Конспект внеклассного занятия по окружающему миру для начальной школы на тему: "В подводном царстве"
план-конспект на тему

Федорова Ксения Вячеславовна

Цель: актуализировать  знания  о морских обитателях и  расширить представления детей о мире под водой.

Планируемые результаты

Предметные:

1.      продолжить формирование представлений о подводном мире и его обитателях.

Метапредметные:

1.      обогащать словарный запас детей;

2.      развивать изобразительные способности.

Личностные:

1.      формирование бережного отношения к воде, как природному материалу;

2.      совершенствование речи ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4vnekl.zan_._podv.docx37.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного занятия по окружающему миру для начальной школы

Тема: «В подводном царстве»

Цель: актуализировать  знания  о морских обитателях и  расширить представления детей о мире под водой.

Планируемые результаты

Предметные:

  1. продолжить формирование представлений о подводном мире и его обитателях.

Метапредметные:

  1. обогащать словарный запас детей;
  2. развивать изобразительные способности.

Личностные: 

  1. формирование бережного отношения к воде, как природному материалу;
  2. совершенствование речи ребёнка.

Современные образовательные технологии: игровая, информационно-коммуникационная, развития критического мышления, проблемного обучения, парного обучения.

Межпредметные связи: литературное чтение, изобразительное искусство.

Форма: путешествие.

Оборудование: мультимедийный проектор, ватман, скотч, вырезанные морские обитатели, смайлики, листочки, цветные карандаши.

Ход занятия

  1. Орг. момент.

 

  1. Актуализация опорных знаний.

- Ребята, как называется планета, на которой мы живём? (Земля)

- А вы знаете, что Земля - это единственная планета солнечной системы, на которой есть суша и вода.

- Посмотрите внимательно на изображение. Согласны ли вы, что зеленого цвета больше всего на карте нашей планеты?  (Голубой, синий) Слайд (С.) 1

- Почему? Что изображено голубым цветом? ( Моря, океаны, реки, озёра).

Моря и океаны занимают 2/3 части всей поверхности нашей планеты, это больше половины. Вода - это очень ценный материал, она нам много даёт, и поэтому её  нужно беречь и не загрязнять.  А вы знаете, что человек, больше чем на половину своего тела, состоит из воды. Без воды мы просто не сможем жить.

И сегодня мы узнаем, какие же тайны хранит водное пространство.

- Как вы думаете, какая же тема нашего сегодняшнего занятия?

Тема нашего занятия: «В подводном царстве». С.2

Сейчас мы будем подробно изучать подводный мир и много узнаем о жизни его обитателей. 

Сядьте поудобнее, расслабьтесь. Закройте глазки. Глубоко, глубоко вдохните и  выдохните. Мы погружаемся. Можно зажать нос и «погружаться».

  1. Изучение нового материала.

А отправляемся мы путешествовать  в подводный мир, вместе со сказочным героем Садко. А знаете ли вы кто это? (Садко — сказочный  герой новгородской былины.) С.3

В славном городе Новгороде жил-был гусляр Садко. Он играл на гуслях и пел былины. Слава о нем лилась по  Новгороду. Обратите внимание, как выглядит этот инструмент на картинке. Задумал Садко плыть в далекие края. Так попал наш герой на берег Ильмень-озера и ударил в струны, да так, что услышал гусляра царь морской – бог Нептун. С.4 

- А кто знает, кто такой бог Нептун? ( Бог морей и потоков.)

- Знаете ли вы, какой праздник связан с этим богом? (День Нептуна, праздник, который весело отмечают в лагерях на берегу морей, озер. Все наряжаются в костюмы подводных жителей,  устраивают праздник на берегу, соревнуются, купаются, обливают друг друга водой и веселятся.) С.5

Плывём дальше.
        И захотел Царь Морской наградить купца, отдав ему в жёны одну из тридцати своих дочерей. Чтобы выбрать себе жену опустился Садко на дно морское.  Эту сцену изобразил на картине русский художник-живописец – Илья Ефимович Репин, которую назвал «Садко в подводном царстве».

