Духовно - нравственное воспитание младших школьников на предмете "Литературное чтение"
статья на тему

Бизина Лариса Владимировна

Стаья по одному из самых актуальных вопросов современной школы  - воспитанию духовно богатого патриота и гражданина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_bizina.docx35.83 КБ

Предварительный просмотр:

Бизина Лариса Владимировна

г . Нижневартовск

МБОУ «СШ№10»

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.

Аннотация. В работе представлен опыт учителя начальных классов по формированию у младших школьников нравственных понятий на примере изучения басен И.А. Крылова как одних из наиболее удачных примеров литературных произведений, направленных на воспитание духовно-богатого гражданина и  патриота.

     Первостепенная задача, которая стоит перед учителем, выражается в том, чтобы формировать такие качества личности как совесть, долг, честь, достоинство. А их нужно воспитывать с младенчества, воспитывать в всегда, при любых социально-экономических условиях. Задача воспитания духовно-богатого человека, гражданина и  патриота решается школой как на уроках, так и во внеклассной работе. Огромным потенциалом в реализации этой задачи обладают уроки литературного чтения. То, насколько будут успешными эти уроки, зависит от качества учебно-методического комплекта. На мой взгляд, весьма удачным, с точки зрения указанной выше задачи является УМК «Планета знаний», руководитель проекта И.А.Петрова. Это не удивительно, потому что главной своей целью авторы учебников и учебных пособий считают, что «Планета знаний» должна стать школой духовно-нравственного развития.

     На уроках литературного чтения эта идея реализуется через удачный подбор авторских произведений и произведений устного народного творчества. В учебники  «Литературное чтение» (автор Э.Э. Кац)   включены лучшие произведения, многократно используемые еще советской школой, выдающихся поэтов и писателей: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М.Ю. Лермонтова, И.А Крылова, Н.А. Некрасова, В.Ф. Одоевского, А.И. Куприна и многие другие. Важной особенностью выбора произведений, включенных в учебники, является их соответствие возрастным особенностям младшего школьника. В этой связи важно, что учебники дают возможность обратиться к произведениям устного народного творчества, особенно к сказкам. Именно сказки по своему сюжету (борьба добра и зла) и по своей идее (победа добра), дают обширный материал в понятной и доступной детям форме для формирования таких качеств, как: трудолюбие, доброта, способность сопереживать, готовности помогать другому, самоотверженность, скромность  и смиренность.

     Например, в русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» важное место занимают  взаимоотношения брата и сестры, испытание этих отношений жизненными обстоятельствами. Насколько сильны родственные узы, даже если братец не похож на других. От этого сестра не стала любить его меньше. а наоборот, еще больше заботилась о нем. Дети понимают, что счастливый конец этой сказки зависит от того, поможет ли брат своей сестре или нет. На примере этой сказки раскрывается русский характер - смиренность и твердость духа одновременно. Знакомясь со сказками отечественными и зарубежными, дети видят, как богат и разнообразен мир сказки и как при этом едины у всех народов и наций нравственные оценки, выраженные в сказке: добро всегда сильнее зла, добро всегда вознаграждается, а зло наказывается.

Изучая произведения Н.Н. Носова, В.Ю. Драгунского я старалась вводить такие важные понятия, как дружба, взаимоотношения друзей, такт, чуткость,  взаимовыручка.  Например, рассказ «Друг детства» В. Драгунского учит верности в дружбе, даже если друг - это просто плюшевый медвежонок; учит доброте: если мальчик сохраняет человеческое отношение к игрушке и не может этого мишку ударить, то можно не сомневаться, что он добр и в отношении к людям.         Рассматривая отрывок из сказочной повести Н.Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей», мы с детьми обсуждаем интересные и важные для них вопросы: что дает дружба и чего она требует от человека, как надо и как не надо общаться с друзьями, как проявлять чуткость к другу и как важно быть вежливым и тактичным. Тактичный человек знает, как поступить в той или иной ситуации, так как он воспитан и внимателен к людям. Он знает золотое правило: к людям нужно относиться так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.

    Содержание учебников построено так, что у учителя есть возможность обращаться к формированию тех или иных духовно-нравственных качеств в каждом классе. Делать это он может с учетом взросления детей, накопления ими жизненного опыта.

     В разделе «Природа и мы» представлены произведения о природе, о животных. Дети знакомятся с замечательными авторами: М.М. Пришвин, И.С. Соколов-Микитов, В.В. Бианки, К.Г.Паустовский и т.д. Изучение литературных произведений этих писателей обогатит и разовьет детей духовно, сформирует убеждение в том, что красота природы, разнообразный животный и растительный мир - это общее богатство народов нашей страны, и богатство это надо хранить и преумножать. С другой стороны, воспитание любви к «братьям нашим меньшим» неотделимо от воспитания любви и уважения к человеку, гордости за свою Родину, сопричастности к ее радостям и горестям, достижениям и неудачам.

