Урок правовых знаний.
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Журавлёва Светлана Викторовна

Ознакомление учащихся с международными документами, касающимися   защиты прав, формировать вдумчивое и ответственное отношение к процессу защиты своих прав; уделить внимание понятию обязанности и ответственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pravovyh_znaniy.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

           Урок

                         правовых

      знаний               

                         

Тема: Конвенция ООН

 «О правах ребёнка»

Цели:                                                                                                 

1. Познакомить учащихся с международными документами, касающимися   защиты прав, формировать вдумчивое и ответственное отношение к процессу защиты своих прав; уделить внимание понятию обязанности и ответственности.

 2. Развивать аналитическое и критическое мышление.

 3. Воспитывать вдумчивое отношение и уважение к правам других.

Оборудование: набор карандашей, "Сокращенный вариант Конвенции « О правах ребенка", книги: «Знай свои права», «Конституция РФ».

- Добрый день. Сегодня 1 сентября 2010 года по предложению уполномоченного при президенте РФ по правам ребёнка П.А.Астахова во всех образовательных учреждениях проводится День правовых знаний, который приурочен к юбилейной дате – 20-летию со дня присоединения нашего государства к Конвенции ООН «О правах ребёнка».

- Итак, тема нашего первого в этом учебном году урока написана на доске.                  Читаем.

 

 Изучение нового материала.

- После Второй Мировой войны, в октябре 1945 года была создана Организация Объединённых Наций (ООН), чтобы объединить усилия всех народов планеты во имя мира и развития, основанных на принципах справедливости и уважения человеческого достоинства.

 

- После принятия Декларации прав ребенка (1959 г.) потребовалось много лет, чтобы подготовить этот важный для каждого из вас международный документ. Представители ООН изучали положение детей в разных странах мира.

Они побывали в африканских парках, где дети умирали от голода в связи с засухой и неурожаем, в странах Азии представители ООН видели совсем маленьких детей, вынужденных трудиться, чтобы выжить.

Представители ООН стремились выяснить, почему так много детей умирает в первые годы жизни, изучали причины распространения среди детей разных болезней. Они собрали сведения о состоянии образования в разных странах мира. Оказалось, что в мире еще очень много детей школьного возраста, которые не посещают школу и даже не умеют читать.

Особое внимание обратили представители ООН на положение детей, оказавшихся в тяжелых жизненных ситуациях, - детей-сирот, детей-беженцев, детей-инвалидов. Все полученные сведения о положении детей в мире были учтены при подготовке Конвенции о правах ребенка.

В 1989 году созданная в ООН рабочая группа во главе с польским профессором Адамом Лопаткой завершила работу над текстом Конвенции о правах ребенка. Получился многостраничный документ, в котором значительно подробнее, чем в Декларации прав ребенка, определялись и раскрывались права детей всего мира.

После принятия Конвенции о правах ребенка Генеральной Ассамблеей ООН (20 ноября 1989 г.), в январе 1990 года началось ее подписание представителями разных стран мира.

Уже в первый день (26 ноября) Конвенцию о правах ребенка подписали представители 61 страны.

Наша страна, подписав Конвенцию о правах ребенка, взяла на себя обязательство обеспечить детям России все названные в ней права.

Поэтому каждому ребенку, живущему в России, следует знать об этой Конвенции как можно больше.

- Мировое сообщество руководствуется специальными документами по защите прав  детей:

1)Декларация прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, в ней 10 статей, 10 принципов защиты прав детей)

2) Конвенция о правах ребенка  (ООН в 1989 году, в ней 54 статьи, касающихся не только прав и свобод, но и обязательств государств по защите прав. Интересно, что на  утверждение документа ушла 1 минута, но готовился он 10 лет)

Декларация ( с лат. "провозглашение"),

Конвенция ( с лат. "соглашение").

