Внедрение инновационных технологий в программу «Искусство оригами» в образовательный процесс
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

         Оригами (в переводе с японского «оригами» — сложенная бумага) – древнее искусство складывания фигурок из бумаги, зародившееся в Древнем Китае, на родине изобретателей бумаги. Удивительное искусство оригами не знает границ и доступно людям любого возраста. В старину оригами было не только искусством, но и наукой, обучающей точности и терпению. Кроме того оригами всегда считалось на Востоке символом мира, покоя и семейного очага.
         Внеклассная работа является составной частью воспитательного процесса, формирует у подрастающего поколения интерес к различным профессиям, к истории народного творчества, уважение к людям труда, знакомит детей с производством. Занятия в кружке «Искусство оригами» развивает пространственное мышление, ловкость рук, преодоление сложностей в оригами развивает прекрасные моральные качества, трудолюбие, усидчивость, а так же позволяет детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. 

        Программа кружка «Искусство оригами» предлагает последовательные занятия, при которых учащиеся поэтапно приобретают навыки выполнения технологии оригами. На начальных этапах занятий учащиеся учатся конструировать несложные складывания фигур из бумаги, формирует у детей изобразительные способности за счет частичной или полной дорисовки деталей, использование методов аппликации, применение цветовых сочетаний и чередований. 

        Практические занятия носят игровой характер. Игра используется лишь как механизм для более глубокого вхождения в суть задания. Это позволяет учащимся воспринять серьезную трудовую работу как интересную и познавательную. При помощи фигурок пальчикового театра перед ребенком открывается удивительный мир сказки, раскрывается творческая индивидуальность и театральные способности – инсценирование с помощью моделей сюжетов произведений детской литературы и просто в игре. Театрализованная игра делает учащихся более внимательными, учит ставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе.  
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx47.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Красномыльская средняя общеобразовательная школа Шадринского района Курганской области»




Внедрение инновационных технологий в программу «Искусство оригами»
в образовательный процесс

Срок реализации: 1 год

Возраст учащихся: 7-10 лет







Составитель: Дауткулова Э.А.
педагог дополнительного образования






с. Красномыльское, 2015 г.

Пояснительная записка

        Оригами (в переводе с японского «оригами» — сложенная бумага) – древнее искусство складывания фигурок из бумаги, зародившееся в Древнем Китае, на родине изобретателей бумаги. Удивительное искусство оригами не знает границ и доступно людям любого возраста. В старину оригами было не только искусством, но и наукой, обучающей точности и терпению. Кроме того оригами всегда считалось на Востоке символом мира, покоя и семейного очага.
        
Внеклассная работа является составной частью воспитательного процесса, формирует у подрастающего поколения интерес к различным профессиям, к истории народного творчества, уважение к людям труда, знакомит детей с производством. Занятия в кружке «Искусство оригами» развивает пространственное мышление, ловкость рук, преодоление сложностей в оригами развивает прекрасные моральные качества, трудолюбие, усидчивость, а так же позволяет детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.        
        В современном мире сложилось несколько самостоятельных направлений:

  • Во-первых. Оригами и педагогика. В игровой форме складывание помогает усваивать сложный материал по геометрии, развивает технические навыки, образное восприятие, художественный вкус, память, интуицию. В некоторых школах оригами вводится в качестве самостоятельного предмета.
  • Во-вторых. Оригами и арт-терапия. Занятия бумагой способствуют социальной реабилитации больных с ограниченной подвижностью, улучшают ориентацию в пространстве для людей с нарушением зрения. Мелкая моторика в процессе складывания способствует развитию речи и логического мышления. Оригами успокаивает в стрессовых ситуациях и выводит из депрессии.
  • В-третьих. Оригами и пространственное моделирование. Элементы оригами используются в дизайне упаковки, одежды, интерьера. С помощью изгибания листов бумаги находятся более эффективные методы конструирования, и одновременно определяется поведение конструкции под действием различных нагрузок.
  • В-четвертых. Оригами и художественное творчество. Искусство складывания не сводится к простому копированию образца или видимого предмета. Недостаточно также владения техническими приемами складывания.
  • В-пятых, оригами - «философия чистых идей». Оригами - искусство целого. Единство, неповрежденность листа является обязательным условием. Именно это отличает оригами от аппликации, папье-маше и вырезания силуэтов, а также от многих искусств, которые строятся на прибавлении и вычитании материала.
  • В-шестых, символизм оригами. Восточная традиция искусства целиком строится на символизме. В даосской традиции квадрат (основная форма, из которой собираются большинство классических фигур оригами) является символом земли, материального мира. Это и четыре стороны света, и четыре времени года, и четыре периода жизни (включая инобытие), и даже четыре темперамента.

