Главные вкладки

    Внеклассное мероприятие по окружающему миру в начальной школе "Традиции русского чаепития"
    план-конспект

    Зюзина Наталья Николаевна

    Внеклассное мероприятие по окружающему миру в начальной школе "Традиции русского чаепития"

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Внеклассное мероприятие по окружающему миру в начальной школе "Традиции русского чаепития"

    Цель: формирование представлений о традициях русского чаепития.

    Задачи:

    1. Познакомить детей с историей возникновения традиции русского чаепития. 
    2. Развивать познавательную активность учащихся. 
    3. Воспитывать любовь к родному народу и уважение к его традициям.

    Подготовка к занятию:

    1. Поисковая работа учащихся.
    2. Подготовка костюмов, наглядно-иллюстративного материала.

    Оформление:

    1. Класс оформлен в русском стиле: вышитые полотенца, скатерти, на столах самовары, обвитые баранками, пряники, бублики, сахар-рафинад.
    2. На стенах репродукции картин: Б.М. Кустодиева «Купчиха за чаем», «Московский трактир»; А. Морозова «За чаепитием»; В. Стожарова «У самовара».

    Ход мероприятия

    (Входят Хозяин и Хозяйка в русских костюмах. Хозяин на вышитом подносе держит хлеб-соль, а Хозяйка на подносе – чашку с ароматным чаем.)

    Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые. Милости просим. Не толпитесь у дверей – проходите поскорей.

    Хозяйка и Хозяин (хором): Приглашаем всех на чай!

    Хозяин: Это всё для вас, гости дорогие! Калачи, ватрушки, пышки, и баранки, и коврижки!

    Хозяйка: Всех гостей мы угощаем ароматным крепким чаем!

    Хозяйка и Хозяин (хором): К нам, смотри не опоздай, а не то остынет чай.

    Ведущий: Хозяйка и Хозяин по доброй русской традиции пригласили нас на чай. А что это значит?

    Хозяйка: Традиция приглашения на чай известна на Руси с конца XVIII века. «Пригласить на чай» или «пригласить на чашечку чая» означало «пригласить в гости». «На чашечку чая» обычно приглашали хороших знакомых или друзей дома. Приглашали, как правило, для беседы, во время которой или после которой устраивался непременно чайный стол – с чаем, печеньем, сладкими пирогами, ватрушками.

    Ведущий: Чаепитие на Руси – это признак хорошего тона, а задушевный, застольный разговор за чаем – национальная русская традиция.

    Хозяин: Чай устраивали в разное время. Но обычно вечером, после 16 часов, а летом и того позже, в 7 – 9 часов вечера.

    Хозяйка: Во время чаепития не подавались спиртные напитки, не разрешалось курить, не принято было ни музицировать, ни петь. Как правило, во время чая почти не спорили, громко говорить и распевать песни было не принято.

    Хозяин: Помимо беседы, читались вслух книги или рукописи, а иногда проводились тихие игры – лото, викторины, фанты, шарады.

    Ведущий: Но мы сегодня отступим от этого правила. И на нашем чаепитии будут звучать песни, шутки, задорные частушки, посвящённые этой чудесной традиции чаепития.

    • Ребята, но почему так поздно, лишь в XVIII веке, возникла традиция чаепития?

    Ответ детей: Потому что чай, который мы пьем, не русский напиток, и появился он на Руси лишь в середине XVII века.

    Ведущий: Совершенно верно. Послушайте, как это было.
    Чай, который мы привычно завариваем сегодня по несколько раз в день, был завезён в Россию в XVII веке.
    В 1638 году русский боярин Василий Старков привёз монгольскому хану богатые дары от царя Михаила Федоровича. Хан хорошо принял послов и в свою очередь передал им для русского царя разные драгоценные подарки. Среди знаменитых монгольских атласов лежали аккуратные свёртки с непонятной травой.
    – А это что такое? – спросил хана русский боярин, указывая на свёртки.
    – Мой самый дорогой подарок русскому царю, – ответил монгольский правитель, улыбаясь.
    Находясь в гостях у хана, Старков попробовал напиток, приготовленный из этого зелья, и он ему ужасно не понравился.
    Посол хотел выбросить все до единого пакеты с чаем, но, помня слова хана о «дорогом подарке», не сделал этого. Так среди прочих даров и попал чай в Москву. 
    О том, как оценил царь ханский подарок, ходят разные версии. Согласно одной из них, отведав неведомое питьё, государь вытер парчовым рукавом густую бороду, молвил: «Ещё!»
    Однако по другой версии, царю напиток не понравился. Иначе чем же можно объяснить тот факт, что торговля чаем в Москве началась лишь спустя 36 лет после описываемых событий.
    Родина чая, который мы привыкли с вами пить, Китай. «Чай» по-китайски означает «молодой листочек» – «ту-ай-не». Выращивание и изготовление чая в Китае было окружено тайной. Чайные плантации скрывались и строго охранялись от чужеземцев. Но постепенно чай попадает в Японию, затем в Корею, Индию, Иран, Монголию и другие страны. На первых порах не все умели обращаться с чаем, не знали даже, как его заварить.

    Ученик:

    Раз привёз мне барин чаю и велел его сварить.
    А я отроду не знаю, как проклятый чай варить!
    Взял тогда налил водички, кинул чай я весь в горшок,
    Да приправил перцем, луком и петрушки корешок.
    Гости с барином плевались, сам он ажно озверел
    И, отправив на конюшню, меня выпороть велел.
    Долго думал, удивлялся: чем же мог не угодить?
    А потом-то догадался – чай забыл я посолить.

    • Ребята, а вы знаете, как правильно надо заваривать чай?

    Хозяйка: Существует много способов заваривания чая. У нас наиболее распространён следующий способ:

    1. Воду для заваривания чая нужно довести до кипения «белым ключом». Не нужно кипятить воду так, чтобы она бурлила. Не следует в кипячёную воду доливать свежей, а также кипятить воду многократно.
    2. Перед завариванием фарфоровый чайник нужно 2-3 раза ополоснуть кипятком.
    3. В нагретый чайник положить порцию чая, залить кипящей водой примерно на ⅓ чайника и накрыть салфеткой так, чтобы носик чайника остался открытым, иначе чай запарится и изменит свой вкус.
    4. Дать настояться 4-5 минут и затем долить в чайник доверху кипяток и размешать.

    Ароматным, вкусным и полезным чай бывает первые 8-10 минут после заваривания.
    «Свежий чай подобен бальзаму, а чай оставленный на ночь, – подобен укусу змеи» (восточная мудрость).

    • Ребята, вспомните, что говорит народная мудрость о чае?
    • Чай пить – не дрова рубить.
    • Выпей чайку – забудешь тоску.
    • Чай не хмельное – не разберёт.
    • Чаем на Руси никто не подавился.
    • Чай не пьёшь – какая сила?
    • Чай человеку подать – уважение оказать!

    Ведущий: А сейчас мы проведём конкурс на лучшего знатока чая. Определите на вкус, что добавлено в чай. (Чай с лимоном, чай с молоком, зелёный чай, чай с лесными ягодами и т.д.)

    Ведущий: Чай не только вкусный напиток, но ещё и очень полезный.

    Ученик:

    Я хочу открыть секрет и полезный дать совет:
    Если хворь с кем приключится, чаем можете лечиться.
    Чай всех снадобий полезней, помогает от болезней.
    Чай в жару нас освежает, а в морозы согревает.
    И сонливость переборет, и с усталостью поспорит,
    Сокрушит любой недуг, чай здоровью – лучший друг!

    Ведущий: Учёные давно установили, что в чае содержатся полезные биологически активные вещества. Они укрепляют сосуды мозга. Улучшают работу сердца, повышают умственную и физическую способность человека.

    • Если чай появился на Руси только в XVII веке, тогда какие же напитки пили наши предки?

    Ответы детей: Квас, молоко, сбитень…

    Ведущий: Всё верно, а ещё с удовольствием наши предки пили лесные чаи, приготовленные из различных ягод и трав: шиповника, земляники, малины, ежевики, морошки, липы, зверобоя и других растений. В них было очень много витаминов.

    Ведущий: У разных народов существуют свои чайные традиции. Так, например, в Японии есть специальные чайные домики для чаепития. Входя в домик, человек оставляет все свои заботы за его стенами и остаётся только с добрыми мыслями.
    В XIX веке чай стал поистине народным напитком. Именно в этот период в России было открыто множество общедоступных чайных заведений. В чайных постоянно кипели огромные многоведерные самовары.

    • В трактирах существовали свои чайные традиции. Назовите их.

    Ответы детей. «Чайный калейдоскоп».

    • За чаем в трактирах решались важные дела. Купцы за чашкой чая заключали сделки на огромные суммы.
    • Были в трактирах любители пить чай «с полотенцем». Во время чаепития они вешали на шею полотенце… для утирания пота.
    • Обычай пить чай долго и помногу отразился в выражение «чаи гонять».
    • «Пить чай с позолотой» и «пить чай с будущим». Это название одного вида чая, когда в него добавляли 1-2 чайных ложек рома или коньяка. Только для купцов с их достатком и привычкой это была лишь «позолота», а для простого народа – наоборот, что-то отдалённое, фантастическое.
    • Гостю в трактире подавали два чайника: малый – заварочный и большой – с кипятком, что означало «пара чаю» в трактире.
    • В конце чаепития посетители трактира переворачивали чашку или стакан вверх
    • В конце чаепития посетители трактира переворачивали чашку или стакан вверх Уже к началу XIX века выработался русский ритуал чаепития. Непременным атрибутом русского чаепития стал…. Отгадайте, кто?
    • Сверху – дыра, снизу – дыра,
      А посередине – огонь да вода.
      Никогда не ест, а только пьёт, 
      А как зашумит – всех приманит. 
      (
      Самовар).
    • Самовар изобрели в России в XVIII веке. Внутри самовара находился специальный «кувшин», в который засыпали, сухие чурки, еловые или сосновые шишки для аромата, сверху надевали трубу. Раздуют огонь, вода закипит – трубу снимают и кувшин закрывают крышкой. Угли без доступа кислорода гаснут, но ещё долго держат тепло – самовар не остывает. Чисто русским изобретением подачи чая является подача чая на стол парами. Небольшой чайник с заваркой устанавливали на самоварчик либо на чайник с кипятком, для этого сверху у самовара имеется специальное приспособление.
    • (Хозяин вносит самовар.)

    Хозяин: Эй, девчонки-хохотушки, запевайте-ка частушки про наш русский самовар!

    (Дети поют частушки и пританцовывают.)

    Посидеть за самоваром рады все наверняка,
    Ярким солнечным пожаром у него горят бока.
    Самовар поёт, гудит, только с виду он сердит.
    К потолку пускает пар наш красавец самовар.
    Самовар пыхтит, искрится, щедрый, круглый, золотой,
    Озаряет наши лица он своею добротой.
    Лучше доктора любого лечит скуку и тоску
    Чашка вкусного, крутого самоварного чайку.
    Чай нам дарит и веселье, и безудержный задор,
    А ещё, в том нет сомненья, задушевный разговор.
    Подавай мне чашку чая, ведь люблю я русский чай.
    В чае я души не чаю, наливай горячий чай!

    Ведущий: С появлением самоваров чаепитие на Руси превратилось в целый ритуал, т.е. всё совершалось в строго определённом порядке и последовательности.
    Самовар ставился либо на небольшой самоварный столик, либо ставили прямо на поднос в конце большого стола, по левую руку от хозяйки. Чай разливала из самовара хозяйка дома либо старшая дочь хозяина дома в отсутствии хозяйки. Разливать чай должен был всегда один человек, притом знакомый с этим делом. Ведь очень важно был при большом количестве гостей «не спить чай», т.е. распределить его так, чтобы он был одинаковой крепости у каждого. Чай разливался сначала гостям, а потом уже по старшинству всем членам семьи.

    Ведущий: А сейчас мы с вами посетим картинную галерею. Перед вами репродукции русских художников, на которых они изобразили фрагменты чаепитий.

    (Далее следует работа по произведениям русских художников.)

    Ведущий: По русской традиции чай – лучшее завершение праздничного обеда. К нему подают лимон, варенье, сливки, мёд, печенье, бублики, пряники. Угощайтесь, гости дорогие!

    Хозяин: Приглашаем к самовару!

    Хозяйка: Вкусным чаем угощаем!

    Хозяин: И внакладку, и вприкуску.

    Хозяйка: Пейте чай, друзья, по-русски.

    (Дети и гости пьют чай.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное мероприятие по окружающему миру в начальной школе. Игра «Поле чудес» (тема «Лекарственные растения»)

    Цели занятия:-расширить знания учащихся о лекарственных растениях;-развивать внимание, память, любознательность, самостоятельность суждений;-воспитывать бережное отношение к своему здоровью, люб...

    Экологическое внеклассное мероприятие по окружающему миру. ( учитель начальных классов Савина Светлана Константиновна)

    Предложенное мероприятие можно провести  в любом классе начальной школы. Проводить можно как в начале года, так и в конце. На внеклассном мероприятии ребёнок раскрепощён, участвует в игре, живёт ...

    .Программа «Школа 2100». Конспект внеклассного мероприятия по окружающему миру..Праздник в начальной школе. 3 класс

    Волнуется Природа неспроста.Не существует лишнего в Природе,Природа гармонична и сложна,И если катаклизмы на подходе,Волнуется Природа неспроста.Она предупреждает Человека:Пора остановиться, не спешит...

    Картотека журналов «Начальная школа» с 2003-2012 по проблеме «Внеклассные мероприятия по окружающему миру»

    Картотека журналов «Начальная школа» с 2003-2012 по проблеме «Внеклассные мероприятия по окружающему миру»...

    Разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру на тему «Весна! Весна! И все ей рады…» (предметная декада начальных классов)

    создать условия для знакомства со старинными обычаями проводов зимы и встречи весны, для расширения и углубления знаний и представлений об изменениях, происходящих в природе с приходом весны; способст...

    Внеклассное мероприятие по окружающему миру в начальной школе "Защитим природу"

    Цели:формировать представление об экологии и её роли в жизни людей,развивать интерес учащихся к изучению природы родного края,воспитывать бережное отношение к природе....

    Внеклассное мероприятие по «Окружающему миру» 3 класс. Проведено учителем начальных классов МА ОУ СШ №15 г. Липецка Алисовой Валентиной Евгеньевной

    Данное внеклассное мероприятие может быть использовано учителем в 3 - 4 классе в рамках экологического воспитания....