Исторические науки
презентация к уроку по теме

Кадетские корпуса — учебно-воспитательные заведения, имеющие целью облегчить военнослужащим воспитание и образование их детей и являющиеся первоначальной ступенью к подготовке офицеров, ведут начало с 1653 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5.istoriya_sozdaniya_kadetskih_korpusov.doc352 КБ
Microsoft Office document icon 4.armiya_i_religiya.doc1003 КБ

Предварительный просмотр:

История создания кадетских корпусов.

Воспитание и обучение молодежи в любой стране является определяющим элементом в деятельности государства, его важнейшей функцией. В условиях коренного обновления российского общества, когда меняются нравственные, духовные и материальные ценности граждан, в первую очередь молодежи, важно приобщить ее к нашей истории, духовной культуре, формировать у молодых людей высокие патриотические чувства, верность конституционному и воинскому долгу по защите Отечества.

В этих условиях военная школа России, как составная часть всей системы образования страны, также ищет более эффективные пути воспитания и обучения военных кадров.

         Одним из таких направлений является создание широкой сети кадетских корпусов. Несомненно, что при формировании таких учебных заведений должен учитываться накопленный исторический опыт.

Российское офицерство всегда считалось цветом нации. Почти три века насчитывает русская военная школа. Впитав в себя лучшие традиции военно-педагогической мысли, она на протяжении столетий была эталоном военного воспитания и образования. Питомцами российских военно-учебных заведений были государственные деятели и известные ученые, полководцы и мастера культуры.

Подготовка военных кадров исторически является важнейшей функцией государства, так как от уровня профессионализма офицерского состава зависит боеспособность армии и защита суверенитета страны. Именно государство рассматривается народом, как самый мощный организатор обеспечения безопасности страны.

Кадетские корпуса — учебно-воспитательные заведения, имеющие целью облегчить военнослужащим воспитание и образование их детей и являющиеся первоначальной ступенью к подготовке офицеров, ведут начало с 1653 г. В это время в Пруссии была учреждена первая кадетская школа для несения дворянскими детьми воинской службы. Ещё в 1716 г. король Фридрих I сформировал в Берлине роту кадет, назначив ее шефом своего 4-летнего сына, будущего полководца Фридриха II Великого.

Слово cadet — значит малолетний, само слово французского происхождения, ранее это французское слово произошло от уменьшительного «капдет» на гасконском наречии, производного от латинского «капителлум», что буквально значит «маленький капитан» или «маленький глава». Таким образом, более точный смысл этого слова в данном случае гласит: маленький или будущий глава. Во Франции так назывались дети дворян, которые начинали свою военную службу в низших военных чинах, а так же дети выдающихся семей, которых с малолетнего возраста записывали в военные части, а затем уже взрослыми производили в офицерские чины.

С ХVIII века в России создавалась система военного образования, ориентированная не только на подготовку офицерского состава, но и на воспитание людей искренне преданных своей стране и готовых служить ей как на гражданском, так и на военном поприще.

Когда в 1689 г. Петр был провозглашен императором, одной из его первоочередных задач стала забота о создании в России постоянного войска с грамотным командным составом и защите государства от внешних врагов. Петр сознавал, что, привлекая на службу в российскую армию иностранцев и посылая молодых российских дворян для обучения военному делу за границу, он не решит полностью проблемы подготовки военных кадров для российской армии. Создание Петром регулярной армии, вооруженной современным оружием, вызвало необходимость готовить в самой России командный состав для руководства воинскими подразделениями и частями. Сложившаяся к началу XVIII в. система подготовки офицерских кадров была не в состоянии снабдить армию офицерами. История деяний великого преобразователя России доказывает, что он постоянно руководствовался твердым сознанием высказанной им истины, что “учение доброе и основательное есть всякой пользы отечества аки корень, семя и основание”До Петра I в России школами, готовящими офицеров для армии, служили два гвардейских полка: Преображенский и Семеновский — для пехоты и Лейб-Регимент — для конницы. Там молодые дворяне проходили солдатскую службу и достигали сержантского чина, который позволял получить низшее офицерское звание (прапорщика или корнета) при выходе из гвардии в армию.

