Учебный модуль Школа самоуправления
рабочая программа (2 класс) на тему

Бриченко Лариса Витальевна

Учебный модуль предназначен для обучающихся 2 класса и направлен на развитие организаторских способностей ребят, их лидерских качеств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 262

КРАСНОСЕЛЬСКОГО  РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ГБОУ СОШ № 262

               

УТВЕРЖДЕНА

Приказом № 329-ОД

Директор ГБОУ СОШ № 262

____________ /Ю.В.Некрасова

«31»  августа         2015 г.

РЕКОМЕНДОВАНА

для апробации Педагогическим советом

Протокол

14 от  «31»  августа    2015 г.

РАССМОТРЕНА

на заседании МО учителей

начальной школы

Протокол № 1

от  «_____»  августа         2015 г.

Руководитель МО

_____________ / Е.М.Антонова

СОГЛАСОВАНА

Зам. директора по УР

______________ /Л.А.Курушкина

«31»  августа         2015 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Школа самоуправления»

Возраст  детей  8-9 лет

Класс      2 «б»

Количество часов _______17________      

Срок реализации программы:  1-е полугодие 2015-2016  учебного года

Направленность программы          социальная

                                                                                              Учитель: Бриченко Л.В.

                                                                                      Высшая категория

                                                                                         

Санкт-Петербург

2015


Основной идеей программы «Школа самоуправления» является создание среды сотрудничества, инициирующей и стимулирующей сознательную деятельность учеников, направленную на формирование организационной компетентности, лидерских качеств, навыков самостоятельности, чувства ответственности за порученное дело. 

Миссия программы - предоставление каждому участнику образовательного процесса сферы деятельности, необходимой для развития организаторских и творческих способностей.   Во 2 классе устанавливаются более тесные контакты между учениками.   В этот период важно создать благоприятные условия для самореализации, саморазвития личности всех участников образовательного процесса, способной к индивидуальной ответственной творческой деятельности .

Цель  программы – смоделировать и построить  систему самоуправления, направленную на развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в классном коллективе, работать в команде как постоянной, так и команде сменного состава, однополой и разнополой,  и строить со своими сверстниками отношения дружбы и взаимопомощи, продуктивного сотрудничества и конструктивного творчества.

Ценности пропагандируемые программой :

Наиболее значимые ценности программы - самоактуализация, сотрудничество, индивидуальность, субъектность,  выбор, творчество, успех, доверие, ответственность. Эти ценности служат принципам воспитательной системы  школы:

Принцип самоактуализации

В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно создать такие условия, чтобы побудить его стремление к проявлению и развитию природных и приобретенных возможностей.

Принцип индивидуальности.

Индивидуальность - неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидуумов и человеческих общностей.Создание условий для формирования индивидуальности учащегося и педагога, уникальности классного коллектива - главная задача развития программы «Смешарики». Каждый член коллектива должен быть или стать самим собой, обрести свой образ.

Принцип субъектности.

Субъектность - качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью  свободой в выборе и осуществлении деятельности.

Принцип выбора.

Педагогически целесообразно, чтобы ребенок жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно- воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

Принцип творчества и успеха.

Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о сильных сторонах своей личности. Достижение успеха стимулирует ребенка на дальнейшее самосовершенствование и самостроительство.

Принцип доверия и поддержки.

Каждый имеет право предлагать идеи, совершенствовать чужие идеи, пользоваться поддержкой коллектива затейников. Все умеют все. Взаимовыручка и взаимозаменяемость реализуются на практике в условиях форс-мажёра. Особая похвала за умение и желание подставить плечо.

Механизм реализации программы

Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, характеризующаяся высоко – ценностным отношением к личности, диалоговым характером общения, возможностью выбора способов жизни, свободной для творчества и саморазвития. Ключевая роль в реализации программы отведена игре, создаваемой и реализуемой ребятами, при поддержке учителя. Разбор полетов с негативным результатом ведется индивидуально, доброжелательно.

Организация самоуправления.

В построении воспитательной системы и формировании классного коллектива важную роль играет самоуправление. Основа его – разработанная система поручений, благодаря которой каждый ученик в соответствии со своими индивидуальными особенностями может избрать и выполнить какую-либо деятельность самостоятельно или совместно с членами классного сообщества, направленную на создание благоприятных условий для общения, развития себя, одноклассников, сотоварищей по группе продленного дня. Такая работа помогает детям сдружиться, учит взаимодействию и сотрудничеству. Ведущей идеей является развитие самодеятельных и самоуправленческих начал в коллективе класса, способствующих становлению самостоятельной и творческой личности младшего школьника. Основу организации классного самоуправления составляет игра – путешествие «Затея»

 Главные герои – группа затейников «Солнце» (название группы, ее девиз и эмблему ребята подбирают сами на одном из первых занятий). Они пока ничего не умеют делать сами. Поэтому путешествуют не одни, а вместе   и учителем.    В пути они встречают препятствия, которые помогают детям получить важные для жизни знания, умения и навыки самоорганизации, проведения мероприятий и игр. Дети учатся постепенно руководить коллективом, инструктировать сверстников, создавать сценарии игровых мероприятий, знакомятся с технологией проведения веселых стартов, игры по станциям, викторины, дня кроссворда, тематических дней.

Структура самоуправления

Для организации коллективного мероприятия формируется группа затейников  по его подготовке и проведению, что способствует развитию самодеятельных и самоуправленческих начал.  Группа выбирает своего капитана, организует мини-конкурс на создание эмблемы и выбор названия. Подбирает девиз.

В игре – путешествии действует система чередования поручений, чтобы каждый ребенок примерил на себя разные роли, попробовал свои силы и возможности в различных видах деятельности: участник, организатор, инструктор, член жюри.

