Игровой сеанс "Разные дети - равные возможности" (Мастер-класс)
методическая разработка на тему

 Анастасия Олеговна Венжина

Методический (практический материал) материал предназначен для воспитателей и музыкальных руководителей, осуществляющих образовательную деятельности с детьми с проблемами в развитиии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuchit_muzyka_e.docx25.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 37 «Солнышко»

Игровой сеанс

«Разные дети – равные возможности»

                                                                        Музыкальный руководитель:

                                                    Филиппова А.О.,

I квалификационная категория.

г. Усть-Илимск, 2015

Звучит музыка Э. Грига «Утро»

Муз. рук. Уважаемые коллеги мне очень хочется рассказать вам сказку, и попрошу вас мне в этом помочь. Приглашаю героев сказки. «Семечко долго спало в земле, ему было темно и холодно. Когда весной солнышко согрело землю, девочка полила семечко водой из лейки. Проклюнулся росточек. Он протиснулся на поверхность и потянулся к солнышку. Вскоре росточек превратился в стебелек, и на нем появился бутон. Всем стало понятно, что вскоре на свете появится цветок.  А тот не торопился, прихорашивался в бутоне, набирался сил. И вот однажды утром, когда первые лучи солнца коснулись бутона, он развернул свои лепестки и подставил их к солнышку». Какая красивая цветочная поляна!

СЛАЙД «ДЕТИ» Наши дети предстают перед нами как нераскрывшийся бутон и каждый из нас «поливает» тот бутон, чтобы он раскрыл свои лепестки.

Музыкальное приветствие.

Музыкальный руководитель поёт и показывает движения, педагоги, стоя возле стульчиков,  повторяют только движения.

СЛАЙД «С ДОБРОМ УТРОМ»

Доброе утро!

Поворачиваются друг к другу.

Улыбнись скорее!

Разводят руки в стороны.

И сегодня весь день будет веселее.

Хлопают в ладоши.

Мы погладим лобик,

Носик и щёчки.

Выполняют движения по тексту.

Будем мы красивыми,

Как в саду цветочки!

Постепенно поднимают руки вверх, выполняя «фонарики».

Разотрём ладошки

Выполняют движения по тексту.

Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем

Смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрём

И здоровье сбережём.

Улыбнёмся снова,

Будьте все здоровы!

Разводят руки в стороны.

Муз. рук. Спасибо за исполнение! Я желаю вам всем хорошего настроения! Так начинается каждое утро, новый день! Любое занятие можно начать с такого приветствия. Оно может звучать как в сопровождении музыки, так и без неё. Главной задачей является ритмичное исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями. Приветствия способствуют развитию речи и координации движений детей, а также созданию хорошего настроения.

Муз.рук. Как вы думаете,  какие познавательные процессы обеспечивают успешное развитие ребенка?

СЛАЙД

Педагоги отвечают…

Муз.рук. Я с вами согласна, что внимание является необходимым условием любой деятельности: игровой, познавательной. У детей с проблемами в развитии внимание очень слабое, в результате чего ребенок не может сосредоточенно слушать задание, часто слышит только его начало или конец. Поэтому музыкальные игры на развитие внимания помогут научить переключать слуховое внимание, развивать его длительность.

Муз. рук. Я приглашаю,  вас прогуляться по весеннему лесу.  Но перед путешествием мы вспомним, как называется сказка,  в которой  злая мачеха  отравила падчерицу за подснежниками?

СЛАЙД «12 МЕСЯЦЕВ»

Педагоги. Отвечают.

ВИДЕО. На экране демонстрируется фрагмент из мультфильма  «Двенадцать месяцев». 

Игра «За подснежниками»

Муз. рук. Обратите внимание на СЛАЙД, на котором текст

 За подснежниками в лес

Мы сейчас пойдём.

Как кукушечку услышим –

Подснежник мы найдём.

Ход игры. Педагоги  повторяют слова и запоминают установку на выполнение действий. Под спокойную музыку напевного характера русской народной песни «Я пойду ли, молоденька» педагоги гуляют свободно по залу. Услышав сигнал «Ку-ку!» - останавливаются, чтоб показать подснежник. Сигнал может быть неожиданным для активизации слухового восприятия и ритмичным для развития ощущения фразировки, метроритма.

В дальнейшем речевой сигнал может заменяться звуковым – ударом в бубен, треугольник, барабан.

Муз. рук. Как вы считаете, какими средствами можно развивать память?

СЛАЙД (на экране варианты ответов)

Педагоги. Отвечают.

Муз. рук. Спасибо за замечательные, насыщенные ответы! Как известно память развивается, как и сам ребёнок, под влиянием общения и совместной деятельности со взрослым. У детей с проблемами в развитии память отличается ограниченным объёмом запоминания, неточностью воспроизведения и быстрой утерей информации.

Музыкальные  игры способствуют развитию и активизации зрительной, слуховой, двигательной, речевой памяти и помогают детям с ОВЗ проявлять себя не только в видах музыкальной деятельности, но и в различных формах познавательной деятельности.

СЛАЙД Игра «Весёлый колокольчик»

Ход игры. Муз. рук. поёт нечётные фразы со словами, а педагоги - чётные со звукоподражаниями, подыгрывая себе на колокольчиках.

Поёт муз. рук.:

Поют дети:

Веселый колокольчик-

Динь-динь.

Смеется и хохочет-

Динь-динь-динь.

Он пел зимой чуть слышно-

Динь.

Но снова солнце вышло-

Динь……..,динь…………

И звонкие капели-

Динь-динь-динь.

