Игры для детей
материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Хрулёва Наталья Леонидовна

Игры для детей во внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_dlya_detey.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для детей

«Веселые перевертыши»

Материал: набор вопросов для моделирования противоположностей (хорошо - плохо):

1. Конфеты: хорошо или плохо? Хорошо: они вкусные. Плохо: если съесть много, могут заболеть зубы, и их придется лечить.

2. Лекарство: хорошо или плохо? Хорошо: оно помогает вылечиться от болезни. Плохо: много таблеток - яд.

3. Музыка: хорошо или плохо? Хорошо: можно под нее петь и танцевать. Плохо: если работаешь, она мешает; от слишком громкой могут заболеть уши и голова.

4. Ветер: хорошо или плохо? Хорошо: в жару освежает, несет прохладу. Плохо: в мороз при ветре становится еще холоднее; сильный ветер может повалить деревья, сорвать крыши с домов.

5. Дождь: хорошо или плохо? Хорошо: помогает расти урожаю. Плохо: если сильно вымокнешь, можешь простудиться и заболеть.

6. Кошка: хорошо или плохо? Хорошо: ласковая, мягкая, приятно мурлычет, с ней можно играть. Плохо: может больно оцарапать.

7. Солнце: хорошо или плохо? Хорошо: тепло, можно загорать, помогает расти растениям. Плохо: если перегреться, можно получить солнечный удар или обгореть.

8. Ходить пешком: хорошо или плохо? Хорошо: полезно для здоровья. Плохо: маленькая скорость, большие расстояния быстро не преодолеешь.

9. Осень: хорошо или плохо? Хорошо: созревают все овощи и фрукты. Плохо: очень часто стоит дождливая погода, которая мешает гулять.

10. Уехать в другой город: хорошо или плохо? Хорошо: можно увидеть новые места. Плохо: тяжело расставаться с друзьями.

11. Теплая одежда: хорошо или плохо? Хорошо: зимой, если замерз или болен, согреет. Плохо: летом, когда жарко, потеешь.

12. Мороженое: хорошо или плохо? Хорошо: вкусное, сладкое, лакомство. Плохо: если много или быстро съесть, может заболеть горло.

13. Стеклянная посуда: хорошо или плохо? Хорошо: красивая, легкая, ее легко мыть, из нее приятно есть. Плохо: легко бьется.

14. Полиэтиленовый пакет: хорошо или плохо? Хорошо: занимает мало места, защищает продукты от грязи, легкий, вместительный. Плохо: легко рвется, нельзя класть тяжелое.

15. Нож: хорошо или плохо? Хорошо: можно тонко нарезать, нарубить, намазывать масло. Плохо: можно обрезаться, если острый.

16. Швейная игла: хорошо или плохо? Хорошо: она помогает шить одежду, зашивать дырки, пришивать пуговицы. Плохо: можно уколоться, ее легко потерять.

17. Огонь: хорошо или плохо? Хорошо: дает тепло, можно сжечь мусор, приготовить пищу, освещать дом. Плохо: может случиться пожар.

18. Вода: хорошо или плохо? Хорошо: утоляет жажду, дает жизнь всему живому, по ней плавают корабли. Плохо: можно утонуть, если не умеешь плавать, если несвежая или некипяченая, можно отравиться и заболеть дизентерией.

19. Туристический поход: хорошо или плохо? Хорошо: в походе интересно, весело. Плохо: нужно нести тяжелый рюкзак с вещами.

20. Телевизор: хорошо или плохо? Хорошо: можно узнать много нового, посмотреть хорошие кинофильмы. Плохо: если подолгу смотреть, можно испортить зрение.

21. Лифт: хорошо или плохо? Хорошо: быстро поднимает на любой этаж. Плохо: может застрять, если не будет электричества.

Руководство: взрослый делит играющих детей на 2 команды: одна команда называется "Хорошо", а другая - "Плохо". Взрослый обсуждает с детьми тот факт, что во всем можно найти как хорошее, так и плохое. В игре первые 2-4 вопроса можно использовать как тренировочные примеры. Затем начинается игра: взрослый называет слово, а дети из обеих команд по очереди пытаются придумать, что в предмете, им обозначенным, хорошо, а что - не очень.

Затем команды меняют свое название, чтобы все дети смогли поискать в вещах как хорошее, так и плохое. В игре детям можно подсказывать и помогать.

