Главные вкладки

    Конспект внеклассного занятия по окружающему миру для начальной школы на тему: "В подводном царстве"
    план-конспект на тему

    Федорова Ксения Вячеславовна

    Цель: актуализировать  знания  о морских обитателях и  расширить представления детей о мире под водой.

    Планируемые результаты

    Предметные:

    1.      продолжить формирование представлений о подводном мире и его обитателях.

    Метапредметные:

    1.      обогащать словарный запас детей;

    2.      развивать изобразительные способности.

    Личностные:

    1.      формирование бережного отношения к воде, как природному материалу;

    2.      совершенствование речи ребёнка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 4vnekl.zan_._podv.docx37.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект внеклассного занятия по окружающему миру для начальной школы

    Тема: «В подводном царстве»

    Цель: актуализировать  знания  о морских обитателях и  расширить представления детей о мире под водой.

    Планируемые результаты

    Предметные:

    1. продолжить формирование представлений о подводном мире и его обитателях.

    Метапредметные:

    1. обогащать словарный запас детей;
    2. развивать изобразительные способности.

    Личностные: 

    1. формирование бережного отношения к воде, как природному материалу;
    2. совершенствование речи ребёнка.

    Современные образовательные технологии: игровая, информационно-коммуникационная, развития критического мышления, проблемного обучения, парного обучения.

    Межпредметные связи: литературное чтение, изобразительное искусство.

    Форма: путешествие.

    Оборудование: мультимедийный проектор, ватман, скотч, вырезанные морские обитатели, смайлики, листочки, цветные карандаши.

    Ход занятия

    1. Орг. момент.

     

    1. Актуализация опорных знаний.

    - Ребята, как называется планета, на которой мы живём? (Земля)

    - А вы знаете, что Земля - это единственная планета солнечной системы, на которой есть суша и вода.

    - Посмотрите внимательно на изображение. Согласны ли вы, что зеленого цвета больше всего на карте нашей планеты?  (Голубой, синий) Слайд (С.) 1

    - Почему? Что изображено голубым цветом? ( Моря, океаны, реки, озёра).

    Моря и океаны занимают 2/3 части всей поверхности нашей планеты, это больше половины. Вода - это очень ценный материал, она нам много даёт, и поэтому её  нужно беречь и не загрязнять.  А вы знаете, что человек, больше чем на половину своего тела, состоит из воды. Без воды мы просто не сможем жить.

    И сегодня мы узнаем, какие же тайны хранит водное пространство.

    - Как вы думаете, какая же тема нашего сегодняшнего занятия?

    Тема нашего занятия: «В подводном царстве». С.2

    Сейчас мы будем подробно изучать подводный мир и много узнаем о жизни его обитателей. 

    Сядьте поудобнее, расслабьтесь. Закройте глазки. Глубоко, глубоко вдохните и  выдохните. Мы погружаемся. Можно зажать нос и «погружаться».

    1. Изучение нового материала.

    А отправляемся мы путешествовать  в подводный мир, вместе со сказочным героем Садко. А знаете ли вы кто это? (Садко — сказочный  герой новгородской былины.) С.3

    В славном городе Новгороде жил-был гусляр Садко. Он играл на гуслях и пел былины. Слава о нем лилась по  Новгороду. Обратите внимание, как выглядит этот инструмент на картинке. Задумал Садко плыть в далекие края. Так попал наш герой на берег Ильмень-озера и ударил в струны, да так, что услышал гусляра царь морской – бог Нептун. С.4 

    - А кто знает, кто такой бог Нептун? ( Бог морей и потоков.)

    - Знаете ли вы, какой праздник связан с этим богом? (День Нептуна, праздник, который весело отмечают в лагерях на берегу морей, озер. Все наряжаются в костюмы подводных жителей,  устраивают праздник на берегу, соревнуются, купаются, обливают друг друга водой и веселятся.) С.5

    Плывём дальше.
            И захотел Царь Морской наградить купца, отдав ему в жёны одну из тридцати своих дочерей. Чтобы выбрать себе жену опустился Садко на дно морское.  Эту сцену изобразил на картине русский художник-живописец – Илья Ефимович Репин, которую назвал «Садко в подводном царстве».