Первым военно-учебным заведением можно считать учрежденную Петром Первым в 1698 году при Пушкарском Приказе школу «цифири и землемерия». Впоследствии были открыты школы для подготовки военных кадров.

Постоянное взаимодействие России с европейскими державами привело не только к расширению политических и экономических контактов, но и позволило заимствовать опыт военной школы. Важно отметить: не смотря на то, что идея создания кадетских корпусов имеет значительные европейские корни, — в России такое явление, как военно-учебные заведения получили свой особенный национальный колорит, здесь были созданы воинские традиции русской армии, а со временем корпуса стали настоящей кузницей военных кадров для нашей страны.

В 1701 г. Петр основал в Москве «Школу математических и навигацких наук» (с 1715 г. — Академия морской гвардии, впоследствии преобразованная в Морской кадетский корпус). В школу принимали сыновей «дворянских, дьячих, подьячих, из домов боярских и других чинов от 12- до 17-летнего возраста; впоследствии принимались даже 20-летние; комплект учащихся был определен в 500 человек, причем те из них, кто имел более пяти крестьянских дворов, содержались на собственный счет, а все прочие получали от казны «кормовые» деньги».

   

 Одним из первых учителей школы стал известный в то время математик Л.Ф. Магницкий, издавший в Москве в 1703 г. первую русскую арифметику с арабскими цифрами. Учебная программа школы включала русскую грамоту, арифметику, геометрию и тригонометрию, с практическими приложениями к геодезии и мореплаванию; в школе также обучали фехтованию.

Те из учеников, кто принадлежал к нижним сословиям, обучались в школе грамоте и счету и затем предназначались на службу в писари, в помощники к архитекторам и в разных должностях в адмиралтействе. Ученики из дворян по окончании полного курса школы выпускались во флот, в инженеры, в артиллерию, кондукторами к генерал-квартирмейстеру и «к архитектурным делам, причем они уже на самой службе должны были приобретать дальнейшие, необходимые для каждой специальности, знания и умения». Здесь же впервые в России стали готовить учителей, которые рассылались по губерниям для преподавания математики в школах при архиерейских домах и монастырях, в адмиралтейских и “цифирных школах”.

        С царствования Анны Иоанновны и начинается история кадетских корпусов — заимствованной у Запада формы воспитания военной молодежи для служения Царю и Отечеству в офицерских чинах.

        29 июля 1731 году Государыня подписывает Указ № 5811 об учреждении «Корпуса кадетов шляхетных детей». Опираясь на опыт западных стран, П. И. Ягужинский в программу обучения, наряду со специальными военными предметами, включил основы точных, естественных и гуманитарных наук.         Вслед за этим корпусом Артиллерийская и инженерная школа была преобразована в Артиллерийский и инженерный шляхетный кадетский корпус. Для руководства Шляхетским корпусом кадетов учреждались должности главного директора и директора кадетского корпуса. Главный директор должен был осуществлять общее руководство кадетским корпусом и учебным процессом и обеспечивать связь

корпуса с императрицей, проявлявшей к корпусу большой интерес, и Правительствующим Сенатом, имевшим непосредственное отношение к набору кадетов в корпус. Первыми главными директорами корпуса были граф Б. -К. Миних (1731), принцы Антон-Ульрих Брауншвейг-Вольфенбюттельский и Людвиг Гессен-Гамбургский (1741), князья В. А. Репнин(1745), Б. Г. Юсупов (1750), великий князь Петр Федорович (1759), граф И. И. Шувалов (1762). Первым директором корпуса был назначен генерал-майор Люберас (1731-1734).

        В 1734 г. в корпусе впервые появляется должность обер-профессора (прообраз будущей должности инспектора классов), задачей которого было наладить в корпусе учебный процесс и обеспечить контроль за работой преподавателей и проводимыми в корпусе занятиями. Первым обер-профессором был назначен немец Веньямин фон Зихгейм. Впоследствии во всех кадетских корпусах России вторым после директора корпуса лицом был инспектор классов (в суворовских училищах это заместитель начальника училища по учебной части). В обязанности обер-профессора было вменено вести журнал успеваемости кадетов и оценивать возможности и способности их в каждый конкретный период времени, с тем чтобы можно было заранее определить возможные перспективы использования того или иного кадета после выпуска.

