Главные вкладки

    Статья на тему:
    Технология коллективного творческого воспитания

    Великанова Елена Васильевна

    Методический материал для учителя начальнойшколы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologiya_kollektivnogo_tvorcheskogo_vospitaniya.docx31.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технология коллективного творческого воспитания

    Игоря Петровича Иванова.

     «Каждое дело - творчески, иначе – зачем!

     Каждое дело - с пользой, иначе - зачем?
    Каждое дело - людям, иначе - зачем?»

             Сегодняшние  школьники  воспитываются в принципиально новых условиях формирования личности: нынешние дети проживают в нечетко ограниченном информационном социальном пространстве, испытывая влияние Интернета, телевидения и компьютерных игр, которое нередко перекрывает воздействие учителей, родителей; способствуя примитивизации сознания детей, росту их агрессивности, жестокости и грубости, в действительности скрывающих страх, одиночество и неуверенность.

             Выход – вспомнить о КТД! Доктор  педагогических наук Российской Академии образования, профессор и  его Игорь Петрович Иванов является изобретателем методики КТД, создателем педагогики, о которой говорят как о «педагогике сотрудничества», называют ее «коллективное творческое воспитание», «воспитание по Иванову».   Технология коллективного творческого воспитания – это такая  организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.

    Ее цель раскрепощение личности, формирование гражданского самосознания, развитие его способностей к социальному творчеству, воспитание общественно-активной творческой личности, способной преумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества.

    КТД - коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями.

    творческая – осуществляется не по шаблону, стандарту, а выступает в новых вариантах, предполагает импровизацию участников, личностную, индивидуальную окраску, поиск новых нетрадиционных способов взаимодействия;

    деятельность – технология направлена на активное преобразование действительности, себя, своего взаимодействия участниками педагогического процесса; в ее основе лежит разнообразие и смена видов деятельности в педагогическом процессе, деятельностный подход к его организации.

    Основными задачами КТД сейчас, в новых условиях, являются:

    • Формирование и развитие коллектива;
    • Развитие личности каждого ребенка, его способностей, индивидуальности;
    • Развитие творчества как коллективного, так и индивидуального. ·
    • Обучение правилам и формам совместной работы.
    • Реализация коммуникационных потребностей детей.

    В процессе КТД развиваются все стороны личности:

    • познавательно-мировоззренческая (знания, взгляды, убеждения, идеалы),
    • эмоционально-волевая (чувства, стремления, интересы, потребности),
    • действенная (умения, навыки, привычки, способности, черты характера).

    Организуя любое дело, в первую очередь нужно иметь в виду для кого оно проводится, кому принесет радость, и что получат для своего развития ребята-участники. Следуя зову детских потребностей, заботясь об удовлетворении душевных нужд воспитанников,  заботливый педагог знает  что делать, в чем и как помочь, и как преодолевать жизненные препятствия, стать сильным, уверенным в себе.

    Виды  коллективных творческих дел.

    Коллективные творческие дела отличаются друг от друга, прежде всего, по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план. Но в каждом КТД решается целый "веер" (А.С.Макаренко) педагогических задач, происходит развитие коллективистских, демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления. КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

    •  Трудовые КТД. 

    Цель: обогатить знания ребят об окружающем мире, выработать взгляды на труд, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности,  заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость (трудовая атака, десант помощников, подарок далеким друзьям, почта, трудовой сюрприз).

    • Познавательные КТД. 

    Цель: формировать потребности в познании.

    Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость (вечер веселых задач, вечер-путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, турнир-викторина, турнир знатоков).

    • Художественные КТД.

    Цель: развивать художественно- эстетические вкусы детей и взрослых; воспитывать восприимчивость, благородство души; обогащать внутренний мир человека (кукольный театр, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий).

    • Спортивные КТД.

    Цель: развивать ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность (спортивные соревнования, эстафеты).

    • Общественно-политические КТД.

    Цель: воспитать гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни (День знаний, День Конституции, Новогодний праздник, День Защитников Отечества, Международный женский день 8 Марта, День Победы).

