Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Калимбетова Вера Ивановна

Цель программы

- формирование человека интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества

- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству

- приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям

- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

 

Задачи программы

 – сформировать интерес к изучению природы родного рая;

- воспитать умение видеть в самом обычном необычное и удивительное;

- изучить и исследовать с детьми конкретные объекты природы;

- сформировать представления об охраняемых территориях России и своего региона.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_-_1.docx25.23 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение  гимназия №52

Рабочая программа внеурочной деятельности

по научно-познавательному направлению

 «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

Автор

Калимбетова В. И.

Воспитатель ГПД

Санкт-Петербург

2012 год

Пояснительная записка.

Цель программы

- формирование человека интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества

- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству

- приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям

- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Задачи программы

 – сформировать интерес к изучению природы родного рая;

- воспитать умение видеть в самом обычном необычное и удивительное;

- изучить и исследовать с детьми конкретные объекты природы;

- сформировать представления об охраняемых территориях России и своего региона.

Слово «экология» дословно переводится, как «наука о доме», то ест о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребенку по-новому взглянуть на природу. Знание закономерностей ее развития помогает бережнее относится к окружающему миру.

Ребенок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением природы или видя животных в живой природе. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребенка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

Актуальность разработанной программы продиктована отсутствием в начальной школе единой образовательной программы с экологической направленностью, рассчитанной на весь период обучения младших школьников.

В начальной школе есть предмет «Окружающий мир» на уроках которого дети знакомятся с природой, причем знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное, за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают.

Предлагаемый материал о природе, животном мире  экологических проблемах родного края отличаются новизной. Он предполагает расширение кругозора, развитие творческих способностей учащихся.

Планируемые результаты освоения учащимися внеурочной деятельности.

Ожидаемые результаты.

Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

-и потребность к осуществлению экологических верных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой сто стороны экологической допустимости.

Личностные результаты:

- принятие учащимся правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение опыта переживания и позитивного отношения к природе.

Программа «Юный эколог» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 1 -4 классов. Программа рассчитана на 33 часа в год.

В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, практические работы, рисунки, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, составление гербариев, экскурсии и прогулки в природу, защита проектов.

Создание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, прогнозирования последствий поведения человека по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

Программа разделена на пять блоков: первый блок называется «Берегите и защищайте природу». В этот блок входят темы, в которых детей знакомят с основными нравственно-этическими понятиями поведения в природе, оказанию ей помощи, умению наблюдать за ней.

Второй блок называется «Поэтический образ природы». Дети знакомятся с художественными произведениями писателей – натуралистов: Л. Федорова, К. Паустовского, В. Пескова, М. Пришвина, г. Скребицкого, что способствует развитию эстетических вкусов детей, их нравственному росту.

Третий блок называется «Человек и время года – это все вокруг природа». В этом блоке воспитатель обращает внимание детей на изменения в природе по временам года и месяцам. Дети узнают поговорки, загадки, приметы всех двенадцати месяцев года, учатся наблюдать и защищать природу, вместе с родителями делают поделки из природных материалов.

Четвертый блок посвящен Красной книге Российской Федерации. Дети знакомятся с растениями и животными нашего региона, занесенными в нее, учатся личной ответственности за сохранность этих видов.

Пятый блок посвящен Юнтоловскому заказнику, находящемуся в нашем районе и называется «островок» нетронутой природы. Дети вместе с родителями посещают Юнтоловский заказник, наблюдают, запоминают растения и животных, а затем вместе с воспитателем проводят заключительное занятие на тему «Береги свою планету, ведь другой на свете нету».

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятий

Часы

1

Берегите и защищайте природу

5

1.1

Беседа «В мастерской художника природы»

1

1.2

Беседа о культуре поведения в природе

2

1.3

Мы рисуем «Прогулка в лесу»

1

1.4

Сбор гербария «растения, которые нас окружают»

1

2

Поэтический образ природы

4

2.1

Чтение рассказов писателей-натуралистов

3

2.2

Мы рисуем своего любимого литературного героя

1

3

Человек и время года – это всё вокруг природа

12

3.1

В рябиновом сентябре

1

3.2

В листопаде октября

1

3.3

В сумерках ноября

1

3.4

В студеном декабре

1

3.5

Январь – перезимье

1

3.6

Февраль – бокогрей

1

3.7

Март – протальник

1

3.8

Апрель – капельник

1

3.9

Май – травень

1

3.10

В земляничном июне

1

3.11

Июль – макушка лета

1

3.12

В разносольном августе

1

4

Красная книга РФ

6

4.1

Знакомство с Красной книгой РФ

1

4.2

Растения нашего региона, занесенные в Красную книгу

2

4.3

Животные нашего региона, занесенные в красную книгу

2

4.4

Замысловатые вопросы, решение тематических кроссвордов о природе

1

5

«Островок» нетронутой природы

6

5.1

Юнтоловский заказник – общие сведения

1

5.2

Растения и животные Юнтоловского заказника, занесенные в Красную книгу

1

5.3

Посещение Юнтоловского заказника с родителями

2

5.4

Творческая мастерская «Моя помощь родной природе»

2

        33

Список литературы

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2001 г.
  2. Брем А. Э. Жизнь животных, 3 т, 2002 г.
  3. Детская энциклопедия для ленивых, 2010 г.
  4. Дмитриев Ю., Пожарская Н., Владимиров А., Порудоминский В. Книга природы. Детская литература, 2000 г.
  5. Дмитриев Ю. Необыкновенное путешествие в обыкновенный лес. Русский язык,1991г.
  6. Журнал «А почему?»
  7. Зотов В. Лесная мозаика.  Просвещение, 1993
  8. Лазьве К., Кювелье Ж. Атлас Животных, 2004 г.
  9. Что такое? Кто такой? Педагогика-Пресс, 1992 г.
  10. Энциклопедия для детей. Биология. Аванта +, 1995 г.
  11. Минскин Е. Игры и развлечения в группе продленного дня. Просвещение, 2003 г.
  12. Касаткина Н. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня. Учитель. 2005 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению "Наши проекты" для 1,2 и 3 классов.

Программа разработана на основе программы курса "Исследовательская деятельность младших школьников". (Автор авторы –составители Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк), пособия «Проектные задачи в начальной школ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению «Школа исследователя 1 класс»

Программа «Школа исследователя» предназначена для организации внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению  в 1-4 классах,  направлена на формирование готовности и способнос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по обще-интеллектуальному направлению «Юный турист – изучаю родной край»

       Программа внеурочной деятельности « Юный турист – изучаю родной край» по обще – интеллектуальному направлению,  разработана в соответствии с ФГОС начального обра...

Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению "Наши проекты" 4 класс

Программа разработана на основе программы курса "Исследовательская деятельность младших школьников". (Автор авторы –составители Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк), пособия «Проектные задачи в начальной школ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Английский в рифмах и ритмах 2-4 классы

Данная рабочая программа предназначена для проведения занятий с детьми 8-10 лет  с целью повышения их мотивации к обучению, вовлечению в иноязычное общение и лучшей подготовке к итоговой аттестац...