        

 В ноябре 1731г. был утвержден устав:

  • все кадеты проживают вместе на территории корпуса, и над ними устанавливается надзор со стороны воспитателей;
  • корпус делится на две роты сотенного состава;
  • из числа офицеров одни капитан с поручиком назначается дежурным на неделю, он безотлучно    находится с кадетами; в корпус принимаются исключительно дворяне, обученные грамоте;
  •  в комнатах кадеты размещаются по 6-7 человек, из которых один назначается старшим;
  • учебный курс разделяется на четыре класса и в трех высших продолжается 5-6 лет; при распределении предметов по классам все пройденное в низших классах повторяется в высших
  • в процессе учебы кадеты руководствуются расписанием занятий на неделю;
  • надзиратели должны воспитывать в кадетах учтивость, пристойную покорность, умение повелевать и бороться с ложью и другими непристойными пороками;
  • кадетов обучают строевой подготовке, они участвуют в парадах, учатся нести караульную службу;
  • каждую треть года в корпусе должны проводиться частные, а в конце года — публичные экзамены в присутствии императрицы или других высокопоставленных государственных чиновников.

При переводе воспитанников в старший класс и перед выпуском из корпуса общий совет из начальствующих лиц решает, в какой области лучше использовать того или иного кадета. Кадеты,

успешно окончившие кадетский корпус, минуя службу в солдатах, предназначались на службу в пехотные и кавалерийские полки в звании прапорщиков или унтер-офицеров, а наиболее преуспевшие в учении кадеты могли получить звание поручика или подпоручика или приравненные к ним гражданские чины.

        17 февраля 1732 г. состоялось открытие кадетского корпуса.

        

К моменту учреждения кадетского корпуса в России не существовало как таковой педагогической науки, теоретических и практических разработок по преподаванию большинства предметов, определенных к изучению в кадетском корпусе, учебников также не было.

Программы обучения не существовало. В Петербурге нельзя было достать большинства книг и приборов, необходимых кадетам для обучения; не было достаточного количества преподавателей, которые могли бы обучать кадетов предметам, обозначенным в учебной программе.

        Первые преподаватели были приняты на работу без всяких проверок, их подготовка в большинстве случаев не соответствовала необходимым критериям.  

        Указом императрицы от 30 марта 1737 г. было поведено подвергать кадетов экзаменам по достижении ими 12- и 16-летнего возраста. Кадеты, достигшие 16-летнего возраста, но не усвоившие в должной мере Закон Божий, арифметику и геометрию, отсылались в адмиралтейскую коллегию для определения в матросы.         Этим же указом было определено, что проект правил экзаменов для кадетских корпусов должна готовить Российская академия наук. Первый генеральный экзамен в кадетском корпусе состоялся 21 сентября 1737 г.

        

С XVIII века по начало XX века в России было создано более 30 кадетских корпусов.

Кадетские корпуса успешно решали важные государственные вопросы, связанные с воспитанием подрастающего поколения, из высшего общества. Во-первых, власть поддерживала дворянскую прослойку общества, обеспечивая свой авторитет, это было тем более необходимо в условиях периода «дворцовых переворотов». Во-вторых, XVIII век — век войн , а корпуса целенаправленно готовили офицеров для различных родов войск. В-третьих, корпуса готовили не только для военной, но и для гражданской службы. В стенах этих военно-учебных заведений были воспитаны многие государственные деятели, внесшие свой вклад в развитие государства .

Кадетские корпуса были основным каналом, по которому осуществлялось пополнение офицерского корпуса лицами с военным образованием.

При императрице Елизавете Петровне (1747-1761) Шляхетский кадетский корпус был переименован в Сухопутный Шляхетский кадетский корпус. В корпусе стало меньше муштры, поощрялось увлечение изящной словесностью и искусствами.