    • Организаторские КТД. 

    Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной - организаторской деятельности (газета-"молния", день рождения коллектива, коллективное планирование,  чередование традиционных поручений). Каждое коллективное творческое дело может проходить от нескольких минут до нескольких недель в зависимости от целей, характера и состава участников.

    Стадии коллективного творческого дела.

    Также в практике детских объединений используются несколько типов КТД, в результате которых происходит развитие общественно-значимых и личностных качеств воспитанников детских объединений. Отличия методик организации общественно-значимого дела от личностно-ориентированного представлены в таблице. Методика рефлексии по Иванову помогает снимать психологическое напряжение, разряжать и предотвращать конфликты. Этот положительный эффект достигается, когда начинают не с "негатива", а с хорошего: что понравилось, удалось, обрадовало, кто особенно отличился, кому спасибо скажем. Когда коллектив не только оценивает прошлое, но и намечает программу своих дальнейших действий, у людей появляется перспектива, оптимизм, желание действовать.Сила каждого творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел – гибкая форма, богатое содержание, нестандартные варианты.

            Технологические отличия личностно - ориентированного КТД (С.Д. Поляков): на этапе целеполагания – поможет ли это дело каждому из нас что-то понять в себе, изменить, развить, усовершенствовать себя? на этапе планирования – подчеркнутое авторство идей, планирование индивидуальных проектов (можно работать не в группе, а индивидуально); на этапе подготовки – добровольность принятия на себя поручений (если отсутствуют добровольцы – выполняет воспитатель), поручения подчеркнуто индивидуальные и т.д.; на этапе проведения – выполняются индивидуальные задания, поручения; направленность общих дел на конкретных ребят; на этапе анализа – что тебе дало участие в этом деле? Какие чувства вызвало? Помогло ли оно что-то понять в себе.

    п/п

    Этапы проведения

    Общественно-значимые КТД

    Личностно-ориентированные КТД

    1

    Коллективное целеполагание

    Социальные основания выбора дела

    Дело как потенциал личностного развития

    2

    Коллективное планирование

    Акцент на групповой работе, обеспечение групповой динамики

    Акцент на индивидуальные цели и задачи

    3

    Коллективная подготовка

    Акцент на конструктивность групповой работы

    Акцент на добровольность, инициативу каждого

    4

    Проведение коллективно-творческого

    дела

    Участие групп, команд в общем действии как реализация умений, навыков взаимодействия, определяющих успех общего дела

    Возможности для проявления личностных качеств участников, структура дела учитывает значимость самоопределения каждого в отношении ролей, поручений

    5

    Коллективный анализ

    Основные вопросы обсуждения акцентируют значимость дела для понимания, проявления, развития себя как индивидуальности

    Вопросы для обсуждения: «Как мы организовали дело? Как мы достигли успеха? Что нам помогло? Каков вклад каждого в общее дело?»

    6

    Последействие

    Проекты, программы социальной направленности

    Реализация индивидуальных инициатив, проектов

    Пять условий педагогического успеха.

    BD21329_Первое условие -  общая забота.

    Надо научиться включать каждого воспитанника, как своего младшего товарища в совместные действия на радость и пользу; в поиск дел, нужных людям;  в опыт творения добра и преодоления того, что мешает добру, в оценку сделанного и извлечение уроков на будущее.
    BD21329_Второе условие - единство уважения и товарищеской требовательности.

     Исходным является товарищеское уважение: вера в творческие силы, возможности человека как все более умелого и увлеченного участника  общей гражданской заботы; понимание сильных и слабых сторон человека, стремление раскрывать, развивать лучшие стороны и преодолевать недостатки, слабости. Из товарищеского уважения вытекает и товарищеская требовательность.
    BD21329_Третье условие - единство мыслей и действий, воли и чувств.

    Надо научиться воздействовать так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательно- мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную; формировать научные знания, взгляды, убеждения, идеалы; развивать необходимые каждому гражданину нашего общества умения, привычки и черты характера.
    BD21329_Четвертое условие - единый коллектив.

