Главные вкладки

    Статья по теме:
    Доклад:Воспитание гражданственности у детей младшего школьного возраста (из опыта работы классного руководителя)

    Мусина Рамзия Рафиковна

    Доклад:Воспитание гражданственности у детей младшего школьного возраста (из опыта работы классного руководителя)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon grazhdan.doc57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Воспитание гражданственности у детей младшего школьного возраста (из опыта работы классного руководителя)

    Мусина Рамзия Рафиковна ,классный руководитель 4 класса,МБОУ» Чертушкинская начальная школа-детский сад»

    Воспитание гражданственности - воспитание человека, готовящее к тому, чтобы он стал ответственным гражданином, активно участвовал в жизни государства и был способен многое сделать для своей страны. Если в ребёнке с детства не воспитать это качество, не стоит ожидать, что оно появится у взрослого человека. Воспитание в школе - это не проведение каких-то разовых мероприятий. Воспитание должно охватить учебную и внеурочную деятельность. Именно так ставится вопрос в Новом Федеральном государственном образовательном стандарте. Главной целью гражданского воспитания вижу в формирование активной жизненной позиции. Приобщение учащихся к правовой культуре, к культуре своего народа, истории своего Отечества, малой родины, формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях – задачи воспитания гражданина.

    С первого класса начинаю знакомить учеников с такими понятиями как «гражданские права», «конвенция», «права на развитие», «права ребёнка», «Устав школы», «обязанности ученика», «демократия», «достоинство», «символы России». Опыт показывает, что данная тема, её терминология трудны для восприятия семилетним ребёнком, но необходимо это начинать с первого класса, т.к. этого требует организация самоуправления. Поэтому обращаюсь к различным дидактическим пособиям, цифровым ресурсам. Достаточная материальная база школьной библиотеки позволяет проводить классные часы в её стенах по темам: «Какие у меня права и обязанности?», «Что такое Устав?». Формированием правовой культуры идёт в течение всех четырёх лет в разных формах: беседы, игры, встречи с представителями закона, проектная деятельность .

    В первом классе, после адаптационного периода, с октября, мы играем с детьми в выборы. Делимся на группы, выбираем актив класса, в каждой группе все её члены распределяют между собой обязанности. На Совете актива, в который входят командиры групп, составляем план наших классных мероприятий. Итоги подводим в конце каждой четверти. Все результаты фиксируем в классном уголке, между группами проходят соревнования. Первые два года раз в четверть ученики в группе меняются обязанностями, обговаривают: что получилось, а что нет. Это даёт ученикам возможность попробовать себя в разных направлениях. В третьем и в четвёртом классах сменность поручений происходит раз в полгода . Выявляются в самоуправлении лидеры, активисты. Предоставляется возможность каждому выполнить задание, поучаствовать в мероприятиях.

    Особое внимание уделяю сотрудничеству на основе доброжелательности, взаимовыручки, безкофликтного общения. Ученики знакомятся со «Схемой достойного выхода из конфликтной ситуации»:

    1. Начни разговор с точного описания ситуации, которая тебя не устраивает («Когда ты накричал на меня …»).
    2. Вырази чувства, возникшие у тебя в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к себе («Я почувствовал …»).
    3. Скажи человеку, как бы хотелось, чтобы он поступил. Предложи ему другой вариант поведения, устраивающий тебя («Поэтому в следующий раз я попрошу тебя не высказывать свои замечания не в таком тоне …»).
    4. Скажи, как ты себя поведёшь в случае, если человек изменит, или не изменит своё поведение («Тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям», «Мы вместе всё обсудим и решим нашу проблему»).

    Развитие этих навыков поведения считаю важным, т.к совместно работать значит больше, чем просто быть в одной команде, в группе. Цикл классных часов по воспитанию толерантности является одним из основных моментов в воспитательной работе в первом классе. О частоте обращения к данной теме в последующем подсказывают результаты моих наблюдений.

