Образовательные эффекты коммуникативного метода «кругового тренинга с правилами» на занятиях по технологии ТРИЗ
статья на тему

Топоркова Татьяна Григорьевна

В статье описываются образовательные эффекты коммуникативного метода «кругового тренинга с правилами» на занятиях по образовательной технологии ТРИЗ.

Образовательная технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач, автор Г.С. Альтшуллер) способствует получению нового образовательного результата, включающего усвоение универсальных учебных действий, точнее сами УУД являются предметом обучения.

Метод «кругового тренинга с правилами» решает организационное противоречие между желанием каждого школьника высказаться и быть услышанным.

Образовательными эффектами являются развитие системного мышления, тренинг вербального интеллекта, утончения ощущений, воображения, интуиции. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tehnologiya_interaktivnyy_trening.docx17.3 КБ

Предварительный просмотр:

 

Т. Г. Топоркова

Образовательные эффекты коммуникативного метода «кругового тренинга с правилами» на занятиях по технологии ТРИЗ

В статье описываются образовательные эффекты коммуникативного метода «кругового тренинга с правилами» на занятиях по образовательной технологии ТРИЗ.

Ключевые слова: образовательные эффекты; образовательная технология ТРИЗ; коммуникативный метод кругового тренинга с правилами.

Главной идеей Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения является гарантированное достижение планируемого результата развития современной компетентной личности.

Системно – деятельностный подход как методологическая база Стандарта опирается на теорию развития высших психических функций и методологические принципы

Л.С. Выготского (1896 –1934), создателя «вершинной психологии».

Изменяются цели и способы деятельности, возрастает роль общения, творческого мышления, личностного опыта.

Образовательная технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) отражает идею системно – деятельностного подхода, способствующего получению нового образовательного результата. Автор теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – Генрих Саулович Альтшуллер (1926 – 1998), инженер и изобретатель, писатель и патриот России.

Овладев ТРИЗ, учитель и обучающиеся получают опыт использования системы методов и приемов, дающих возможность достижения метапредметного эффекта, включающего усвоение универсальных личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий (УУД) и метапредметных понятий. На занятиях по ТРИЗ предметом обучения являются сами УУД.

Одним из приемов учебной работы в ТРИЗ является «Круговой тренинг с правилами» или просто «Круг», авторский прием (1991), который решает организационное противоречие между желанием каждого сказать и быть услышанным.

Обучающиеся расставляют стулья по кругу на группу до 15 – 20 человек   для устной рефлексии; имеются песочные часы, мяч; магнитные доски, мел, раздаточный материал (листы с заданиями  по методам и приемам ТРИЗ),  столы для письменных работ и  рисования, предметы для опытов.

6. Описание особенностей деятельности (процедура).

Мяч «якорится» (связывается) с функцией устной: говорит только тот, кто держит мяч в руках, остальные внимательно слушают. Это одно из принятых всеми правил. Мяч передают по кругу справа налево (по часовой стрелке) в соответствии с законами природы: так закручивается льющаяся вода, вьются растения.

Чтобы убрать распространенную привычку подсказывать и проявления импрессинга, принимается «правило одной минуты» (в начальной школе – 30 секунд), в течении которой все размышляют над вопросом молча. Эффектом является большое разнообразие ответов на открытые задачи.

Опыт использования «кругового тренинга с правилами» на уроках истории и обществоведения, в кружках и факультативах по истории, логике, психологии в 5 – 11 классах; тренингах личностного роста и финансовой грамотности; на занятиях в творческих объединениях дополнительного образования по образовательной технологии ТРИЗ и группе продленного дня в ГБОУ школа №327 показывает, что образовательными эффектами «кругового тренинга с правилами являются развитие системного мышления, чувственный опыт, тренинг ощущений, воображения и интуиции.

Библиографические ссылки

1. Выгодская Л.Г., Лифанова Т.М.  Лев Семенович Выготский. Жизнь. Деятельность. Штрихи к портрету. – М.: Смысл, 1996. – 424 с.

2. Фонд Г.С. Альтшуллера /G.S. Altshuller foundation 4. http://www.altshuller.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод круговой тренировки, как средство активизации деятельности обучающихся на уроках физкультуры.

Метод круговой тренировки является одним из способов активизации деятельности обучающихся на уроках физической культуры. Все упражнения выполняются в парах. Выполнение упражнений строго регламентирова...

Развитие физических качеств учащихся методом круговой тренировки

Не секрет, что за последние годы уровень здоровья подрастающего поколения нашей страны резко снизился, проявились как факторы ухудшения экологической обстановки, так и факторы экономические. На ...

Развитие физических качеств учащихся методом круговой тренировки

Не секрет, что за последние годы уровень здоровья подрастающего поколения нашей страны резко снизился, проявились как факторы ухудшения экологической обстановки, так и факторы экономические. На ...

Метод круговой тренировки по гимнастике в 3 классах.

Этот нестандартный урок был опубликован мной на сайте Педсовет.ORG (1001 идея интересного занятия с детьми)....

Методы и приёмы технологии ТРИЗ на уроках русского языка (3 класс)

Активизация познавательной деятельности учащихся была и остаётся одной из вечных проблем педагогики. Всё большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ...

Технология ТРИЗ как средство развития творческого потенциала и коммуникативных способностей мл. школьников

Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку ее девиз - "творчество во всем": в постановке вопроса, в приемах его решения, в подаче материала. В ней нет методов в привыч...


 

Комментарии