Техническое моделирование. Конструирование из бумаги и картона. Игрушка гармошка Пожарный
методическая разработка (2 класс) на тему

В данной методической разработке предлагается конспект занятия для детей младшего и среднего школьного возраста (9-11 лет) по изготовлению игрушки – гармошки «Пожарный» на основе деятельностного подхода с использованием информационных технологий.

Предлагаемое изделие можно выполнить из доступных материалов с различными вариантами оформления .

Предполагаемую методическую разработку рекомендуется использовать для занятий с детьми для формирования у них художественно-конструкторских знаний и умений, а также эстетического вкуса.

Данная методическая разработка окажет значительную помощь учителям начальных классов общеобразовательных школ – при подготовке и проведении уроков технологии.

Разработка может быть использована родителями, которые активно развивают у своих детей творческие, трудовые и эстетические умения и навыки.

Методическая разработка составлена с учётом личного и заимствованного опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
  2. «Начальная общеобразовательная школа № 33»

Методическая разработка по теме:

Техническое моделирование. Конструирование из бумаги и картона. Игрушка – гармошка «Пожарный».

Гончарова Галина Витальевна,

      учитель начальных классов

г. Майкоп, 2015


Аннотация

В данной методической разработке предлагается конспект занятия для детей младшего и среднего школьного возраста (9-11 лет) по изготовлению игрушки – гармошки «Пожарный» на основе деятельностного подхода с использованием информационных технологий.

Предлагаемое изделие можно выполнить из доступных материалов с различными вариантами оформления .

Предполагаемую методическую разработку рекомендуется использовать для занятий с детьми для формирования у них художественно-конструкторских знаний и умений, а также эстетического вкуса.

Данная методическая разработка окажет значительную помощь учителям начальных классов общеобразовательных школ – при подготовке и проведении уроков технологии.

Разработка может быть использована родителями, которые активно развивают у своих детей творческие, трудовые и эстетические умения и навыки.

Методическая разработка составлена с учётом личного и заимствованного опыта.

Пояснительная записка

          Одним из эффективных средств, приобщения учащихся к техническому творчеству является моделирование. С моделями дети знакомятся еще в дошкольном возрасте. 
         Стремление детей что-то делать, мастерить следует максимально использовать на уроках технологии, во внеклассной работе и внешкольной работе с детьми. Сначала школьники учатся выполнять простейшие чертежи, рисунки, эскизы, сборочные операции, знакомятся с различными материалами и инструментами. Начальной ступенью технического творчества в силу своей доступности для детей может стать моделирование из бумаги. Творческий подход к труду надо воспитывать, прививать с детства.  Необходимо также приучать их рационально готовить свое рабочее место, поддерживать на нем порядок, привлекать к планированию своей деятельности, формировать у них умение выполнять работу быстро и качественно. Все это способствует лучшему восприятию красоты труда. 
Чувство радости, рожденное творчеством! О нем скажет каждый, кто хотя бы однажды воплотил в реальность собственный замысел. 
«Чтобы не остаться позади, есть только одно средство - идти в перед!» 
А.Ф.Иоффе

Бумага, картон - являются доступными материалами для конструирования. Данная разработка предусмотрена для учеников начальной школы, она позволяет сделать первый толчок в подсознании ребенка на пути к моделированию и конструированию. И кто знает, может быть в будущем поможет с выбором профессии. 
Данную работу можно проводить как на уроках технологии, так и во внеурочной деятельности при реализации программы «Умелые ручки». Занятие рассчитано на 2 учебного часа (2 урока). Целью данной методической разработки является описание методики организации занятия с  детьми 9-11 лет по начальному техническому моделированию.

         В основу образовательного процесса этого занятия положены   принципы доступности учебного материала, свободы выбора и самореализации детей, единства обучения и воспитания, развития личности ребёнка, сотрудничества педагога и детей. Занятие построено с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Дети всегда проявляют большой интерес к изготовлению игрушек своими руками. И поэтому, выбор темы разработки учитывает эти особенности.

Материал беседы способствует пополнению знаний детей по противопожарной безопасности и расширению их технического кругозора. Они знакомятся с технологией изготовления игрушки – гармошки, которую можно использовать в ролевых играх по теме «Профессии».

Используя технологическую карту, обучающиеся учатся самостоятельно планировать свою практическую деятельность, технически мыслить, закрепляют свои умения и навыки выполнения простейших сборочных операций.

Условия осуществления этого занятия ориентированы на сотрудничество с обучающимися. Педагогом используется технология индивидуализированного обучения, где взрослый является создателем и организатором среды, которая побуждает детей обучаться. Задача педагога – сделать так, чтобы работа каждого ребенка была успешно, чтобы каждый обучающийся получал удовольствие от преодолённой им трудности.

Задачи методической разработки

В совершенствовании трудовой подготовки и профессиональной ориентации школьников, раскрытии их творческих способностей большую роль играет внеклассная и внешкольная работа. Самое важное во внешкольной работе – развивать у ребят интерес к науке и технике, творчеству, помочь сознательно выбрать будущую профессию, которая принесла бы пользу людям и удовольствие себе, стала бы смыслом жизни.

