начинается «с нуля».

    Если вы располагаете временем , готовы играть вместе с ребёнком в разные звуковые, силовые, математические игры, если вы умеете получать от всего этого удовольствие и хотите научить своего малыша тоже получать удовольствие от занятий, от необходимости думать, преодолевать трудности, начните обучать его чтению и счёту. Это облегчит его дальнейшую школьную жизнь, избавит от лишних проблем.

    Кроме того, ребёнка лучше научить читать до школы: в 4-5 лет дети овладевают грамотой значительно легче, чем в 6-7 лет. Прежде чем начать читать, ребёнок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, которые он произносит. Казалось бы, чего проще? Ведь к этому времени все дети хорошо говорят, прекрасно понимают обращённую к ним речь. Да, конечно, но при этом слова выступают для них, как и для на с вами, только как обозначения предметов, действий, понятий. Если спросить ребёнка, какие слова больше похожи – рак, мак или ромашка, малыш ответит: «Конечно, мак и ромашка». Почему? Потому, что он и не заметил слова слова, он сравнил рака с названиями двух цветков и конечно, не нашёл сходства между раком и маком. Совсем  другую картину вы увидите, как только начнёте с ним заниматься, готовить его к  обучению грамоте, научите вслушиваться в звуки речи.

    С чего начинать занятия по обучению грамоте?

    Конечно, с игры! Поиграем с сыном в жуков. Вот жуки расправили крылья и полетели: ж-ж-ж. Вместе вы «летаете» по комнате и жужжите. Присели на цветок, замолчали, а потом снова полёт и жужжание. «Какую песенку мы поём?» - прерывает жужжание мама. «Ж-ж-ж,»- отвечает она сама, если сын не понял её вопроса. И малыш с удовольствием присоединится: «Ж-ж-ж». « А послушай, в слове жук есть эта песенка: ж-ж-жук». « Слышишь, как он поёт свою песенку? Давай-ка вместе – ж-ж-жук».

    Нужно отметить: произнести таким образом слово четырёхлетнему ребёнку совсем нелегко. Он должен изменить свою артикуляцию, как бы пощупать слово, найти в нём звук ж и протянуть его. Поэтому первое время ребёнок повторяет слова вслед за мамой.

    «Давай ещё поищем слова, в которых жук оставил свою песенку. Ну-ка угадай: это очень вкусное слово, сладкое, ты очень любишь кушать это летом. Ну, конечно, мороженое. Давай вместе скажем это слово так, чтобы услышать в нём песенку жука. А ещё какое ты знаешь вкусное слово? Ну-ка вспоминай, мы иногда едим его с чаем.» «Варенье?» «Послушай внимательно: ва-ре-нье. Слышишь ты в нём песенку жука? Этой песенки там нет. Ты правильно подумал: действительно – варенье- это вкусно, сладко, но только жук не оставил в нём свою песенку. А в слове пирожное ты слышишь песенку жука?» «Да!» - Ну-ка, скажем это слово вместе: пирож-ж-жное. Ты прав, там есть эта песенка. А вот ещё одно вкусное слово – конфета. Поёт ли в нём свою песенку жук? Скажи сам медленно и внимательно послушай: кон-фе-та. Нет в этом слове песенки жука.»

    Что произошло в этой игре? Мы впервые переключили внимание ребёнка со смысловой стороны слова на его звуковую сторону, он начал намеренно вслушиваться в звучание слов, сравнивать их по звуковому составу.

    В чём сложность обучения чтению в русском языке? В нём нет чёткого соответствия звука и буквы. Практически все согласные буквы обозначают два звука – твёрдый и мягкий. Видя букву м, мы не знаем, какой звук должны произнести – твёрдый (м) или мягкий (мь). Только гласный, который стоит после согласного указывает на твёрдость или мягкость предшествующего согласного. При чтении мы должны обязательно «забегать» глазами вперёд, читать как бы круговым движением: сначала смотрим на гласную, затем возвращаемся к согласной и только после этого начинаем читать слог. Гласные буквы а и я, о и ё, у и ю обозначают соответственно один и тот же гласный звук – а, о, у, но буквы а, о, у, ы, э указывают, что предшествующий им согласный нужно произносить твёрдо, а буквы я, ё, ю, и, е указывают на мягкость этого согласного. Именно отсюда происходят у детей те хорошо знакомые учителям «муки» слияния: ребёнок не может открыть для себя правило ориентации на гласную букву и тщетно пытается сложить в слово непокорные буквы. Чем свободнее ваш малыш научится играть со звуками родного языка, тем легче произойдёт овладение чтением.

    Ознакомление с памятками -  советами, рекомендациями родителям о подготовке детей к школе.

    - О чтении до школы. Главная ошибка, которую допускают взрослые при обучении, - это неправильное произношение звуков. Дети часто произносят звуки родного языка неправильно, с призвуками: (мэ) вместо (м), (эн) вместо (н) и т.д. ( Здесь прилагается таблица о произношении звуков и букв, количестве букв и звуков в русском языке).

