Литературная викторина «Мои первые книжки» по творчеству К. И.Чуковского
план-конспект на тему

Кочергинова Татьяна Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chukovskuj_konkurs_.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Литературная викторина «Мои первые книжки» по творчеству К. И.           Чуковского.

ЦЕЛИ:

 учебные:1.1 познакомить детей с жизнью и творчеством К.И. Чуковского;

1.2 совершенствовать навыки чтения;

 коррекционные: развивать творческие способности учащихся, память, речь.

 воспитательные: прививать любовь к чтению, к книгам.

Оборудование: Портрет К.И. Чуковского, проигрыватель, грамзапись с голосом писателя, выставка книг, конверты с буквами, таблички с цифрами, книги «Телефон», иллюстрации к произведениям, маски, альбомные листы, цветные карандаши и фломастеры, ящик под названием: «Бюро находок», карточки с загадками, таблички с названиями команд.

Ход урока.

I.Вступительная беседа.

Жизненный путь Корнея Ивановича Чуковского – сказочника, критика, переводчика, основоположника советской детской литературы – завершен.31 марта 2013 года, если бы он был жив, ему исполнился бы 131 год. Нет среди нас К.И.Чуковского. Но книги его живут и будут долго жить.

( учитель обращается к портрету К.И.Чуковского):

- Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно легкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.

С ранних лет стихи его приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши бабушки и дедушки не представляют своего детства без «Айболита», «Тараканища», «Федорина  горя», «Бармалея», «Мухи – цокотухи», «Телефона».

(звучат фонограммы сказок)

Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.

( учащиеся рассказывают стихи К.Чуковского « Радость», «Поросенок», «Бутерброд»)

Молодцы! Сегодня мы проверим кто из вас больше всего прочитал книг Чуковского, кто лучше всего знает его произведения и героев? Я предлагаю сыграть в литературную  игру «Мои первые книжки», чтобы получить ответ на этот вопрос.

Для этого разобьёмся на 2  команды.

Выбирается компетентное жюри.

                                         II. КОНКУРСЫ.

1. Собери из букв название команды:

   1)   Б,Т,Й,Л,А,О,И (Айболит)

    2)О,М,Д,О,Й,Ы,Д,Р( Мойдодыр)

- Детским поэтом и сказочником  Чуковский стал случайно. А вы знаете как появился на свет «Айболит»? Вот как об этом вспоминает сам К.Чуковский:

«Однажды, работая в своем кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А нечистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!

Так родился на свет «Мойдодыр».

А кто из вас знает какая сказка , название команды, появилась раньше?

( «Мойдодыр» появился в 1923 году, а «Айболит» в 1929 году)

2. Конкурс «Домашнее задание»

Инсценирование сказки:

1 команда – «Мойдодыр»

2 команда – «Айболит»

3. Какие ещё произведения К.И.Чуковского вы знаете?

Хочу заметить, что Крокодил является героем многих сказок Чуковского. Вспомните эти сказки, постарайтесь прочитать отрывок, в котором встречается слово крокодил.

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушеными грибами. ( «Путаница»)

Бедный крокодил

Жабу проглотил. («Тараканище»)

…И со слезами просил:

-Мой милый, хороший,

Пришли мне калоши,

И мне, и жене, и Тотоше. («Телефон»)

Повернулся,

Улыбнулся,

Засмеялся

Крокодил

И злодей

Бармалея,

Словно муху,

Проглотил. («Бармалей»)

А в Большой Реке

Крокодил

Лежит,

И в зубах его

Не огонь горит –

Солнце красное … («Краденое солнце»)

Жил да был

Крокодил.

Он по улицам ходил…

А за ним-то народ

И поет и орет:

«Вот урод так урод!

Что за нос, что за рот!

И откуда такое чудовище?» («Крокодил»)

4 .Нарисуй одного из героев сказок Чуковского.

