Обобщение опыта работы
статья на тему

Прядко Виктория Геннадьевна

Обобщение опыта работы классного руководителя за период 2012-1015 г.г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx29.28 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта классного руководителя 7-г

Прядко Виктории Геннадьевны МБОУ СОШ №4

Давно называют свет бурным океаном:

но счастлив, кто плывет с компасом!

 А это дело воспитания.

Н. М. Карамзин

В настоящее время благодаря государственной политике в сфере образования наметились положительные тенденции, определяющие воспитание как приоритетную сферу, обеспечивающую человеческий ресурс социально-экономического развития страны.

В отличие от образования, главная задача воспитания состоит в формировании у человека представлений о нравственных нормах и ценностях; оно стремится укрепить жизненную позицию и волю личности.

Российская школа призвана к воспитанию личности свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся. Наличие такой личности делает возможными частное и коллективное преуспевание и развитие. При этом надо помнить, что человек становиться личностью только в обществе. Необходимо говорить не об абстрактном личностно ориентированном воспитании вне времени, культуры и общества, а о воспитании личности гражданина России. В этом плане современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, приверженность традиции.

За последние годы в образовательных учреждениях особенно усилилось внимание к разработке и реализации системы гражданского, патриотического и физического воспитания, к профилактике социального сиротства, к преодолению проявлений асоциального поведения обучающихся, к защите прав детей. Основной акцент в воспитательной работе сделан на организацию социальной практики, профессиональную ориентацию, культурно-досуговую деятельность.

В соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года приоритетной задачей в сфере воспитания детей, является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

В связи с чем, обозначены основные направления организации воспитания и социализации учащихся общеобразовательных учреждений: гражданско- патриотическое, нравственное и духовное воспитание, воспитание положительного отношения к труду и творчеству, интеллектуальное воспитание, здоровьесберегающее воспитание, социокультурное и медиакультурное воспитание, культуротворческое и эстетическое воспитание, воспитание семейных ценностей, формирование коммуникативной культуры, экологическое воспитание, правовое воспитание и культура безопасности.

В соответствии на направления, изложенные в Стратеги, опираясь на Концепцию воспитания (Ильинского Игоря Михайловича), Концепцию духовно-нравственного воспитания, а также закон об образовании РФ, ежегодно разрабатываю основной документ классного руководителя- План воспитательной работы на предстоящий год.

Реализация основных направлений стратегии.

1. Гражданско-патриотическое:

Особо хочется подчеркнуть, что в основе патриотического воспитания лежит, прежде всего, воспитание чувств. Поэтому фактором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за Мать, близких, свою семью; за коллектив, который должен стать для ребенка второй семьей; за совместный успех и достижения других членов коллектива, горожан, россиян.

Ежегодно, участвуем во встречах с ветеранами, посещаем их на дому, активно участвуем в праздничных мероприятиях ко Дню победы, принимаем участие в акциях, которые проходят в школе «Письмо ветерану», «Я- гражданин России», «Моя малая родина», «Мы- патриоты». В 2013 и 2014 годах принимали участие в смотре строя и песни, а исполнение песни «Служить России» было отдельно отмечено членами жюри. Участвовали в едином дне голосовании ШССУ. В прошлом году мы с ребятами совершили трехдневную поездку в город Волгоград. Поездка оказалась незабываемой! Передо мной вдруг открылись другие ребята, серьезные и повзрослевшие, а панорама Сталинградской битвы не оставила равнодушным ни одного из них.

2.  Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

Человек, не испытавший радости труда, успеха, никогда не полюбит труд…

        В 2014 году, в рамках данного направления учащиеся приняли участие в программе, разработанной в соответствии со стратегией российского образования с созданием условий для обеспечения роста социальной зрелости выпускников  «Как найти себя». Во время программы учащиеся не просто познакомились с разнообразными профессиями, а приняли непосредственное участие и смогли попробовать себя в разной трудовой деятельности. К классным часам прошу ребят написать сочинения на такие темы как «Самая важная профессия», «Все работы хороши…» и т.д. Сочинение Белоконь Ксении на тему «Профессия пожарный» в 2014 годах заняла первое место в районном конкурсе «Мы- с пожарными друзья!», получила звание «Лауреат» литературного конкурса «Взлет» в апреле 2015 года. древонасаждения» и др. Для развития творческих способностей, провожу классные часы с применением таких технологий как «Пять шляп», провожу тестирование с целью выявления творческих способностей учащихся, разработанной мной «Методикой выявления творческих способностей обучающихся», представленной на Фестивале инноваций в 2007 году.

