Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению "Наши проекты" 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему
Программа разработана на основе программы курса "Исследовательская деятельность младших школьников". (Автор авторы –составители Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк), пособия «Проектные задачи в начальной школе» под ред. А.Б. Воронцова, соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования .
Рабочая программа включает три раздела:
· пояснительную записку, включающую назначение программы; актуальность и перспективность курса; возрастную группу учащихся, на которых ориентированы занятия; объём часов, отпущенных на занятия; цели и задачи реализации программы; формы и методы работы (экскурсии, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, постановка и решение проблемных вопросов, игровые моменты, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и т. д.);
· тематическое планирование, раскрывающее основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и универсальные учебные действия;
· календарно-тематическое планирование, содержащее тему и тип урока, описание примерного содержания занятий со школьниками .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа внеурочной деятельности 4 класс | 225 КБ |
Предварительный просмотр:
МКУ «Управление образования администрации ГО «Город Лесной»
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 75»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО НАУЧНОПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«Проектная деятельность»
4 КЛАСС
«НАШИ ПРОЕКТЫ».
2014 -2015 учебный год
Программа разработана на основе программы курса "Исследовательская деятельность младших школьников". (Автор авторы –составители Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк), пособия «Проектные задачи в начальной школе» под ред. А.Б. Воронцова, соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования .
Рабочая программа включает три раздела:
- пояснительную записку, включающую назначение программы; актуальность и перспективность курса; возрастную группу учащихся, на которых ориентированы занятия; объём часов, отпущенных на занятия; цели и задачи реализации программы; формы и методы работы (экскурсии, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, постановка и решение проблемных вопросов, игровые моменты, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и т. д.);
- тематическое планирование, раскрывающее основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и универсальные учебные действия;
- календарно-тематическое планирование, содержащее тему и тип урока, описание примерного содержания занятий со школьниками .
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Роль и место дисциплины | Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 1-4 классов, обучающихся по УМК «Школа России» и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность в УМК «Школа России» является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в работе познавательных клубов различного направления. |
2. Актуальность курса | ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностноориентированный, деятельностный подходы. |
3. Адресат | Программа адресована обучающимся 4-х классов общеобразовательных школ по образовательной системе «Школа России». |
4. Соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту | Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом МОиН РФ 06.10.2009 г.). |
5. Программное обеспечение | Для реализации программы используется
|
6. Требования к планируемым результатам | В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
|
6. Универсальные учебные действия. | Личностные универсальные действия:
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
7. Целевая установка | ЦЕЛЬ программы: Трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития. Задачи программы:
|
8. Принципы, лежащие в основе построения программы | Принцип системности Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом. Принцип гуманизации Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей. Принцип опоры Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них. Принцип совместной деятельности детей и взрослых Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении. Принцип обратной связи Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу. Принцип успешности И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение. Принцип стимулирования Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения. |
9. Специфика программы | Спецификой данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса имеет также следующие отличительные особенности:
|
10. Основные содержательные линии курса | Материал курса «Наши проекты» представлен в программе следующими содержательными линиями:
|
11. Виды и формы организации учебного процесса | Форма организации: занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музее, библиотеках, на предприятиях и различных объектах города (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.) Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, ,олимпиад, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. |
Виды контроля | На занятиях по проектной деятельности используются разные виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый.
а) «Мои успехи на этой неделе». б) Материалы проектов, исследований, поделок, мероприятий.
Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит портфель достижений (портфолио)ученика. |
13. Объем и сроки изучения | Сроки реализации программы: 4 года (1-4 класс). Программа внеурочной деятельности «Наши проекты» рассчитана из расчета 1 час в неделю: 34 часа на четвертом году обучения; |
14. Материально-техническое обеспечение | Библиографический список (книгопечатная продукция):
Технические средства обучения:
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
Электронные ресурсы
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Содержание курса | Характеристика деятельности обучающихся | ||
«Развитие познавательной сферы» (8ч) | |||
Дисциплина и свобода выбора. Что такое учебное сотрудничество. Как сотрудничать со взрослыми. Преодоление трудностей в реализации проекта. Учимся давать описание объекту наблюдения. Самооценка моих возможностей. Самостоятельный выбор темы проекта. | Моделирование идеальной (желаемой ситуации). Анализ реальной ситуации. Определение и анализ проблемы Постановка цели проекта Определение способа решения проблемы. Анализ рисков. Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ. Анализ ресурсов. Планирование проектного продукта. | ||
«Формирование исследовательских умений» (9ч) | |||
Учимся самостоятельно составлять план действий. Учимся выдвигать гипотезы исследования. Как распределить роли в проектной группе. Правила оформления проектной работы. Компьютер – друг и помощник. Способы хранения информации. Анкетирование как метод исследования. Как найти книгу в школьной библиотеке? (учимся работать с дополнительной литературой) Что такое эксперимент? | Уметь видеть проблему, изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон. Использовать наблюдения и эксперимент как способы познания окружающего мира. Строить предположения и ставить вопросы для решения существующей проблемы. Использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний. | ||
«Исследовательская практика» (12ч) | |||
Создание календаря исторических событий: Создание ленты времени с включением сообщений Подготовка сообщения о важном историческом событии
Готовим альманах сообщений к юбилею Куликовской битвы:
Составление иллюстрированного сборника пословиц и поговорок:
Составление коллективного сборника "Солдат моей семьи" Составление сборника "Красная книга нашего края"
| . Учащиеся осуществляют: • поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; • разбивку на группы; • распределение ролей в группе; • планирование работы; • выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов; • принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса. Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе. Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы. | ||
«Защита проектов исследовательской работы» (5ч) | |||
В соответствии с темами заявленных проектов, проводится их защита. Выбор темы защиты проекта согласуется между учителем – руководителем проекта и юным исследователем. | Понимать причины успеха во внеучебной деятельности, в том числе выполнять самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; Различать способ и результат действия. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия | Тема занятия | Элементы содержания | Планируемый результат обучения | Характеристика деятельности учащихся | |
«Развитие познавательной сферы» (8ч) | |||||
1 | Дисциплина и свобода выбора | Выявление области знаний, в которых каждый ребёнок хотел бы себя проявить. Знакомство с основными темами проектов предлагаемыми в учебниках 4 класса. | Обучающийся сможет высказаться по данной теме, поспорить с одноклассниками, выявить для себя актуальную область знания , учебный предмет, по которому предстоит выполнить проект. | Ученики потренируются в определении волнующих проблем при проведении исследования Обучающийся сможет назвать основной круг вопросов | |
2 3 | Что такое учебное сотрудничество(практическая работа) | Групповая работа над темой. Распределение обязанностей в группе. Способы получения информации. Определение круга "помощников" : сверстники, родители, библиотекари, если потребуется - учителя-предметники старшей школы, интернет-ресурсы. Выполнение заданий по поиску информации, требующего обращение за помощью к библиотекарю, интернет ресурсам, (учителю-предметнику - по договоренности) | Организация и проведение определенной практической работы для поиска способа или способов решения проблемы тренировочного проекта. Владеть понятием « источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета). | Учащиеся осуществляют: • поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; • разбивку на группы; • распределение ролей в группе; • планирование работы; • выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов; • принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса. | |
Как сотрудничать со взрослыми(практическая работа) | |||||