Чтобы выполнить следующее задание послушайте внимательно отрывки из произведений Корнея Ивановича (дети наизусть рассказывают отрывки, которые учили дома)

Каждой группе раздаётся альбомный лист, на котором начерчена окружность. Дети должны вспомнить героя произведений Чуковского и дорисовать рисунок.

5.   Кто это сказал?

1.Не кричи и не рычи,

Мы и сами усачи,

Можем мы и сами

Шевелить усами!   ( Раки. «Тараканище» )

2.Если топну я ногою,

Позову своих солдат,

В эту комнату толпою

Умывальники влетят,

И залают, и завоют,

И ногами застучат…  ( Мойдодыр. «Мойдодыр»)

3.Дорогие гости, помогите!

Паука-злодея зарубите!

И кормила я вас,

И поила я вас,

Не покиньте меня

В мой последний час!  (Муха - Цокотуха «Муха - Цокотуха» )

4.Если только захочу,

И Луну я проглочу!  ( Крокодил. « Краденое солнце» )

5.Расти, туфелька моя,

Расти, маленькая!

Уж как туфельку мою

Я водичкою полью,

И вырастет дерево,

Чудесное дерево!  ( Мура. « Что сделала Мура, когда ей прочли сказку Чудо дерево»» )

6.Милый, милый Бармалей,

Смилуйся над нами,

Отпусти нас поскорей

К нашей милой маме!

Мы от мамы убегать

Никогда не будем

И по Африке гулять

Навсегда забудем!  ( Таня и Ваня. «Бармалей» )

7.Я злодея зарубил,

Я тебя освободил

И теперь, душа-девица,

На тебе хочу жениться!  ( Комар. «Муха-Цокотуха» )

8.Пришлите ко мне соловья.

Мы сегодня вдвоём

С соловьём

Чудесную песню споём.  ( Свинья. «Телефон» )

9.Моем, моем трубочиста

Чисто, чисто, чисто, чисто!

Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист!   ( Щётки. «Мойдодыр» )

10.Садись на меня, Айболит,

И, как большой пароход,

Тебя повезу я вперёд!  ( Кит. «Айболит» )

11.Поглядите-ка на нас:

Мы поломаны, побиты,

Мы помоями облиты,

Загляни-ка ты в кадушку-

И увидишь там лягушку,

Загляни-ка ты в ушат-

Тараканы там кишат.

Оттого-то мы от бабы

Убежали, как от жабы,

И гуляем по полям,

По болотам, по лугам,

А к неряхе-замарахе

Не воротимся!  ( Медный таз. « Федорино горе» )

12.Кому велено чирикать-

Не мурлыкайте!

Кому велено мурлыкать-

Не чирикайте!

Не бывать вороне

Коровою,

Не летать лягушатам

Под облаком!  (Заинька. «Путаница» )

13.Эх вы, глупые козявки!

Нам не надобны булавки:

Мы булавками сами утыканы. ( Ежи. «Ёжики смеются» )

14.Ах, Мауси, Мауси, Мауси,

Подойди ко мне, милая Мауси!

Я спою тебе песенку, Мауси,

Чудесную песенку, Мауси!  ( Котауси. «Котауси и Мауси» )

15.Бутерброд,

Сумасброд,

Не ходи из ворот,

А пойдёшь-

Пропадёшь,

Муре в рот попадёшь!

Муре в рот,

Муре в рот,

Муре в рот

Попадёшь!  ( Чайные чашки. «Бутерброд» )

6.Бюро находок.

У меня  в коробке находятся разные предметы. Их кто-то потерял. Помогите найти владельца, постарайтесь вспомнить строчки из произведения, где эта вещь упоминается.

Телефон  - У меня зазвонил телефон….(«Телефон»)

Воздушный шарик  - Ехали медведи на велосипеде… («Тараканище»)

Мыло – Вот и мыло подскочило…     («Мойдодыр»)

Блюдце – А за ними блюдца….. («Федорино горе»)

Калоша – Пришли мне дюжину новых калош…( «Телефон»)

Валенки  («Чудо-дерево»)  

Термометр – И ставит им градусники…( «Айболит»)

Фонарик  («Муха-цокотуха» комар)

Спички   («Путаница»)

Платочки  («Тараканище»)

7.Договори имя литературного героя.

