Классный час "Мы за чаем не скучаем!"
классный час (3 класс) на тему

Дана методическая разработка классного часа с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_za_chaem_ne_skuchaem.docx42.12 КБ

Предварительный просмотр:

  «Мы за чаем не скучаем!»( классный час 3 «а», 3 «б» классы)

Цели; воспитание уважения к русской культуре и традициям; : знакомство с традициями русского народа и историей чая и самовара; формирование активного познавательного интереса к окружающему миру; формирование культуры общения        

Оборудование: выставка рисунков и наборов высушенных ягод, фруктов, трав, используемых для заваривания чая; выставка упаковок с разными сортами чая; выставка различных самоваров;  детские проекты;   на столах самовары, заваренный чай, чашки и сладости; мультимедиа.

   Празднование.

        Звучит музыкальный фрагмент  русской народной песни. Входят Хозяин и Хозяйка в русских костюмах. Хозяин на вышитом полотенце держит хлеб-соль, а Хозяйка на подносе - чашку с ароматным чаем.

Хозяин.                 Очень часто за событиями

                                     И за сутолокой дней

                                   Старины своей не помним,                                                            

                                    Забываем мы о ней.

Хозяйка.                И хоть более привычны

                                    Нам полеты на Луну,    

                                    Вспомним русские обычаи,

                              Вспомним нашу старину.

 Хозяйка. Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог – хозяину в радость. Прошу в избу, во светлицу. Будьте как дома, угощенье откушайте, да речи послушайте.

Учитель. Дорогие гости, ребята, приглашаем вас в гости к самовару.                                                                                                              – Ребята, кто из вас любит принимать гостей? (ответы детей)                                           Гостеприимство – национальная черта русских. Давно зародилась традиция встречать гостей хлебом - солью. Пока наш хозяин угощает вас, я расскажу об этой традиции.                                                

      На столе в русском доме постоянно лежал хлеб, а рядом стояла солонка. Думается, что этим хозяева хотели показать свое гостеприимство, а также то особое положение, которое отводилось столу в доме. Еще у славян - язычников хлеб-соль были символом верности, дружбы, богатства, благополучия. Значение символа богатства и обилия в доме хлеб-соль имело в русских свадебных обрядах. Каравай хлеба и солонка с солью украшали свадебный стол. В России хлеб-соль было принято дарить на новоселье. Отправляющемуся в дальний путь давали в дорогу символический хлеб-соль как благословение. Издавна к новорожденному ребенку ходят в гости с хлебом; принято так ходить, чтобы он рос добрым. О хлебе-соли как символе гостеприимства говорят многочисленные народные пословицы.                                                                                          – Кто из вас сможет назвать некоторые из них?   Например: «Сердись, дерись, а за хлебом-солью мирись!», «За хлеб-соль не платят!», «От хлеба-соли не отказываются», «Хлеб-соль есть, да не про вашу честь», «Хлеб-соль и разбойника смиряет», «Хлеб-соль ешь да правду режь».     По русской традиции чай – лучшее завершение праздничного обеда. К нему подают лимон, варенье, мед, печенье, бублики, пряники. Угощайтесь, гости дорогие. Наливайте вкусный чай. Наш праздник только начинается.  

Учитель. Традиция русского чаепития – одна из самых сложных для описания. Главное в русском чаепитии - это общение. Много чая, угощений и приятная компания – составные части чая по – русски. Не принято молчать за столом. Молчание за самоваром расценивалось, как признак глубокого неуважения хозяевам дома. Хозяйка наливала чай, угощала гостей и домашних. Часто ей помогали дочери.

Подавать чашку чая за столом полагалось обязательно двумя руками, улыбаясь, с добрым напутствием «На здоровье». Принимая чашку, гости отвечали: «Спаси Бог вас», «Благо дарю вам». Дети пили чай со взрослыми,  слушали беседы, учились вести себя за столом. Нельзя было дуть на чай, чтобы остудить его, и звякать ложечкой, размешивая сахар. Пили чай из блюдца только в узком кругу друзей или родственников, а в обществе такое поведение считалось вульгарным. Существует традиция завершения чаепития. В 18-19 в. представлял собой перевернутый вверх дном стакан или чашку, поставленную на блюдце. Позже стали класть ложечку в чашку. Чайная ложка в пустом стакане была знаком того, что гость больше не хочет чая.