        Хочется особо остановиться на изучении в курсе предмета «Литературное чтение» такого литературного жанра как басня. А именно произведений такого великого баснописца как И.А.Крылов.  С баснями И.А.Крылова дети начинают знакомиться в 3 и 4 классах. Причем кроме басен Крылова изучаются и другие басни – Эзопа, как родоначальника жанра, Лафонтена, Толстого и Михалкова. Но басням Крылова отводится центральное место в изучении раздела. Сюжеты многих басен одинаковы. Для детей это удивительно, каким образом. Писатели и поэты из разных эпох смогли писать об одном и том же. Я же. В свою очередь, стараюсь объяснить ученикам, что герои басен – чаще всего звери, птицы, насекомые – удивительно похожи на людей. Их поступки и нравы – поступки и нравы человеческого общества. И что во все времена люди осуждали или воспевали одни и те же человеческие качества.

     Басни И.А. Крылова – это поучительные истории, которые являются средствами духовно-нравственного воспитания младших школьников. Необходимое звено в процессе нравственного развития – нравственное просвещение, цель которого – сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Благодаря изучению басен И.А. Крылова, дети глубже познают мир вокруг, получают представление о нормах поведения в обществе. Басни И.А. Крылова – целый мир жизненных явлений и образов. В учебнике по литературному чтению в третьем классе рассматриваются следующие басни И.А. Крылова: «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и лисица». В результате изучения басен, проводится словарная работа, выясняется смысл таких слов как «невежда», «ужимки», «сатира», «на руку не чист», «лесть», «льстец», «гнусный». Изучение лексического значения этих слов позволяет углубить логическую и языковую работу над осознанием и осмыслением прочитанного, позволяет учащимся активно включаться в мыслительные процессы, содействует воспитанию у них высоких нравственных качеств. В басне «Мартышка и очки» мораль содержится в самом конце произведения. Даже когда предлагаемая вещь весьма полезна, не зная, в чем именно, невежда придет к решению, что нет в ней никакого толка. Эта басня весьма иронична, сразу становится понятно, что речь идет о невеждах, не разбирающихся в науке. В произведении высмеиваются определенные пороки и недостатки, имеющиеся у человека. Басня Крылова "Мартышка и очки" говорит о том, что автор смеется не над этой конкретной обезьяной, а над всеми невеждами, не желающими разбираться в очевидном. Мартышка в басне пишется с большой буквы, из чего можно сделать вывод, что это не просто животное, а в роли него выступает человек. В ходе изучения басни школьники отвечают на такие вопросы, как:

   -  Подумайте, почему баснописец выбрал для своей басни именно Мартышку.

   - Соответствуют ли действия Мартышки тому, что обычно делают с очками?

   - Почему Мартышка решила, что люди её обманули? Кто виноват в том, что очки не действовали?

   - В чём комичность ситуации? Что тебя в басне забавляет, смешит?

   - С каким человеческим пороком боролся Крылов, создавая эту басню?

     - Что же автор хотел сказать нам,  читателям?

     ( Надо учиться, чтобы быть образованными, стыдно быть невеждами.)

    На основании прочитанной басни школьники делают вывод о том, что существует тип людей, которые сами ничего не знают, но при этом высказывают свое мнение и поучают других. Следующая басня, с которой знакомятся учащиеся - «Зеркало и Обезьяна». Мораль басни об обезьяне, осудившей собственное отражение, увиденное в зеркале, но не узнавшей саму себя, заключена в строках басни о том, что «Никто не любит узнавать себя в сатире». И действительно, многие из нас очень ясно различают чужие недостатки, и могут рассуждать о том что «хорошо», а что «плохо», о правильных или неправильных поступках, если дело касается других людей, но мало кто из нас способен признавать собственные недостатки и ошибки. Третья басня, с которой знакомятся учащиеся,— «Ворона и Лисица». Она более сложна по замыслу и своим художественно-изобразительным средствам, в этой связи для ее полного понимания необходимы подготовительная работа, предварительное объяснение незнакомых слов и обязательное прочтение басни учащимися про себя. Дети отмечают, что характерной особенностью героев этих басен является неискренность, желание угодить друг другу, чрезмерная лесть. Они видят, что, высмеивая эти черты характера, И.А. Крылов таким обычным словам, как «голубушка», «носок», «голосок», «глазки», «милый», «красавица», придает особый иронический оттенок. Употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами для того, чтобы ярче, выпуклее показать лесть и угодничество героев. Учащиеся замечают и то, как постепенно нарастает в словах фальшь, лесть героев. Ученики дают ответы на вопросы:

 - Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?

- Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона?

- Как автор передает радость Вороны от льстивых слов Лисицы?

- Соответствуют ли льстивые слова намерениям Лисицы?