Задачи методической разработки:
 - расширение и углубление знаний и умений учащихся, которые они получают на уроках математики, технологии, рисования; 
- расширение политехнического кругозора; 
- формирование умений и навыков работы с различными материалами и инструментами; 
- развитие конструкторских и творческих способностей. 

Актуальность

Данная разработка будет способствовать развитию технического творчества детей. Занимаясь моделированием, учащиеся получают полезные знания и навыки. Игрушка – гармошка «Пожарный» служит хорошим пособием для детских игр. Особенно ценно то, что эти игры могут являться коллективными.

Литература

  1. Программы образовательных учреждений. Технология трудовое обучение 1- 4 классы, 5-11 классы.- М. : Просвещение, 2005. 
    2) Симоненко В. Д., Тищенко А. Т., Самородский П. С. Технология: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы / под редакцией В. Д. Симоненко.- М.: Просвещение, 2004. 
    3) Демина Л. М. По законам красоты: Эстетика труда: кн. Для учащихся ст. классов.- М.: Просвещение, 1990. 
    4) Заворотов В. А. От идеи до модели: Кн. Для учащихся 4- 8 классов.- М.: Просвещение, 1982. 
    5) Фетцер В. В. Твоя первая модель. Бумажные модели и макеты.- Ижевск: Удмуртия, 1983.
    6).Николаенко Н.Н. Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных классах. – Москва – Ставрополь, 2001

Тема урока: Техническое моделирование. Конструирование из бумаги и картона. Игрушка – гармошка «Пожарный».

Вид учебного труда: конструирование из бумаги и картона, создание поделки с движущимися деталями.

Цели: изготовление комбинированной поделки; совершенствование работы с ножницами, канцелярским ножом, отработка приемов сгибания бумаги и картона, способы присоединения деталей, использование данной поделки; расширение знаний  по противопожарной безопасности; воспитание уважительного отношения  к труду пожарных.

Оборудование:

для детей: подкладной лист, лист с шаблонами – деталями, цветной картон и цветная бумага, ножницы, нож, клей;

для учителя: готовое изделие, выставка по теме «Пожарная безопасность для детей младшего школьного возраста».

ИКТ: презентация

Ход урока

  1. Организационный момент.

Начинаем, друзья наш урок,

Я надеюсь, пойдет он вам впрок.

Мы решенья к заданьям найдем

И тогда цель урока поймем.

  1. Проверка готовности рабочих мест.
  2. Актуализация:
  • Отгадайте загадки:

В рубашке в ярко-красной,

В работе безотказный.

Прибор по имени ОП-5

Обязан школьник

Каждый знать.  (Огнетушитель)

Без него мы как без рук,

Нам он самый лучший друг,

Но порою он, ребята,

Может стать врагом заклятым! (Огонь)

Они, как брызги от огня,

Все норовят обжечь меня. (Искры)

Что бывает, если птички

Зажигают в доме спички? (Пожар)

В деревянном домике

Проживают гномики.

Уж такие добряки –

Раздают всем огоньки. (Спички)

Родился я в печке,

Завился в колечки,

Сплясал трепака

И ушел в облака. (Дым)

Определите, что общего во всех отгадках?

- Какие правила пожарной безопасности вызнаете?

Слайд 2.

  1. Не балуйся со спичками и зажигалками.
  2. 2. Уходя из дома, не забывайте выключать электроприборы.
  3. Не суши белье над плитой.
  4. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома.
  5. Не подходи к печи, когда она топится, и не открывай печную дверцу.

Слайд 3.

  1. Не играй с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.
  2. Не разводи костер в лесу.
  3. Не поджигайте тополиный пух и не разводите костер около строений.
  4. Не вешай на лампу бумажный абажур.
  5.  Будь осторожен с газом.

- А как вы поступите, если все-таки пожар случился?

Слайд 4.

  1. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же его затушить. Назовите способы тушения.

Слайд 5.

  1. Если огонь сразу же не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место.

- Можно ли при пожаре прятаться в укромных местах?

- Что в первую очередь нужно спасать?

Слайд 6.

  1. Если не можешь убежать из горящего дома. Сразу же позвони по телефону 01 и сообщи о пожаре.

- Что нужно сообщать в первую очередь?

Тренинг. По модели телефона дети сообщают о пожаре.

Слайд 7.

  1. При пожаре дым гораздо опаснее огня. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на колени и продвигайся к выходу ползком. Намочи тряпку и приложи ее к лицу.

Слайд 8 .

  1. При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Он может отключиться и ты задохнешься.

Слайд 9.

  1. Ожидая пожарных, «не теряй головы» и не выпрыгивай из окна.

Слайд 10.

  1. Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся.
  1. Физминутка.
  2. Основная часть.
  1. Определение темы урока, постановка целей.

Слайд 11.

- Отгадайте загадку и вы узнаете тему нашего занятия.

На машине ярко-красной

Я примчусь за пять минут.

Там, где пламя и опасность,

Окажусь я тут как тут.

Есть призванье у меня –

Защищать Вас от огня.

Слайд 12.

 - А кто такие пожарные? Какими качествами должны обладать люди этой профессии?