В достижение побед в битвах Отечественной войны 1812 г. свой вклад внесли и воспитанники кадетских корпусов. Героями событий войны 1812 года стали выпускники российских кадетских корпусов:  генерал-лейтенант Бурцев Иван Григорьевич (1794–1829) 2 КК 1811, генерал-майор герой закавказских войн Властов Егор Иванович (1769–1837) Греческий 1790, генерал-лейтенант Герой Отечественной войны 1812 г. Кульнев Яков Петрович (1763–1812) 1 КК 1785, генерал-лейтенант Герой

Отечественной войны 1812 г. Кутузов Михаил Илларионович (1745–1813) Артилл. и Инж. Шк. 1759,  генерал-лейтенант Потёмкин Яков Алексеевич (1781–1831) СШКК-Пажеский 1799 и другие.

В начале ХХ века выпускники кадетских корпусов принимали участие в Русско-японской войне 1904—1905 гг., а также в Первой мировой войне 1914—1918 гг.

Среди выпускников кадетских корпусов есть и выдающиеся политические деятели, дипломаты, писатели, военачальники.

В годы революции 1917 кадетские корпуса, как учебные заведения, созданные в императорской России были признаны не целесообразными в новых условиях.

Кадеты в условиях изменяющихся политических событий 1918—1919 гг. были вынуждены эмигрировать за границу, где и нашли для себя новое место. Но находясь в столь тяжёлых условиях, потеряв всё, что было для них дорого, кадеты стремились сохранить истинные ценности, столь старательно вложенные в них офицерским и воспитательным составом.

Кадетские объединения были созданы в Сербии, Бельгии, Аргентине и других странах

В царствование Императора Александра 1 были созданы ещё 2-а корпуса: (Пажеский, 1-й Сибирский в Омске), при Николае 1 восемь корпусов, при Александре втором девять корпусов.

Но наибольшее значение и развитие кадетские корпуса получили в начале нашего столетия, когда в 1900г., волею Императора Николая 2, во главе всех Военно-Учебных заведений встал великий князь Константин Константинович.

 

Революция 1917 г. нанесла ряд тяжёлых ударов кадетским корпусам. В 1917 г. Кадетские корпуса были переименованы в трудовые школы, а к лету 1918 г. - распущены.

21 августа 1943 г. Правительство Советского Союза принимает постановление № 901 «О неотложных мерах по восстановлению народного хозяйства в районах, освобожденных от немецких оккупации»; в нем предписывалось создать сеть детских воспитательных учреждений, в т.ч. «девять суворовских военных училищ, типа старых кадетских корпусов по 500 человек в каждом, со сроком обучения 7 лет, с закрытым пансионом воспитанников».

В Суворовские военные училища принимались мальчики с 10-летнего возраста. Учебные классы имели нумерацию с 1 по 7 (выпускной), позже классы были переименованы в отделения, а параллели классов в роты. Воспитателями назначались лучшие офицеры, имеющие достаточный опыт в

воспитательной и педагогической работе, преимущество отдавалось офицерам, имеющим боевой опыт. С 1964 г., суворовские военные училища (Московское), стали переводиться на трёх летний срок обучения,

а с 1969 г. - на двухлетний срок обучения. Суворовские военные училища продолжали лучшее традиции русских кадетских корпусов, берущее своё начало с 1699 года.

С 1991 г. стихийно, без участия государства, начался процесс восстановления кадетских корпусов в России. Первые кадетские корпуса возникли в Новочеркасске и Новосибирске в 1991 г. В 1993 году по

инициативе и исключительно на средства Московского суворовско - нахимовского Союза был создан первый Московский Великого Князя Дмитрия Донского кадетский корпус.

 В настоящее время такие учебные заведения действуют в Москве, Воронеже, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Оренбурге, Нижнем Новгороде, Мурманске, Ростове Великом, Твери, Орле, Екатеринбурге, Волгограде и других городах Российской Федерации.

Кадетские корпуса — интересная страничка в истории отечественной системы образования. Поскольку корпуса изначально были задуманы как заведения для подготовки высококультурных граждан, пригодных к служению, как на военном, так и на гражданском поприще в них был накоплен значительный педагогический опыт, который очень важен на современном этапе развития военно-патриотического воспитания в России. 



Предварительный просмотр:

Армия и религия

С момента возникновения армии центральным ядром ее морально-психологической готовности выступали те или иные религиозные верования. Не являлись исключением и Вооруженные силы России. Перед походами и после приносились жертвы богам, совершались ритуальные действия. А с крещением Руси в 988 г. князем Владимиром, установилась тесная связь между армией и православной церковью, которая благословляла войска и напутствовала их во всех войнах. До появления полков регулярного строя при Петре I в походах участвовали священнослужители.