Любили наши дедушки и бабушки посидеть у самовара, попить ароматного чайку после трудового дня или после бани. Без него нельзя представить жизнь русского народа.

     А что такое самовар, если без него нельзя было обойтись ни в будни, ни в праздники, ни в жару, ни в холод? Об этом нам расскажут ребята.

1ученик. (слайд) Я нашел в словаре В.И. Даля определение значения слова. «Самовар - водогрейный для чая сосуд, большей частью медный, с трубкой и жаровней внутри».

2ученик. (слайд) Самовар - русское народное устройство для кипячения воды и приготовления чая. Самовар является символом России, как балалайка и матрешка. Впервые появление самовара отмечено в Туле в 1778 году братьями Лисицыными. К середине 19 века Тула стала настоящей самоварной столицей. Там около 80 фабрик делали самовары. Самовары были маленькими - дорожными и огромными - трактирными, самовары были скромные и богато украшенные - купеческие. Тульские самовары всем нравились.

Учитель. ( с показом) Самовар устроен очень просто. Сначала на специальных наковальнях из медных листов формировали фигурное тулово. В него заливалась вода, обычно ведро. Потом в тулово помещали кувшин - жаровую трубу. Токарь полировал самовар, приделывал ручки, кран, украшал его. И самовар готов. Клади в трубу горячие угли, шишки, березовые щепки, заливай в тулово воду, и готово. Вода закипит – открывай кран и разливай чай.

Учитель. А сейчас самое время поговорить о том,  откуда и когда к нам пришел чай.

Дети (говорят по очереди).

  1. ( показ слайда) Чай, который ты пьешь, приготовляется  из листьев чайного дерева или кустарника. Тебе приходилось видеть - на пачках написано: «Грузинский чай», «Краснодарский чай». Значит, его привезли из Грузии или Краснодарского края. А бывает, что на пачках написано: «Китайский чай», «Индийский чай». Значит, его вырастили и приготовили в этих странах.
  2. (слайд) Однажды 5 тысяч лет назад, китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся сильный ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.
  3. (слайд) Китай - родина чая. Там с очень давних времен разводили чайные кусты. В Индии растут чайные деревья высотой до 10-15 метров. В Европе чай появился всего лет 200 назад. Теперь это самый обыкновенный напиток, но тогда выпить чашку чая могли только очень богатые люди.
  4. (слайд) Раньше чай привозили в нашу страну из Китая и других стран. Теперь и у нас стали разводить чайные кусты. Чай - растение южное, ему нужен жаркий и влажный климат. Растет он в Грузии и Краснодарском крае.

        Чайная фабрика построена недалеко от плантации чая.

  1. ( слайд) Перед нами открытая поляна. Она вся засажена низкими темно- зелеными кустами. На кустах очень много мелких листиков. Это и есть чайный куст.

       Видимо, много чая даст каждый куст?

Нет, не так уж много. Тут есть один секрет. Хороший напиток, ароматный чай получается только из самых молодых, свежих побегов - трех верхних листиков каждой ветки. Сорвешь их - и жди, пока опять не отрастут. Свежие побеги срывают с мая по октябрь. За это время можно  раз 10-12 срывать свежие листья с каждого куста.

  1. (слайд) Собирают листики вручную или машинами и отвозят на фабрику. На фабрике необыкновенно чисто. Чайные листы обрабатывают в помещении, куда не попадает пыль, не проникает никакой запах.
  2. (слайд) У чая особое свойство - впитывать всякий запах. Забудешь недалеко от высушенного чайного листа луковицу – и все пропало: когда заварят чай, он будет пахнуть луком.
  3. Чай – это прекрасное жаждоутоляющее и тонизирующее средство. Если человек устал, то чай успокаивает. В нем есть витамины, микроэлементы, необходимые человеку. Чай является чистильщиком организма, выводя из него вредные вещества. Чай используют в борьбе  с такой страшной болезнью, как рак кожи и легких.
  4. В России первое чаепитие состоялось в 1638 г. А самовары появились в 1679 г.

Учитель. Понравился ли вам рассказ?

      Мы думаем, за то время, что шел разговор о чае, вы вполне насладились этим прекрасным напитком.

                     Хорошо чайку попить,

                     О том, о сем поговорить.