В ответ ему запели-

Динь-динь-динь, динь-динь-динь

Муз. рук. Когда ритм и последовательность музыкально-речевых фраз будет освоена, детям предлагается выполнять движения с воображаемыми колокольчиками для подвижности кисти.

СЛАЙД Игра «Ручей»

Ход игры. Педагоги  внимательно слушают текст песни и по четыре раза на четверти повторяют последний слог фразы в нисходящем движении с ослаблением звучания голоса.

  1. Ты куда бежишь, ручей,

Чей, чей, чей, чей?

Среди леса и полей

Лей, лей, лей, лей!

  1. Ты торопишься всегда,

Да, да, да, да!

К речке, озеру, куда?

Да, да, да, да!

  1. Не спеши бежать, постой,

Ой, ой, ой, ой!

Не угнаться за тобой,

Ой, ой, ой, ой!

  1. Ручеёк, а как же я,

Я, я, я, я?

Будет грустно без тебя,

Бя,бя,бя,бя!

СЛАЙД. Звучит музыка «Весна» А. Вивальди.

Муз. рук. Какая замечательная музыка звучит! Интересно, какое время года рисует нам музыка известного композитора Антонио Вивальди?

СЛАЙД «ВРЕМЕНА ГОДА»

Педагоги. Отвечают.

 Муз. рук. Конечно весну! Восприятие музыки у дошкольников с проблемами в развитии, предполагает не созерцание, а активную деятельность. С помощью активного слушания музыки формируется слушательская культура, обогащаются музыкальные впечатления, развивается способность эмоционально откликаться на музыку. Всё это подводит ребёнка к элементарному анализу услышанного, сопоставлению музыкального образа с образом из окружающей жизни.

СЛАЙД «Рисуем музыку»

Игра «Рисуем музыку» во время прослушивания педагоги  рисуют в воздухе то, что они представили: солнце, облака, снег, горы, ручьи, деревья и т.д., при этом идёт обсуждение, кто что нарисовал, рисует или будет рисовать.

СЛАЙД «ПОЮЩИЕ ДЕТИ»

Звучит песня «Весёлая песенка» в исполнении детской студии «Домисолька»

Муз. рук. Я вам открою секрет, что в детском возрасте голос звучит ярче, звонче. Как научиться управлять своим голосом помогут игры…

Игра  «Низко -  высоко»

Муз. рук.

Педагоги.

Это песенка про смех

Ха-ха-ха.

Мы поем ее для всех

Ха-ха-ха.

Так смеются медвежата.

Ха-ха-ха.

Так смеются лягушата.

Ха-ха-ха.

СЛАЙД «СТРАНА МУЗ. ИНСТ-ОВ»

Звучит музыка в исполнении оркестра народных инструментов.

Муз. рук. Я приглашаю, вас в страну музыкальных инструментов. Я Королева виолончель! Представьтесь…

Педагоги одевают корону и называют себя: Я Королева скрипка, флейта, свирель, домра, балалайка….

Игра «Весёлые музыканты»

Тихо бродит по дорожке

Весна в зелененькой одёжке

Где листочком зашуршит,

Маракасы, шейкеры.

Где дождинкой зазвенит.

Колокольчик.

Раздаётся громкий стук:

Барабаны.

Это дятел - тук да тук.

Ветерок вдруг налетел

Маракасы, шейкеры.

По деревьям пошумел,

Громче зазывает,

Тремоло бубнов.

Тучки собирает.

Дождик-динь, дождик-дон!

Колокольчики, металлофоны.

Капель бойкий перезвон.

Всё звенит, стучит, ревёт.

Все инструменты.

Весна песенку поёт.

Такие игры, как «Звуковой бутерброд», «Весёлый оркестр», «Кухонный оркестр» способствуют реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков.
СЛАЙД

Муз. рук. Спасибо за внимание! Хотелось закончить своё выступление такими словами …..

Если дети поют и танцуют,

Музицируют или рисуют,

Значит дети счастливее стали

Им мы в этом чуть-чуть помогали.

 Если дети смеются, играют,

С удовольствием детский сад посещают,

Значит, трудимся мы не напрасно

И профессия наша прекрасна!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация игровой деятельности детей в процессе их адаптации

С поступлением в детский сад в жизни ребенка происходят большие перемены, которые далеко не всегда, бывают радостными и желанными для него....

Методическое мероприятие для педагогических кадров - Мировое кафе "Каждый ребёнок особенный, все дети равные"

Новая форма методической работы с педагогическими кадрами "Мировое кафе" позволяет систематизировать знания педагов в области инклюзивного образования,совершенствует коммуникативные навыки, ...

«Организация игрового пространства детей с ОВЗ»

Статья посвящена созданию коррекционно-развивающих условий для всестороннего развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллек...

Коррекционная направленность игровой деятельности детей с нарушением зрения

Актуальной проблемой является поиск и разработка эффективных путей, методов и средств, научно-обоснованных программ физического воспитания для школьников и как подвижные игры способствуют развитию физ...

Статья по теме: Методы и приемы обучения игровой деятельности детей с нарушением слуха

представляю статью по актуальной теме "Методы и приемы обучения игровой деятельности детей с нарушением слуха"...

Игровая деятельность детей с ОВЗ на уроках в начальной школе

Ребенок приходит в школу и основной ведущей деятельностью теперь является учеба, но игра не уходит из его жизни, игровая деятельность должна продолжаться, т.к. она позволяет решать задачи возрастного ...