                     Прочитав эту басню, учащиеся должны понять поучительную мораль этой басни, которая выражается в недопустимости лести и глупости человека, ценящим эту лесть. На этом примере автор учит не верить льстецам, которые преследуя свои цели, идут  на любой обман.

На примере басен И.А. Крылова школьники усваивают основные положительные и отрицательные качества человека: вежливость, верность, вера в человека, грубость, корысть, правдивость, скромность, совесть, терпимость, трудолюбие, уважение, человечность, честность, чуткость; важные категории и понятия этики: добро и зло, правда и ложь, обман, культурный человек, манеры, общение, поведение, чувство, любовь, дружба, забота, обида. Таким образом, изучение басен И.А. Крылова на уроках литературного чтения в начальных классах способствует воспитанию духовно-нравственных качеств личности.

     В 3 классе как обобщающий мы с детьми провели урок литературного чтения по басням И.А.Крылова в форме защиты долгосрочного коллективного творческого проекта «Эзопов язык». (Приложение 1)

Список использованных источников:

  1. Алексеева А.Т. Формирование читательских интересов младших школьников [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru
  2. Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. - М.: Просвещение, 1979 г.
  3. Кац Э.Э.. Литературное чтение . 3 касс. Учеб.для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2
  4. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению / С.Н.Костромина. - М.: Ось-89, 2006. - 240с.
  5. Мороз Е. И. Приобщение младших школьников к самостоятельной читательской деятельности. [Электронный ресурс] http://uobr.net/wp-content/uploads/2007/litdeyatelnoct.htm
  6. Павлова Л.А. Как формировать навык чтения у младших школьников: Практическое пособие/ Под ред. Н.Н. Светловской. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с.
  7. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Начальная школа. - 2003. - № 1. - С.11-18.

Приложение 1

        В 2010 году я стала членом окружной стажерской площадки по опережающему введению ФГОС НОО, поэтому целью моей работы с этого года стало умение находить новые способы и методы проведения урока. А также поиск нового подхода к постановке целей и задач урока. В этом мне помогла созданная в школе программа формирования УУД. Опираясь на данную программу, и в авторской интерпретации урок получил новое развитие, новую структуру и новые подходы в организации. Например, системно-деятельностный подход, основанный на идеях Л.Г.Петерсон.

       Одной из новых форм организации урока стала проектная деятельность учащихся. Причем проекты эти могут быть краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Также это может быть мини-проект, проведенный в рамках одного из этапов урока.

Хочу представить вашему вниманию самоанализ урока литературного чтения по теме:

Обобщающий урок литературного чтения 3 класс.

Защита проекта "Эзопов язык".

       Урок проведен как обобщающий по теме «Басни», где изучались басни баснописцев различных стран и эпох – от Эзопа до С.Михалкова. Урок прошел в форме защиты проекта. Проект был по срокам - долгосрочный, по количеству обучающихся - групповой, по виду - творческий. Задания детям к проекту были даны еще в начале изучения темы, за 3 недели до защиты. В каждой группе был выбран модератор, который руководил работой группы и распределял роли между членами группы. Групп было четыре, по направлениям работы. Басни для представления были выбраны самостоятельно членами групп и согласованы с учителем.

1 группа. “Басни и баснописцы”. Представление известных баснописцев прошлого.

2 группа. Чтение наизусть басен.

3 группа. Организация выставки книг и рисунков по басням.

4 группа. Инсценирование басен.

      В ходе урока я поставила цели сформировать следующие предметные, личностные и универсальные учебные действия:

Предметные:

- систематизация ранее полученных знаний о баснях;

- побуждение к активному включению в различные виды деятельности;

-  интереса учащихся к предмету.

Универсальные учебные действия:

Личностные УУД:

- способность к моральнойдетентрации;

- нравственно-этическая ориентация;

- формирование учебно-познавательного интереса;

- формирование осознания смысла своих учебных действий;

- осознание места и роли литературного чтения в познании окружающего мира и формировании нравственно-этической культуры человека;

- ориентация на моральные нормы и их выполнение;

- потребность в дальнейшем чтении произведений рассмотренных жанров.

Регулятивные УУД:

- формирование умения планировать свою деятельность;

- формирование умения принимать и выполнять учебную задачу;

- формирование умения сотрудничать с учителем;

- составление плана решения учебной проблемы совместно
с учителем;

- работа по составленному совместно с учителем плану;

- выработка в диалоге с учителем критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

- поиск информации в справочно-энциклопедических изданиях;

- соотнесение особенностей выразительных средств с жанром произведения;
- анализ прочитанного;

- установление причинно-следственных связей;

- вычитывание текстовой информации;

- извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст; иллюстрация, таблица, схема).

- формирование умения ориентироваться в прочитанном, анализировать, находить главную мысль, воспринимать переносное значение смысла басни.