В каждой дружине имелась своя икона-покровительница. Роль религии определялась тем, что она, по сути, являлась единственным средством воспитания, развития духовных сил и укрепления морально-психологического потенциала армии. Немаловажную роль в повышении значения и влияния церкви сыграло и то обстоятельство, что русской армии противостояли войска государств, имеющие другие официальные религии. В критические моменты российской истории религия всегда была централизующим началом, объединяющим нацию. Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на ратный подвиг по освобождению Руси. В период смутного времени патриарх Московский и всея Руси Гермоген был непримирим к соглашателям с польскими захватчиками. В устных проповедях и рассылаемых из Москвы грамотах он призывал народ встать за Веру и Отечество и погиб не сломленным в застенках интервентов. В 1612 г. войска под началом князя Дмитрия Пожарского освободили Москву. Во главе войск несли икону Казанской Божьей Матери. Не случайно, что праздник иконы Казанской Божьей Матери так значим для всех народов России. Он является символом стойкости и верности своему Отечеству и освобождения от иноземного ига.

Петр I, формируя регулярную армию и проводя широкомасштабные реформы, многое заимствовал из зарубежного опыта, однако дело духовного воспитания поручил православной церкви. Основные формы деятельности духовенства в вооруженных силах были определены в отдельных главах уставов русской армии и флота, которые так и назывались: «О священнослужителях». При императоре Павле I было создано особое управление военного духовенства во главе с полевым обер-священником.

Стоит сразу отметить, что в Отечественной войне 1812 года Русская Православная Церковь сыграла очень значительную роль, причем как духовную, так и практическую. Во-первых, священнослужители направляли русское общество на сплочение и организацию отпора врагу. Военное духовенство укрепляло моральный дух регулярной армии, а приходское активно участвовало в движении сопротивления на оккупированной французами территории. Во-вторых, духовенство вложило немало средств в организацию народного ополчения (2405076 руб. 60 коп. ассигнациями, 27214 руб. 88 коп. серебром, 556 руб. золотом, 3388 руб. 10 коп. медью; 60 пудов 27,5 фунтов 67,5 золотников серебра и 10 фунтов 18,5 золотников золота в изделиях и слитках) и приложило немало сил к сохранению церковных ценностей, многие из которых являлись народными святынями и культурным достоянием страны. Однако главным делом духовенства стала антинаполеоновская церковная проповедь, в ходе которой священники объясняли народу справедливый, освободительный, священный характер войны, старались поддержать в людях религиозно-патриотическое настроение и чувство национального единства.

В церковной проповеди главный упор делался на защите веры и родины в целом. Вообще, для русских людей ХIХ века эти понятия были неразделимы. Это вытекало, прежде всего, из того положения, которое занимала в Российской империи Русская Православная Церковь. Ведь православие являлось духовно-нравственной основой нашего государства и во многом определяло мировоззрение русского народа. Православная Церковь, путем обряда коронования и миропомазания вступающего на престол императора, освящала самодержавную власть, придавая ей сакральный смысл. В народном сознании монарх всегда был Помазанником Божиим, и поэтому сами понятия веры, царя и Отечества были тесно связаны между собой.

Все вместе это имело, конечно же, огромное значение. Ведь Отечественная война 1812 года была не только военно-политическим столкновением государств, но также конфликтом двух цивилизаций и имела ярко выраженный религиозный колорит. Многие современники относились к происходившим событиям как противостоянию православной, дворянско-монархической России и «безбожной», «дехристианизированной» в результате революционных потрясений Франции. Великая армия, покрывшая кровью половину Европы, грабившая и осквернявшая русские православные храмы, воспринималась многими в России и в Европе как своеобразная темная сила, а ее предводитель сравнивался с Антихристом. Поэтому вера в Бога, Который помогает правым, стала одной из главных причин победы в этой войне. В годы Первой мировой войны в дореволюционной России сформировался институт военного духовенства. Тогда в армии насчитывалось около 5 тысяч представителей военного духовенства, в том числе 100 имамов и представителей других неправославных конфессий. До 1917 года военная присяга принималась в присутствии того священнослужителя, к конфессии которого принадлежал новобранец. По словам А. Пчелинцева, в литературе тех лет подчеркивалась роль военного духовенства в формировании морально-боевых качеств солдат и офицеров. Религия рассматривалась как мощный воспитательный фактор.