Программа кружка «Искусство оригами» предлагает последовательные занятия, при которых учащиеся поэтапно приобретают навыки выполнения технологии оригами. На начальных этапах занятий учащиеся учатся конструировать несложные складывания фигур из бумаги. Постепенно ребенку нужно будет самостоятельно читать схемы, при необходимости с затруднениями, педагог обязательно должен помочь ребенку.

 

Цель программы –  развитие творческих способностей детей в процессе овладения техникой оригами, а так же расширение кругозора, логического мышления.

Задачи программы:

Обучающие 

  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина.
  • Обучать  различным приемам работы с бумагой.
  • Обогащать  словарь ребенка специальными терминами.
  • Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие: 

  • Развивать внимание, память, логическое воображения.
  • Развивать мелкую моторику  рук и глазомер.
  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
  • Развивать у детей способность работать руками, приучать  к точным движениям пальцев.
  • Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к искусству оригами.
  • Воспитать у учащихся дружеские взаимоотношения (желание придти на помощь товарищу, работая вместе, создавая коллективную работу).
  • Формировать  умения следовать устным инструкциям.
  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий)

Программа «Искусство оригами» рассчитана на 1 года для детей от 7 до 10 лет. Для успешного освоения программы занятия в численность детей в группе кружка должна составлять 10 человек.  Занятия проводятся  2 раза в неделю, с ноября по май. Общее количество часов – 54.        

Методы, используемые на занятиях кружка:

  • беседа;
  • рассказ;
  • сказка;
  • рассматривание иллюстраций;
  • показ образца выполнения последовательности работы.

                Форма занятий:

  • отработка моделей образцов,
  • консультации для детей,
  • выставка работ.
                    Ожидаемые результаты:
  • научатся различным приемам работы с бумагой;
  • знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами;
  • умение следовать устным инструкциям;
  • создание композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
  • развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения; мелкая моторика рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазия.
  • познакомятся с искусством оригами;
  •  овладеют навыками культуры труда;
  •  улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

  • Проведение выставок лучших детских работ. 
       

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ


п/п


Наименование тем

Количество часов

Теория (мин)

Практика (мин)

всего

2 четверть

Знакомство с оригами

40

80

2 ч

Квадрат – основная фигура оригами

10

50

1 ч

Оригами «Веселые мордашки»

40

200

4 ч

Открытка на «День Матери»

20

100

2 ч

Оригами «Лист клена»

10

50

1 ч

Аппликация «Дед Мороз и Снегурочка»

20

100

2 ч

Изготовление снежинок

30

90

2 ч

Моделирование елочных игрушек

30

150

3 ч

Новогодняя открытка

20

100

2 ч

3 четверть

Пальчиковый театр оригами

10

110

2 ч

Объемная аппликация «Обезьянка»

15

45

1 ч

Японские журавлики

15

45

1 ч

Оригами «Бабочка»

15

105

2 ч

Аппликация «Веселый клоун»

10

50

1 ч

Оригами насекомые

«Кузнечик, муха»

10

50

1 ч

Оригами «Валентинки».

20

100

2 ч

Открытка для папы

10

110

2 ч

Аппликация «Птицы»

20

100

2 ч

Открытка для любимых мам и бабушек

20

100

2 ч

Оригами «Говорящая лисичка»

10

50

1 ч

Оригами. Двигающаяся модель «Лягушонок».