«Волшебные слова»
Материал: 1) список из 8 несложных бессмысленных слов: челап, думкор, лиара, зупарака, виглу, мумс, бисяка, шупар; 2) список широких понятий: животные, инструменты, одежда, мебель.

Руководство: взрослый предлагает детям игру со словами незнакомого языка. Он сообщает им, что предмет, обозначаемый этим словом, ему неизвестен, единственное, что он знает, что этот предмет - одежда (мебель, животное, инструмент). Взрослый по одному называет слова, предлагая детям описать предмет, который обозначается таким волшебным словом.

В процессе игры взрослый стимулирует любые проявления фантазии, задавая дополнительные вопросы (например, как могло бы выглядеть это животное, на кого (что) оно похоже, где живет, чем питается и т. д.). Взрослый должен активно помогать детям в этой игре.

Ее можно организовать как игру с небольшим призом для того, кто умеет фантазировать лучше всех. Такая игра может быть неоднократно повторена, если изменить список волшебных слов или расширить список понятий, в которых обобщены слова (растения, пища, фрукты и пр.).

«Отгадай, что мы задумали»

Руководство: взрослый и дети выбирают водящего - того, кто будет отгадывать задуманное. Он выходит за дверь, а оставшиеся дети вместе со взрослым загадывают какой-нибудь предмет и договариваются, что каждый из детей будет называть только один признак загаданного предмета по очереди.

Водящего приглашают в комнату, он становится в круг детей. Дети по кругу называют разные признаки загаданного предмета. Например, задуман мяч. Дети по кругу говорят водящему: он красный, он большой, он круглый, он катится и т. д. Водящий может назвать предмет после любого названного признака. Тогда тот, на ком произошло угадывание, становится водящим, и игра начинается снова.

Если на первом круге водящий не может отгадать задуманное, то он может пройти второй круг. На втором круге дети называют признаки задуманного предмета снова, но теперь с частицей НЕ. Например, о мяче: он никогда не бывает квадратным, он не тонет в воде, его не делают из металла и т. п. Тот, на ком произошло угадывание, сам становится водящим.

Все играющие дети должны побывать как называющими признаки, так и водящими. Сферу загадываемых предметов следует ограничить игровой комнатой, домом и т. п., чтобы ребенок мог отгадать задуманное. Взрослый не должен руководить перечислением признаков, указывая на них детям, нужно добиваться, чтобы каждый ребенок делал это самостоятельно, даже если и не очень удачно. Перед началом игры можно потренироваться, называя признаки каких-либо знакомых детям предметов.

«Перевирание сказки»

Руководство: взрослый расспрашивает детей, какие сказки они знают и любят. Все вместе выбирают одну из сказок, и взрослый предлагает ее переврать, по очереди рассказывая ее и заменяя в каждой фразе известное на противоположное или новое. Дети рассказывают сказку по очереди по кругу, начинает же перевирание сам взрослый. Вот, например, во что может превратиться известная сказка про Красную Шапочку: "Жил-был мальчик, которого звали Желтый Беретик. Позвал его как-то папа и говорит: "Сходи-ка, сыночек, к дедушке и отнеси ему книги и газеты". Пошел Желтый Беретик, а навстречу ему медведь..." и т. д. Взрослый наравне с детьми участвует в перевирании и должен следить, чтобы во всех ключевых моментах сказка была переделана, но в целом получилась бы некая новая история, моделирующая более или менее логично развивающуюся ситуацию.

Что было бы, если бы ...

Материал: набор нелепых предположений: что было бы, если бы ...

1) ...ты вдруг, проснувшись, обнаружил, что ты не человек, а кузнечик (бабочка, крокодил и т. д.);
2) ...все люди стали ходить на руках, вверх ногами;
3) ...не стало ночей, а все 24 часа в сутки был бы день и светило солнце;
4) ...все твердое стало внезапно мягким;
5) ...на Земле не стало воды;
6) ...все люди стали однорукими;
7) ...люди не взрослели, а всегда оставались детьми;

  1. ...все превратились в левшей;

9) ...мы ходили так быстро, что в один миг могли очутиться там, где захотели;
10) ...наши мысли были всем слышны;
11) ...ты превратился в шкаф;
12) ...вдруг исчезли все книги;
13) ...у людей пропала память;
14) ...прилетели инопланетяне и пригласили тебя слетать на их планету;
15) ...никогда не было зимы, а всегда стояла жара?