    В Государственном Образовательном Стандарте второго поколения особый акцент делается на формирование гражданского патриотизма. Данной проблему решаю через включение внеурочной деятельности проектную программу патриотического направления «Шушы яктан,шушы тарафтан» Туган як сөючеләр”(3 класс),”Безь яшь патриотлар”.(4 класс). Деятельностный подход к освоению традиционной культуры предполагает активность детей и родителей

    Моя деревня Чертушкино,Новошешминский район богат своей историей и культурой. Поэтому данная проектная работа наполнена региональной корректировкой с учётом всего этого. Здесь идёт опора на сложившуюся социокультурную инфраструктуру нашей деревни и района (музеи, библиотеки),. Посещение в музея, позволяет узнать историю нашей деревни и встретиться с жителями, внёсшими значительный вклад в развитии деревни. На примере жизни этих людей ученики имеют возможность увидеть и понять, что патриот не только беззаветно предан своему Отечеству, но это человек дела. Мало говорить о любви к своей малой родине, нужно достойно проявить себя на благо людей.Ребятам даётся возможность изучить архивы музеев, участвовать в научно-практической конференции и в школе, и в городе. К концу четвёртого класса школьники знают историю города, символы, знакомы с теми, кто делал эту историю.

    Работа по формированию гражданственности проходит и через проектную деятельность. Считаю, что и проектная деятельность как в урочное, так и во внеурочное время – основа для формирования позитивного социального опыта учащихся. В своей деятельности занимаюсь с учениками разными проектами: творческими, исследовательскими, социальными. Тему проекта выбирают сами ученики. Если в первом классе они творческой направленности («День Победы», «Весенние праздники»), со второго класса имеют исследовательский характер («Откуда хлеб к нам пришёл?»), то с третьего класса ребята выбирают социальный проект («Твори добро!»). Стало доброй традицией участие в Акции добрых дел, проводимых в школе. Ученики собирают книги, канцелярские товары, обувь, одежду для детей приюта «Гименей». Школьники выступают с концертами к праздникам и для пожилых людей «Вдохновение». Занимаются оформлением и украшением зала к праздникам. Оказывая помощь нуждающимся детям, делая приятное другим, ученики учатся не только сострадать, но и формируется активная жизненная позиция. И именно в работе над этими проектами у детей проявляются такие духовно-нравственные качества гражданина как милосердие, гуманизм, ответственность за порученное дело, толерантность.

    Проектная деятельность учащихся за последние три года способствовала не только формированию позитивного социального опыта, но и помогла сплотить классный коллектив, о чём говорят результаты психологического мониторинга. (Табл.1).

    Таблица1. Социометрия класса. Показатель сплочённости коллектива.

    Год

    Показатель сплочённости коллектива

    2012-2013

    3,5 баллов

    2013-2014

    3.7 баллов

    2014-2015

    3,9 баллов

    Формирование активной жизненной позиции начинается и со здорового образа жизни. О том, что это один из залогов успешности в жизни, начинаю говорить с первого класса. Анкеты по ЗОЖ, проводимые с учениками и их родителями, наблюдение позволяют сориентировать: в каком направлении вести эту работу. Чаще всего она складывается по привлечению к систематическому занятию спортом, профилактике заболеваний и пропаганде ЗОЖ. Через проводимый в школе, два раза в год, Мониторинг Здоровья есть возможность отследить результаты этого направления. И они радуют, т. к. имеют положительную динамику: сократилось количество заболеваемости, выросло число участников спортивных секций.

    Таким образом, через краеведение, через исследовательскую и проектную деятельность продолжается включение ученика в организованную деятельность, в процессе которой развертываются многоплановые отношения, закрепляются формы общественного поведения, формируется потребность действовать в соответствии с нравственными образцами, которые выступают в качестве мотивов, побуждающих деятельность и регулирующих взаимоотношения детей.

