Технология ТРИЗ как средство развития творческого потенциала и коммуникативных способностей мл. школьников
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку ее девиз - "творчество во всем": в постановке вопроса, в приемах его решения, в подаче материала. В ней нет методов в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого педагоги сами "изобретают" свою педагогику, озаренные светом детских идей.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz-tehnologii_v_nachalnoy_shkole.docx27.13 КБ
Файл triz_tehnologiya.pptx1.26 МБ

Предварительный просмотр:

Выступление к презентации

«Технология ТРИЗ как средство развития

творческого потенциала и коммуникативных способностей

мл. школьников»

1 -3 слайд

 ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Главная идея его теории - технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб.

 «ТРИЗ-  это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию» , так считал основатель теории Г. С.Альтшуллер

Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку ее девиз - "творчество во всем": в постановке вопроса, в приемах его решения, в подаче материала. В ней нет методов в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого педагоги сами "изобретают" свою педагогику, озаренные светом детских идей.  

Теория решения изобретательских задач и была предназначена в первую очередь в помощь инженерам-изобретателям.  Но эта теория нашла себя и в педагогике. Примером является особый раздел ТРИЗа - развитие творческого воображения (РТВ) или творческих особенностей (РТС), где на нетехнических задачах отрабатывается умение применять элементы ТРИЗа.                          Необходимо учить ребенка анализировать конкретную ситуацию и находить оригинальные пути ее разрешения. Обучение проводится с помощью занятий, игр, сказок, различных тестов.

Занятия по развитию творческого воображения - это импровизация, игра, мистификация. Здесь учимся придумывать свои сказки и не одну, а столько, сколько человек в группе и даже больше. Дети познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия ежеминутно.  

Девиз тризовцев - "Можно говорить все". И дети говорят, придумывают. Выслушивать нужно каждого желающего. Пусть учатся возражать педагогу и друг другу, но аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая.

      Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов,  воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. 
      Задачи курса:

  • убедить детей - мир полон тайн и загадок, которые они способны раскрыть СОБСТВЕННЫМИ силами;
  • обучить основным механизмам творческого воображения, позволяющим находить и раскрывать эти тайны;

использовать механизмы РТВ для психологической коррекции, развития восприятия, внимания, памяти, эмоций, мышления.
      "ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер и его последователи. 
 

4-8 слайд

 Область применения методики ТРИЗ обширна: от дошкольных учреждений до 11-х классов школы.

9 слайд 

Использую  различные методы и приёмы, применяемые в решении изобретательских задач (ТРИЗ). Вот некоторые из них:   «Составление загадок», «Да-нетка», «Морфологический ящик/копилка», «Системный лифт»,  «Создай паспорт», «Мои друзья», «Теремок», «Расселение», «Оживление» и др.

10 слайд

                 МОЗГОВОЙ ШТУРМ

Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.

Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту. Темами мозгового штурма могут быть такие:

как нарисовать картинку если нет карандаша;

как не намокнуть под дождем;

как оставить кусочек лета в зиму.

Напомним правила мозгового штурма:

1) исключение всякой критики;

2) поощрение самых невероятных идей;

3) большое количество ответов, предложений;

4) чужие идеи можно улучшать.

Анализ каждой идеи идет по оценке "хорошо - плохо", т.е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями. Результаты мозгового штурма должны быть непременно отражены в продуктивной деятельности: нарисовать свой кусочек лета в зиму; вылепить продукты, которые кушают инопланетяне и т.д.

 В ходе реализации этого метода развиваются коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других и т.п. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.

11  слайд

             МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ЯЩИК

Цель этого метода - выявить все возможные факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены.

Обычно для морфологического анализа строят таблицу (две оси) или ящик (более двух осей). В качестве осей берут основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные их варианты по каждой оси. 