    - О развитии речи. Разговаривать с ребёнком можно об очень многом, стоит только взглянуть на окружающий мир. Каждый день делитесь с ребёнком своими впечатлениями о музыке, о людях, о природе – обо всём, что волнует вас. В ответ на это вам раскроется его душа и, поначалу подражая, а потом становясь всё самостоятельнее в суждениях, он будет отвечать вам тем же.

    Всем родителям необходимо своевременно проконсультировать сына или дочь у логопеда. Вовремя начатые занятия помогут ребёнку исправить дефект речи.

    - О письме. Замечена такая закономерность: дети, которые до школы с удовольствием рисовали, лепили, что-то мастерили, успешно овладевают навыками письма.

    - О математике. Что должны знать и уметь дети до школы:

    1. Прямой и обратный счёт до 10, количественный ( «сколько» ) и порядковый ( «который» ) счёт.

    2. Предыдущие и последующие числа в пределах десятка;

    3. Составлять числа первого десятка;

    4. Разделить предмет на 2 – 4 равные части;

    5. Измерить высоту, длину, ширину при помощи палочки или верёвочки, сравнивать предметы.

    6. Изображать треугольник, четырёхугольник, круг.

    И несколько слов об адаптационном периоде первоклассника.

    Родители первоклассника должны быть единомышленниками учителя.

    Чтобы адаптационный период первоклассника прошёл быстро и наиболее безболезненно, уважаемые родители прислушайтесь к нескольким простым советам:

    Будите ребёнка спокойно: проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос;

    Не торопите ребёнка: рассчитать время – ваша задача;

    Не отправляйте малыша в школу без завтрака;

    Пожелайте ребёнку удачи, подбодрите;

    Встречайте ребёнка после школы спокойно, забудьте фразу « Что ты сегодня получил? », вспомните, как вы сами себя чувствуете после рабочего дня, - дайте ребёнку расслабиться;

    Не торопитесь посадить ребёнка за уроки – ему необходимо 2 – 3 часа отдыха ( сон, прогулка );

    Помните, что после 15 – 20 минут занятий необходимо делать 10 – 15 – минутные подвижные переменки;

    Имейте в виду, что в течении учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность: это первые 4 – 6 недель, конец 2 четверти, первая неделя после каникул, середина 3 четверти;

    Не забывайте, что дети любят послушать сказку перед сном; ласковое поглаживание успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть; не вспоминайте перед сном неприятностей, не выясняйте отношения.

                                               

                                                           Анкета для родителей № 1

                                                       Расскажите о своём ребёнке

                                         ( ответ нужно дать на каждый вопрос )

    1. Что больше всего любит делать ваш ребёнок?
    2. В какие игры любит играть ваш ребёнок: подвижные, настольные, компьютерные, сюжетно – ролевые, другие? ___________________________________________________

                                            ( подчеркнуть и дописать )  

    1. С кем любит играть ваш ребёнок ( один, со сверстниками, с взрослыми )?_________________________________________________________________
    2. Что может вызвать у него наибольшую радость?_____________________________________________________________________
    3. Какие виды деятельности даются трудно?______________________________________________________________________
    4. Что у ребёнка вызывает обиду?_______________________________________________________________________
    5. Какие действия и поступки вашего ребёнка вас беспокоят?____________________________________________________________________
    6. Вызывают ваше неодобрение?___________________________________________________
    7. В каких ситуациях вы чувствуете, что бессильны, и стараетесь их избежать?_____________________________________________________________________
    8. Часто ли капризничает ваш ребёнок?______________________________________________
    9. Какие проблемы воспитания, отношений с ребёнком, готовности к школе и школьного обучения интересуют ( или волнуют ) вас больше всего?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                         Уважаемые родители!

    Ваши ответы на вопросы этой анкеты помогут нам лучше узнать и понять Вашего ребёнка.

    Спасибо.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Первое родительское собрание для родителей будущих первоклассников.

    https://nsportal.ru/nikitina-natalya-sergeevna   Сценарий и презентация для проведения собрания с родителями будущих первоклассников, в которых даны рекомендации как подготовить ребенка к шк...

    Курс консультаций для родителей будущих первоклассников «Ваш ребёнок-ученик!»

    Курс консультаций для родителейбудущих первоклассников«Ваш ребёнок-ученик!»...

    Занятие для родителей будущих первоклассников "Ребята и зверята"

    Данная презентация содержит ознакомительный материал по типам характера детей, их особенности. А также рекомендации для родителей по каждому типу....

    Проект "Школа молодого родителя" (для родителей будущих первоклассников).Тема 2."Психологическая подготовка детей к школе"

    В рамках проекта "Школа молодого родителя" предлагается занятие на тему "Психологическая подготовка детей к школе". Основной целью данного занятия является просвещение родителей будущих первоклассника...

    Первое родительское собрание для родителей будущих первоклассников

    Первое родительское собрание для родителей будущих первоклассников...

    Первое родительское собрание для родителей будущих первоклассников ( Заседание родительского клуба №1.

    Учитель знакомится с родителями будущих первоклассников, знакомит с графиком работы школы, с Уставом школы и правилами поведения в школе, даёт свои рекомендации и пожелания....