Урок Убеждения
план-конспект урока (4 класс) по теме

 Урок  на котором , анализируем, объясням  понятия «убеждения» и «сверхличная цель», объяснять взаимосвязь этих понятий в жизни и зачем они необходимы людям. Учить, правильно делать выбор, в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за свой выбор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Богачева Людмила Владимировна   ГБОУ СОШ №1987

Слушатель курса ВСЕ-8  Основы религиозных культур и светской этики: культурологический контекст.

Учебник основы светской этики 4 класс (издательство ДРОФА)2013 г.

Урок 10.

Тема: «Убеждения».

Цели:

1-я линия развития личности:

        Анализировать и объяснять понятия «убеждения» и «сверхличная цель», объяснять взаимосвязь этих понятий в жизни и зачем они необходимы людям.

2-я линия развития личности:

        Учить, правильно делать выбор, в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за свой выбор.

        Создавать условия для обучения умению договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.

Оборудование: учебник, презентация по теме, карточки с притчей «Пахарь и Крот», MacBook.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

I. Проверка домашнего задания.

1  2  1  2  3  1  2  3  1  2

2слайд

Кто это?

Расскажите, что вы узнали о жизни древнегреческого философа Сократа? (анимация 1)

Чем были продиктованы поступки Сократа? (анимация 2)

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков).

2. Строить речевое высказывание в устной форме.

3. Делать выводы на основе анализа объектов.

4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

Регулятивные УУД

1. Определять цель деятельности на уроке.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

II. Актуализация знаний.

1  2  3  4  1  2  3  1  2  3  1  2

3 слайд

Перед вами картина (анимация 1) - Смерть Сократа, написанная   ярким представителем французского классицизма Жаком-Луи Давидом. Известно, что Сократа в одно время приговорили к смертной казни по официальному обвинению за "введение новых божеств и за развращение молодежи в новом духе", то есть за то, что мы сейчас называем инакомыслием. Также мы знаем, что по некоторым причинам казнь философа была отложена на 30 дней. Друзья уговаривали философа бежать, но он отказался.
У голой каменной стены стоит простая кровать. На ней — Сократ, готовый выпить по приговору суда чашу с ядом, обращается к ученикам с прощальными словами.
      Давид задумал написать это полотно, когда революция во Франции была уже близка. Целью его произведения было укрепление духа сограждан примером сократовской стойкости.

III. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

1  2  3  4  1  2  3  1  2  3  1  2

4 слайд

Известный немецкий поэт И.В. Гёте сказал: … (анимация 1)

Как вы считаете, … (анимация 2).

5 слайд

Как вы понимаете, что такое УБЕЖДЕНИЯ?

 (Мнения детей заслушиваются, но не обсуждаются).

Давайте проверим свои предположения.  Обратимся к словарям … (анимация 1)

Сформулируйте проблемный вопрос по теме нашего урока.

(анимация 2)…

Планирование работы.

– Что потребуется от нас на уроке, чтобы ответить на проблемный вопрос?

Учитель предлагает записать на доске план:

1. Прочитать тексты на с. 50–51.

2. Подумать и ответить на проблемный вопрос.

IV. Решение проблемы, открытие новых знаний.

1  2  1  2  3  1  2  3  4  1  2

Чтение с текста из учебника стр.50«Убеждения человека - …» .

-Как зависит жизнь человека от его убеждений?

Работа с текстом «Высказывание академика

Д.С. Лихачёва».

– Прочитайте текст на с. 50. В группах, обсудите и запишите маркером на листе бумаги, как вы понимаете смысл прилагательного «сверхличный»? Что означает приставка «сверх»?:

Представитель группы выходит  к доске, прикрепляет лист с мнением группы по вопросу, комментирует его.

-Какие цели, по мнению академика Лихачёва, являются достойными человека?

V. Выражение

решения проблемы.

1  2  3  4  1  2  3  1  2  3  1  2

– Вспомните главный вопрос урока. («Как зависит жизнь человека от его убеждений?»).

– Посмотрите на работы групп, представленные на доске, перелистайте страницы параграфа, попробуйте сформулировать свой вывод.

Один из возможных выводов таков: «Если убеждения происходят от ненависти и зависти, то жизнь наполняется страданием. А если убеждения идут от сердца, то жизнь наполняется счастьем».

VI. Выполнение продуктивных заданий  по теме.

1  2  3  4  1  2  3  1  2  3  4  1  2

Учитель предлагает учащимся выполнить индивидуально или в парах продуктивные задания по теме.

1.-Прочитайте притчу о Пахаре и Кроте и напишите, какая сверхличная цель была у Пахаря?

Пахарь пахал землю. Вылез из своей норы Крот и удивился: вспахано уже большое поле, а Пахарь все пашет и пашет. Решил Крот посмотреть, сколько земли вспахал Человек. Пошел Крот по вспаханному полю. Шел до самого вечера, а до конца поля не дошел. Вернулся в нору. Утром вылез из норы, сел на дороге, ждет Пахаря, чтобы спросить у него:- Зачем ты вспахал такое большое поле и продолжаешь пахать?
Пахарь отвечает:- Я пашу не только себе, но и людям. Удивился крот:- Почему ты пашешь людям? Пусть каждый работает на себя. Вот я рою нору себе, и каждый Крот роет нору тоже себе.