    Каждую личность воспитывает единый воспитательный коллектив старших и младших, воздействуя на общую жизнь, улучшая ее и обеспечивая ее воспитательную результативность.
    BD21329_Пятое условие - творчество, а не шаблон.

    Использовать различные виды воспитательного воздействия непременно творчески, не допуская формализма унылого, убивающего неординарность однообразия.
     Методика организации и проведения КТД.

    Создание мотивации ребенка для участии в КТД

    Ребенок, также как и взрослый, может что-либо делать только в том случае, если захочет это сделать. В различных жизненных ситуациях могут возникать самые разнообразные мотивы, но грубо их можно разделить на две части: положительные мотивы и отрицательные мотивы.
    Рассмотреть все многообразие мотивов довольно сложно, поэтому остановимся, для примера на основных мотивах ребенка для участия в коллективных творческих делах.
     
    Мотивы ребенка:

    ---Потребность в коммуникации.

    ---Выполнение  КТД для того, чтобы принимать участие в других делах.

    ---Желание выиграть (дух соревнования).

    ---Интерес в реализации своих способностей (творческих, интеллектуальных, управленческих, организационных).

    ---Осознание развивающей роли КТД.

    ---Осознание социальной роли КТД (необходимости  КТД для других).
    Основной акцент при работе следует делать на интерес в реализации своих способностей - так как это наиболее простой в достижении мотив, не основанный на отрицательных эмоциях.
    Существует три основных типа КТД:

    BD21329_БТД требует предварительной подготовки, как от организаторов данного дела, так и от его участников. Как правило, организаторы дают задание участникам.

    BD21329_МТД не требует предварительной подготовки от участников - все задания, которые дают им организаторы, должны быть выполнимы непосредственно при проведении дела.

    • Представление вообще не подразумевает выдачи участникам заданий. Участников представления правильнее называть зрителями.

                                                   Организационные моменты КТД.
    BD21329_Определить примерные сроки проведения КТД, от чего, и от кого они могут зависеть.
    BD21329_ Определить место проведения КТД, от чего, и от кого оно будет зависеть.
    BD21329_ Уточнить место и время КТД, согласовать их с участниками.
    BD21329_Разбить подготовку дела на задачи, определить критические сроки выполнения этих задач и ответственных за них.   

                                                                          Заключение
    Групповая деятельность воспитанников - это уникальное и в тоже время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива, это бесценный опыт воспитанникам, который пригодится им в дальнейшей жизни.

      В современных условиях целесообразно сделать некоторые акценты, связанные с сущностью методики и ее практической реализацией: от личности к делу, а не от дела к личности; не отбор предложений и идей при планировании работы, а предоставление возможности каждому выбрать то, что соответствует его интересам и желаниям; создание условий для самоопределения участниками деятельности своей роли, характера поведения; оценка результатов, анализ коллективной деятельности с точки зрения проявления и развития личности каждого, формирования его отношений с участниками деятельности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технология коллективной творческой деятельности ( мастер-класс).

    В материале демонстрируются приёмы и методы работы в технологии коллективной творческой деятельности на примере КТД "Масленица"....

    Трудовая коллективно-творческая деятельность как условие духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

    Сегодня по-прежнему актуальной остаётся задача создания условий для творческих проявлений разносторонних способностей учащихся.Эта программа подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, п...

    Формирование грамматически правильно оформленной речи у старших дошкольников через технологию коллективного творческого дела

    Коллективное творческое дело как эффективное средство формирования регулитивных УУД у младших школьников...

    Повышение уровня патриотического воспитания детей и молодёжи через коллективно-творческие дела детской организации

    Повышение уровня  патриотического воспитания детей и молодёжи через коллективно-творческие дела  детской организации...

    Сравнительная характеристика метода проектов и технологии коллективно-творческого дела

    Сравнительная характеристика метода проектов и технологии коллективно-творческого дела...

    Технология коллективного творческого воспитания Игоря Петровича Иванова.

    Организация творческого воспитания - это организация определённого образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения. Технология коллективного творческого воспитания ...