- Разница между ними состоит в правовых последствиях. Государство, подписавшее Конвенцию, берет на себя ответственность и готовность отвечать за невыполнение. Государство ежегодно представляет отчет в ООН о положении детей в своей стране. 54 статьи определяют природу ответственности  правительств и родителей за  благосостояние ребенка. Более 130 стран, включая Россию, приняли всю серьезность документа. Присоединение же к декларации – лишь намерение государства следовать ее положениям. Несоблюдение основных принципов декларации никаких правовых последствий не имеет. Поэтому, с юридической точки зрения, более значимым  документом является Конвенция. Именно Конвенции  мы уделим особое внимание на уроке.

- Итак, Конвенция - очень серьезный документ, адресованный правительствам государств. Чтобы он не оказался слишком трудным, попробуем сами предугадать, что в нем может содержаться.

- Прежде всего, выясним, кого в Конвенции признают ребенком? (Лицо от рождения до 18 лет)

(На доске учитель схематично изображает ребенка)

- Предлагаю определить, что необходимо ребенку  для нормальной жизни, т. е. потребности. (Еда, друзья, школа, семья и т. д.)

- Эти потребности определены в Конвенции как основные права детей.

 

Работа в группах.

- Предлагаю вам, ребята, объединившись в группы, поразмышлять, почему же детям требуется особая забота, которую должны  осуществлять не только родители, но и государство, где он живёт, а в некоторых случаях и все вместе.

/ У детей – написанные на листах бумаги выражения. Нужно объяснить, как они их понимают./

«Ребенок нуждается в особой заботе, потому что он маленький и беспомощный».

«Потому что он еще мало знает о жизни».

«Он мало что умеет делать»

. «Потому что он не может делать многое, что делают взрослые».

«Если не заботиться о детях, их могут обидеть».

«Ребенок еще не умеет себя защитить».

«Потому что его могут обидеть»

«Он маленький и не может сам себя защитить».

«Он нуждается в заботе, потому что он может попасть в неосторожное положение».

«Потому что его могут обидеть или украсть» и т.п.

Проверка работы групп.

Работа со статьями Конвенции «О правах ребёнка»

Ст.6, 7, 13, 14, 20, 24, 28, 31, 32, 34, 35, 36.

Обращение учителя к учащимся:

Как вы видите, ответы девочек и мальчиков в чем-то совпадают с Конвенцией: они подчеркивают слабость ребенка, недостаток жизненного опыта, невозможность защитить себя.

Продолжим разговор о необходимости особой заботы о детях.

Так как ребенок постепенно развивается, физически растет, он особенно уязвим для разных болезней. Не случайно некоторые болезни называются детскими. Поэтому необходима постоянная забота врачей о ребенке, особая медицинская помощь.

Растущий организм ребенка нуждается в хорошем питании. Но далеко не все родители могут хорошо кормить ребенка. Значит, семье должно помогать государству, чтобы дети не голодали, а хорошо питались. Ребенок не может еще зарабатывать себе деньги для жизни, а одежда, игрушки, книги и многое другое

В связи с умственной незрелостью ребенка именно взрослые должны помочь ему получить знания, развить способности, подготовить к самостоятельной жизни, воспитать ребенка в «духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности».

 - В Конституции России – самом главном законе страны записано, что защита человека и гражданина – обязанность государства.

Это значит, что все главные лица государства – Президент, Глава Правительства, депутаты Российского Парламента, губернаторы – все они должны думать, что нужно сделать для детей России, чтобы им жилось свободно и счастливо, и стараться выполнить все намеченное.

В каждом городе и районе есть государственные служащие, обязанные защищать детей, если их обижают или нуждаются в срочной помощи. Это инспектора по охране детства и отдел образования города, района.

В случаях, если с ребенком жестоко обращаются, когда возникает опасность для его жизни, его обязаны защищать милиция, суд, прокуратура.

Для помощи детям, оказавшимся в сложных условиях жизни, в школах есть социальные педагоги. Разобраться в волнующих школьников проблемах, например, если он считает, что с ним поступают несправедливо, сможет помочь школьный психолог, классный руководитель, директор школы.