3. Интеллектуальное воспитание.

        На одной из пресс-конференций В.В.Путин сказал:   «Если мозги утекают, значит, они есть. Уже хорошо. Значит, они высокого качества, иначе они никому не были бы нужны и не утекали».  

        В рамках этого направления провожу работу с одаренными детьми, активно поддерживаю их участие в предметных олимпиадах, предметных мини-проектах. Провожу классные часы на  тему «Это интересно знать»,  к которым прошу подготовить мини- сообщения. Провожу индивидуальную работу с отстающими учениками, строим индивидуальные маршруты «Исправления ситуаций».

4. Здоровьесберегающее воспитание:

Так как я учителем физической культуры, данное направление имеет для меня большое значение. Не реже двух раз в году мы с ребятами ходим в поход в «Мухин сад», неоднократно посещали аквапарк «Н2О», где приняли участие в мини-соревнованиях по плаванию, а в этом году посетили батутно- акробатический центр «Вверх», где совместно с тренерами, ребята пробовали выполнять сложные перевороты и прыжки, не только на батуте, но и на акробатической дорожке. 8 учащихся нашего класса занимаются в спортивных секциях, а некоторые из них уже добились высоких результатов.  В прошлом году наши ребята приняли участие во Всероссийской зарядке, принимают участие в районных и внутришкольных соревнованиях. Что касается профилактики ЗОЖ, то провожу такие классные часы как «Я выбираю спорт», «Я за здоровый образ жизни», «Нет вредным привычкам» с просмотром социальных видеороликов. В прошлом году проведено родительское собрание с привлечением школьного врача, в план каждого родительского собрания вношу вопрос Охраны жизни и здоровья обучающихся, так как считаю, что только совместными усилиями, можно воспитать здоровое поколение.

5. Социокультурное и медиакультурное воспитание:

Тот факт, что все мы принадлежим к единому российскому народу, объясняю детям из русских, армянских, азербайджанских и иных семей. Национальная российская идентичность не поглощает этническую идентичность человека, а дополняет ее, расширяет и конкретизирует.

В рамках этого направления провожу классные часы «Мы такие разные», «Дон многонациональный». Проведено родительское собрание на тему «Безопасный интернет детям», где основной задачей является привлечение родителей к проблеме вовлечения детей в социальные сети Интернета. На классных часах объясняю ребятам, что Интернет ресурсами нужно пользоваться с умом, находить необходимую информацию, создавать социальные видеоролики. Для мобильного получения информации родителями и учениками класса, а также с целью отвлечь ребят от соц.сети «В контакте» мной создана группа в программе WhatsApp, где ребята и родители могут получить любые ответы на вопросы не только у педагога, но и друг у друга.

6. Культуротворческое и эстетическое воспитание:

Ежегодно мы с ребятами принимаем участие в творческих конкурсах, различного уровня. Организуем праздники с привлечением родителей и других членов семьи. Посещаем театры и музеи. Когда в этом году я спросила: «Куда бы вы хотели поехать на зимние каникулы», получила единодушный ответ «В театр!», и это моя маленькая победа!

7. Правовое воспитание и культура безопасности:

5 ребят являются членами ДЮП, а 4 являются членами отряда ЮИД. Ребята проводят профилактическую работу среди учащихся не только младших классов, но и старших, а также выступают на родительских собраниях. В этом учебном году в нашей школе прошла акция «Автокресло- детям!», посвященная проблеме безопасной перевозке детей, где ребята приняли активное участие. Проведены родительские собрания с привлечением сотрудника ОППН, социального педагога школы Лесничей Антонины Васильевны. Особое внимание уделяю профилактике правонарушений среди подростков, на классных часах провожу дискуссии на тему «Кто прав?», где выношу на обсуждение разные ситуации, возникающие в подростковой среде.

8. Воспитание семейных ценностей:

Семья- важнейший социальный институт. А.П.Чехов писал: «Дети святы и чисты. Даже у разбойников и крокодилов они состоят в ангельском чине. Нельзя делать их игрушкою своего настроения: то нежно лобызать, то бешено топать на них ногами...» Однажды я задала ребятам написать мини-сочинение- счастливая семья это-, а затем прочитала лучшие на родительском собрании. И какого было удивление родителей, когда они услышали слова своих детей о заботе, любви и верности, совместных мероприятиях и о том, что хорошо, когда все дома и пахнет сдобой. Проведен  классный час «История моей семьи», на котором ребята рассказали о ярких моментах в жизни своей семьи. На родительское собрание была приглашена Свириденко Ольга Викторовна- школьный психолог. На особом контроле находится семья Моргуль Полины, совместно с социальным педагогом, разработан план работы с посещением семьи, и приглашением мамы Полины на Совет профилактики.