- А как вы думаете, где может храниться эта картина в Санкт-Петербурге? (В русском музее)

Портрет Репина. Картина на  С.6

Вот какое море-

Без конца и края.

На песчаный берег волны набегают.

Перестанет ветер

На море сердиться,

Станет видно, кто там

В глубине таится.

А теперь, давайте посмотрим. Что же мы вместе с Садко можем увидеть в морской глубине.    - Ребята, а скажите, что растёт на дне морском? (Водоросли – морские растения). С.7

- А как вы думаете, почему их назвали водорослями? (Потому, что они растут в воде).

- Какого цвета они бывают? (Окраска водорослей многообразна: зеленая, розовая, красная, оранжевая, почти черная, фиолетовая, голубая и др.).

Именно окраска водорослей может придать основной цвет всему водоёму.

Их длинные стебли могут достигать 200 метров. Кстати, не все водоросли держатся корнями за дно. Некоторые из них просто плавают в воде.

        Существуют  такие водоросли как Морская капуста, по-другому называются-ламинария. С.8 

- А как вы думаете. Можно ее есть?  

Ламинария  богата йодом и очень полезная, она выводит вредные бактерии из нашего организма. Поэтому надо кушать морскую капусту.

        На морском дне очень красиво.  Даже цветы растут с длинными лепестками, но на самом деле это не цветы, а животные - актинии. С.9 Лепестки их жгучие, как крапива и называются они щупальца. В середине этой красивой «чашечки» рот. Зазевается  рыбка, заденет случайно «лепесток» и тот час попадёт на обед актинии. Неподвижно стоят актинии на морском дне, только своими щупальцами шевелят.

- А что еще мы можем увидеть на само самом дне?

Поплыли дальше.

А каких там обитателей только нет, кто-то проплывает мимо нас.

Как плывут они красиво –
Очень быстро и игриво!
Нам показывают спины
Из морской воды… (
дельфины). С.10

- Скажите дельфин это рыба или… Кто знает?

Дельфины вовсе не рыбы, а водные млекопитающие, а назвали потому, что детеныши дельфина питаются молоком матери, как человеческий детеныш.  

- Как вы думаете, как дельфины узнают друг друга?

Оказывается,  у дельфинов есть имена, по которым их различают собратья. Причём каждый дельфиненок получает своё имя при рождении. Это доказали эксперименты: на записанный свист-сигнал, означающий имя, откликался один и тот же дельфин. Рыбы дышат через жабры растворенным в воде кислородом, а чем дышит дельфин?

Дельфины, дышат воздухом, периодически всплывая на поверхность, чтобы сделать вдох.

Это очень умные млекопитающие. Дельфины понимают человека, легко и дружелюбно общаются с другими животными.

Видеоролик.

Ребята, смотрите кто нас дальше встречает.

Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног –
Вот и весь я - … (
осьминог). С.11

У осьминогов три сердца. Осьминоги способны отбрасывать щупальце, ломая его самостоятельно в случае опасности, как ящерицы отбрасывают хвост. Для того, чтобы скрываться от врагов, все осьминоги могут подстраиваться под цвет воды или грунта, изменяя цвет кожи.

- А кто также умеет делать на земле?  

 Смотрите-ка, какое длинное плывёт животное.

Этот котик не мурчит,
Не шипит и не рычит.
В море он купается,
Рыбкой там питается (
морской котик). С.12

Морские котики – это вид ушастых тюленей. Появляются они на лежбищах только в сезон размножения - с мая по конец ноября. Под водой морские котики могут оставаться почти 10 минут. Котики спят на воде на боку, вытянув три ласта и постоянно загребая четвертым.

Где мороз и холодина,

В океане ходит льдина.

У него дружков не счесть,

Брюшко беленькое есть:

Он на льдине не один

И зовут его (пингвин).

Самым крупным видом пингвина является императорский пингвин. С.13 

- А что вы можете сказать о пингвинах?