 Для примера возьмем ставшую популярной многофункциональную мебель. Данный пример – один из самых простейших

         Основная цель многофункциональной мебели – экономия жилого или офисного пространства. Основные элементы, которые мы разделим на 2 категории: для хранения одежды и вещей – шкаф, полки, тумбочка; и для отдыха и удобства – кровать, стул, стол.

Объединяя объекты по горизонтали и по вертикали мы получаем:

А1 – шкаф-кровать, А2 – шкаф-стул, А3 – шкаф-стол

Б1 – полки-кровать, Б2 – полки-стул, Б3 – полки-стол

В1 – тумбочка-кровать, В2 – тумбочка-стул, В3 – тумбочка-стол.

 12 слайд

                             ДА/НЕТ

             Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.

               Правила игры: загадывается объект животного или рукотворного мира, дети задают вопросы об этом объекте. На вопросы можно отвечать только "да" или "нет". Педагог обращает внимание детей на то, что первые вопросы должны быть наиболее общие, объединяющие сразу несколько признаков. Как правило, первый вопрос: - это живое? В зависимости от ответа перебираются общие категории предметов и явлений.

               Например, если загаданный объект из живого мира, то следующие вопросы должны отражать категории живого мира: это человек? Это животное? Это птица? Это рыба? и т.п. Когда общая категория установлена, задаются более конкретные вопросы о составляющих характеристиках этой категории. Например, если выбранный объект является животным, то спросить можно домашнее ли это животное? Хищное? Травоядное? и т.д. Далее следуют вопросы, основанные на догадках, до тех пор, пока объект не будет угадан.

13 слайд

1 класс

Обучение предполагает продуктивную творческую деятельность – сочинение загадок и сюжетов сказок, рисование, изготовление аппликаций, поделок и др., что служит показателем уровня освоения учебного содержания.      К концу 1 класса учащиеся будут знать: цвета радуги, признаки отличия шара от круга, квадрата от куба; признаки отличия твёрдого вещества от жидкого, назначение различных органов чувств, о возможности изменения объектов во времени, последовательность описания объекта при помощи системного оператора («многоэкранки»); будут уметь: описывать объекты ближайшего окружения по признакам «цвет, форма, размер, вещество»; понимать относительность размера («для кого?» «по сравнению с чем?»); описывать объекты и ситуации ближайшего окружения по вопросам: «вижу? слышу? ощущаю запах? пробую на вкус? дотрагиваюсь?»; выделять основные части объекта ближайшего окружения и их назначение; описывать объекты ближайшего окружения при помощи системного оператора («многоэкранки»).  

14 слайд

                                 ТИПОВОЕ ФАНТАЗИРОВАНИЕ

            Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов.

 

15 – 16 слайд

СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР

Используемый метод системного анализа хорош тем, что он расширяет информационное поле, прекрасно тренирует память, концентрирует внимание, развивает мыслительную деятельность ребенка и, конечно, развивает речь и воображение. По сути, системный оператор — это своеобразный шаблон для правильного мыслительного процесса. В нем заложены такие критерии анализа, как:

• Система. Это тот объект, который мы и собираемся изучить или даже преобразовать.

• Подсистема. Это то, что входит в систему — ее составляющие части.

• Надсистема. Это некая система более высокого уровня, частью которой и является изучаемый нами объект.

• Прошлое. Чем/кем объект был раньше? Каким были его свойства, возможности, задачи?

• Настоящее. Что представляет собой объект сегодня. Какой он? Каковы его функции?

• Будущее. Что произойдет с объектом через некоторое время? Через какое именно? Почему?

           Сведения об объектах систематизируются с помощью таблицы, которая называется «системным оператором». Состоит, как минимум, из 9 экранов.