Руководство: взрослый предлагает детям по очереди придумать последствия этих невероятных происшествий. Каждый ребенок должен побывать первым отвечающим в круге. Гипотезы и предположения детей взрослый принимает без ограничений, критики и комментариев, но задает вопросы, побуждая детализировать замысел.

«Представь и нарисуй»

Материал: 1) бумага - по одному - два листа на каждого играющего ребенка; 2) цветные карандаши и фломастеры; 3) список из 15 метафорических шаблонов:

1) от удара искры из глаз посыпались;
2) часы ходят минута в минуту;
3) дождь льет как из ведра;
4) похожи, как две капли воды;
5) искать иголку в стоге сена;
6) темно, хоть глаз выколи;
7) продрог до костей;
8) вымок до нитки;
9) от холода зуб на зуб не попадает;
10) дайте что-нибудь на зуб положить;
11) заморить червячка;
12) от страха мороз по коже;
13) дружные - водой не разольешь;
14) не имей сто рублей, а имей сто друзей;
15) держи карман шире.

Руководство: взрослый вместе с детьми обсуждает, что означают перечисленные метафоры, просит подобрать примеры к некоторым из них. Затем каждый ребенок получает лист бумаги, карандаши и фломастеры. Взрослый предлагает им представить и нарисовать ситуацию, иллюстрирующую то или иное выражение.

Каждый ребенок получает индивидуальное задание. Когда рисунок закончен, взрослый просит ребенка прокомментировать его.

«Вещи из волшебной страны»

Материал: список волшебных названий:

1 с е р и я - волшебные животные: гацун, челап, рипкис, сельбон, зупарака.

2 с е р и я - волшебные предметы: букиза, крипс, молинг, ополо, варунка.

3 с е р и я - волшебная еда: мурник, кропач, вертихонг, старз, мутушка.

4 с е р и я - волшебная одежда: иратуп, шупан, маланкор, пуляска, корсушки.

5 с е р и я - волшебные инструменты: ратоп, жанувка, толомак, жумс, лопорун.

6 с е р и я - жители волшебной страны: глокая куздра, хливкий шорёк, лахутый кардизон, перкулий-мюмзик, физайский курлан.

Руководство: взрослый предлагает детям представить, что они очутились в волшебной стране, где много незнакомых, самых разнообразных и фантастических предметов - одежда, еда, инструменты, да и сами жители тоже волшебные. Он просит детей попытаться представить эти вещи, животных, жителей по их названиям и постараться описать словами, какие они, как выглядят, как используются и т. д. Если детям это дается без труда, можно попросить их нарисовать воображаемое.

«Переводчики»

Материал: 1) 5 карточек с описаниями разных языков и 2) списки из 10-20 подходящих игровых слов для каждого из языков:

1) полшинский язык: к любому слову добавляется -ца: кошкаца, карандашца, гулятьца, конфетаца;

2) булявский язык: во всех словах вместо твердых звуков произносятся мягкие: булка - бюлькя, дом - дёмь, рыба - рибя;

3) мерабский язык: во всех словах с буквой "р" она заменяется на "л": рыба - лыба, привет - пливет, порошок - полошок, портфель - полтфель;

4) искульский язык: все гласные буквы тянутся в два раза длинней: доом, саад, деевоочкаа;

5) ансельмский язык: все слова сокращаются до первого слога: карман - кар, привет - при, кошка - кош.

Руководство: взрослый предлагает детям представить, что они изучают сказочные языки - полшинский, ансельмский и т. д. В каждом языке есть одно основное правило, которое надо запомнить, чтобы на нем говорить. Взрослый предлагает каждому ребенку запомнить правило какого-либо одного языка, а затем перевести на него сначала слова, а потом и несложные предложения. Эта игра подходит для детского праздника, она способна рассмешить даже самого серьезного ребенка.

«Команды для робота»

Материал: 1) несколько простых предметов - карандаш, ложка, расческа, зубная щетка, чашка и чайник, веревочка и т. п.; 2) пульт управления - дощечка с кнопками разного цвета, нажимая на которые, ребенок подает роботу прямые и обратные (в случае ошибки) команды (например, красная кнопка - прямые команды, белая - обратные).

Руководство: взрослый предлагает детям игру в управление роботом. Он просит детей представить и показать, как выглядят движения робота, обращая их внимание на расчлененность его действий; например, чтобы поднять руку, роботу придется выполнить несколько отдельных законченных операций.

