Программа развития класса.
рабочая программа на тему

Мордвинова Светлана Валентиновна

Программа включает в себя цели, задачи воспитательной работы, механизмы реализации и ожидаемые результаты. Рассчитана на 4 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvitiya_klassa.docx43.64 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Директор МБОУ «Школа №91»

__________________/И.М. Богданов/

Комплексная программа развития

 воспитательной системы класса

на 2015-2019 учебные года

Классный руководитель

Мордвинова С.В.

                                                       

г. Нижний Новгород

2015 г.

Пояснительная записка.

Планирование воспитательной работы является  значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного  адаптироваться к  процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. 

         

       Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к  новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

           

      В процессе воспитания создаются условия для формирования у детей мотивационно - ценностных ориентаций, коммуникативных способностей, интеллектуальных, эмоционально-волевых и других качеств личности. Это доброжелательность, отзывчивость, инициативность, адекватность самооценки, умение толерантно относиться к позиции собеседника, навыки совместной деятельности. Это и осознанное принятие ценностей здорового образа жизни, чувство сопричастности к своей Родине, чувство прекрасного, готовность действовать в соответствии с моральным выбором, нравственными нормами.  Необходимо стремиться к интеграции учебной и внеклассной воспитательной работы.

         

     Психологическими особенностями младшего школьного возраста,  имеющими непосредственное отношение к духовно-нравственному воспитанию детей,  являются: активность, любознательность, стремление к развитию; динамика в развитии функции головного мозга (переход от дивергентного мышления к  конвергентному); развитие произвольной сферы,  способности к самоконтролю; формирование моральных чувств под влиянием конкретных воздействий, увиденного примера и собственного действия; зависимости формирования ценностных ориентаций от предъявленных образцов – факторов культуры. Во взаимодействии с окружающим миром младшему школьнику свойственны субъективация объектов;  высокая эмоциональность; преобладание предметного,  чувственного восприятия окружающего,  его мифологичность, выделение собственного «Я» из окружающего мира по мере взросления.

Исходя из выше сказанного, учитывая возрастные особенности учащихся младших классов, программа построена таким образом, что учащиеся проходят несколько этапов, которые разбиты по возрастным критериям.

               Настоящая программа является программой воспитания у младших школьников духовно-нравственных основ социальной культуры личности в процессе педагогически организованного самоуправления, сотрудничества, сотворчества, содружества. Она рассчитана на 4 года, предполагает участие учащихся с 1 по 4 класс, реализуется на базе одного класса в рамках работы школы, а так же внешкольных образовательных учреждений.

Концептуальные основы.

Концептуальные основы программы опираются на гуманизацию процесса воспитания, которое должно быть обращено к человеку как высшей ценности и цели воспитательного процесса.

               1.Личностный подход:

  • признание личности ребенка с ее достоинством и потенциалом;
  • уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка.

2.Гуманизация межличностных отношений:

  • уважительное отношение между педагогами и детьми;
  • упрочнение норм уважительного отношения к другим людям, к их труду и его результатам;
  • создание ситуации успеха.

3.Деятельный подход:

  • организация жизнедеятельности (общение, познание, предметно-практическая деятельность, спорт, игра) как основа воспитательного процесса;
  • принцип совместной творческой деятельности.

              4. Природосообразность воспитания:

  • обязательный учет половых и возрастных особенностей детей;
  • принцип единства рекреации (отдыха, восстановления) и познания
  1. Принцип интереса:

           -  обязательный учет интересов и потребностей детей при                                

               организации содержательной социально-значимой досуговой                

               деятельности.

              6. Принцип включенности детей в реальные социально- значимые    отношения:

                        - создание условий для включения детей в деятельность, обеспечение  

                           гарантии их выбора, видов и содержания деятельности, свободы выбора,  

                           средств ее  осуществления;

-создание условия для переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены, текущего дня;

 -предоставление прав и возможностей отстаивания своего мнения.              