    - А как вы думаете, где может храниться эта картина в Санкт-Петербурге? (В русском музее)

    Портрет Репина. Картина на  С.6

    Вот какое море-

    Без конца и края.

    На песчаный берег волны набегают.

    Перестанет ветер

    На море сердиться,

    Станет видно, кто там

    В глубине таится.

    А теперь, давайте посмотрим. Что же мы вместе с Садко можем увидеть в морской глубине.    - Ребята, а скажите, что растёт на дне морском? (Водоросли – морские растения). С.7

    - А как вы думаете, почему их назвали водорослями? (Потому, что они растут в воде).

    - Какого цвета они бывают? (Окраска водорослей многообразна: зеленая, розовая, красная, оранжевая, почти черная, фиолетовая, голубая и др.).

    Именно окраска водорослей может придать основной цвет всему водоёму.

    Их длинные стебли могут достигать 200 метров. Кстати, не все водоросли держатся корнями за дно. Некоторые из них просто плавают в воде.

            Существуют  такие водоросли как Морская капуста, по-другому называются-ламинария. С.8 

    - А как вы думаете. Можно ее есть?  

    Ламинария  богата йодом и очень полезная, она выводит вредные бактерии из нашего организма. Поэтому надо кушать морскую капусту.

            На морском дне очень красиво.  Даже цветы растут с длинными лепестками, но на самом деле это не цветы, а животные - актинии. С.9 Лепестки их жгучие, как крапива и называются они щупальца. В середине этой красивой «чашечки» рот. Зазевается  рыбка, заденет случайно «лепесток» и тот час попадёт на обед актинии. Неподвижно стоят актинии на морском дне, только своими щупальцами шевелят.

    - А что еще мы можем увидеть на само самом дне?

    Поплыли дальше.

    А каких там обитателей только нет, кто-то проплывает мимо нас.

    Как плывут они красиво –
    Очень быстро и игриво!
    Нам показывают спины
    Из морской воды… (
    дельфины). С.10

    - Скажите дельфин это рыба или… Кто знает?

    Дельфины вовсе не рыбы, а водные млекопитающие, а назвали потому, что детеныши дельфина питаются молоком матери, как человеческий детеныш.  

    - Как вы думаете, как дельфины узнают друг друга?

    Оказывается,  у дельфинов есть имена, по которым их различают собратья. Причём каждый дельфиненок получает своё имя при рождении. Это доказали эксперименты: на записанный свист-сигнал, означающий имя, откликался один и тот же дельфин. Рыбы дышат через жабры растворенным в воде кислородом, а чем дышит дельфин?

    Дельфины, дышат воздухом, периодически всплывая на поверхность, чтобы сделать вдох.

    Это очень умные млекопитающие. Дельфины понимают человека, легко и дружелюбно общаются с другими животными.

    Видеоролик.

    Ребята, смотрите кто нас дальше встречает.

    Ты со мною не знаком?
    Я живу на дне морском,
    Голова и восемь ног –
    Вот и весь я - … (
    осьминог). С.11

    У осьминогов три сердца. Осьминоги способны отбрасывать щупальце, ломая его самостоятельно в случае опасности, как ящерицы отбрасывают хвост. Для того, чтобы скрываться от врагов, все осьминоги могут подстраиваться под цвет воды или грунта, изменяя цвет кожи.

    - А кто также умеет делать на земле?  

     Смотрите-ка, какое длинное плывёт животное.

    Этот котик не мурчит,
    Не шипит и не рычит.
    В море он купается,
    Рыбкой там питается (
    морской котик). С.12

    Морские котики – это вид ушастых тюленей. Появляются они на лежбищах только в сезон размножения - с мая по конец ноября. Под водой морские котики могут оставаться почти 10 минут. Котики спят на воде на боку, вытянув три ласта и постоянно загребая четвертым.

    Где мороз и холодина,

    В океане ходит льдина.

    У него дружков не счесть,

    Брюшко беленькое есть:

    Он на льдине не один

    И зовут его (пингвин).

    Самым крупным видом пингвина является императорский пингвин. С.13 

    - А что вы можете сказать о пингвинах?