 

- В нашей школе в коридоре есть стенд «Школьникам о праве». Вы можете ещё раз ознакомиться с вашими основными правами, указанными в Конвенции и конечно познакомить с ними своих родителей.

Там же указаны адреса и телефоны государственных учреждений, куда можно обратиться за помощью.

 Закрепление изученного материала.

 

- Как вы себя чувствуете? Как температура?

- А сейчас предлагаю измерить температуру прав человека в нашей школе, не удивляйтесь. На листочке бумаги считайте только баллы, отвечая на вопросы. Внимательно прослушайте каждое из высказываний и укажите, насколько точно оно применимо к коллективу вашей школы.

Шкала оценки:

1-никогда,

2-редко,

3-часто,

4-всегда.

1)    В моей школе учащимся обеспечена  безопасность и личная неприкосновенность.

2)    В моей школе одинаковые мероприятия для всех.

3)    Члены коллектива моей школы станут выступать против дискриминации, унизительных действий и высказываний.

4)    Когда возникают конфликты, мы решаем их сообща.

5)    В дисциплинарных вопросах каждому учащемуся гарантировано справедливое и беспристрастное отношение при определении наказания и вины.

6)    Никто не посягает на мое персональное имущество или место.

7)    Коллектив моей школы охотно принимает учащихся, преподавателей, персонал разных национальных культур.

8)    Членам коллектива моей школы  предоставляется достаточное время для отдыха в течение учебного дня в нормальных условиях.

9)    Учащиеся имеют возможность принимать участие при разработке правил своей жизни.

Максимально возможная температура -36 градусов "прав человека".

- У кого от 20 до 36? В нашем случае хорошо, чтобы температура была близка к 36.

- Как вы думаете, почему результат низкий?

- От кого зависит температура прав человека в школе?

- Многие ошибочно полагают, что знать свои права достаточно. Необходимо помнить, что там, где права, там и обязанности и ответственность. По мере вашего взросления объем и соотношение прав и обязанностей, прав и ответственности будет меняться. Поэтому, заявляя о своих правах, будьте внимательны, ведь ваши права заканчиваются у кончика вашего носа. Чтобы улучшить правовую атмосферу в классе, семье, школе, надо помнить о правах других людей, об ответственности за свои поступки и  о своих обязанностях.

  Итог урока.

 - Назовите основные международные документы по правам ребенка?

- В чем разница Конвенции и Декларации?

- Кого в Конвенции считают ребенком?

- Назови основные права, которые предусмотрены  в Конвенции?

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Надеюсь, что вы всячески будете способствовать соблюдению прав детей. А на сегодняшнем уроке вы реализовали главное свое право - право знать о своих правах.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок правовых знаний

Материалы для урока правовых знаний. Все о конвенции о правах ребенка. Очень подробно....

Классный час на темы: «День Знаний» «День правовых знаний»

В мероприятии участвовали:обучающиеся 4Б классародители обучающихся 4Б классагости...

МЕРОПРИЯТИЕ ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ" пУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ"

«Путешествие в страну правовых знаний»Цель игры:знакомство детей с Конвенцией ООН «О правах ребенка», формирование представления об основных правах человека.Оборудование:компьютер и мультимедийная уст...

Урок правовых знаний

Данное внеурочное занятие разработано в качестве классного часа, который призван помочь учащимся познакомиться с понятиями "права" и "обязанности"....

Урок правовых знаний

Материал для классного часа в 1-2 классе...

Внеклассное мероприятие по правовому воспитанию для учащихся 2 класса Тема: Путешествие в страну правовых знаний. Форма проведения: игра-викторина.

Знакомство учащихся с правами и обязанностями ребёнка, конвенцией о правах ребёнка в игровой форме....

Классный час "урок правовых знаний"

классный час "урок правовых знаний"...