«Развитие творческих способностей в группе продленного дня»
статья (1 класс) на тему

Статья  "Развитие творческих способностей детей  в группе продленного дня" (из опыта работы)  освещает возможности раскрытия  творческих способностей детей,используя режимные моменты: во время прогулки, экскурсий, самоподготовки, часов досуга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Развитие творческих способностей в группе продленного дня»

«Хороший учитель объясняет, отличный – демонстрирует, поистине лучший- вдохновляет…»

 Не претендуя на звание  лучшего, считаю что вдохновлять- особая миссия воспитателя. Какие разные приходят в школу дети: серьезные и озорные, смелые и робкие веселые и грустные. Из них таких разных нужно сложить как из игры «пазлы» единую картинку –  детский коллектив. Каждому должно быть комфортно  и спокойно. Каждый ребенок  может и должен раскрыться в своих талантах. Это значит  нужно в каждом ребенке отыскать то самое зерно, которое впоследствии  даст  всходы   творческой личности.  Так должно быть. Такова цель обучения и воспитания школьников. Но, к сожалению, не всегда так получается. Очень многие дети так и не испытывают радости творчества, познания. Глубоко верю в то, что очень важно, чтобы ребенок поверил в себя,  н,ашел занятие по душе, вовремя получил одобрение педагогов.

 «Ребенок не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь» Эти мудрые слова я считаю девизом своей работы. Практика воспитательной работы с детьми много раз убеждала меня в этом.

Возможности группы продленного дня  для раскрытия творческих способностей детей поистине большие: воспитатель не «скован» рамками урока, дети не испытывают страха получить неудовлетворительную оценку…Да и формы работы в группе продленного дня самые разнообразные: это не только самоподготовка, где дети учатся выполнять домашние задания  самостоятельно, применяя алгоритмы, приемы НОТ, но и всевозможные виды творческой деятельности во время часов досуга, занятий по интересам, экскурсий, подготовки и проведения праздников – каждый может найти себе занятие по душе. Но для этого нужно потрудиться  взрослым: учителю, воспитателю, родителям. Все окружение ребенка должно иметь воспитательно-развивающую функцию. Поэтому работа по подготовке группы как помещения ведется очень кропотливая. Родители, видя, что все делается ради детей, с удовольствием принимают участие в создании условий для работы группы продленного дня. Уже с этого момента взрослые  охвачены процессом творчества. А это тоже очень важно: дети с первых дней ощущают на себе положительный эмоциональный настрой, в группе много знакомых игр, семейных фотографий на стенде «Давайте познакомимся»…

Хочется, чтобы независимо от экономических и политических особенностей Времени, дети вырастали гармонично развитыми, устремленными к добру, красоте.

        Ученые (Л.И. Новикова, Н.А. Селиванова, В.А. Караковский и др.) отмечают, что воспитательная система школы (класса) базируется на комплексе воспитательных целей, содружестве людей, их деятельности, направленной на достижение этих целей; отношений, возникающих между участниками деятельности; той части окружающей среды, которая освоена школой для реализации поставленных задач.

Воспитательное пространство ГПД – это, во-первых, сама среда, в которой оказываются младшие школьники после уроков, во-вторых, это специально организованный образ жизни детей в данной среде: их деятельность, отношения, события, с ними происходящие.

Каждый ребенок – это индивидуальность, каждый - это ключевая фигура воспитательного пространства. Только личностно-ориентированный подход к воспитанию будет способствовать развитию личности ребенка.

Творческая деятельность является необходимым компонентом здоровой и гармоничной жизни человека. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития воображения и творчества личности.          

 Американский ученый Розенталь утверждал, что в ситуациях, когда педагог ожидает выдающихся успехов у детей, они действительно этих успехов добиваются, даже если  раньше считались не очень способными.

.  

Очень важно именно вдохновить ребенка, чтобы он поверил в свои возможности, в то, что в него действительно верят - вызвать интерес с целью проявления способностей. Поэтому нужно создать в группе такую эмоционально- психологическую обстановку, настрой, чтобы дети имели возможность применения своих особых талантов, возможно пока нераскрытых..    Работа с детьми начинается со знакомства.  Попадая в новый коллектив, не все дети сразу могут адаптироваться. Поэтому в самом начале  мы с родителями оформляем стенд «Давайте, познакомимся».  На стенде размещаются семейные фотографии,  фотографии , отражающие  интересы детей. Большую помощь в работе может оказать тесный контакт с психологом, социальным педагогом школы. Заполняется личная психолого-педагогическая анкета на каждого ученика. В последнее время приходится сталкиваться со следующей проблемой: единицы детей имеют  1 группу здоровья,  из заболеваний преобладают  ММД ;очень много неполных семей – все эти факторы, наблагоприятно сказываются на состоянии ребенка.  Тесный контакт с родителями,  совместное проведение  различных мероприятий  также способствуют более полному раскрытию личности ребенка.