                     А теперь пора сыграть,

                     Свою удаль показать.

        А сейчас настало время перейти к веселым конкурсам. В них будут принимать участие 3 команды «Тульский пряник», «Русский каравай», «Конфетки - бараночки».

Чья команда дружнее, чья веселее - надо определить. Представляю вам наше высокоуважаемое жюри. А вы все сидящие, на нас глядящие, не просто глядельщики, а еще и болельщики.

1 задание. «Чайная викторина».

   2.В борьбе с какими болезнями помогает чай?

   3.Когда в России состоялось первое чаепитие?

   4.Назовите уж   1.Где и когда зародился обычай чаепития?

родину чая.

   5.О каком особом свойстве чая должны помнить работники чайной фабрики?

   6.Как правильно н но заваривать чай?

   7.Где в нашей стране выращивают чайные кусты?    

   8.Дайте определение значения слова « самовар».

   9.Расскажите о традиции завершения чаепития.

     (Вопросы задаются по очереди каждой команде, если ответ неверный, то другая команда может заработать дополнительный балл.)  

                       

Учитель: Издавна любили чай и умели его вкусно заваривать. А для этого использовали особо душистые целебные травы. . На Руси

- А какие травы можно добавлять в чай или заваривать отдельно? ( ответы детей и родителей, учитель показывает их на выставке)

Следующий наш конкурс- конкурс дегустаторов чая. Нужно определить компоненты чая. (По одной семье из каждой команды выходят и пробуют чай, определяя, что в него добавлено - малина, смородина…)

3 конкурс. Конкурс загадок.

а) у носатого  у Фоки                        б)    Был листок зеленым -

    Постоянно руки в боки.                      Черным стал, томленым,

    Фока воду кипятит                                 Был листочек зубчатым-

     И, как зеркало, блестит.                    Стал листочек трубчатым.        

            (самовар)                                              Был он на лозине-

                                                                             Стал он в магазине. (чай)

в) Из горячего колодца

   Через нос водица льется. (чайник)

(Учитель читает загадки по очереди каждой команде.)

-А сейчас капитаны каждой команды загадают свои загадки команде – сопернику.

Следующим в нашей программе будет конкурс частушек.

( Выходят две девочки и два мальчика от каждой команды и поют частушки. Команды выступают по очереди.)

                                    1 команда.

 

    Учитель. Вот как интересно можно провести время у самовара. Предоставим слово жюри.

                                                                 

Учитель. Сейчас в каждом доме есть газовые плиты, электрические чайники. Но надо ли забывать такое чудо, как самовар?

      У кого из вас дома есть самовар? Часто ли вы им пользуетесь? Иностранцы, побывав в России, называли самовар «русской чайной машиной». Давайте и мы с вами не будем забывать эту чудесную «чайную машину» и следующее наше классное чаепитие проведем у самовара.      

                 Список литературы:

 1.Кравякова С. В. Семейные посиделки. Журнал «Начальная школа» № 10 2001г.

2.Плясина Е.В. Наши маленькие открытия. Журнал «Начальная школа» № 2 2009г.

3. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%87%D0%B0%D0%B9                                         

4. http://magazin-samovarov.ru/about_samovars/tradiciichaepitiya/

5. http://samovar.holm.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "За чаем не скучаем"

Представленное мероприятие «За чаем не скучаем» направлено на воспитаниекультуры общения , развитие коммуникативных навыков, памяти, речи и мышления , расширение кругозора учащихся....

Семейный праздник "Мы за чаем не скучаем"

Познавательно-игровая программа для учащихся начальной школы и их родителей. Проводится в третий день масленичной недели, который называется "Лакомка". Данное мероприятие знакомит с историей чаепития,...

Мы за чаем не скучаем

Внеклассное мероприятие...

Внеклассное мероприятие "Мы за чаем не скучаем"

Данное мероприятие проводится в рамках праздника "День матери"...

Классный час на тему: Мы за чаем не скучаем

Данный классный час разработан для учителей начальных классов и содержит информацию о разновидностях чая и чайных традициях....

Классный час на тему: «Мы за чаем не скучаем».

Цель: научить приемам заваривания чая, сервировке чайного стола.Задачи:Знакомство с понятиями “сервировка стола”;Знакомство с правилами сервировки чайного стола, с историей возникновения ч...