Нравственное воспитание через ручной труд
статья (2 класс) на тему

Ронжина Татьяна Александровна

   Всю работу в ГПД я организовала так, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно в той среде, где он пребывает, а это предполагает право выбора деятельности, право на проявление своей индивидуальности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НРАВСТВЕННОЕ  ВОСПИТАНИЕ  ЧЕРЕЗ  РУЧНОЙ  ТРУД.

                                                     

    "…Наши руки не для скуки,

                                                             Для любви сердца…"        

Из опыта работы школ и групп продлённого дня, обязанности воспитателя связаны непосредственно с руководством и контролем за деятельностью группы в течение рабочего дня.

Начинаю свою работу каждый день с просмотра классных журналов, что позволяет мне познакомиться с учебными успехами детей. В личной беседе с учителем я узнаю о поведении, успеваемости, о самочувствии, настроении учеников, о выполнении ими различных поручении и обязанностей. Одновременно уясняю характер домашних заданий, особенности их выполнения, требования, которые нужно предъявлять к ученикам.

На основе всей полученной информации я делаю для себя выводы, как построить свою работу на каждый день.

Художественная деятельность - достаточно распространенная форма работы с детьми. С её помощью достигаются различные педагогические цели. В школе её используют не только в учебной, но и во внеклассной работе.

         Одна из основных целей  - развитие познавательных способностей  у ребёнка школьного возраста. Освоение детьми окружающего мира начинается  с познания свойств и отношений предметов. В своих работах Т. Н. Игнатова, С. Н. Шабалина указывают на то, что освоение таких свойств и отношений объектов, как цвет, форма, величина, пространство и т. п. даёт возможность ребёнку свободно ориентироваться в разных видах деятельности: конструктивной, изобразительной, учебной, игровой.

   Полнота и точность образов восприятия зависят от овладения детьми выразительными средствами (т. е. эстетическими эталонами), которые, как говорит Л. С.  Выгодский, ребёнок присваивает так же, как всю духовную культуру. Таким образом, на протяжении школьного детства развитие способности к восприятию и созданию художественных образов проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности передачи стилизованного (обобщённого) образа адекватными выразительными средствами.  

        Хорошую помощь в работе мне оказали теоретические и практические знания таких профессий как инженер-строитель, портной, а также собственный жизненный опыт в воспитании своих детей. Новые и уникальные для себя знания я получила  на курсах повышения квалификации, что вдохновило меня для реализации задач эстетического воспитания детей и дало новые возможности в обучении и развитии на всех ступенях творческой деятельности.

        Интеграция видов художественно-эстетической деятельности в школьном возрасте имеет естественный характер. Особенно ярко это проявляется в деятельности экспериментирования с художественными материалами (бумагой,

пластилином), инструментами (карандашами, кисточками, стеками). Дети разных возрастов с увлечением рассматривают и обследуют натуру, предложенную для рисования или лепки. Изучают "на глаз" и тактильно, т. е. ощупывая руками, материалы, формы поверхности, осваивают самыми разными приёмами особенности бумаги, красок,  природного материала.

        В процессе освоения способов создания образа и средств художественной выразительности я стараюсь расширить тематику детских работ в согласовании с учебным процессом. Поддерживаю желание детей изображать знакомые бытовые и природные объекты (транспорт, фрукты, цветы, животных) и явления из жизни (дом, город, праздники). Поощряю интерес к изображению человека,  представителей разных профессий с соответствующими атрибутами, инструментами, техникой. Позволяю самостоятельно находить простые сюжеты в окружающей жизни.

        В процессе прогулок, бесед, наблюдением за каким-либо явлением я стараюсь обращать внимание детей на выразительность разных предметов в природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками народных умельцев, архитектурные сооружения, природные ландшафты, и т.п.). Даю ребятам возможность высказаться, внимательно выслушиваю их представления, переживания, чувства, мысли, поддерживая личностное творческое начало. Я неторопливо задаю вопросы, даю время подумать, вместе порассуждать.

 Развитию воображения способствуют внимание и наблюдательность детей за окружающим миром, умение замечать характерные особенности окружающих объектов.