4 | Преодоление трудностей в реализации проекта ( на примере различных тем) | Выдвижение и обсуждение гипотез. Проверка гипотез. Эксперимент. Наблюдение. Творческий продукт (проектный продукт, который должен продемонстрировать значимость и актуальность проделанной работы . Что им может быть? | Знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами, средствами и способами воплощения собственных замыслов. | Владеть средствами и способами воплощения собственных замыслов. | |
5 | . Что можно исследовать? (тренировочное занятие) | Определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по исследованию. | Понимать необходимость и значение исследования в жизни каждого человека, уметь выбрать актуальную тему для исследования. Осваивать этапы работы над проектом, презентовать свои увлечения, достижения. | Обучающийся сможет поупражняться в отборе материала по теме исследования, проанализировать игровую ситуацию, высказать свою точку зрения | |
6 | Учимся давать описание объекту наблюдения. | Практика: письменный отчёт - структура и содержание. Требования к оформлению работы. Как подготовить письменный доклад. Как интересно подготовить устный доклад. Визуальный отчёт – диаграммы, таблицы, схемы, графики. | Владеть понятием « источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета). | Доводить собственный творческий замысел до воплощения в творческий продукт. Владеть средствами и способами воплощения собственных замыслов. | |
7 8 | Самооценка моих возможностей. | Практика: анкетирование учащихся, опрос. Составление списка тем, выбранных учащимися для проектирования. Определение индивидуальных и групповых проектов. | Уметь выбрать актуальную тему для своего исследования. | Ученики потренируются в определении волнующих проблем при проведении исследования | |
Самостоятельный выбор темы проекта. | |||||
«Формирование исследовательских умений» (9ч) | |||||
Одновременно с началом работы над индивидуальными и групповыми проектами проводятся занятия по формированию исследовательских умений учащихся. При этом оказывается индивидуальная помощь, разбираются недочеты, возникающие в работе, приводятся примеры исправления, улучшения проектной работы. | |||||
1 | Учимся самостоятельно составлять план действий. | Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез. | Развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать . |
| |
2 | Учимся выдвигать гипотезы исследования. | Практика: определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по каждому конкретному исследованию . Проверка гипотез. | Развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы. | ||
3 | Как распределить роли в проектной группе. | Определение склонностей, способностей участников групповых исследований. Распределение ролей и обязанностей в группе. Правила сотрудничества. | Формирование и развитие коммуникативных способностей. | ||
4 | Правила оформления проектной работы. | Требования к оформлению работы. Как подготовить письменный доклад. Правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников. | На примере проводимой учащимися работы над своими проектами анализируется правильность оформления работ, устраняются их недостатки | ||
5 | Как найти книгу в школьной библиотеке? (учимся работать с дополнительной литературой) | Учебная литература – учебники, хрестоматии. Справочная литература – словари, справочники, энциклопедии. Электронные пособия. Проверка накопления материалов по темам проектов. Практическое занятие в библиотеке с целью пополнения уже имеющихся материалов. | Использовать в работе различные « источники информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета). | ||
6 | Анкетирование как метод исследования. Составление диаграмм. | Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. В каких проектных работах необходимо анкетирование? Как составить анкету? Представление результатов анкеты в виде диаграммы. | Овладение средствами и способами воплощения собственных замыслов. Практическая работа по составлению визуального отчета | ||
7 | Что такое эксперимент? | Эксперимент. Наблюдение. Какие темы требуют проведения эксперимента. | Знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами. | ||
8 | Способы хранения информации. | Письменный отчёт - структура и содержание. Визуальный отчёт – диаграммы, таблицы, схемы, графики. | Овладение средствами и способами воплощения собственных замыслов. | ||
9 | Компьютер – друг и помощник. | Письменный отчёт - структура и содержание. Визуальный отчёт – диаграммы, таблицы, схемы, графики. Как правильно делать презентацию | Овладение средствами и способами воплощения собственных замыслов. Практическая работа по составлению визуального отчета. | ||
«Исследовательская практика» (12ч) | |||||
На данном этапе работы выбранные темы проектов доводятся до логического завершения, готовятся к представлению перед одноклассниками, а лучшие работы - на школьной НПК. | |||||