Имя написано на плакате.

Акула…Каракула

Разбойник…Бармалей

Мышка…Мауси

Бабушка…Федора

Муха…Цокотуха

8. Отгадайте загадки

К. И. Чуковский отличался большим трудолюбием. «Всегда,- писал он,- где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача – я, чтобы не тратить попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности.»

По группам раздаются загадки, выбирается хорошо читающий ученик, он читает для всего класса, остальные разгадывают и называют отгадку.

1)Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт-

Заплачет она и умрёт.  ( сосулька )

2)Хожу – брожу не по лесам,

А по усам и волосам,

И зубы у меня длинней.

Чем у волков и медведей.  (расчёска)

3)Я одноухая старуха,

Я прыгаю по полотну

И нитку длинную из уха,

Как паутинку, я тяну.  (иголка)

4)Паровоз

 без колёс!

 Вот так чудо – паровоз!

 Не с ума ли он сошёл-

 Прямо по морю пошёл!  (пароход)

5)Красные двери

В пещере моей,

Белые звери

Сидят у дверей.

И мясо, и хлеб-

Всю добычу мою-

Я с радостью белым

Зверям отдаю! (рот и зубы)

6)Два коня у меня,

   Два коня.

   По воде они возят меня.

   А вода тверда,

   Словно каменная!  (коньки)

7) Мудрец в нем видел

Мудреца,

Глупец – глупца,

Баран – барана,

Овцу в нем видела овца,

И обезьяну – обезьяна.

Но вот подвели к нему

Федю Баратова,

И Федя неряху увидел

Лохматого. (Зеркало)

8)  Ах, не трогайте меня:

     Обожгу и без огня! (Крапива)

9.Собери рифму

Его загадки, сказки написаны в стихотворной форме. А как создаются стихи?

Рифмы. (созвучие слов, например: мост-рост, кровать - воевать)

Подбери рифмы к словам:

Поросята            Кричит       Конфет          Собаки          Ревёт

По-дорожке       Горит          Руки              Волчица        Палка

Пирогами           Жар            Ёлочки           Нос                Тётка

10.Расставь по порядку.

1 команда:

2.Долго плакала, искала.

4.И на мельнице смолол.

1.Дженни туфлю потеряла,

3.Мельник туфельку нашёл

2 команда:

3.За лопатою метла

1. Скачет сито по полям,

4. Вдоль по улице пошла.

2. А корыто по лугам.

11. Угадай героя. Чему радуются персонажи Чуковского?

1) То-то рада, то-то рада

    Вся звериная семья,

    Прославляют, поздравляют

    Удалого Воробья!       (Избавлению от Таракана. «Тараканище»)

2) Тут Великий Умывальник,

    Знаменитый Мойдодыр,

   Умывальников Начальник

   И мочалок Командир,

   Подбежал ко мне. Танцуя.

   И, целуя, говорил…  (Грязнуля умылся. «Мойдодыр») 

3)Вот обрадовались звери!

   Засмеялись и запели,

   Ушками захлопали,

   Ножками затопали.

   Гуси начали опять

   По-гусиному кричать:

   Га-га-га!  

   Кошки замурлыкали:

   Мур-мур-мур!

   Птички зачирикали:

  Чик-чирик!     (Удалось потушить море. «Путаница»)

4 )Прибежали светляки,

   Зажигали огоньки-

  То-то стало весело,

  То-то хорошо!

  ЭЙ, сороконожки.

  Бегите по дорожке,

  Зовите музыкантов,

 Будем танцевать!    (Победе над Пауком. «Муха – Цокотуха»)

5) Стали пташки щебетать,

    За букашками летать.

    Стали зайки

    На лужайке

    Кувыркаться и скакать.

    И глядите: медвежата,

    Как весёлые котята,

     Прямо к дедушке мохнатому.