Например: ранней весной мы наблюдали за проснувшимися насекомыми. Дети подметили, что проснулись муравьи, червячки,

божьи коровки. Наблюдение детей  натолкнуло меня использовать это в работе при составлении композиции из природного материала "Божья коровка". (Смотри приложения)

Например, мы рассматриваем городской дом - высокий, многоэтажный, каменный. А деревенский какой? - низкий, одноэтажный, деревянный. В случае затруднения, я помогаю направить мысль в русле толкования темы, чтобы выяснить ход рассуждения детей. Затем полученную информацию мы закрепляем опытным путём, т.е. в рисунках, поделках. Ведь воображение - это универсальная способность человека, позволяющая ему видеть мир во всём многообразии предметов и их качеств.

         Занимаясь индивидуально с 2 - 3 детьми, я определила склонность каждого ребёнка, его предпочтения к какому-либо занятию. Это позволило мне составить педагогическую диагностику (см. приложение). В дальнейшем это помогло мне рационально распределять работу в ГПД. Детям, которые стремятся к ручному труду, я предлагала сделать поделки из подсобного материала (спичечных коробков, соломинок, проволоки, пластилина). Ребятам, увлекающимся рисованием - раскрасить какие-то предметы, фон.

Суть индивидуального подхода - помочь школьнику раскрыть и для себя самого, и для окружающих то особенное, своё, что в нём скрыто. Постепенно я собрала необходимое количество материала и, исходя из умений и навыков детей, составила перспективный план на год (см. приложение).

   В своей работе я стараюсь придерживаться следующих правил:

1.        Дети группы продлённого дня после учебного процесса плохо воспринимают строго регламентированные монотонные занятия, поэтому я выбираю в своей работе как можно чаще игровую форму.

2.        Развивать в ребёнке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма, учу дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи, ведь всё это им необходимо в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.

3.        Не заставлять ребёнка что-либо делать, если он расстроен, устал. Я стараюсь определить пределы выносливости ребенка. Предоставляю ему возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравиться.

4.        Не допускать, чтобы ребёнок скучал во время пребывания в группе продлённого дня, так как интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и даёт возможность испытать удовлетворение от занятий.

5.        Если что-то не получается - я предлагаю ребёнку более лёгкий вариант или делаю перерыв, возвращаясь к нему позднее, ведь развитие способностей определяется временем и практикой.

6.        Быть терпеливой, не спешить давать ребёнку задания, превышающие его возможности.

7.        Я стараюсь не проявлять излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и малого продвижения вперёд.

8.        Избегаю неодобрительной оценки, чаще хвалю ребёнка за его терпение, нахожу слова поддержки, формируя у него уверенность в своих силах.

9.        Стремлюсь создавать условия для самостоятельного художественного творчества.

10.        Проявляю уважение к художественным интересам и работам детей, бережно отношусь к результатам их творческой деятельности.

11.        Стараюсь помочь  родителям советами, как организовать дома изобразительную деятельность ребёнка.

   Всю работу в ГПД я организовала так, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно в той среде, где он пребывает, а это предполагает право выбора деятельности, право на проявление своей индивидуальности. В такой обстановке, где дети могут выбирать вид деятельности, объективно заложены щадящие условия для нервной системы ребёнка. При такой организации педагогического процесса у детей идёт активное формирование склонностей к занятиям определённого типа, развиваются устойчивость внимания и элементы учебной деятельности, самостоятельность, усидчивость, волевые качества.  

         Чтобы привлечь малоактивных детей, заинтересовать их, я провожу игру-занятие с элементами театрализации. Знакомлю с художественными

произведениями. В процессе таких занятий у ребят появляется и формируется устойчивый интерес, терпение, стремление достичь цели. В таких играх ребёнок легко перевоплощается, активно и быстро включается в игру, увлекаясь придуманным образом и действием.

         В совместной деятельности, работая с различными материалами, дети постепенно приобретают опыт "вместе думать", с удовольствием, целенаправленно общаться и помогать друг другу.

У ребёнка, при условии переживания им чувства успеха в деятельности и удовлетворения от совместного взаимодействия, достаточно быстро формируются представления о нормах и правилах поведения в среде сверстников при выполнении общей задачи. Являясь сотворцом и советчиком, я доброжелательно оцениваю малейшие успехи детей в творческой деятельности. И результатом явилось формирование у детей отношение к своему созданию, как к чему-то и кому-то нужному, значительному.  Удовлетворённость продуктом собственной деятельности ведёт к появлению у ребёнка потребности повторить положительные переживания радости от полученного результата.