          Ребенок успешнее воспринимает логику системного мышления, если педагог использует рифмовку «Что-то»:

Если мы рассмотрим ЧТО-ТО… (объект)

Это что-то для ЧЕГО-ТО… (функция объекта)

Это что-то из ЧЕГО-ТО … (подсистема объекта)

Это что-то ЧАСТЬ ЧЕГО-ТО… (надсистема объекта)

ЧЕМ-ТО БЫЛО это что-то… (прошлое объекта)

ЧТО-ТО БУДЕТ с этим что-то… (будущее объекта)

ЧТО-ТО ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

                  Если привести примеры работы системного оператора в детском саду, то получится примерно следующее:

• Система. Кошка.

• Подсистема. Лапки, ушки, усики, кожаный нос, пушистый хвост, смешная мордочка и т. д.

• Надсистема. Домашние животные.

• Прошлое. Раньше она была котенком. Ее воспитывала мама-кошка, которая учила дочку кушать, ходить, охотиться и убегать от врагов.

• Настоящее. Сейчас кошке уже 3 года. Она большая, толстая, смешная, любимая.

• Будущее. Кошка будет расти, учиться новому. Она постепенно состариться. Так же как и люди.

• Антисистема. Кошки боятся собак и с ними не дружат. А еще кошки бояться воды, хотя плавать и умеют.

17  слайд

       Работа по системе ТРИЗ   осуществляется постепенно. Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы:   

Цель первого этапа - научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду.

        Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? и др.

 Цель второго этапа - учить детей фантазировать, изобретать.

         Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками?  

Третий этап - решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ.

         Например, "Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?". 

       Четвертым этап -  применяем полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учимся находить выход из любой сложной ситуации.  

  "Главное, что должно дать образование и о чём часто забывают, - это не багаж знаний, а умение владеть этим багажом" - утверждает ученый-дидакт А.Л. Несмеянов.

     

     Главная цель, которую ставлю перед собой  - это формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

 

 18 слайд

Международная эвристическая олимпиада мл школьников «Совёнок»

19 слайд

Всероссийский конкурс  дошкольников и мл школьников  «Первые шаги в ТРИЗ»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Технология ТРИЗ как средство развития творческого потенциала и коммуникативных способностей мл.школьников »

Слайд 2

Сделайте вашего ребенка внимательным к явлениям природы. Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а что сам понял. Ж.Ж.Руссо Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта. Г. С. Альтшуллер

Слайд 3

Что такое ТРИЗ ? ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач . ТРИЗ – схема системного, талантливого мышления, используя которую, Вы сможете вместе с детьми находить логический выход из любой житейской ситуации, а ребенок грамотно и правильно решать любые свои проблемы. Также ТРИЗ основана на принципах самостоятельного мышления, где необходимо дать возможность ребенку находить ответ самому, а не повторять заученные фразы или предложения.

Слайд 4

Около 50 лет назад, ученый, инженер, изобретатель, писатель-фантаст, организатор и преподаватель – Генрих Саулович Альтшуллер - создал очень интересную и весьма эффективную теорию – Теорию Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ)

Слайд 5

Девиз технологии ТРИЗ: «Можно говорить всё» Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению. Средство работы с детьми – педагогический поиск. Занятие - не форма, а поиск истины .

Слайд 6

Принципы построения занятий по ТРИЗ: минимум сообщения информации, максимум рассуждений, оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций- мозговой штурм, системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии), включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств воспитания (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно; предметно- схематической наглядности), обязательная активизация творческого воображения .

Слайд 7

Предполагаемые результаты: - улучшение качества знаний; - повышение результативности участия в предметных олимпиадах, творческих конкурсах, проектной деятельности; развитие творческого воображения и мышления; - творческих способностей; универсальных учебных действий.

Слайд 8

Использование технологии ТРИЗ способствует: гибкости мышления, умения анализировать и делать выводы, умозаключения; развитию творческого воображения, фантазии; воспитанию эмпатийного отношения к окружающему миру, доброты, отзывчивости; развитию познавательной активности; раскрепощению детей во время непосредственно организованной деятельности; развитию и воспитанию коммуникативных умений и навыков.