-Но ведь вы же кроты, а мы — люди,- ответил Пахарь и начал новую борозду. 

Собери рассыпавшуюся фразу, которая называет сверхличную цель Пахаря- один у доски, остальные обучающиеся это задание выполняют в программе ПервоЛого на MacBook

2.-Прочитайте древнюю притчу (см. учебник стр.51) и ответьте на вопрос на стр.52 №1.

VII. Итог урока. Рефлексия.

1  2  1  2  3  1  2  3  1  2

  • Объясните, как вы понимаете, что такое убеждения человека и зачем они ему нужны?
  • Подумайте, как можно объяснить смысл следующего изречения: «Каков человек внутри себя, так он и судит обо всём внешнем».
  • Чем урок помог лично вам?

Как вы думаете, эти знания пригодятся в жизни?        

VIII. Домашнее задание.

Письменно ответить на вопрос – «Есть ли, какие-либо, сверхличные цели у меня?»

07.05.2015 г.

Москва


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок 10 УБЕЖДЕНИЯ стр.50-52 ГБОУ СОШ 1987 ЮВАО г. Москва Богачева Л.В.

Слайд 2

Сокра́т — древнегреческий философ , учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. «Собеседники Сократа искали его общества не с тем, чтобы сделаться ораторами…, но чтобы стать благородными людьми и хорошо исполнять свои обязанности по отношению к семье, слугам (слугами были рабы), родным, друзьям, Отечеству, согражданам» . ( Ксенофонт , «Воспоминания о Сократе»).

Слайд 3

Смерть Сократа - Жак-Луи Давид, 1787 г.

Слайд 4

Гёте Иоганн Вольфганг фон «Всякий обладает достаточной силой, чтобы исполнить то, в в чём он убеждён». Подтверждает ли это высказывание поступок С ократа? Подтверждает ли это высказывание поступок С ократа?

Слайд 5

ВЕРА в то, что выдвигаемая идея или система идей должна быть принята в силу имеющихся оснований; ФОРМА ОТНОШЕНИЙ , при которых взгляды и убеждения человека изменяются без насилия ; ОСНОВА НРАВСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ личности, позволяющая ей совершать тот или иной поступок сознательно , с разумным пониманием необходимости и целесообразности определенного поведения. ВНУТРЕННИЕ УБЕЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА – это… с тр.50, 1 абзац Как з ависит жизнь человека от его убеждений?

Слайд 6

1.-Прочитайте притчу о Пахаре и Кроте, дайте ответ на вопрос- какая сверхличная цель была у Пахаря? Пахарь пахал землю. Вылез из своей норы Крот и удивился: вспахано уже большое поле, а Пахарь все пашет и пашет. Решил Крот посмотреть, сколько земли вспахал Человек. Пошел Крот по вспаханному полю. Шел до самого вечера, а до конца поля не дошел. Вернулся в нору. Утром вылез из норы, сел на дороге, ждет Пахаря, чтобы спросить у него:- Зачем ты вспахал такое большое поле и продолжаешь пахать? Пахарь отвечает:- Я пашу не только себе, но и людям. Удивился крот:- Почему ты пашешь людям? Пусть каждый работает на себя. Вот я рою нору себе, и каждый Крот роет нору тоже себе. -Но ведь вы же кроты, а мы — люди,- ответил Пахарь и начал новую борозду.

Слайд 7

«Пахарь и Крот» Пахарь занимается сельским хозяйством, выращивает растения для того, чтобы кормить остальных. ПРИНОСИТЬ ЛЮДЯМ ДОБРО, ДАРИТЬ РАДОСТЬ И СОЗДАВАТЬ ЖИЗНЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Убеждения", ОРКСЭ, урок № 10, к учебнику Шемшуриной(Дрофа), 4 класс

Презентация содержит вопросы для проверки домашнего задания, видеоряд по новому материалу. Раскрывает суть понятия "убеждения", содержит вопросы для обсуждения проблемы "Как зависит жизнь человека от ...

Сила убеждений

Последнее время много пишут о здоровом образе жизни: о здоровом питании, об экологии окружающей среды, о необходимости физических нагрузок и двигательной активности. Это всё действительно важно. Но не...

Сила убеждений

Последнее время много пишут о здоровом образе жизни: о здоровом питании, об экологии окружающей среды, о необходимости физических нагрузок и двигательной активности. Это всё действительно важно. Но не...

Сила убеждений

Последнее время много пишут о здоровом образе жизни: о здоровом питании, об экологии окружающей среды, о необходимости физических нагрузок и двигательной активности. Это всё действительно важно. Но не...

Основные виды убеждения

Курсы "Психология общения и культура речи"Итоговая работа...

эссе Мои педагогические ценности и убеждения

эссе "Мои педагогические ценности и убеждения"...

Нравственные поступки и убеждения младших школьников в процессе достижения метапредметных результатов.

В данной статье рассказывается о том, насколько важно каждому человеку иметь внутренние установки, которыми он будет руководствоваться в течение всей жизни. "Выращивать" такие установки необходимо с с...