        Для того чтобы задуманные мной занятия проходили интересно и результативно, даже к самому несложному занятию я готовлюсь заранее:

1.        Внимательно читаю весь сценарий занятия.

2.        Готовлю все необходимые материалы для каждого ребёнка (а лучше с запасом).

3.        Если требуются шаблоны, какие-то детали, они тоже предварительно изготовлены  в количестве, превышающем число детей, чтобы в случае неудачи (испорченного шаблона или заготовки), ребёнок не оказался выключенным из творческой деятельности, не огорчался.

            Кроме того, в работе я стараюсь развивать у детей способность передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках (изображать солнце, цветок, животных в рисунке, лепке, аппликации).

              Основной целью воспитания является всестороннее  и гармоничное развитие  личности дошкольника, которую я стараюсь достичь, реализуя следующие задачи:

-        В организации педагогического процесса придерживаться прогрессивных взглядов в воспитании и развитии ребёнка, работать с детьми с полной отдачей сил, с учётом передового опыта и достижений науки, постоянно совершенствоваться в процессе творческого поиска.

-        Передавать социальный опыт (знания, умения, навыки) на занятиях и в свободной деятельности на основе интеграции интеллектуального, нравственного, волевого, эмоционального и практического опыта. Это предполагает объединение отдельных знаний, разных по содержанию видов деятельности (речевой, игровой, изобразительной, конструктивной, природоведческой, театральной).

-        Решение комплекса воспитательно-образовательных задач и развитие психических процессов, таких как речь, воображение, фантазия, используя изобразительную, художественно-практическую деятельность (рисование,

аппликация, лепка, конструирование, ручной труд) и другие развивающие виды учебной деятельности (природоведение, труд, музыку, развитие речи, математику и др.).

-        Постоянно развивать у ребёнка любознательность, элементы учебной деятельности, творческое воображение, коммуникабельность,  способность думать, принимать решения, оценивать свои возможности, активно искать  способы воплощения, опираясь на прежний опыт, комбинировать его и применять в новых условиях.

-        Поддерживать у детей жизненный тонус, уверенность в себе, решительность в действиях и поступках, целенаправленность, общительность, создавая среду, в которой ребёнок чувствует себя достаточно комфортно и спокойно.

        Любой вид художественно-творческой деятельности имеет объединяющий характер, оказываясь средством развития других деятельностей. Это наиболее благоприятно для развития интеллекта в рамках учебной деятельности и познавательного интереса. Таким образом, посредством ручного труда осуществляется успешное воспитание ребёнка в школе, в группе продлённого дня,  где он овладевает навыками размышления, активного "думанья" о целях, путях и способах в разной деятельности. Дети, имея успешный опыт и навыки умения трудиться, применяя его, раскроют весь свой творческий потенциал.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание через уроки ОРКСЭ

Замечательно, что такой курс появился в школе. Вместе с тем, введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» - это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. Вообще под...

«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на ...

Приобщение родителей к духовно – нравственному воспитанию через урочную и внеурочную деятельность.

. Аннотация к докладу.В  докладе раскрыты  взаимодействие учителя, ученика и родителей, которое позволило существенно расширить содержание нового предмета, сделать общение детей с родителями...

"Совершенствование творческих способностей через ручной труд"

Совершенствование творческих способностей  через ручной трудОмельчук Людмила Анатольевна«Изучая – рисуем, рисуя, изучаем, чтобы  создавать новое, радующее окружающих и себя»«Источники способ...

Презентация "Роль школьных предметов в осуществлении адекватной интеграции обучающихся , воспитанников в системе современных социальных отношений через ручной труд."

Презентация "Роль школьных предметов в осуществлении адекватной интеграции обучающихся , воспитанников  в системе современных социальных отношений через ручной труд."...

«Нравственное воспитание через архитектурные памятники православной культуры».

Воспитание нравственно-эстетических  качеств у ребенка- наиважнейшая задача взрослых. Эта тема очень интересная и нужная! Нравственность - правила, определяющие духовные и душевные качества, необ...

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию «Триединство: содружество, труд, способности»

Цель: духовно - нравственное становление обучающихся в процессе социализации....