10

50

1 ч

Оригами. Двигающаяся модель «Собачка»

10

50

1 ч

Аппликация «Рыбки в аквариуме»

10

50

1 ч

4 четверть

Оригами «Голубь, воробей, орел, сова».

20

100

2 ч

Оригами «Жираф»

10

50

1 ч

Аппликация «Космос»

15

45

1 ч

Оригами «Говорящие мордашки» 

20

100

2 ч

Объемная аппликация

«Летний букет»

20

100

2 ч

Оригами морские животные

20

100

2 ч

Что такое модульное оригами?

30

30

1 ч

Модульное оригами «Тюльпан»

20

160

3 ч

Итого

54 ч

Содержание дополнительной образовательной программы

        Тема 1. Знакомство с оригами.         
Познакомить  детей с новым видом «Искусство оригами». История появления «искусства оригами». Познакомить с условными знаками и основными приёмами складывания бумаги. Выполнение простейших фигурок оригами для примера.        
        Тема 2. Квадрат - основная фигура оригами.        
Виды бумаги:
цветная, глянцевая, писчая, картон. Беседа о правилах безопасности работы с ручными инструментами. Способы заготовки квадрата. Сгибание боковых острых углов в разных направлениях.        
        Тема 3.
Оригами «Веселые мордашки».        
Знакомство с базовой формой «треугольник». Выполнение поделок по инструкционным картам.         
        Тема 4.
Выполнение открытки на «День Матери».        
Беседа по теме «День Матери». Ознакомление с деталями работы. Выполнение открытки с помощью шаблона.         
        Тема 5. Оригами «Лист клена».        
Знакомство с инструкционными картами для изготовления и сборки листочка. Выполнение практической работы.        

        Тема 6.
Аппликация «Дед Мороз и Снегурочка».        
История Нового года, рождества и Деда Мороза. Знакомство с инструкционными картами для изготовления и сборки моделей.         Выполнение практической работы.        
        Тема 7. Изготовление снежинок.        
История возникновения вырезания снежинок из бумаги. Знакомство         с инструкционными картами для складывания формы снежинок, образцы изделий.
 Выполнение практической работы.                
        Тема 8.
Моделирование елочных игрушек.        
История о елочных игрушках. Знакомство с технологией изготовления елочных украшений в технике оригами. Выполнение практической работы.        
        Тема 9.
 Новогодняя открытка.        
Демонстрация образца новогодней открытки. Изготовление открытки по шаблонам.        
        Тема 10. Пальчиковый театр оригами.        
Беседа о сказке «Теремок». Изготовление сказочных персонажей в технике оригами. Постановка сказки.         

