Развитие интеллектуальных способностей в группе продленного дня
статья (2 класс)

Ершова Людмила Анатольевна

Что такое интеллект.Основы интеллектуального мышления.Способы развития интеллектуальной активности в группе продленного дня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие интеллектуальных способностей в группе продленного дня.

     Интеллект состоит из комплекса мыслительных способностей к познанию: восприятия, мышления, внимания, памяти. Именно над этим и надо работать, развивать интеллектуальные способности у младших школьников.

     Процесс развития интеллекта возможен при правильной организации учебно-познавательной деятельности и особенно эффективен в младшем школьном возрасте. Одной из основных задач школьного обучения  в группе продленного дня является развитие интеллектуальных способностей, развитие самостоятельного, творческого, поискового, исследовательского мышления.

     К задачам интеллектуального воспитания относятся:

- умственное развитие ребенка;        

- развитие познавательной активности;

- повышение уровня развития всех составляющих интеллекта: мышления, внимания, памяти, восприятия.    

     Работа с учащимися по развитию интеллектуальных способностей включает:

  1. Развивающие занятия.
  2. Игровые логические задания.
  3. Игры-головоломки.
  4. Игровые задания.
  5. Графические диктанты.
  6. Индивидуальная работа со слабыми и сильными учениками.

     И здесь на помощь воспитателю приходят развивающие игры, направленные на формирование у детей интеллектуально-творческих способностей: наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, логически мыслить, умение находить зависимости и закономерности, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий, устойчивого внимания, хорошо развитой памяти.

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

                                                                                        В.А. Сухомлинский.

     Я в своей практике использую такие игры:

- для развития памяти: положить перед ребенком в ряд 5-7 цветных кубиков. Нужно запомнить цвет и их последовательность. Через 30 секунд прикрыть кубики и попросить изобразить последовательность цветов цветными карандашами на листе бумаги. Или показать рисунок со множеством деталей. Дайте 30-40 секунд для рассмотрения и закрыть. Попросить детей подробно рассказать, что нарисовано на картинке и т.д.;  

- для развития внимания: во время чтения договориться с ребенком, чтобы он сказал, когда услышит в тексте знакомую фразу. В качестве такой фразы выбрать предложение и слово из читаемого текста и другие задания;

- для развития мышления: дайте три слова, два из них связаны логически. Подобрать пару: март – апрель, нос – обоняние, ухо – слух, и т.д.;

- для развития восприятия: предложить карточку с рисунками в форме геометрических фигур (квадратов, треугольников, кругов…). Попросить ребенка найти число фигур каждого вида и т.д..

     Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила.

Для активизации познавательной деятельности в работе я использую кроме игровых форм такие способы, как самостоятельные работы, проблемные ситуации, нетрадиционные формы учебных занятий.

     Надо, чтобы дети росли не только здоровыми, сознательными членами общества, но и думающими, инициативными, способные на творческий подход к делу. Поэтому одной из главных целей воспитательной работы является развитие детского интеллекта, умственных способностей. Воспитатель должен уделять внимание  индивидуальному общению с детьми, во время которого ребенок может поделиться своими проблемами. Обсудить причины неудачи, вместе сделать выводы.

     Развитие интеллектуальной активности школьников – одна из основных направлений совершенствования воспитательного процесса в школе. Группа продленного дня  обеспечивает единство урочной и внеурочной деятельности учащихся, раскрывает и развивает индивидуальные способности младших школьников. Задача воспитателя ГПД состоит в том, чтобы не только занять ребенка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать такие мероприятия, которые были бы интересны и полезны школьнику, способствовали его интеллектуальному и физическому развитию, обогащая его эмоционально.

Мой опыт работы с детьми показывает, что при правильном, систематическом использовании комплексного развития можно добиться существенного продвижения в развитии интеллектуальных способностей ребёнка. Для этого необходимо использование разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие младшего школьника в группе продленного дня

Обобщение опыта работы в группе продлённого дня.  Презентация защиты....

Презентация "Развитие творческих способностей в группе продленного дня"

Развитие творческих способностей в группе продленного дня...

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников как средство личностного развития

"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников как средство личностного развития" -  обобщения опыта...

«Развитие творческих способностей в группе продленного дня»

Статья  "Развитие творческих способностей детей  в группе продленного дня" (из опыта работы)  освещает возможности раскрытия  творческих способностей детей,используя режимные момен...

Статья "Развитие интеллектуальных способностей у младших школьников в группе продлённого дня."

Одной из важнейших задач обучения детей младшего школьного возраста является развитие их общих интеллектуальных способностей (мышления, памяти, внимания)....

Развитие творческих способностей в группе продленного дня

В современных условиях  чрезвычайно важна задача воспитателя группы продленного дня (ГПД):  добиться того, чтобы наши дети выросли не только  сознательными и здоровыми членами общества,...