    Всем знакома истина, что воспитание идёт из семьи, поэтому веду параллельно работу с родителями по формированию у учащихся гражданственности. Здесь формы работы традиционные: собрания, консультации, индивидуальные встречи, работа с родительским комитетом. На самом первом родительском собрании предлагаю заполнение анкеты. Это помогает увидеть готовность родителей к воспитанию ребёнка и участию в жизни класса. Тематические собрания провожу с учётом заявок и заинтересованности самих родителей. Самые популярные темы «Поощрение и наказание детей в семье», «Значение семейных традиций в формировании у ребёнка желания трудиться», «Мой ребёнок становится трудным». Последнее время всё больше убеждаешься, что молодые родители в вопросах воспитания своих детей стараются остаться в роли наблюдателей: «Мне некогда, я работаю. У меня бизнес». В лучшем случае, можно услышать: «Он с бабушкой». Одним из выходов в такой ситуации я вижу в формировании состава родительского комитета. Родительский коллектив делится на четыре группы (по алфавиту), и каждый новый учебный год формируется новый состав родительского комитета. Такая смена даёт возможность родителям не оставаться в стороне от жизни классного коллектива, следовательно, проявить заинтересованность к школьным проблемам своего ребёнка. А классному руководителю увидеть степень активности самих родителей и выстраивать с ними траекторию взаимо

    Игры, конкурсы – возможность выявить у учеников и их родителей активную жизненную При переходе учеников из начальной школы в среднее звено образования встаёт вопрос преемственности. Важно, чтобы новый классный руководитель понимал и продолжал работать в данном направлении. Приоритетными видами деятельности для этого возраста остаются краеведение, проектная деятельность. Самоуправление должно перейти на новый виток.

    Таким образом, представленная мною система работы выстраивается в следующую схему:

    Воспитание - не есть беспредметная деятельность, в нём всегда есть свой предмет, своё наполнение, своё содержание. Именно содержание воспитания гражданина восходит к ценностям и целям. Гражданско-патриотическое формирование личности не равно просвещению. Л.С. Выгодский указывал, что ценностное ориентированная внутренняя позиция ребенка возникает не как итог некоторых "педагогических воздействий" или даже их системы, а в результате организации деятельности, в которую он включен. Именно это мне и хотелось отразить в данной статье, потому

    ФИО

     участника

    Населенный пункт

    Возрастная группа

    Руководитель

    Саттарова Лилия

    Ринатовна

    МБОУ «Чертушкинская начальная школа-детский сад Новошешминского муниципального района РТ»

    Вторая младшая группа.10лет

    Мусина Рамзия Рафиковна

    ФИО

     участника

    Населенный пункт

    Возрастная группа

    Руководитель

    Хайрулина Флюза Фанисовна

    МБОУ «Чертушкинская начальная школа-детский сад Новошешминского муниципального района РТ»

    Вторая младшая группа.10лет

    Мусина Рамзия Рафиковна

    ФИО

     участника

    Населенный пункт

    Возрастная группа

    Руководитель

    Минабутдинова Динара Расиховна

    МБОУ «Чертушкинская начальная школа-детский сад Новошешминского муниципального района РТ»

    Вторая младшая группа.10лет

    Мусина Рамзия Рафиковна


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья «Особенности обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста» (из опыта работы учителя английского языка начальной школы)

    В статье рассматриваются методы и приемы обучения инстранному языку, учитывающие психологические и физиологические особенности младших школьников....

    Технология «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения» (из опыта работы)

    В данной презентации представлен опыт работы на методической конференции по  теме:«Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения».(с...

    "Пути формирования осознанного, беглого и выразительного чтения у детей младшего школьного возраста" Обобщение опыта работы

    Чтение - основа учения. От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться. В статье предложены занимательные упражнения:1) для формирования навыка владения дыханием и голосом;2) напра...

    Из опыта работы педагога дополнительного образования Черкасовой И.В. "Развитие проектного мышления у детей младшего школьного возраста на занятиях детского объединения "Начальное техническое моделирование с элементами художественного конструирования"

    Из опыта работы педагога дополнительного образования муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Районная станция юных техников» Грачевского муниципального ...

    Из опыта работы с низкой самооценкой у детей младшего школьного возраста.

    В статье рассмотрено понятие о самооценке и её формировании у детей младшего школьного возраста. Проанализировано поведение детей с низкой самооценкой. Приведены арттерапевтические техники, доказавшие...

    Вовлечение в проектную деятельность обучающихся младшего школьного возраста (из опыта работы детского объединения «Грамотеи»)

    Материал о необходимости введения в проектную деятельность младших школьников, об опыте технологии введения обучающихся в проектную деятельность с учетом возрастных и психолого-физиологических особенн...