     Толстопятые, бегут…  (Освобождению солнышка. «Краденое солнце»)

6)  И обрадовались блюдца:

     Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

     И танцуют и смеются:

     Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

     А на белой табуреточке

     Да на вышитой салфеточке

     Самовар стоит,

     Словно жар горит…  (Перевоспитанию Федоры. «Федорино горе»)

7)  И акула Каракула

    Правым глазом подмигнула

    И хохочет, и хохочет,

    Будто кто её щекочет.

   А малютки бегемотики

  Ухватились за животики

  И смеются, заливаются-

  Так, что дубы сотрясаются.  (Выздоровлению больных зверей. «Айболит»)

8)Рады, рады, рады

  Светлые берёзы,

  И на них от радости

  Вырастают розы.  (Радуге. «Радость»)

9)Трубы затрубили,

   Пушки запалили!

   Очень рад Петроград-

   Все ликуют и танцуют,

   Ваню милого целуют,

   И из каждого двора

   Слышно громкое «ура».

  Вся столица украсилась флагами.  (Подвигу Вани, одолевшего Крокодила. «Крокодил»)

10) Бараны, бараны,

     Стучат в барабаны!

     Сычи-трубачи

     Трубят!

      Грачи с каланчи

     Кричат!

    Летучие мыши

    На крыше

    Платочками машут

    И пляшут.  (Избавлению от Таракана. «Тараканище»)

12.Откуда эти строки?   (викторина для родителей)

Читаются отрывки из произведений:

1)-Где же мы будем копать?

-Да где угодно.

-Как, разве клады везде зарыты?

-В том то и дело, что не везде. Они бывают зарыты в каком - нибудь укромном  месте -  когда на острове, когда в гнилом сундуке под засохшим деревом, там, куда тень от сучка падает в полдень; а чаще всего – под полом в старых домах, где водятся привидения.

-А кто их зарывает?

-Разбойники понятно. А по-твоему, кто? Учителя воскресной школы?

-Я почём знаю? Если бы клад был мой, я бы его зарывать не стал, а тратил бы денежки да поживал припеваючи.

-И я тоже. Только разбойники по-другому делают. Всегда зароют клад, да так и оставляют.

-А что же они потом за ним не приходят?

-Ну, всё собираются прийти, а потом забудут приметы или помрут. Вот они и лежат долго-долго и ржавеют, а потом кто-нибудь находит старую пожелтевшую бумагу со всеми приметами, и надо эту бумагу разбирать целую неделю, потому что в ней одни значки да иероглифы.

-Иероглифы?

-Иероглифы – такие картинки и разные закорючки, с виду как будто бы и ничего не значат.

-А у тебя есть такая бумага?

-Нет.

-Так как же ты найдёшь приметы?

-А на что мне приметы? Клад всегда бывает зарыт под старым домом или на острове, или под сухим деревом, у которого торчит один сучок.

                                           (М. Твен « Приключения Тома Сойера» )

2)Однажды после жаркого сражения с турками мы захватили неприятельскую крепость. Я первый ворвался в неё и, прогнав из крепости всех турок, подскакал к колодцу – напоить разгорячённого коня. Конь пил и никак не мог утолить жажду. Прошло несколько часов, а он всё не отрывался от колодца. Что за чудо. Я был изумлён. Но вдруг позади меня послышался странный плеск. Я посмотрел назад и от удивления чуть не свалился с седла.

Оказалось, что вся задняя часть моего коня была отрезана начисто и вода, которую он пил, свободно выливалась позади, не задерживаясь у него в животе. От этого за моей спиной образовалось обширное озеро. Я был ошеломлён. Что за странность?

                                   ( Э. Распе «Приключения Барона Мюнхгаузена».)

3)Прошло ещё пять лет, и за это время, насколько я могу припомнить, не произошло не каких чрезвычайных событий. Жизнь моя протекала по старому тихо и мирно, жил я на старом месте и по прежнему отдавал всё своё время труду и охоте.