В ходе познавательной и практической деятельности дети постигают смысл формулы самостоятельности: Чтобы стать самостоятельнее, я должен видеть свою цель, планировать ее достижение, выполнять задуманное, делать выводы.

Ключевым принципом является идея сотрудничества детей не только в классе, но и в сборной группе продленного дня.

Правила жизни группы «Солнце»:

Хотим все знать и все уметь

И везде во всем успеть!

Старших всех мы уважаем

И в труде им помогаем!

Будем вместе мы везде:

В игре, учебе и в труде!

Всегда мы вместе отдыхаем,

Скуку  сами прогоняем

Совершенству нет предела –

Лень долой, берись за дело!

Любим петь и танцевать

И культуру соблюдать!

Фирменные дела класса:

  1. День здоровья для детей из ГПД («Веселые старты»)
  2. Фестиваль «Восходящие звездочки» - проявление своих творческих способностей в рисовании, сочинении стихотворений, сказок, пении, техническом творчестве.
  3. День Сюрпризов
  4.  «Праздник, который придумали мы»
  5. «Своя игра» - интеллектуальные игры, викторины, кроссворды, загадки.
  6. «Родное слово»
  7. «День кроссворда» (Спорт в нашей жизни)

Критерии и способы изучения эффективности

Эффективность «Школы самоуправления» определяется по следующим критериям:

  • Сформированности нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника;
  • Развитие креативных способностей учащихся;
  • Проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
  • Пробуждение лидерских качеств.

В соответствии с данными критериями могут быть использованы такие традиционные и нетрадиционные методики изучения результативности учебно – воспитательного процесса:

  • Исследование развития познавательных процессов личности младшего школьника;
  • Модифицированный  тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»;
  • Социометрические методы;
  • Анкета «Я и моя школа»;
  • Краткий тест творческого мышления П. Торренса;
  • Тест «Цветок настроения»;
  • Сочинение  - рассуждение «Каким я стал за этот год и почему»;

Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива классного сообщества, использовать ее при планировании и организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Школа самоуправления», 2б класс, учитель Бриченко Л.В.

17 часов (1-е полугодие)

п/п

Дата

Тема занятия

Количество часов

Форма занятия, деятельность обучающихся

Информационное обеспечение, наглядность

Теория

Практика

1-я четверть – 9 часов

1

01.09

Введение. Что такое самоуправление.

1

Игра «Сказочники»

08.09

Выборы – механизм самоуправления

1

Игра «Выборы»: выбор командира, названия, эмблемы, девиза путем голосования

15.09

Секрет сплоченности – общее дело

1

Работа в парах:

22.09

Создание сценария будущей игры «Веселые старты»

1

Алгоритм

29.09

Правила игры и учета результатов

1

Практикум

06.10

Подготовка игрового реквизита, репетиция игры

1

13.10

Проведение игры «Веселые старты» для группы ГПД

1

Игра, анализ результатов

20.10

Интеллектуальное состязание (игра по станциям)

1

Объяснение специфики интеллектуальных игр

27.10

Создание сценария будущей игры. Определение станций

1

Круглый стол, дискуссия

2-я четверть – 8 часов

10.11

Выбор интеллектуальных заданий для игры по станциям

1

Работа в парах

17.11

Подготовка игрового реквизита, репетиция игры

1

Практикум

24.11

Проведение игры «Пусть сияет знанья свет» для группы ГПД

1

Игра

01.12

Конкурс «Родилась ёлочка, но не в лесу»

1

Разработка положения

08.12

Генераторы идей

1

Мозговой штурм: материалы б/у

15.12

Творческие мастерские участников конкурса

1

22.12

Экспозиция лучших работ

1

Резерв

1


Список литературы

  1. Внеклассные мероприятия в начальной школе: игры, викторины, классные часы, праздники/ автор-составитель Я.Ю.Мартынова. – Волгоград: Учитель, 2007
  2. Веселая переменка/ составитель С.Ивлев. – М.: Мой мир, 2008
  3. Подвижные игры/ составитель И.А.Гирченко. - М.: Мой мир, 2008
  4. Никитина В.В. 300 лучших игр доля детских праздников - М.: РИПОЛ классик, 2006
  5. Математическая смекалка, М.: Мой мир, 2007
  6. Занимательная арифметика, М.: 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информатика /учебный модуль предмета «Технология»/авт. А.В.Горячев, К.И.Горина, Н.И.Суворова/ 3-4 кл

Тематическое планирование разработано на основе программы и учебно-методического комплекта (УМК) «Инфор...

Класс: 4 Учебный модуль «Основы светской этики». Тема: «Дружба»

На материалах литературных произведений раскрыть значения дружбы, доброты и отзывчивости в жизни людей; воспитывать честность, доброту, чувство дружбы, товарищества....

Урок в 4-ом классе по учебному модулю "Основы светской этики" по теме "Этикет"

Технологическая карта урока по учебному модулю "Основы светской этики" по теме "Этикет".Цель урока: раскрыть роль этикета в жизни человека, формировать культуру поведения учащихся....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

         Проблема воспитания толерантности и нравственной позиции подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мир. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными...

Рабочая программа по учебному модулю"Основы светской этики"

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики"по учебнику М.Т.Студеникина "Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы светской этики".Программа рассчитана на 34 часа.Модуль изучае...

Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» учебному модулю «Основы православной культуры»

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и р...

Рабочая программа Учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Учебный модуль «Светская этика»

«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости…», — эти слова А.С. Пушкина могут стать эпиграфом к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»...В этой работе собраны ...