        Тема 11.
Объемная аппликация «Обезьянка».        
Беседа о символе года 2016. Изготовление аппликации по шаблонам.        
        Тема 12. Японские журавлики.         
История японского журавлика. Знакомство с инструкционными картами для изготовления моделей журавликов. Выполнение практической работы.        
        Тема 13. Оригами «Бабочка».        
Беседа о бабочках. Знакомство с инструкционными картами для изготовления моделей бабочек (2 способа).        Выполнение практической работы.        
        Тема 14.
Аппликация «Веселый клоун» из геометрических фигур.        
Обобщение знаний о геометрических фигурах, знакомство с новыми фигурами. Приемы работы с линейкой.         Выполнение практической работы.        
        Тема 15.
Оригами насекомые «Кузнечик, муха».        
Знакомство с инструкционными картами для изготовления моделей. Выполнение практической работы.        
        Тема 16. Оригами «Валентинки».        
История появления праздника «День Святого Валентина». Знакомство с инструкционными картами. Оформление сердечек в технике оригами.
        Тема 17. Открытка для папы        
Беседа о празднике «23 февраля».         Работа с инструкционными картами для изготовления открытки.        
        Тема 18. Аппликация «Птицы».        
Беседа о зимующих птицах. Выполнение моделей птичек по инструкционным картам.        
        Тема 19. Открытка для любимых мам и бабушек.        
Беседа по теме «Международный женский день 8 марта». Знакомство с инструкционными картами для изготовления открытки.        Выполнение практической работы.        
        Тема 20. Оригами «Говорящая лисичка».        
Ознакомление с инструкционной картой модели. Выполнение практической работы.                
        Тема 21. Оригами «Прыгающий лягушонок».        
Беседа по теме «Земноводные и пресмыкающиеся». Знакомство с инструкционной картой для изготовления модели.        
        Тема 22. Оригами. Двигающаяся модель «Собачка».        
Ознакомление с инструкционной картой модели (2 способа). Выполнение практической работы.        
        Тема 23. Аппликация «Рыбки в аквариуме».        
Выполнение практической работы по шаблонам и инструкционным картам складывания моделей рыбок.         
        Тема 24. Оригами «Голубь, воробей, орел, сова».        
Беседа о птицах: голубь, воробей, орел, сова. Заготовки и повторение базовых форм оригами. Выполнение практической работы.        
        Тема 25. Оригами «Жираф».        
Ознакомление с инструкционной картой модели. Выполнение практической работы.        
        Тема 26. Аппликация «Космос».        
Беседа по теме «День космонавтики». Изготовление аппликации по инструкционной карте.         
        Тема 27. Оригами «Говорящие мордашки».        
Ознакомление с инструкционными картами моделей. Выполнение практической работы.        
        Тема 28. Объемная аппликация «Летний букет».        
Ознакомление с инструкционной картой. Выполнение практической работы.
        Тема 29. Оригами морские животные.        
Беседа о морских животных: кит, морской котик, дельфин, акула. Ознакомление с инструкционными картами. Повторение базовых форм. Выполнение практической работы.        
        Тема 30. Что такое модульное оригами?        
Знакомство с модульным оригами. Основные приемы изготовления базовой формы (прямоугольник). Выполнение практической работы.        
        Тема 31. Модульное оригами «Тюльпан».        
Ознакомление с инструкционной картой модели. Изготовление деталей, соединение модулей в одно целое.         

Оборудование процесса обучения

  1. Бумага
  • рабочая: цветная, глянцевая, писчая.
  • для фона: картон, обойная.
  1. Ножницы
  2. Клей
  3. Салфетки (бумажная, тканевая)
  4. Кисти.

Условия реализации программы

        Для реализации данной программы необходимо: просторное теплое помещение, хорошо освящаемое лампами дневного света; для каждого обучающего должно быть свое рабочее место - удобный стол и стул; набор необходимых инструментов; мультимедейная аппаратура для показа образцовых работ; специальная литература и журналы.

        Самое главное условие реализации данной программы - желание детей. Объективно необходимо постоянное самообразование педагога.

Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами:

  1. Владение ножницами.
  2. Обработка квадрата.
  3. Создание основ оригами:
  • складывание вдоль, поперек, по диагонали;
  • складывание сторон от одного угла к центральному сгибу;
  • деление квадрата на четыре части (вкладывание боковых треугольников внутрь, вкладывание боковых сторон внутрь);
  • складывание складок.
  1. Оформление аппликаций из оригами.
  2. Применение красок, фломастеров, карандашей.
  3. Составление творческих композиций.

Результативность программы

К концу учебного года занятий дети должны

        знать:

  • правила безопасной работы с ручными инструментами;
  • простейшие процессы и приемы обработки бумаги;
  • материалы для занятий оригами;
  • историю возникновения искусства оригами.

        уметь:

  • выполнять правила безопасности при организации своего рабочего места;
  • выполнять простейшие процессы по устным инструкциям;
  • выбирать способы соединения деталей (склеивание, степлер);
  • выполнять измерения, разметки, используя измерительные инструменты;
  • выполнять работы аккуратно;
  • презентовать результаты работы;
  • свободно и логично излагать свои мысли.

Роль оригами в развитии школьников.