Слайд 9

Приемы ТРИЗ: « Да-Нет » Алгоритм сочинения загадок «Системный оператор» «Морфологический ящик» «Системный лифт» «Мозговой штурм» «Приемы фантазирования»: - увеличение-уменьшение; -дробление-объединение; -оживление- окаменение; -прием «Наоборот». «Метод Маленьких Человечков» « Эмпатия »

Слайд 10

Методы ТРИЗ: Мозговой штурм Темами мозгового штурма могут быть такие: как уберечь продукты от мышей; как не намокнуть под дождем; как мышам достать сыр из-под носа кота; как колобку убежать от лисы; как потушить пожар, если в доме нет воды; как не дать медведю залезть в теремок и развалить его; как оставить кусочек лета в зиму.

Слайд 11

Морфологический ящик

Слайд 12

На вопросы можно отвечать только "да" или "нет". первый вопрос: - это живое? Не живое? это человек? Это животное? Это птица? Это рыба? и т.п. домашнее ли это животное? Хищное? Травоядное? и т.д. Данетка

Слайд 13

Алгоритм сочинения загадок Загадка о расчёске: На что похоже? Чем отличается? Забор Нельзя перелезть Пила Не пилит Трава Не растёт Зубная щётка Не чистит зубы Слова связки «как…», «но, не…» Загадка: «Что это: как забор, но нельзя перелезть, как пила, но не пилит, как трава, но не растёт?»

Слайд 14

а) уменьшение - увеличение объекта (выросла репка маленькая-премаленькая. Продолжи сказку); б ) наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка); в ) дробление - объединение (придумывание новой игрушки из частей старых игрушек или невероятного живого, отдельные части которого представляют собой части других животных) ; г ) оператор времени замедление - ускорение времени: ( нарисуй себя через много лет, какой была твоя мама в детстве); д ) динамика - статика (оживление неживых объектов и наоборот: Буратино - живое дерево; Снегурочка - живой снег; Колобок - живое тесто и т.д.). Типовое фантазирование

Слайд 15

Н/С Н/С Н/С С С С П/С П/С П/С прошлое настоящее будущее Системный оператор где С — система, т. е. объект, который находится в центре рассмотрения; Н/С — надсистема, ближайшее окружение объекта, система, частью которой является объект; П/С — подсистема, структурная единица системы, части, из которых состоит сам объект.

Слайд 17

Главное, что должно дать образование и о чём часто забывают, - это не багаж знаний, а умение владеть этим багажом. А. Л. Несмеянов

Слайд 19

Седьмой Всероссийский конкурс для дошкольников и младших школьников « Первые шаги в ТРИЗ » 16 декабря 2020 – 1 марта 2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме «Технология ТРИЗ как средство формирования творческих способностей учащихся»

Цели:1)    актуализация личностного смысла педагогов к использованию в опыте работы  приёмов технологии решения изобретательских задач; 2)    создание условий д...

Технология ТРИЗ как средство формирования творческих способностей учащихся

В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением. Однако при «тризовском» обучении перед учащимися не тол...

Мастер-класс "Технология ТРИЗ-как средство формирования творческих способностей учащихся"

Всё о теории решения изобретательских задач, применении  методики на практике. Мастер-класс по технологиям системы ТРИЗ, представленный на конкурсе "Учитель года 2014"...

Технология сотрудничества на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников

Материал рассказывает о том, что такое технология сотрудничества, о приемах и методах, которые способствуют укреплению сотрудничества....

Технология сотрудничества на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников в рамках ФГОС

Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам....

мастер класс«Технология ТРИЗ – как средство формирования творческих способностей учащихся»

Мастер класс по теме "технология ТРИЗ- как средство формирования творческих способностей учащихся" реализован через следующие задачи:1) Актуализацию личного смысла педагогов к использованию в опыте ра...

Статья"Технология сотрудничества как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников в условиях ФГОС второго поколения".

        Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обуче...