  1. Принцип соответствия содержания деятельности целевым  установкам программы.
  2. Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления:
  • формирование у детей чувства ответственности за организацию деятельности своего коллектива, принятое решение, поступок на основе культурных норм отношений, общения и деятельности;
  • приобретение детьми лидерского опыта в соответствии с их возрастными особенностями и возможностями;
  • обеспечение взрослыми творческого характера видов коллективной деятельности  для самовыражения каждого ребенка и участия в жизни детского коллектива;

                        -   создание условий для реализации существующих, пробуждения новых интересов детей, направленных на развитие и саморазвитие

 Цель и задачи  программы создания и развития воспитательной системы класса .

Программа создания и развития воспитательной системы класса базируется на Программе развития МБОУ «Школы № 91 с углублённым изучением отдельных предметов» «Школа гражданского сообщества», Концепции  воспитательной системы школы, Программы духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников,  целью которых является построение образовательной организации, ориентированной на процесс социального развития ученика и учителя, становление Человека-гражданина как лидера, обладающего социальной рефлексией и социальным интеллектом.

Цель программы развития воспитательной системы класса:

- обеспечение   стабильного функционирования системы как главного  условия  повышения  потенциала  воспитательных воздействий на  учащихся

 - установление социального партнерства семьи и школы  для организации воспитательной деятельности с учащимися

- создание условий для управления личностным ростом ребенка с учетом его возрастных особенностей -  внедрение современных форм и методов воспитательной деятельности

- формирование коллектива, превращение общественной  жизни класса в предмет совместного творчества всех его учащихся

- оказание  помощи учащимся в реализации их творческих наклонностей через участие в дополнительном образовании; осуществление координации и взаимодействия различных сторон школьной жизни для достижения учащимися максимального творческого успеха

Задачи:

  • способствовать развитию познавательных интересов учащихся
  • создать благоприятную воспитательную среду, способствующую осмыслению и усвоению нравственных норм, духовной культуры, закреплению этих норм в повседневном поведении детей и подростков
  • воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою семью, свой класс, свою школу, страну
  • способствовать развитию творческих способностей детей, формированию эстетического восприятия окружающей действительности
  • сформировать потребность в здоровом образе жизни как одном из условий успешности жизненного пути
  • формировать эстетическое отношение к труду как источнику радости  и творчества людей.

     Целостность, целенаправленность и эффективность воспитательной деятельности могут обеспечить только объединённые усилия всех участников образовательного процесса: педагогов-предметников, психолога, классного руководителя, педагогов дополнительного образования, родителей и самих детей.

       

В качестве основных направлений  воспитательной работы определены:

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
  • Воспитание социальной ответственности и компетентности;
  • Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания;
  • Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии;
  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание);
  • Развитие ученического самоуправления;
  • Развитие Коллективной Творческой Деятельности;
  • Организация работы по предупреждению и профилактике асоциального поведения учащихся;
  • Организация содержательной внеурочной деятельности в соответствии с интересами учащихся  
  • Создание интегрированной предметной среды и организация проектной деятельности для развития социальных и коммуникативных умений, способностей учащихся к самостоятельному поиску, для приобретения навыков решения жизненных задач.

Цели воспитания

Задачи воспитания

Ценностные установки

Планируемые результаты воспитательной деятельности

Виды и формы воспитательных мероприятий

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

 

 

- сформировать элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его символах и институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

- сформировать элементарные представления об институтах гражданского общества и общественном управлении; о правах и обязанностях гражданина России;

- развивать интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

- сформировать уважительное отношение к русскому языку, к своему национальному языку и культуре;

- сформировать начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

- сформировать элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

- мотивировать стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села;

- воспитывать уважение к защитникам Родины;

- развивать умение отвечать за свои поступки.