Теперь у меня было уже столько зерна, что мне хватало моего посева на целый год; винограду тоже было вдоволь. Но из-за этого мне пришлось работать и в лесу и в поле ещё больше, чем прежде. Однако главной моей работой  была постройка новой лодки. На этот раз я не только сделал лодку, но и спустил её на воду : я вывел её в бухту по узкому каналу, который мне пришлось прорыть на протяжении полумили.

Надо, однако, заметить, что я строил эту новую пирогу совсем не для того, чтобы покинуть мой остров. С этой мечтой пришлось давно расстаться. Лодка была так мала, что нечего было и думать переплыть на ней те сорок или больше миль, которые отделяли мой остров от материка.

Теперь у меня была более скромная цель: объехать вокруг острова – и только.

                              ( Даниэль Дефо «Робинзон Крузо».)

4)Утром мы поднялись чуть свет и пошли к негритянским хижинам, чтобы приучить к себе собак и познакомиться поближе с тем негром, который кормил Джима, - если это действительно Джиму носили еду. Негры как раз позавтракали и собирались в поле, а Джимов негр накладывал в миску хлеба, мяса и всякой еды; и в то время как остальные уходили, из большого дома ему прислали ключ.

У этого негра было добродушное глуповатое лицо, а волосы он перевязывал  нитками в пучки, для того, чтобы отвадить ведьм. Он рассказывал, что ведьмы ужасно донимают его по ночам; ему мерещились всякие чудеса, слышались всякие слова и звуки, и никогда в жизни с ним не бывало, чтобы надолго привязалась такая нечисть. Он разговорился про свои несчастья и до того увлёкся, что совсем позабыл про дело.

- А ты кому несёшь еду? Собак кормить собираешься?

Негр заулыбался, так что улыбка расплылась у него по всему лицу, вроде как бывает, когда запустишь кирпичом в лужу, и говорит.

- Да мистер Сид, собаку. И занятная же собачка! Не хотите ли поглядеть?

- Хочу.

                                 ( Марк Твен «Приключения Гекльберри Финна».)

5)Однажды в русском дремучем лесу мне попалась черно-бурая лисица. Шкура этой лисицы была так хороша, что мне стало жаль портить её пулей или дробью. Не медля ни минуты, я вынул пулю из ружейного ствола и, зарядив ружьё длинной сапожной иглой, выстрелил в эту лисицу. Так как она стояла под деревом, игла крепко пригвоздила её хвост к самому стволу. Я не спеша подошел к лисице и начал хлестать её плёткой. Она так ошалела от боли, что – поверите ли? – выскочила из своей шкуры и убежала от меня нагишом. А шкура досталась мне целая, не испорченная ни пулей, ни дробью.

                            ( Э. Распе «Приключения Барона Мюнхгаузена».)

Эти произведения перевёл с английского К.И.Чуковский. Вы ребята их ещё прочитаете, если подружитесь с книгой, и будете помнить: «Кто много читает, тот много знает, кто много знает, тот хорошо учится».

III. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Литературная викторина по теме: «Жизнь и творчество Л.Н. Толстого»

Цели: ·       Закрепить знания литературных произведений классической русской литературы 19-20 вв.;·       Продолжить знакомство с творчеств...

Литературная викторина, посвященная творчеству К. И. Чуковского.

Цели: формирование интереса младших школьников к личности  и творчеству К. И. Чуковского;  способствовать литературному и творческому развитию детей, развитию их фантазии, воо...

Урок-викторина по творчеству К.И. Чуковского

Урок- викторина по творчеству К.И. Чуковского...

Викторина по творчеству К.И. Чуковского

Вопросы викторины для учащихся 3 класса...

Конспект урока литературного чтения «Знакомство с творчеством К.И. Чуковского. К.И. Чуковский «Телефон»» (УМК "Школа России" 1 класс)

Цель: познакомить учащихся с произведениями К.И. Чуковского; развивать речь, навыки чтения по ролям, диалогическую и монологическую речь, творческие способности учащихся, внимание, память; продолжить ...