С 1890 г. заведование церквями и православным духовенством армии и флота вверяется Протопресвитеру. Высокий воинский дух и стойкость русских войск в войнах 18 и 19 вв. обеспечивались системой духовного и патриотического воспитания, в котором принимали участие как священнослужители, так и офицерский корпус. Наиболее полно это нашло отражение в суворовской школе обучения и воспитания, которая была пронизана идеями святости воинского долга по защите Отечества, преданности Знамени и верности присяге.

Суворов, будучи глубоко верующим, считал веру в Бога основой духовной стойкости солдата, при этом сам являл пример подчиненным в соблюдении православной обрядности. Большую роль в патриотическом воспитании защитников Отечества играли храмы и соборы, причисленные к военному ведомству. В них хранились боевые знамена, орудия и доспехи военноначальников, увековечивались героически погибшие воины. Воспитательная работа не ограничивалась богослужебной деятельностью, которая включала в себя освящение знамен и благословение орудий, организацию молитв, проведение литургий и молебнов, проведение крестных ходов и проповедей. Она подкреплялась кропотливой работой с приходским активом, индивидуальной работой, проведением занятий по словесности, сбором и обобщением информации о душевном состоянии войск, пастырских беседах, благотворительной деятельностью и другими мероприятиями.

Одной из важнейших традиций по духовно-нравственному воспитанию был пример мужества и бесстрашия священнослужителей на поле боя. За проявленный героизм в годы I Мировой войны более 1200 священником были награждены государственными наградами России. В России более 4500 священнослужителей сложили свои головы и были искалечены на полях I Мировой войны.

В русской армии главенствующее положение занимала православная церковь, но имелись представители и других конфессий.

Традиционно православие придерживалось терпимого отношения к представителям других конфессий. Это было закреплено в уставе 1893 г., где говорилось: «Иноверцы христианских исповеданий совершают общественные молитвы по правилам своей веры с разрешения командира в назначенном им месте и по возможности одновременно с православным богослужением». В руководящих документах  военного и морского духовенства подчеркивалось, что: «Подвизающееся на ратном поле духовенство имеет возможность подтверждать веру и правоту православной церкви не словом обличения инаковерующих, а делом христианского самоотверженного служения как православным, так и инославным, памятуя, что и последние проливают кровь за Веру, Царя и Отечество».

Терпимое отношение к другим религиям резко менялось по отношению к сектам и религиозным объединениям выступающим против служению Отечеству. От военных священников требовалось «принять все возможные меры к пресечению в войсках сектантства и иметь неослабленное попечение об ограничении православных воинов от этой зловредной пропаганды».

Произошедший раскол общества в 1917 г. отразился и на процессах организации патриотического и воинского воспитания. Подавляющая часть духовенства стала в оппозицию новой власти. И вместе с гонениями на священнослужителей был предан забвению накопленный опыт духовного, морально-психологического воздействий на военнослужащих. Он оказался востребованным лишь в годы Великой Отечественной войны. С первых дней войны русская православная церковь заняла патриотическую позицию, осталась верной долгу служения своему народу. Более полно духовно-религиозные традиции русской армии стали использоваться после встречи И. Сталина с иерархами русской православной церкви в 1943 г. Не переоценивания роли представителей разных конфессий в борьбе с общим врагом, следует сказать, что они внесли посильный вклад в поддержку высокого морального духа бойцов и тружеников тыла. Духовенство утешало людей в скорби, призывало верить в победу над врагом, осуществляло сбор средств для постройки боевой техники, шефствовало над госпиталями. Таким образом, исторический опыт свидетельствует о том, что русская православная церковь и военное духовенство вносили существенный вклад в духовно-нравственное воспитание воинов. Вместе с командирами духовенство укрепляло духовно-религиозные традиции в армии, воспитывало патриотизм, самоотверженность, верность присяге, веру в правое дело и готовность к самопожертвованию во имя победы над врагом.