9. Формирование коммуникативной культуры:

К сожалению подростки часто испытывают трудности в общении. Не всегда могут наладить контакт с другими людьми; не умеют контролировать свои эмоции и поведение (особенно, в конфликтной ситуации); не хотят понять и выслушать точку зрения другого человека. Коммуникативные компетенции формирую в ходе проведения классных часов, совместных школьных мероприятий, через участие в смотрах, конкурсах, выставках изобразительного и декоративно-прикладного творчества, через привлечение ребят в ШССУ, вовлечение ребят в работу школьного пресс-центра и видео-газеты «Четверка».

10. Экологическое воспитание:

С целью экологического воспитания учащихся была организована поездка в Областной экологический центр, где ребята приняли участие  мероприятии, посвященному бережному отношению к питьевой воде. На практике смогли увидеть все этапы очистки воды. Проведены классные часы «Земля- наш общий дом», «То, что останется после нас…», посвященные вопросам бережного отношения к природе и природным ресурсам.

11. Нравственное и духовное воспитание:

Особое внимание уделяю духовно-нравственному воспитанию. Считаю его наиболее важным, так остальные направления так или иначе содержат в себе духовно-нравственные принципы.

В концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников прописано, что современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Духовно-нравственное развитие школьников есть первостепенной важности задача современного воспитания, государственный заказ для общеобразовательной школы, что прописано в Законе «Об образовании» (Ст. 9, п. 6, ).

«Убежден, — подчеркивает В.В.Путин,  — что достижение необходимой динамики роста — проблема не только экономическая. Это проблема также политическая и, не побоюсь этого слова, в определенном смысле идеологическая. Точнее, идейная, духовная, нравственная. Причем последний аспект на современном этапе мне представляется особенно значимым с точки зрения консолидации российского общества».

Разработаны классные часы: «Чем дальше в будущее входим, тем больше старым дорожим…», «Мои жизненные ценности», «Вместе- мы сила!».

Новым и уникальным я считаю проведение диагностики духовно-нравственного воспитания учащихся с помощью разработанной мной «Методики оценки уровня духовно-нравственной воспитанности  учащихся», которая  позволит оценить эффективность уроков, направленных на воспитание духовно-нравственных качеств. Подходит для обучающихся 5-7 классов и может применяться в любой образовательной области. Данная методика, состоит из:

  1. Опроса учащихся, наблюдения за учащимися.
  2. Анкетирования (оценивается по двум критериям: сформированного понятия, понятие не сформировано)  
  3. Тестирования (тест незаконченные предложения, диагностика духовно-нравственной мотивации)

Познакомится более подробно, а также скачать данную методику можно на моем сайте.

Человек- это создание, испытывающее потребность в воспитании и способное к воспитанию. (Лангефельд) Компетентный воспитатель совершенно намеренно, т.е. не случайно, влияет на воспитанника для достижения определенных целей. А я поставила перед собой четкую цель: воспитать в каждом из них «настоящего человека».

         

Свое выступление хотелось бы завершить словами Саади:

Покинут счастьем будет тот,

Кого ребенком плохо воспитали.

Побег зеленый выпрямить легко,

Сухую ветвь один огонь исправит.

Цените и любите свои зеленые побеги, ведь будущем каждый из нас  увидит в них плоды своего труда.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация - обобщение опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"

Презентация по обобщению опыта по теме"Работа над предложением как средство развития речи младших школьников нв уроках русского языка"...

Методическая разработка по обобщению опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка "

Методическая разработка "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"...

Эффективная организация учебно – воспитательной работы и досуга детей в группе продленного дня (обобщение опыта работы)

Формирование базиса личностной культуры ребенка через эффективную организацию учебно – воспитательной    работы и досуга детей в группе продленного дня....

Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».

Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...

Обобщение опыта работы Проект по работе с семьёй "Наша дружная семья-школа, родители и я!"

Сегодня учитель и родители должны рассматриваться как партнёры в воспитании детей, а это означает равенство сторон, их взаимное уважение и заинтересованность в успешном сотрудничестве, что неизбежно в...

Обобщение опыта работы на тему: «Развитие логического мышления в процессе работы с блоками Дьенеша».

Цель моей работы: создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников  через использование логических фигур и блоков Дь...

Обобщение опыта работы по теме "Работа с родителями в начальной школе"

В  работе описана система работы учителя начальных классов с родителями, основные  методы и приемы....