        Занятие по изготовлению оригами очень занимательно и интересно для детей. Каждый ребенок может проявить свое творчество и стремится постичь что-то новое. Но занятия оригами не только как развлечение, но и так, же мощное педагогическое средство, применяемое в системе начального и среднего образования нескольких стран мира.

        В процессе занятий развивается пространственное воображение, глазомер, способность концентрировать внимание, память, фантазия, творческий потенциал, способствует развитию у детей  навыков мелких и точных движений пальцев.


Список используемой литературы

  1. Андрюкова М. Ю. Значение художественно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования детей [Текст] / М. Ю. Андрюкова // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. - М.: Буки-Веди, 2012. - 388 с.
  2. Бич Р. Большая иллюстрированная энциклопедия. - М.: «Эксмо», 2008. - 255с.
  3. Выгонов В. Трехмерное оригами. - Оригинал - макет Издательский Дом МСП, 2004.
  4. Гарматин А. Оригами. Чудеса из бумаги. – Ростов-на-Дону: ИД «Владис», ИД «Рипол классик», 2006. - 320 с.
  5. Голова А., Левинзон А., Карпунина М. Большая детская энциклопедия досуга. – М.: Росмэн, 2004. – 228 с., ил.
  6. Корнеева Г. Бумага. Азбука творчества.– Санкт-Петербург: Кристалл, 2001. - 175 с.
  7. Гурожапова М. Загадочный мир ОРИГАМИ. - Методический материал.
  8. О’Брайн и Нитхем. Наши руки не для скуки. Оригами. Конструирование из бумаги. - М.: Росмен, 1999. - 68 стр.
  9. Острун Н., Лев А. Оригами. Живые фигурки. - М.: Айрис-пресс, 2009. - 68 с., ил.
  10. Сержантова Т. 366 моделей оригами. – 4-е изд. - М.: Айрис Пресс, 2005. -192 с., ил.
  11. Соколова С. Сказка оригами: Игрушки из бумаги. - М.: Эксмо,  СПб: Валери СПД, 2004. -240 с., ил.
  12. Соколова С. Театр оригами: Игрушки из бумаги. - М.: Изд. Эксмо, Валери СПД, 2007.

                Электронные ресурсы:

  1. Детское творчество оригами [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/detskoe-tvorchestvo/origami/origami-ptica.html

14. Поделки из бумаги  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://detskiepodelki.com/podelki-iz-bumagi/107-origami-dlya-detey.html

  1.  Фестиваль педагогических идей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/outdoors


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение инновационных технологий в обучении и воспитании младших школьников.

В докладе говорится о необходимости внедрения инновационных технологий в начальной школе, использовании на уроках компьютерных презентаций....

"Практика внедрения инновационной технологии обучения чтению"

Представляемая инновация по масштабу преобразований относится к новшествам на уровне технологии обучения. Она предполагает изменение средств, приемов, методов, способов обучения чтению, типов и видов ...

Внедрение инновационных технологий в обучении и воспитании учащихся начальной школы

Не зависимо от типа образовательного учреждения педагоги используют новые технические и педагогические возможности и средства, которые позволяют реализовать любые технологии обучения и новое содержани...

«Внедрение инновационных технологий в работе с родителями обучающихся с ОВЗ в условиях коррекционной школы VIII вида».

Работа с родителями является очень важной и неотъемлемой частью воспитательной системы школы. Успех этой работы зависит не только от умения педагога наладить эффективное сотрудничество с родительской ...

«Повышение эффективности процесса обучения через внедрение инновационных технологий на основе личностно-ориентированного обучения»

Данная презентация поможет в работе методического бъединения учителей начальных классов в рассмотрении вопросов повышения эффективности процесса обучения через внедрение инновационных технологий на ос...

Педагогические технологии на уроках изобразительного искусства в современном образовательном процессе.

Использования различных технологий на уроках изобразительного искусства...

«Современные образовательные технологии» Для обучающихся искусству оригами

quot;Современные образовательные технологии" Для обучающихся искусству оригами...