Пингвин — единственная птица, которая может плавать, но не может летать.  Они могут ходить, только держа тело вертикально, короткими шажками. Если необходимо двигаться быстрее, они ложатся на брюхо и скользят, как на санях, отталкиваясь от снега ластовидными крыльями и ногами. Эти птицы изумительные пловцы, но воздушные просторы им недоступны. А еще пингвины прекрасно ныряют. И если птичка по-настоящему проголодалась, она способна добыть себе корм на глубине до 200 м.

  1. Физкультминутка.

  1. Продолжение работы по теме.

Плывём дальше.

Треугольником плавник,
Океаны бороздит.
Пасть от злости распахнула,
Рыба-хищница … (
акула) С.14

А вы знали, что почти все акулы двигаются всю свою жизнь.  Движение для акул это жизнь, вода проходит через их жабры, поставляя кислород в кровь. Если акула остановится, то она задохнется и умрет. У акул очень хороший слух. Они могут слышать шум рыбы на расстоянии 500 метров.

Что за дивная лошадка?
Очень странные повадки:
Конь не сеет и не пашет,
Под водой с рыбешкой пляшет.
Назови его, дружок.
Рыбок друг ....  (
морской конек) С.15

Принимает окраску того места, где находится. Своё название они получили, благодаря внешней схожести с лошадью и решили назвать морской конёк. При помощи закрученного хвоста он цепляется за водоросли, чтобы уберечься от опасности. Об этих рыбках говорят «Рыба с головой лошади, телом, заключенным в панцирь, хвостом, цепким как у обезьяны, и сумочкой для потомства, как у кенгуру».

  1. Закрепление изученного.

На партах у вас лежат листочки. На них вы должны нарисовать в паре со своим соседом своё подводное царство, в котором будут плавать только ваши обитатели. Придумайте сказочных, необычных животных и нарисуйте их. Придумайте им имена.

Музыкальная заставка.

Обсуждение работ.

  1. Подведение итогов.

- Сколько интересного вместе с Садко мы узнали и  увидели?

  • На каких планетах солнечной системы есть суша и вода.(Земля)
  • Что занимает большую поверхность Земли: вода или суша?
  • Как зовут бога морей морей, океанов, рек и озер?
  • Назовите фамилию художника и название картины, рассмотренной нами сегодня.
  • Правда ли, что водоросли очень короткие морские растения?
  • Как ещё называют морскую капусту?
  • Дельфины-это рыбы?
  • Какую породу дельфинов мы узнали?
  • Сколько сердец есть у осьминога?
  • Самый крупный вид пингвина?
  • О какой породе акул мы сегодня узнали?
  • Что будет если на Земле исчезнет вся вода?

А  теперь нам нужно подниматься на поверхность. Закрыли глазки. Глубоко вдохнули и выдохнули. Открыли глазки.

  1. Рефлексия

У вас на партах лежат жёлтые кружочки. В них вы должны нарисовать смайлики. Если вам понравилось путешествие рисуете весёлый смайлик, а если нет, то грустный. Смайлики вы оставляете себе на память.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по окружающему миру в начальной школе. Игра «Поле чудес» (тема «Лекарственные растения»)

Цели занятия:-расширить знания учащихся о лекарственных растениях;-развивать внимание, память, любознательность, самостоятельность суждений;-воспитывать бережное отношение к своему здоровью, люб...

План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема "Введение. Царства живой природы"

Представлен план - конспект учебного занятия по окружающему миру по теме "Введение. царства живой природы", вкл. дидактические карточки...

Конспект внеклассного занятия по окружающему миру "Растения леса"

Игровое занятие в форме викторины с элементами беседы....

Внеклассное мероприятие по окружающему миру в начальной школе "Защитим природу"

Цели:формировать представление об экологии и её роли в жизни людей,развивать интерес учащихся к изучению природы родного края,воспитывать бережное отношение к природе....

Внеклассное мероприятие по окружающему миру в начальной школе "Традиции русского чаепития"

Внеклассное мероприятие по окружающему миру в начальной школе "Традиции русского чаепития"...