Любовь к России, своему народу, краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

 

 

сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, родному языку, народным традициям, старшему поколению;

- учащиеся имеют элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и структуре российского общества, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

- учащиеся имеют опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- учащиеся имеют опыт социальной и межкультурной коммуникации

- учащиеся имеют начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

 

 

- беседа, экскурсия (урочная, внеурочная, внешкольная);

- классный час (внеурочная);

- туристическая деятельность, краеведческая работа (внеурочная, внешкольная);

- просмотр кинофильмов (урочная, внеурочная, внешкольная);

- путешествия по историческим и памятным местам (внеурочная, внешкольная);

- сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная);

- творческие конкурсы, фестивали, праздники, спортивные соревнования (урочная, внеурочная, внешкольная);

- изучение вариативных учебных дисциплин;

- участие в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациям (внеурочная, внешкольная);

- встречи с ветеранами и военнослужащими (урочная, внеурочная, внешкольная)

2. Развитие нравственных чувств и этического сознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

- сформировать первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

- сформировать представления о правилах поведения;

- сформировать элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

- воспитывать уважительное отношение к людям разных возрастов;

- развивать способность к установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.

 

нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение,

равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике; стремление к развитию духовности.

 

 

 

-учащиеся имеют начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в т.ч. об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями социальных групп;

- учащиеся имеют нравственно-этический опыт взаимодействия с людьми разного возраста;

- учащиеся уважительно относятся к традиционным религиям;

- учащиеся неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации;

- формируется способность эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

- учащиеся знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

- беседа, экскурсии, заочные путешествия (урочная, внеурочная, внешкольная);

- театральные постановки, литературно-музыкальные композиции (внеурочная, внешкольная);

- художественные выставки, уроки этики (внеурочная, внешкольная);

- классный час (внеурочная);

- просмотр учебных фильмов (урочная, внеурочная, внешкольная);

- праздники, коллективные игры (внеурочная, внешкольная);

- акции благотворительности, милосердия (внешкольная);

- творческие проекты, презентации (урочная, внеурочная, внешкольная).

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

- сформировать первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

- воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

- сформировать элементарные представления о профессиях;

- сформировать первоначальные навыки коллективной работы;

- развивать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

- формировать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.

Уважение к труду; творчество и созидание;

стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие

- сформировано ценностное отношение к труду и творчеству;

- учащиеся имеют элементарные представления о различных профессиях;

- учащиеся обладают первоначальными навыками трудового творческого сотрудничества с людьми разного возраста;

- учащиеся осознают приоритет нравственных основ труда, творчества, создания нового;

- учащиеся имеют первоначальный опыт участия в различных видах деятельности;

- учащиеся мотивированы к самореализации в творчестве, познавательной, общественно полезной деятельности.

- экскурсии на производственные предприятия, встречи с представителями разных профессий (урочная, внеурочная, внешкольная),

- беседа (урочная, внеурочная, внешкольная).

- презентации «Труд наших родных», сюжетно-ролевые экономические игры (урочная, внеурочная, внешкольная);

- праздники труда, ярмарки, город мастеров (внеурочная, внешкольная);

- конкурсы (урочная, внеурочная, внешкольная);

- организации работы детских фирм (внеурочная, внешкольная);

- работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции (внеурочная, внешкольная).

Ожидаемые результаты.

1. Создание сплоченного дружного коллектива класса, готового психологически к сложному периоду адаптации на первой ступени обучения.

2. Каждый ребенок – личность, ориентированная на творчество, самопознание и самовоспитание, умеющий общаться со сверстниками и взрослыми, уважающий свой коллектив и каждого его члена.

Механизмы реализации программы.

Механизмом реализации программы является ежегодный план воспитательной работы с классом, который составлен в соответствии с общешкольным планом воспитательной работы, в основу которого положен  принцип блокового построения.

1 блок « Золотая осень»

1 четверть

2 блок «Здравствуй, Новый год!»

2 четверть

3 блок «Мама, папа, я – дружная семья»

3 четверть

4 блок «День победы»

4 четверть

Возрастной этап

Тема

Основная воспитательная цель

1 класс

«Я – ученик»

Создать условия для реализации стремления ребёнка к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности

2-3 класс

«Я и окружающий мир

Научить воспринимать окружающий мир с позиции ученика, исследователя, создать условия для выявления и развития его творческих возможностей.