Все режимные моменты в ГПД способствуют  развитию творчества.—и прогулка, и самоподготовка. Но особо значимую роль имеет досуговая деятельность . Вот где могут проявить себя  дети, разные по характеру, по своим возможностям и способностям. Это время и возможность раскрытия талантов. Все содержание организации досуга строится с учетом интересов ребят. Здесь больше простора для проявления инициативы, самостоятельности, самореализации. Очень многое здесь зависит от педагога.

Досуг- часть нерабочего времени, оставшаяся после выполнения непреложных обязанностей.  

Досуговая деятельность  используется в различных вариантах: праздники и эксурсии, участие в различных конкурсах, ежедневные «часы досуга» с выбором вида свободной деятельности по выбору детей, играх.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз : «не доиграл» т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры. Игра при умелом руководстве  может творить чудеса.

 «Игра для детей, по мнению Е.М. Минскина, важное средство самовыражения, проба сил.»  В игре ценится не успеваемость, а ловкость, смекалка, быстрота. Наблюдая за тем, как дети делятся на команды, можно видеть, что в команду дети  отбираются   именно по этому принципу.

Игры существуют  разные: подвижные, сюжетные, подражательные, музыкальные, дидактические, познавательные. Особое место среди них занимают подвижные игры. Многие из них передаются из поколения в поколение. Когда я стала обучать детей подвижным играм моего детства, кто- то из ребят по своей инициативе расспросил свою бабушку, в какие игры играла она. После моего одобрения еще несколько ребят подключились к опросу. Так возникла идея проведения фестиваля подвижных игр. Дети должны были ознакомить с правилами игры, а ребята выбирали особо понравившуюся игру. Характерной чертой подвижных игр является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создает большие возможности для проявления инициативы и творчества. Подвижная игра – важная часть ежедневной прогулки в режиме группы продленного дня.

Развивающие игры, направленные на  формирование у детей интеллектуально-творческих способностей, наблюдательности, гибкости, умения анализировать, сравнивать, использовать аналогию, мыслить логически; умений находить зависимости и закономерности классифицировать и систематизировать материал, находить ошибки и недостатки; способности к комбинированию, пространственного представления и воображения, способности предвидеть результаты своих действий, устойчивого внимания, хорошо развитой памяти. Детям очень нравятся геометрические и цифровые головоломки. Головоломки требуют большого умственного напряжения. Например, игра «Магический квадрат». Из семи деталей этой игры можно сложить до 1600 различных фигур. В целях постепенного включения квадрат вначале разбивается только на 5 частей. Особенное удовольствие доставляет детям, когда фигура уже сложена, угадать, что получилось. Их фантазия не знает границ. Как вариант изготовлена игра «Магическое яйцо». Наряду с другими фигурами в этой игре можно собрать до 40 видов птиц. Эта геометрическая головоломка требует одновременно применения и знаний и фантазии. В предлагаемых силуэтах птиц отражены типичные признаки, например, длинная шея у лебедя, гребешок у петуха, клюв с мешком у пеликана…

Игры, изготовленные по книге Б.П. Никитина «Развивающие игры»-

 «Сложи узор»

Игра состоит из 16 кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены  по-разному в 4 цвета. . Используя разное  число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме окраску кубиков, можно  изменять сложность  заданий в необыкновенно широком диапазоне. В игре развивается способность к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, способность к комбинированию, необходимую для конструкторской работы.

«Сложи квадрат»

«Внимание- Угадай-ка» В.ВУ

Познавательные игры: игры-конкурсы, игры-путешествия , «Что? Где? Когда ?», «Поле чудес», «Счастливый случай» и др. пользуются большой популярностью  у ребят.

Распространенным видом детского творчества является  драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно  связывает художественное творчество с личными переживаниями»

                                                                                                       (Л.С Выготский)

Творчество детей в играх-драматизациях направлено на создание игровой ситуации.

Участие в подготовке к постановке сказки позволяет охватить  общей деятельностью  детей всей группы на длительный период. Распределение ролей, работа над ролью, костюмами, декорациями очень захватывает ребят. Они с большим удовольствием и очень серьезно готовятся к постановке спектакля. Одним из положительных моментов  занятия театральной деятельностью является участие родителей. Родители охотно откликаются

на мою просьбу сшить костюмы, помочь ребенку выучить слова  и являются самыми внимательными зрителями. Работа над спектаклем  развивает произвольное внимание, память наблюдательность, находчивость, фантазию, развивается воображение и в конечном итоге помогает  самореализации ребенка, готовит к дальнейшему творчеству.

Задания творческого характера предлагаются всем детям, а не только тем, кто уже сумел проявить свою неординарность.

Конкурс- это соревнование двух или более участников в каком- либо виде деятельности.

Творческий конкурс- значит оригинальный, нестандартный.  Воспитанники группы продленного дня принимают участие в разных конкурсах. проводимых как в школе, так и в районе, городе  и др. Конкурсы поделок, рисунков, фотографий, сочинений и др.

Например,  конкурс «Осенние фантазии». Сколько выдумки, смекалки, фантазии проявлено в этом конкурсе! Обыкновенный природный материал : овощи, фрукты, листья, ягоды – превращаются  в сказочных персонажей, Нет ни одной  похожей друг на друга работы.

