Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Цель программы
- формирование человека интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества
- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству
- приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям
- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Задачи программы
– сформировать интерес к изучению природы родного рая;
- воспитать умение видеть в самом обычном необычное и удивительное;
- изучить и исследовать с детьми конкретные объекты природы;
- сформировать представления об охраняемых территориях России и своего региона.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_-_1.docx | 25.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное учреждение гимназия №52
Рабочая программа внеурочной деятельности
по научно-познавательному направлению
«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
Автор
Калимбетова В. И.
Воспитатель ГПД
Санкт-Петербург
2012 год
Пояснительная записка.
Цель программы
- формирование человека интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества
- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству
- приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям
- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Задачи программы
– сформировать интерес к изучению природы родного рая;
- воспитать умение видеть в самом обычном необычное и удивительное;
- изучить и исследовать с детьми конкретные объекты природы;
- сформировать представления об охраняемых территориях России и своего региона.
Слово «экология» дословно переводится, как «наука о доме», то ест о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребенку по-новому взглянуть на природу. Знание закономерностей ее развития помогает бережнее относится к окружающему миру.
Ребенок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением природы или видя животных в живой природе. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребенка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Актуальность разработанной программы продиктована отсутствием в начальной школе единой образовательной программы с экологической направленностью, рассчитанной на весь период обучения младших школьников.
В начальной школе есть предмет «Окружающий мир» на уроках которого дети знакомятся с природой, причем знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное, за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают.
Предлагаемый материал о природе, животном мире экологических проблемах родного края отличаются новизной. Он предполагает расширение кругозора, развитие творческих способностей учащихся.
Планируемые результаты освоения учащимися внеурочной деятельности.
Ожидаемые результаты.
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
-и потребность к осуществлению экологических верных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой сто стороны экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие учащимся правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение опыта переживания и позитивного отношения к природе.
Программа «Юный эколог» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 1 -4 классов. Программа рассчитана на 33 часа в год.
В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, практические работы, рисунки, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, составление гербариев, экскурсии и прогулки в природу, защита проектов.
Создание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, прогнозирования последствий поведения человека по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Программа разделена на пять блоков: первый блок называется «Берегите и защищайте природу». В этот блок входят темы, в которых детей знакомят с основными нравственно-этическими понятиями поведения в природе, оказанию ей помощи, умению наблюдать за ней.
Второй блок называется «Поэтический образ природы». Дети знакомятся с художественными произведениями писателей – натуралистов: Л. Федорова, К. Паустовского, В. Пескова, М. Пришвина, г. Скребицкого, что способствует развитию эстетических вкусов детей, их нравственному росту.
Третий блок называется «Человек и время года – это все вокруг природа». В этом блоке воспитатель обращает внимание детей на изменения в природе по временам года и месяцам. Дети узнают поговорки, загадки, приметы всех двенадцати месяцев года, учатся наблюдать и защищать природу, вместе с родителями делают поделки из природных материалов.
Четвертый блок посвящен Красной книге Российской Федерации. Дети знакомятся с растениями и животными нашего региона, занесенными в нее, учатся личной ответственности за сохранность этих видов.
Пятый блок посвящен Юнтоловскому заказнику, находящемуся в нашем районе и называется «островок» нетронутой природы. Дети вместе с родителями посещают Юнтоловский заказник, наблюдают, запоминают растения и животных, а затем вместе с воспитателем проводят заключительное занятие на тему «Береги свою планету, ведь другой на свете нету».
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятий | Часы |
1 | Берегите и защищайте природу | 5 |
1.1 | Беседа «В мастерской художника природы» | 1 |
1.2 | Беседа о культуре поведения в природе | 2 |
1.3 | Мы рисуем «Прогулка в лесу» | 1 |
1.4 | Сбор гербария «растения, которые нас окружают» | 1 |
2 | Поэтический образ природы | 4 |
2.1 | Чтение рассказов писателей-натуралистов | 3 |
2.2 | Мы рисуем своего любимого литературного героя | 1 |
3 | Человек и время года – это всё вокруг природа | 12 |
3.1 | В рябиновом сентябре | 1 |
3.2 | В листопаде октября | 1 |
3.3 | В сумерках ноября | 1 |
3.4 | В студеном декабре | 1 |
3.5 | Январь – перезимье | 1 |
3.6 | Февраль – бокогрей | 1 |
3.7 | Март – протальник | 1 |
3.8 | Апрель – капельник | 1 |
3.9 | Май – травень | 1 |
3.10 | В земляничном июне | 1 |
3.11 | Июль – макушка лета | 1 |
3.12 | В разносольном августе | 1 |
4 | Красная книга РФ | 6 |
4.1 | Знакомство с Красной книгой РФ | 1 |
4.2 | Растения нашего региона, занесенные в Красную книгу | 2 |
4.3 | Животные нашего региона, занесенные в красную книгу | 2 |
4.4 | Замысловатые вопросы, решение тематических кроссвордов о природе | 1 |
5 | «Островок» нетронутой природы | 6 |
5.1 | Юнтоловский заказник – общие сведения | 1 |
5.2 | Растения и животные Юнтоловского заказника, занесенные в Красную книгу | 1 |
5.3 | Посещение Юнтоловского заказника с родителями | 2 |
5.4 | Творческая мастерская «Моя помощь родной природе» | 2 |
33 |
Список литературы
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2001 г.
- Брем А. Э. Жизнь животных, 3 т, 2002 г.
- Детская энциклопедия для ленивых, 2010 г.
- Дмитриев Ю., Пожарская Н., Владимиров А., Порудоминский В. Книга природы. Детская литература, 2000 г.
- Дмитриев Ю. Необыкновенное путешествие в обыкновенный лес. Русский язык,1991г.
- Журнал «А почему?»
- Зотов В. Лесная мозаика. Просвещение, 1993
- Лазьве К., Кювелье Ж. Атлас Животных, 2004 г.
- Что такое? Кто такой? Педагогика-Пресс, 1992 г.
- Энциклопедия для детей. Биология. Аванта +, 1995 г.
- Минскин Е. Игры и развлечения в группе продленного дня. Просвещение, 2003 г.
- Касаткина Н. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня. Учитель. 2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению "Наши проекты" для 1,2 и 3 классов.
Программа разработана на основе программы курса "Исследовательская деятельность младших школьников". (Автор авторы –составители Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк), пособия «Проектные задачи в начальной школ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению «Школа исследователя 1 класс»
Программа «Школа исследователя» предназначена для организации внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению в 1-4 классах, направлена на формирование готовности и способнос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по обще-интеллектуальному направлению «Юный турист – изучаю родной край»
Программа внеурочной деятельности « Юный турист – изучаю родной край» по обще – интеллектуальному направлению, разработана в соответствии с ФГОС начального обра...
Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению "Наши проекты" 4 класс
Программа разработана на основе программы курса "Исследовательская деятельность младших школьников". (Автор авторы –составители Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк), пособия «Проектные задачи в начальной школ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Английский в рифмах и ритмах 2-4 классы
Данная рабочая программа предназначена для проведения занятий с детьми 8-10 лет с целью повышения их мотивации к обучению, вовлечению в иноязычное общение и лучшей подготовке к итоговой аттестац...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Юный эколог"»
срок реализации программы 4 года...