4 класс

«Я – личность»

Создать условия для осознания себя как личности, формирования потребности в самопознании, саморазвитии, самовоспитании, самообразовании, самореализации.

Ресурсное обеспечение реализации программы.

1.Кадровое обеспечение:

- учитель начальных классов Мордвинова Светлана Валентиновна

- педагог-психолог Чарова Елена Викторовна

- педагоги – специалисты:

   Тимоненкова Елена Витальевна

   Шибарова Марина Владимировна

   Богомазова Любовь Геннадьевна

   Турилова Ирина Николаевна

Кривой Олег Александрович

2. Методическое, материально- техническое обеспечение:

- педагогическая и психологическая  литература;

- ТСО: интерактивная доска, компьютер, проектор;

- канцелярские товары;

- медиатека.

Работа с родителями:

Задачи работы с родителями:

  • Постоянное информирование родителей о результатах учёбы, воспитания, психологического состояния, развития ребёнка.
  • Просвещение родителей в вопросах воспитания и обучения детей, оказание им помощи.
  • Привлечение к организации досуга детей по интересам.
  • Помощь в налаживании контактов между детьми, родителями и учителями.

Формы работы:

  • Родительские собрания.
  • Открытые уроки.
  • Индивидуальные беседы.
  • Совместные экскурсии, праздники.

Индивидуальная работа с учащимися:

Формы работы:

  • Индивидуальные и коллективные беседы с детьми о возникающих трудностях и проблемах.
  • Индивидуальные консультации по предметам.
  • Вовлечение в классные, школьные и внеклассные мероприятия.
  • Тесный контакт с родителями учащихся.
  • Анкетирование, тестирование, обработка результатов.

                             

Нормативно-правовое обеспечение.

- Конституция  РФ

- Конвенция ООН о правах ребенка

- Международные правовые акты и декларации

- Закон  «Об образовании в Российской Федерации»

- Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и  правонарушений  

  несовершеннолетних»

- Указ президента РФ «Об основных направлениях государственной семейной   политики»;

- Указ президента «О президентской программе «Дети России»

- Национальная доктрина образования в РФ до 2025

- Концепция «Российское образование  - 202

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

- Государственная программа «Патриотическое  воспитание граждан Российской Федерации»  

  на 2016-2020 годы

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  

  (ФГОС НОО)

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего  образования

  (ФГОС ООО)

 - Районные межведомственные программы по  вопросам  воспитания

- Устав МБОУ «Школы  № 91 с углубленным изучением отдельных предметов»

- Программа развития МБОУ «Школы № 91» «Школа гражданского сообщества»

Социокультурная среда:

           

- музеи г. Н.Новгорода (художественный музей,  музей быта народов Поволжья, музей народных   промыслов, историко-краеведческий музей, музей истории ГАЗа и т.д.)

- планетарий

- Нижегородская филармония

- театры г. Н.Новгорода (ТЮЗ, театр «Вера»,  Академический театр драмы, Оперный театр,

 кукольный театр)

 -библиотеки: им. С.Маршака, им. А. Блока, Центральная детская библиотека

 -ФОК «Заречье»

 -Нижегородский цирк

 -к/т «Россия»

Исследование эффективности программы:

1. Психолого-педагогическое тестирование

  • Методика Керн-Ирасека «Рисунок человека» . Исследование общего уровнумственного развития. (1 класс)
  • Методика Н.Г. Лускановой.  Выявление детей со школьной дезадаптацией (1-4 классы)
  • Методика Колмагоровой «Я в прошлом, настоящем и будущем». Выявление внутреннего благополучия.(2 класс)
  • Методика «Лесенка». Исследование самооценки ребёнка. (2-4 классы)
  • Методика «Круг».  Мониторинг личностной сферы учащихся (направленности личности на определенные ценности, качества), (3-4 классы).
  • Методика «Коммуникативная компетентность». Тест Михельсона в модификации Ю.З.Гильбуха (3 класс)
  • Социометрия (Дж. Морено).  Обследование социально-психологического климата детских коллективов (4 класс).
  • Методика Е.Н. Степанова. Мониторинг удовлетворённости функционированием ОУ.  (родители, 3-4 классы).