Такие конкурсы важны еще и  тем, что они сближает близких людей: вся семья принимает участие. В группе мы, прежде чем выставить работы на школьный конкурс- устраивали небольшую презентацию. Автор работы рассказывал, как называется его работа, какой материал использовался, кем выращен, каково участие самого ребенка. Какие чувства испытывал ребенок, работая над композицией. Проводились выборы самой понравившейся поделки.

Сочинения на заданную тему.

Этот вид творческой деятельности  я использую постоянно.  «Моя семья», «Моя любимая игрушка» Сочинения о красоте природы. Диапазон тем велик. Работы вывешиваются на стенде. С сочинениями знакомятся не только родители нашей группы-класса, но и других классов, т.к. стенд находится на видном месте в реакреации.

Издание книжек-малышек. Любимый вид занятия в свободное время. Можно только удивляться фантазии и выдумке детей.  Особенностью этого вида творчества является сочетание изодеятельности, проявляющееся в оформительстве , и сочинительстве. С удовольствием  дети дарят свои книжки близким и друзьям. Кажется, в то же время, им немного жаль расставаться с этими книжками.

Экскурсии в природу.

Встреча с природой вызывает у детей особый эмоциональный подъем, состояние радости. Такие походы надолго запоминаются детям. Они с интересом собирают природный материал для поделок.  Во время листопада простое задание отыскать самый красивый листочек . превращается в увлекательнейшее занятие. Каждый листочек неповторим, так же, как и ребенок. В результате набирается огромный букет. Листья засушиваются для поделок. Наблюдения в природе  подпитывают ребят знаниями , развивают в детях самостоятельное видение природы, умение находить в ней красоту, наслаждаться ею и воспроизводить в рисунках. На экскурсиях использую основной метод ознакомления с природой – наблюдение. По мнению психологов, наблюдение - это сложная деятельность, основу которой составляет сознательное целенаправленное восприятие. Значительное место на экскурсиях отвожу систематизации материала о сезонных изменениях. Наблюдения ярких картин природы- лес в период золотой осени и во время массового листопада,  цветущий луг весной – затрагивают эмоциональную сферу ребенка, обеспечивая отчетливое восприятие явлений.  После экскурсии мы обязательно проводим рефлексию: дети взахлеб рассказывают, что они увидели на экскурсии. Не удивительно, что после экскурсий дети с удовольствием  рисуют, делают аппликации, сочиняют рассказы...

Ребята очень любят викторины на разные темы: экологические, литературные.  Дети с удовольствием  принимают участие в викторинах и конкурсах на любую тему. Викторины развивают любознательность, вызывают желание узнать еще больше.

С особым азартом проходят интеллектуальные соревнования, интегрированные с разными предметами : брейн-ринг, викторина «Что? Где? Когда?», экологические турниры, загадки сказочных героев, интеллектуальные лото, тематические игры и др.

Праздникам в группе продленного дня уделяется очень большое внимание. В подготовке к празднику активное участие принимают родители : это и работа по разучиванию  слов,  и  подготовка костюмов , изготовление декораций. Для воспитателя подготовка и проведение праздника дает большие возможности для развития творческих способностей каждого ученика. Именно каждый получает возможность проявить свой талант и стремление реализоваться.

 Участие детей в постановке сказок – любимое занятие в группе. Каждый хочет получить роль, относится к этому виду деятельности очень ответственно. Как правило дети очень быстро разучивают слова, с воодушевлением обсуждают детали костюма.  Дети поистине открываются, светятся их глаза, когда они выступают на сцене. Даже самые застенчивые словно сбрасывают с себя груз. Я не скуплюсь на похвалу: даже маленький удачно сыгранный эпизод, интонация, жест –  все получает одобрение и похвалу. Ребенок начинает верить в свои силы, в свой талант. И постепенно эта вера закрепляется, ребенку хочется еще большего участия, он ищет, где бы еще можно попробовать свои силы. Одноклассники, привыкшие видеть тихоню, молчуна, начинают тоже по-другому смотреть на своего друга: и они начинают привыкать к тому, что их одноклассник талантлив. Именно такое развитие я наблюдала у моих воспитанников.

 « Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок»  

                                                                                       В.А Сухомлинский «О воспитании»

Литература:

Е.И. Минскин «игры и развлечения в группе продленного дня» Изд-во «Просвещение», 1980 г.

        М.П.осипова  Программа «Ориентир».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие творческих способностей в группе продленного дня"

Развитие творческих способностей в группе продленного дня...

Развитие творческих способностей учащихся 1-2 класса в группе продленного дня.

Использование игр для развития творческих способностей детей....

Развитие интеллектуальных способностей в группе продленного дня

Что такое интеллект.Основы интеллектуального мышления.Способы развития интеллектуальной активности в группе продленного дня....

Развитие творческих способностей в группе продленного дня

В современных условиях  чрезвычайно важна задача воспитателя группы продленного дня (ГПД):  добиться того, чтобы наши дети выросли не только  сознательными и здоровыми членами общества,...