Глубокие перемены, которые в последние годы произошли и происходят в жизни российского государства, с одной стороны, и в религиозной сфере жизни общества с другой, не могли не сказаться и сказались на взаимодействии этих двух институтов. Динамика и тенденции развития религиозной ситуации в военных ведомствах России в целом соответствуют развитию религиозной ситуации в стране: отмечается рост числа верующих среди всех категорий военнослужащих; они все чаще участвуют в богослужениях, все активнее заявляют о своих правах. Перечень религиозных организаций, с которыми армия развивает свои взаимоотношения, и степень глубины этих взаимоотношений определяются многими факторами, к числу которых прежде всего следует отнести историко-культурные особенности России и общую государственно-церковную политику. Наиболее быстро и широко развивается процесс взаимодействия военных ведомств с Русской Православной церковью. Началом явилось подписание 2 марта 1994 министром обороны Российской Федерации и Патриархом Московским и всея Руси Совместного заявления. В войска стала свободно поступать литератуpa, издаваемая Московской Патриархией, открылись курсы для военнослужащих по изучению истории и вероучения православия.

Существует  воспитательный потенциал религии, которым не следует пренебрегать. Однако при этом следует иметь ввиду некоторые  моменты:

1) воспитательный потенциал религии недопустимо игнорировать, но нельзя и преувеличивать; 2) религия не является универсальным средством воспитания хотя бы потому, что значительная часть военнослужащих занимает иные, отличные от религиозных, мировоззренческие позиции; 3) религия не может и не должна претендовать в  государстве на роль государственной идеологии; всякие попытки использовать религию в этом качестве чреваты серьезными последствиями; 4) воспитательные возможности религии локализуются, в первую очередь, в сфере нравственности; 5) воздействие религии на  поведение военнослужащих может носить противоречивый характер; 6) актуализация воспитательного потенциала требует серьезной  подготовки командиров всех степеней и работников воспитательных структур.

Законодательная база, на которой строится процесс взаимодействия армии и религиозных организаций, пока еще невелика: помимо общих международных и федеральных законодательных актов, регулирующих взаимоотношения церкви и государства, есть только одна специальная статья закона, относящаяся  к сфере взаимодействия армии и церкви. Формы сотрудничества армии и религиозных организаций постепенно расширяются.

Практика взаимодействия армии и религии включает в себя проведение совместных конференций и семинаров, на которых обсуждаются те или иные аспекты развития взаимоотношений между армией и церковью, изучение курсантами и слушателями военных учебных заведений курса религиоведения; участие священнослужителей по просьбе военнослужащих в воинских ритуалах; участие военнослужащих в восстановлении разрушенных храмов и т. д. Верующие военнослужащие в свободное от службы время участвуют в богослужениях, учатся в религиозных учебных заведениях. В свою очередь, молодые люди, решившие стать священнослужителями, проходят воинскую службу на альтернативной основе. 

Религия – это универсальный инструмент для решения любых проблем, возникающих в жизни воинских коллективов. Так уж устроен человек, что ему хочется найти простые решения сложных проблем. Некоторые командиры и офицеры-воспитатели считают, что религия – это некая «волшебная палочка», которую можно пустить в ход в случае любых затруднений в воспитании личного состава.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наука даром не даётся - наука трудом берётся.

Очень важно сформировать умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и уважительного отношения к иному мнению.Формирование умения понимать пр...

Особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой.

Существует два понятия психология: Психология житейская – психологические знания, почерпнутые из обыденной жизни.Отличительные характеристики:§...

Окружающий мир 3 класс «Наука история. Исторические источники».

-подчеркнуть значение изучения прошлого;-указать роль науки истории в жизни общества и значениеизучения истории для конкретного человека; ...

Риторика-наука всех наук

Статья о том, что необходимо ребенку для успешного общения и развития его коммуникативных компетенций....

Исторические науки

История обороны Ленинграда...

Проект развития исторической культуры и исторической памяти "По линии обороны Сталинграда"

В 2023 году в России отмечали 80-летие разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. Двести героических дней и ночей обороны Сталинграда сыграли решающую роль в историю...