Оператор по очереди отдает команды, разлагая их для робота на отдельные действия. Например, для того чтобы робот нарисовал карандашом квадрат, необходимо ему отдать несколько команд: "Наклонись!", "Согни руку!", "Согни пальцы!", "Подними карандаш!" и т. д. Если команд недостаточно или они непоследовательны, робот может металлическим голосом сказать: "Команды не понял!", побуждая ребенка-оператора дробить свои команды на более мелкие действия.

Если оператор вдруг обнаружил, что разложил действие неправильно, то он может дать обратную команду.
Роли робота и оператора нужно чередовать.

Команды:

1) "Нарисуй карандашом квадрат!"
2) "Съешь ложкой суп!"
3) "Причешись расческой!"
4) "Почисти зубы щеткой!"
5) "Налей чай в чашку!"
6) "Завяжи узелок на веревочке!"
7) "Похлопай в ладоши!"
8) "Помаши рукой "До свидания"!"
9) "Поговори по телефону!"
10) "Поздоровайся со мной за руку!"

«Необитаемый остров»

Руководство: взрослый предлагает детям представить, что каждый из них оказался на необитаемом острове. Взрослый описывает остров, его природу, его теплый климат, животных и птиц, а потом просит детей по очереди придумать, как:

1) сделать себе жилище;
2) сделать себе одежду;
3) сделать посуду;
4) добыть огонь;
5) отыскать или поймать что-нибудь на обед;
6) достать пресную воду из глубины;
7) сделать лодку или плот;
8) сделать зонт от солнца;
9) постричься;
10) сделать обувь;
11) определить время;
12) подать сигнал о помощи и т. д.

«Хорошие и плохие поступки»

Материал: 1) по одному листу бумаги на каждого играющего; 2) наборы цветных карандашей.

Руководство: взрослый обсуждает с детьми хорошие и плохие поступки, обобщает их понятиями: жадность, воровство, ябедничество, драчливость, вежливость, доброта и т. п. А затем он просит детей представить, что все плохие поступки, совершаемые человеком, изменяли бы его внешность, например: обжора становился бы очень толстым, у драчуна вырастали бы такие огромные кулаки, что он не мог бы их поднять, и т. п. Каждый ребенок получает карандаши и бумагу, а взрослый просит изобразить:

1) труса;

2) жадину;

3) драчуна;

4) ябеду;

5) обжору;

6) обманщика;

7) грязнулю;

8) непослушного ребенка;

9) предателя;

10) глупого мальчика;

11) злого мальчика;

12) хитреца.

Каждый ребенок имеет свое задание. Игру можно повторить 2-3 раза, меняя детям задания.

«Отыщи сходство»

Руководство: взрослый рассказывает детям, что в мире все связано и между двумя любыми вещами в принципе можно найти какое-нибудь сходство. Он сам приводит 2 - 3 примера, а затем предлагает детям самим отыскать сходство между называемыми им парами предметов: цыпленком и мотоциклом; столовой ложкой и экскаватором; монетой и ракушкой; карандашом и мостом; крокодилом и трактором; самолетом и лягушкой; фотоаппаратом и глазом; электричеством и водопадом; болью и радостью, горем и счастьем и т. д.

игры и другую полезную информацию о детях можно почитать здесь

«Железная дорога»

Участники разбиваются на команды – «вагончики» по 6 - 7 человек в каждом. Им выдаются заранее заготовленные маршрутные карточки. Начальники «станций»- ребята из клуба. Даётся «гудок», и «поезд» отправляется в путь. «Станции» самые разные: «Убегай-ка» (бег на 60 м), «Попрыгайка» (прыжок в длину с места), «Забивайка» (забить гол в ворота), «Отвечайка» (ответы на вопросы), «Угадайка» (загадки), «Нарисуйка» (коллективный рисунок), «Представляйка» (пантомима), «Запевайка» (общая песня), «Потанцуйка» (общий танец) и т.д. Команды передвигаются от «станции» к «станции» по направлению, указанному в их маршрутной карточке. Игра считается законченной, когда команды пройдут все «станции». Затейники заранее продумывают систему очков, баллов, оценок. Если это спортивные «станции», лучше всего выводить коэффициент – складывать общее количество секунд, метров и делить на количество человек в команде. Если это «станции» «Запевайка», «Потанцуйка», «Представляйка», где оценивается мастерство исполнения, уместно ставить оценки (пятёрки, четвёрки). Таким образом, в течение двух часов на стадионе или спортплощадке проходит эта весёлая игра.