2. Метод педагогического наблюдения

  • на уроках (в течение года, постоянно)
  • на внеклассных программах в объединениях дополнительного образования (в течение года, постоянно)

3. Анкетирование

Учащихся:

  • занятость в воспитательных центрах,  объединениях дополнительного образования школы и вне её (ежегодно)
  • о взаимоотношениях в семье ( 1 раз в год)
  • предложения по планированию досуговых программ, оценка проведенных дел (в течение года, постоянно)

Родителей:

  • условия жизни ребёнка в семье (быт, взаимоотношения, семейный досуг)
  • предложения по организации учебно-воспитательного процесса в школе ( ежегодно)

4. Индивидуальные беседы (в течение года, постоянно, по мере необходимости)

5. Профилактические медицинские  осмотры (в течение года, по плану медицинских учреждений)

6. Ежегодное обновление банка данных на учащихся на основе изучения личности ребёнка, его условий жизни:

  • состав семей (неблагополучные, многодетные, неполные, малообеспеченные, образовательный уровень)
  • движение интересов и склонностей учащихся
  • наличие лидерских организаторских качеств у учащихся, их развитие
  • успешность овладения программами дополнительного образования

-    участие в воспитательных программах школы и вне её, поощрения

Список литературы.

1..Макаренко А.С. «Воспитание гражданина», Москва, «Просвещение»1989г.

2. Сухомлинский В.А. «Как воспитать настоящего человека», Москва, «Просвещение»1989г.

3. Иванов И.П. «Методика коммунарского воспитания» Москва, «Просвещение» 1990г.

4. Ямбург Е.А. «Школа для всех: адаптивная модель. (Теоретические основы и практическая реализация)» Москва, «Новая школа», 1996 г.

5. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. «Воспитание? Воспитание… Воспитание! (Теория и практика школьных воспитательных систем)» Москва, «Новая школа», 1996 г.

6. Гольдберг В.А. «Гуманистическая воспитательная система школы:  становление и развитие», Москва, «Новая школа», 2001 г.

7.Амонашвили Ш.А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы воспитания и развития личности. Книга I. – М.: Амрита, 2010

8. Амонашвили Ш.А. Как любить детей (опыт самоанализа) – Донецк:

      Издательство «Ноулидж», 2010

9. Амонашвили Ш.А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы обучения

    родному языку и развития личности. Книга II. – М.: Амрита, 2011

10.Амонашвили Ш.А. «Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе  – М.: Амрита, 2011

11. Степанов Е.Н. «Воспитание индивидуальности», Москва, ТЦ «Сфера», 2006 г.

12. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников.

      Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго

      поколения)

13. Селевко Г.К. «Сделай себя сам» (серия «Самосовершенствование личности», Москва, Народное образование, 2006 г.

14. Черных В.Е. «Твой скаутский путь», Москва, редакция журнала «Вокруг света», 1996 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Программа развития класса"

Аннотация к программе внеклассной деятельности по развитию класса«В мире добра»      Данная программа рассчитана на длительный период на 4 года и создана для учащихся начально...

Программа развития класса

Презентация программы...

Программа развития класса

Программа развития класса рассчитана на 4 года...

Программа развития класса "Ступени совершенства".

Программа предназначена для классных руководителей начальных классов....

Программа развития класса

Программа развития классного коллектива составлена для учащихся начальной школы на 4 года обучения. В ней освещены принципы построения воспитательной работы и  базовая модель ученика по классам....

Программа развития класса "Спортивный класс"

Дети проводят в школе значительную часть дня, поэтому сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека – важный показа...