- формирование умения  строить устные высказывания;

- сравнение искусства слова с изобразительным искусством;

- поиск и выделение необходимой информации (сравнение жанров: выделение особенностей, анализ структуры, образных средств);

- умение структурировать знания;

- переработкаи преобразование информации из одной формы в другую (составление плана);

- презентация своей работы окружающим.

Коммуникативные УУД:

- передача особенностей героев, использование различных выразительных средств (тон, темп, тембр, интонация речи, мимика, жесты),  через драматизацию произведения.

- формирование умения формулировать собственное мнение и позицию;

-  формирование умения работать в парах, группах.

     Цели проекта:

1) учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

2) развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

3) развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус.

     В начале урока совместно с детьми мы разработали план урока по защите проекта. Мною были предложены критерии, по которым будет оцениваться работа каждой группы. Это прежде всего, полнота раскрытия темы, артистичность, активность. Учащиеся могли также дополнить данный критериальный ряд своими параметрами, что и было сделано. Они, например, предложили внести в критерии такой параметр, как умение работать в команде.

     Также дети высказывали мнение, с защиты какой группы будет целесообразнее начать урок и защитой какой группы закончить. Все предложения были выслушаны, проанализированы совместного с учащимися.  В ходе защиты проекта каждая из четырёх групп показала результат своей тематической работы.  

     Было решено, что начнёт представлять свой проект группа, которая подготовила биографический материал о баснописцах Эзопе, Лафонтене, И.А.Крылове, Л.Н.Толстом и С.В.Михалкове. Причем представление каждого автора сопровождалось тем, что кроме прочего называли и 2-3 самые известные работы этого автора.

     Одновременно с представлением своей работы первой группой в защиту подключилась и та группа учащихся, которая готовила иллюстрации к различным басням и выставку книг известных баснописцев. Материал группы собирали из разных источников. Это тоже было одним из заданий к защите проекта – наличие более 3-х источников (опрос родителей, энциклопедии, библиотека в школе, электронная библиотека, домашняя библиотека и т.п.). В составе этой группы работали самые ответственные ученики и ученики с художественными наклонностями (желающих принять участие в работе этой группы было много и все они справились со своими ролями).

      Затем к защите своих заданий проекта приступили ученики групп, которые должны были проявить свои театральные и артистические способности. Одни читали известные басни, другие представляли различные виды инсценировок. На отчете этой группы остановлюсь поподробнее.

       Формы инсценирования были различные, каждая из которых соответствовала эпохе жизни авторов. Состав этой группы был наиболее многочисленным.

      1-е инсценирование - “Теневое”. Времена  Эзопа. Инсценировали басню «Дуб и тростник». Причем учащимся только после представления был задан вопрос, чьей эпохе соответствует данное инсценирование.

       2-е инсценирование “Кукольное”. Времена Жана де Лафонтена. Ребята разыграли басню «Волк, Коза и Козлёнок».

     3-я инсценировка “Артистическая”. Времена  И.А. Крылова. Была разыграна в лицах басня «Квартет».

      Т.к. это был обобщающий урок,  а на всех предыдущих уроках мы отмечали сходство и различие басен разных авторов, то на данном уроке анализировать сходство басен не планировалось. Однако  когда дети представляли рисунки к различным басням или читали наизусть, то многие из них снова высказывали мысль о том, что сюжет и названия  некоторых басен  разных авторов совпадают. На этапе оценки защиты группой своего проекта учащиеся снова высказывали мысль о том, какие людские пороки и качества характера были высмеяны в представляемых ими баснях. Учащиеся в процессе изучения темы «Басни» узнали, как разительно могут отличаться такие качества, как бережливость и скопидомство, легкость характера и праздность, настойчивость и настырность, любопытство и любознательность. Или как некрасивы глупость, бесталанность, лесть, пустозвонство, невежество. И наоборот, узнали, что трудолюбие, гостеприимство, бескорыстие, скромность приветствовались всегда, во все времена, начиная с античных.

            Всем без исключения детям урок понравился, потому что каждый из детей почувствовал свою значимость в группе, сумел проявить свои знания и способности по мере сил, ненавязчиво погружаясь снова и снова в загадочный и удивительный мир басни.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению.

О взаимодействии семьи и школы  в приобщении к чтению младшего школьника....

Духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению

О духовно - нравственном воспитании младшего школьника  через приобщение к чтению....

Методы и приёмы духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.

Об использовании педагогических технологий на уроках чтения в начальных классах пойдёт речь в этой статье....

педагогические чтения ДУХОВНО НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ с презентацией

ДУХОВНО НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ в МКОУ "Москаленская СОШ" с презентацией...

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Оно рассматривается как важнейший ресурс социокультурной модернизации российского общес...

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Оно рассматривается как важнейший ресурс социокультурной модернизации российского общес...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве ...