Разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру на тему «Весна! Весна! И все ей рады…» (предметная декада начальных классов)
методическая разработка (3 класс) на тему

Пустовалова Галина Александровна

создать условия для знакомства со старинными обычаями проводов зимы и встречи весны, для расширения и углубления знаний и представлений об изменениях, происходящих в природе с приходом весны; способствовать развитию эстетического вкуса, социокультурных навыков, формированию навыков монологической речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vstrecha_vesny_i_zimy2dokument_microsoft_word.doc142.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

г. Новый Оскол Белгородской области

Разработка внеклассного мероприятия

по окружающему миру на тему

«Весна! Весна! И все ей рады…»

(предметная декада начальных классов)

Подготовили и провели

учителя начальных классов

Пустовалова Г. А.

2015 год

Цель: создать условия для знакомства со старинными обычаями проводов зимы и встречи весны, для расширения и углубления знаний и представлений об изменениях, происходящих в природе с приходом весны; способствовать развитию эстетического вкуса, социокультурных навыков, формированию навыков монологической речи

Задачи: сплочение детского коллектива, развитие творческих способностей детей, воспитание интереса к традициям наших предков, уважительное отношение к старинным обычаям, развитие наблюдательности, активности.

Ведущий:

Уж тает снег, бегут ручьи,В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою…
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала. /А.Плещеев/

Друзья! Готовы ли вы к встрече Весняночки-весны?

Дети /хором/: Готовы!

Ведущий: Тогда давайте позовём её, чтобы знала наша любимица, как мы без неё соскучились!

1-й мальчик:

Ясна-красна,
Приди, Весна!
С золочёным гребнем,
С изумрудным стеблем, 
С полою водою,
С первой бороздою,
С голубою далью, 
С Иваном-да-марьей!

1-я девочка:

Весна, приди,
Весной пойди
На всё в зимнем:
На льды – ливнем,
На снег – теплом,
На всю зиму – помелом! /А.Прокофьев/

2-й мальчик:

Выходи, народ,
Становись у ворот!
Весну закликать, 
Зимушку провожать!

2-я девочка:

Весна, Весна красная,
Приди, Весна, с радостью,
С великой милостью.
Со льном высоким,
С корнем глубоким, 
С дождями сильными, 
С хлебами обильными!

3-й мальчик:

Идёт красавица-весна – 
Отворяйте ворота!

Открывается дверь…, но вместо Весняночки в зал входит Зимушка-зима.

Исполнение песни «У леса на опушке»

Ведущий: Зимушка-зима, где же Весняночка? Мы все её так ждём!

Зима: Нет вашей Веснянки, нет и не будет! Я вместо неё!

Дети /крики из зала/: Как не будет?!

Зимушка – Зима: А зачем вам нужна эта ветреница-насмешница?

1-й мальчик: Мы тепла хотим, солнышка ласкового, ручейков шумных, травки зелёной, весёлых птичьих песенок.

Зимушка-зима /передразнивает/: Птички, травка, солнышко! Эка невидаль! Да разве сравнится девчонка Веснянка со мной, со снегами пушистыми, с ветрами холодными, с метелями – вьюгами, моими подругами! Да и вам, ребятишки, зимой-то лучше: в снежки играть можно, на лыжах – коньках кататься, крепости снежные и ледяные строить.

1-я девочка: Но ведь Вы всегда вовремя уходили, матушка Зима!

Зимушка-зима: Всегда уходила, а вот теперь не уйду. Ещё поцарствовать хочу! И не уговаривайте меня!

Ведущий: Как же нам Весне помочь ?

 Зима: Чтобы Весняночке помочь нужно выполнить ряд моих условий.

  1. Рассказать стихи о зиме.
  2. Разгадать загадки.

  1. Нарядные сестрёнки весь день гостей встречают, мёдом угощают.
  2. Из-под снега расцветает,
  3. Раньше всех весну встречает.
    Есть один такой цветок,
    Не вплетёшь его в венок, 
    На него подуй слегка,
    Был цветок – и нет цветка.
  4. Был тугим он кулачком,
    А разжался – стал цветком.
  5. Голова на ножке, в голове - горошки.
  6. Спеть песню о зиме. Песня «Зима-красавица»

Ведущий: Молодцы! Со всеми заданиями справились,  . Встретим весну песней!

Исполнение песни «Весну звали»

Входит Весна.

Весна: Ах, подруженька Зима,

Нашей встрече рада я!

Не торопись, Зима, прощаться!

Жаль с тобою расставаться!

Я тебя не тороплю, и немножко подожду,

Я хочу с тобой дружить,

Хоровод с тобой водить!

Песня «Как на тоненький ледок»

Вижу, нравишься ты детям!

Давай вместе праздник встретим!

 Очень значимый , большой!

Его мы вместе ожидаем , Масленицей называем!

Зима: Точно! Я совсем забыла!

На Руси законом было: дружно праздник всем встречать и блинами угощать!

Ладно, нынче не уйду, Масленицу подожду!

Весна:А сегодня отметим мы

Встречу Весны и Зимы.

Сообщения детей.

1.Сретенье или среча по-славянски означает встречу, первую встречу Весны и Зимы. На Сретенье (15 февраля)-говорили старые люди-сходятся весна с зимой. Зима Весну встречает, заморозить красную хочет, а сама от своего хотения только потеет. Поэтому отмечен день и сретенскими морозами и сретенскими оттепелями. В Сретенье Солнце на лето, зима на мороз поворотила. Седою древностью веет от сказов про месяц сечень.

2.Наперекор сретенской стуже ребятишки кликали весну:

Нам зима-то надоела,

Хлеб и соль поела,

Руки-ноги познобила,

Скотинушку поморила,

И соломку подобрала,

И мякину подмела!

3.В канун этого дня (14 февраля) дети ближе к вечеру выбегали на улицу и смотрели на небо: если звезды высыпят, значит зима затянется, весна поздняя придет, а это плохо для будущего угожая; если же небо затянет тучками, то весна придет ранняя и дружная. И на следующий день ждали капели-это тоже хорошая примета.

4.Первыми закликают Весну малыши. Они забегают на пригорок, звенят в колокольчики, стучат в бубенцы. Повернувшись к солнцу причитают:

Весна, Весна красная!

Приди, Весна, с радостью,

С великой милостью:

Со льном большим,

С корнем глубоким,

 С хлебом великим!

5.После этого они лепят снежных баб, съезжают с горок на санках-кто дальше. Взрослые спускают с горы горящее колесо. Его сделать очень просто-колесо густо обматывают сухим сеном, берестой, можно и бумагой. Колесо поджигают и отпускают под гору, приговаривая: «Колесо гори, катись- слетом красным воротись…»

6.Устраивали на Руси в этот день в деревнях и люди между собой зимоборы. На виду, намиру парни казали удаль молодецкую. И девицы и бабы не отставали. Чья деревня верх возьмет? Ведь и шуба с кафтаном в этот день тоже сходятся, борются. Трещали по швам тулупы, в сугробах стыли чьих-то шуб рукава. Порой снег пестрел от клочьев овечьего меха! То-то потеха!

Игра «Зимоборы»

Ведущий:Ребята, а вы знаете что в природе бывает 3 весны – весна света, весна воды и весна зеленой травы. Весенние месяцы – март, апрель и май. Март – месяц света. С каждым днем все дольше задерживается на небе солнышко, а 22 марта оно светит целых 12 часов, потому, что 21 марта – день весеннего равноденствия. Значит опять, как и 21 сентября день стал равен ночи. Второй весенний месяц – апрель-это месяц воды. Апрель – снегогон, водолей. Теплые дожди смывают зимнюю грязь, согревают землю. А еще апрель называют месяцем туманов.
Все перелетные птицы вернулись домой из теплых стран, хлопочут на гнездах, песни распевают.
А весна с каждым днем убыстряет свой бег.
Май пришел. Вот приволье! Май – месяц зелени и цветов, травник, песенник. Это самый красивый и самый теплый весенний месяц.
Цветут черемуха, вишни, яблони, цветут первоцветы: мать-и-мачеха, медуница, хохлатка. Чуть зазеленеет лес – послышится голос кукушки, а потом и трели соловья.

- Весна – щедрое на радость время года. Любуйся красотой, слушай пение птиц и наслаждайся чудными майскими запахами.

- Ребята, а какие приметы весны вы знаете? (Дети читают пословицы и приметы на листочках)

О марте.

Март – утро весны.
Как в марте зима не злится, а весне покорится.
Из березы течет много сока – к ненастью.
Ранний прилет журавлей – ранняя весна.
Длинные сосульки – к долгой весне.

Об апреле.

Апрель – снегогон, водолей, соковик.
Апрель с водою – май с травою.
Не ломай печей, еще апрель у плечей.
Апрель ленивого не любит, проворного приголубит.

О мае.

Май холодный – год хлебородный.
Март сухой и мокрый май – будет каша и каравай.

Игра “Подскажи словечко”.

Весна красна…, осень – плодами. (цветами)

Весна да осень – на дню погод … (восемь)

Апрель с водою – май с … (травою)

Май леса наряжает – в гости поджидает. (лето)

Увидел … - весну встречай. (грача)

Танец цветов

Ведущий: Знаете ли вы…

Ранний прилёт грачей и жаворонков – к теплой весне.

Если дикие утки прилетели жирные – весна будет холодная, долгая.

Ранний прилёт журавлей – ранняя весна.

Стихотворение «Ландыш»

Ведущий: Но хоть «Зима весну пугает, да сама тает»,- пусть весной часто бывают возвраты холдов, но весна все равно победит.

Весны вам радостной и нежной
Счастливых дней и розовой мечты,
Пусть дарит март вам даже снежный
Свои улыбки и цветы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие по окружающему миру на тему "Красная книга России"

этот урок может использоваться как во внеклассной работе по окружающему миру, так и на уроке...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру: «Земля – наш дом родной!»

Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему  миру: «Земля – наш дом родной!»   ЦЕЛИ: 1. Формирование экологического сознания и развития экологической культуры...

Разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру на тему: "Времена года. Осень".

Внеклассное мероприятие по окружающему миру на тему: "Времена года. Осень".Внеклассное мероприятие во 2 классе.Праздник  « Осенины».Цели: 1) сформировать представление о времени года; о...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру. Тема: «На страницах Красной книги»

Углубить представление о Красной книги, расширить знания о том, как люди заботятся о животных и растениях, как охраняют природу (создают заповедники и заказники)....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру

Первоклассники узнают об изменениях в живой и неживой природе осенью, узнают как звери готовятся к зиме....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру “ПОЛЕ ЧУДЕС” (для учащихся 4-го класса)

Поле чудес – это игра-состязание на тему «Москва». Игра для учащихся является соревнованием в быстроте мыслей, придаст больше уверенности, самостоятельности. А полученные знания во в...