1 | Создание календаря исторических событий. | Тема предполагает как групповое , так и индивидуальное исполнение в виде альбома, стенда или газеты. Тема имеет связь с уроками литературного чтения ("Легенды. Былины. Жития") , так и с курсом Истории. Проект продолжительный во времени. | Учащиеся должны иметь представление об: основных этапах организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация); понятия цели, объекта и гипотезы исследования; основные источники информации; правила оформления списка использованной литературы; способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты); источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета). Учащиеся должны уметь: выделять объект исследования; разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы; выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку; работать в группе; пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями; вести наблюдения окружающего мира; планировать и организовывать исследовательскую деятельность; работать в группе. Учащиеся должны уметь:
Учащиеся получат возможность научиться:
|
Учащийся получит возможность научиться:
| |
2 | Создание ленты времени с включением сообщений о важном историческом событии | Тема аналогична предыдущему проекту. Предполагает групповое исполнение. В группах распределяют темы индивидуальных сообщений о конкретном историческом событии, с последующей презентацией перед классом. | |||
3 | Подготовка сообщения о важном историческом событии
| Конкретные темы предлагаемые в учебнике литературного чтения в рубрике "Наши проекты". Могут быть использованы и на уроках истории. | |||
4 | Готовим альманах сообщений к юбилею Куликовской битвы
| Тема предложена в учебнике "Литературного чтения в разделе "Наши проекты" с целью обучения детей поиску дополнительной информации к урокам по теме "Устное народное творчество. Житие Сергия Радонежского" | |||
5 | |||||
6 | Составление иллюстрированного сборника пословиц и поговорок:
| Тема может быть использована как для группового, так и для индивидуального проекта. Предложена в учебнике "Русский язык. 4 класс" УМК "Школа России" в разделе "Наши проекты". Работа служит обогащению речи учащихся, стимулирует их к литературному творчеству. | |||
7 | |||||
8 | |||||
9 | |||||
10 | Составление коллективного сборника "Солдат моей семьи". | Групповой проект , посвященный юбилею Великой Победы над фашисткой Германией. Предполагает опрос и анкетирование близких членов семьи. В ходе исследования
| |||
11 | Составление сборника "Красная книга нашего края" оформление результата проекта в виде книги, альбома, стенда, стенгазеты, макета, презентации. | Проект предложен в учебнике "Окружающий мир" в разделе "Наши проекты".Выполнение проекта может быть как групповым , так и индивидуальным. | |||
12 | |||||
«Защита проектов исследовательской работы» (5ч) | |||||
1 | Итоговые занятие. Чему мы научились за этот год. | Пробное выступление перед аудиторией. Формирование умения публичного представления результатов работы. Самоанализ-рефлексия после выступления | Умение оценивать свою работу и видеть ее слабые места. | Понимать причины успеха во внеучебной деятельности, в том числе выполнять самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; Различать способ и результат действия. | |
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
ИТОГО: 34 ч |
Предполагаемая результативность курса.
Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа.
Третий уровень результатов (4 класс) предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Выход за пределы аудитории:
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.
Выход за пределы аудитории:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению "Наши проекты" для 1,2 и 3 классов.
Программа разработана на основе программы курса "Исследовательская деятельность младших школьников". (Автор авторы –составители Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк), пособия «Проектные задачи в начальной школ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению «Школа исследователя 1 класс»
Программа «Школа исследователя» предназначена для организации внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению в 1-4 классах, направлена на формирование готовности и способнос...
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Занимательная математика» в 3 классе (научно – познавательное направление).
Рабочая программа внеурочной деятельностикружка «Занимательная математика» в 3 классе(научно – познавательное направление)....
Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
Цель программы- формирование человека интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству- приобщ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Английский в рифмах и ритмах 2-4 классы
Данная рабочая программа предназначена для проведения занятий с детьми 8-10 лет с целью повышения их мотивации к обучению, вовлечению в иноязычное общение и лучшей подготовке к итоговой аттестац...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ВЕСЁЛЫЙ АНГЛИЙСКИЙ -МИР СКАЗКИ И ТЕАТРА 3 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮВЕСЁЛЫЙ АНГЛИЙСКИЙ -МИР СКАЗКИ И ТЕАТР 3 класс...
Программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению "Занимательная математика" 3 класса
Программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению "Занимательная математика"...