    Пингвин — единственная птица, которая может плавать, но не может летать.  Они могут ходить, только держа тело вертикально, короткими шажками. Если необходимо двигаться быстрее, они ложатся на брюхо и скользят, как на санях, отталкиваясь от снега ластовидными крыльями и ногами. Эти птицы изумительные пловцы, но воздушные просторы им недоступны. А еще пингвины прекрасно ныряют. И если птичка по-настоящему проголодалась, она способна добыть себе корм на глубине до 200 м.

    1. Физкультминутка.

    1. Продолжение работы по теме.

    Плывём дальше.

    Треугольником плавник,
    Океаны бороздит.
    Пасть от злости распахнула,
    Рыба-хищница … (
    акула) С.14

    А вы знали, что почти все акулы двигаются всю свою жизнь.  Движение для акул это жизнь, вода проходит через их жабры, поставляя кислород в кровь. Если акула остановится, то она задохнется и умрет. У акул очень хороший слух. Они могут слышать шум рыбы на расстоянии 500 метров.

    Что за дивная лошадка?
    Очень странные повадки:
    Конь не сеет и не пашет,
    Под водой с рыбешкой пляшет.
    Назови его, дружок.
    Рыбок друг ....  (
    морской конек) С.15

    Принимает окраску того места, где находится. Своё название они получили, благодаря внешней схожести с лошадью и решили назвать морской конёк. При помощи закрученного хвоста он цепляется за водоросли, чтобы уберечься от опасности. Об этих рыбках говорят «Рыба с головой лошади, телом, заключенным в панцирь, хвостом, цепким как у обезьяны, и сумочкой для потомства, как у кенгуру».

    1. Закрепление изученного.

    На партах у вас лежат листочки. На них вы должны нарисовать в паре со своим соседом своё подводное царство, в котором будут плавать только ваши обитатели. Придумайте сказочных, необычных животных и нарисуйте их. Придумайте им имена.

    Музыкальная заставка.

    Обсуждение работ.

    1. Подведение итогов.

    - Сколько интересного вместе с Садко мы узнали и  увидели?

    • На каких планетах солнечной системы есть суша и вода.(Земля)
    • Что занимает большую поверхность Земли: вода или суша?
    • Как зовут бога морей морей, океанов, рек и озер?
    • Назовите фамилию художника и название картины, рассмотренной нами сегодня.
    • Правда ли, что водоросли очень короткие морские растения?
    • Как ещё называют морскую капусту?
    • Дельфины-это рыбы?
    • Какую породу дельфинов мы узнали?
    • Сколько сердец есть у осьминога?
    • Самый крупный вид пингвина?
    • О какой породе акул мы сегодня узнали?
    • Что будет если на Земле исчезнет вся вода?

    А  теперь нам нужно подниматься на поверхность. Закрыли глазки. Глубоко вдохнули и выдохнули. Открыли глазки.

    1. Рефлексия

    У вас на партах лежат жёлтые кружочки. В них вы должны нарисовать смайлики. Если вам понравилось путешествие рисуете весёлый смайлик, а если нет, то грустный. Смайлики вы оставляете себе на память.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    внеклассное занятие по окружающему миру для 2 класса "Знатоки природы"

    внеклассное занятие по окружающему миру для 2 класса "Знатоки природы" конспект + презентация...

    Внеклассное занятие по окружающему миру для 2 класса "В гостях у Лесовичка" по теме: "Природное сообщество – Лес."

    Внеклассное занятие по окружающему миру для 2 класса "В гостях у Лесовичка" по теме: "Природное сообщество – Лес."  ...

    Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе на тему:«В царстве грибов. Что такое гриб?»

    название УМК – «Гармония». название вариативного учебника, автора учебника – О.Т. Поглазова, Окружающий мир. название предмета – окружающий мир тема урока –окружающий мир: «В царстве гр...

    УМК "Школа России". Технологическая карта к уроку окружающего мира для 2 класса на тему "В школе"

    Цели деятельности учителя: познакомить с трудом учителя, школьным коллективом, правилами поведения в школе, формировать навыки коммуникативного общения.Планируемые результаты: -предметн...

    Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "В поисках справедливости"

    Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "В поисках справедливости"...