Слайд 13.

- Как вы думаете, что вы будете делать на уроке?

- Сегодня вы сделаете игрушку – гармошку «Пожарный».

- По технологической карте заготовите детали, отработаете приемы сгибания, соединения деталей игрушки, научитесь делать подвижные детали и правильно их соединять.

2. Анализ работы.

Слайд 14.

- Сколько деталей вам понадобится? Две детали головы в зеркальном отображении (лицо и затылок), туловище (трапециевидной формы), обувь – 2 детали в зеркальном отображении, ладошки - 2 детали в зеркальном отображении, волосы – 2 детали, 3 детали для пояса.

Слайд 15 – 16.

- Вспомним, как правильно резать бумагу и картон, какую технику безопасности при этом нужно соблюдать.

3. Практическая часть.

Слайд 17.

- Возьмите белый лист плотной бумаги белого цвета. Для изготовления ног вам понадобится 4 полоски шириною 2 сантиметра, отрезанные по  длинной стороне листа. Для изготовления рук вам понадобится 4 полоски шириною 1 сантиметр 5 миллиметров, отрезанные по короткой стороне листа тоже белого цвета. Руки и ноги склеиваются под прямым углом. Пользуйтесь при этом подкладным листом, салфеткой. Затем полоски переплетите поочередно гармошкой.

Слайд 18.

- Оформите все детали, соблюдая приемы резания и технику безопасности.

Слайд 19 – 24.

- Производим поэтапную сборку игрушки. На туловище трапецию аккуратно приклейте детали пояса.  В верхней части туловища сделайте прорезь шириной 1 сантиметр, лезвие ножа уберите. Вставьте голову в прорезь и склейте детали с внутренней стороны. С внутренней стороны приклейте руки-гармошки. Склейте туловище – трапецию с внутренней стороны . с помощью салфетки уберите излишки клея. С внешней стороны туловища приклейте ноги-гармошки. К рукам приклейте ладошки, а к ногам – обувь.

4. Подведение итогов. Выставка работ.

Слайд 25 – 26.

- Вам понравилась ваша игрушка? Где ее можно использовать? (В ролевых играх, или подарить младшим братьям и сестрам).

5. Рефлексия.

- Разделитесь в группы по 4 человека. Составьте синквейн к слову – пожарный.

Пожарный.

Сильный, бесстрашный.

Предотвращает, тушит, спасает.

Профессия для настоящих мужчин.

Призвание.

Слайд 27.

- чтобы люди этой профессии не рисковали своими жизнями, запомните, что спички – не игрушка, огонь – не забава. И самое главное правило не только при пожаре, но и при любой другой опасности: Не поддавайтесь панике и не теряйте самообладания.

На мотив песни «Буратино» дети исполняют песню о пожарном.

                                    ◄ Песня о пожарном ►

                                   (на мотив песни "Буратино")

                                       Когда беда, он входит в дом.
                                      Он с детства каждому знаком.
                                      Он не писатель, не поэт.
                                      Зато смелей на свете нет!
                                      Его повсюду узнают,
                                      Скажите, как его зовут?
                                              По-жар-ный!


                                      Он носит шлем на голове.
                                      И не горит совсем в огне.
                                      Он смел, умен, хорош собой.
                                      Ну, разве это не горой?
                                      Его повсюду узнают.
                                      Скажите, как его зовут?
                                               По-жар-ный!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к уроку технологии в 4 классе по теме "Объемное моделирование и конструирование из бумаги и картона. Цветы из бумажных салфеток"

Методические рекомендации к уроку технологии в 4 классе по теме "Объемное моделирование из бумаги и картона. Цветы из бумажных салфеток"...

Объемное моделирование и конструирование из бумаги и картона. Цветы из бумажных салфеток.

Презентация к уроку технологии  "Объемное моделирование и конструирование из бумаги и картона. Цветы из бумажных салфеток"...

Плоскостное конструирование из бумаги и картона

Презентация выполнена к курсу "Математика и конструирование" 2 класс, в разделе " Практические работы". Изготовление аппликации" Трактор с тележкой", с предварительным изготовление чертежа по рисунку....

Дидактические материалы к занятиям в объединении «Начальное техническое моделирование» "Посуда из бумаги", авторы: педагог дополнительного образования Терентьева Л.Н., методист Поварова И.Ф.

В работе представлены пять объёмных поделок по теме «Посуда из бумаги различной сложности выполнения». Поделки можно использовать в качестве подарка, для игры, для обучения сервировке стола.При их изг...

Конспект урока технологии "Конструирование из бумаги и картона: объёмная аппликация"

Цели деятельности учителя: закрепление способов работы с бумагой: изгибание, вырезание по шаблону, моделирование; изготовление изделия ко Дню Матери. Планируемые результатыПредметные:знать: ход р...

Конспект урока технологии 4 класс, «Конструирование из бумаги и картона: объёмная аппликация»

Цели деятельности учителя: закрепление способов работы с бумагой: изгибание, вырезание по шаблону, моделирование; изготовление изделия ко Дню Матери.Планируемые результатыПредметные:· знать: хо...