Завершающим событием летнего сезона может стать большой турнир затейников нескольких лагерей. К нему готовятся заранее, договорившись с соседними лагерями об обмене бригадами затейников, о проведении общих больших мероприятий.

«Поймай замыкающего»

Участвовать в игре могут от 15 до 30 человек. Для игры выбирают ровную площадку или полянку. Играющие, разделившись, на четвёрки, встают в затылок друг другу. Стоящий впереди разводит руки в стороны, как бы защищая от нападения стоящих за ним игроков, а остальные берут за пояс впереди стоящего. Один из играющих выходит на середину - это входящий. По команде затейника начинается игра. Водящий, бегая по площадке, старается забежать сзади какой-нибудь четверки и запятнать последнего. Защищая своего игрока, первые номера каждый четверки, все время, поворачиваясь лицом к водящему и разведя руки, стремятся не подпустить его к своей четверке. Если водящему все же удается запятнать последнего, то он становится в это четверку на его место; последний становится третьим, третий - вторым, второй-первым, а первый идет водить.

Во время игры нельзя опускать руки. Нарушивший это правило становится водящим.

«Охотник и сторож»

Из играющих выбирают двух ловких ребят - один из них будет «охотник», другой - «сторож». «Сторож» чертит для себя круг диаметром в 2 метра. Здесь он будет сторожить пойманных «охотником» «зверей». Все остальные играющие отходят к одной из коротких сторон площадки. ( О границах площадки условливаются до начала игры ). Все «звери» бегают по площадке. В это время «охотник» старается их запятнать. Пойманные «звери» встают в круг под охрану «сторожа». Пойманных разрешается выручать. Это делается так: находящиеся в кругу «звери», не переходя черты, протягивают руки. Не пойманные стараются подбежать к ним и ударом по руке выручить.

Но это надо делать так, чтобы ни « охотник», ни сторож» не запятнали их, иначе они сами идут в круг. «Сторож» тоже имеет право пятнать подбегающих к нему «зверей». Вырученные «звери» убегают и присоединяются к остальным.

«Перелет птиц»

В игре могут одновременно участвовать от 20 до 50 человек.

Играющие садятся на стулья или скамейки и образуют круг. Количество мест должно точно соответствовать количеству играющих, и только Один-водящий - остается без места и находится в середине круга. Перед началом игры затейник предлагает вспомнить названия каких-нибудь четырех птиц. Это названия он в порядке очередности раздает сидящим в кругу. Таким образом, каждый играющий получает название одной птицы.

Водящий громко произносит его. По этому сигналу игроки должны поменяться местами, а водящий в это время старается занять одно из освободившихся мест. Оставшийся без места становится водящим, игра продолжается. Вызванные не могут садиться на свое место, а должны занимать освободившееся место другого игрока. Водящий может одновременно выкрикнуть два и даже три названия птиц-это вызовет большее оживление в игре. Выкрикивать названия надо громко и только поле того, когда займут места и успокоятся. Эту игру можно проводить на открытом воздухе, на площадке. В этом случае играющие стоят в кругу, но каждый должен очертить свое место кружком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры для детей.

Игра - очень важный вид деятельности для младших школьников. В материале представлены подвижные игры, в которые можно играть на улице (в разное время года), на праздниках в школе и дома....

Народные игры для детей и взрослых

Конкурс "Вперед - в прошлое 2012" в номинации "Народные игры для детей и взрослых"...

Игры для детей

Игры для детей...

Познавательно-развлекательная игра для детей и родителей "Крестики-нолики".

Больше всего, по мнению психоогов, дети хотят, чтобы взрослые с ними поиграли. Это мероприятие поможет воплотить в реальность детские мечты, а родителям даст возможность увидеть своих детей в не...

Рабочая программа дополнительного образования детей "Спортивные и подвижные игры" (возраст детей: 8-10 лет)

Достоинство программы заключается в том, что она способствует физическому оздоровлению детей, профилактике простудных заболеваний, доступна для детей из семей со средним достатком, является альтернати...

Изучаем математику играя. Развивающие онлайн игры для детей.

В этом разделе представлены ссылки на сайты для изучения и повторения математики во 2 классе....