Развитие коммуникативной деятельности
план-конспект занятия (2 класс) по теме

Иноземцева Марина Александровна

Развитие коммуникативной деятельности Тема занятия: «Настроение, чувства и тон говорящего»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx54.34 КБ

Предварительный просмотр:

ОАУ С(К)О школа-интернат III-IVвида

Развитие коммуникативной деятельности

Тема занятия: «Настроение, чувства и тон говорящего»

Подготовила:

Иноземцева М.А.

Липецк

2015 г.

Цели: Учить определять эмоциональные состояния, которые может переживать человек; закрепить основные понятия темы: "эмоции", "чувства", "настроение";
развивать эмоциональную сферу, коммуникативные  и личностные способности  учащихся через формирование положительной мотивации,

развивать мышление, умение использовать свой жизненный опыт, выделять главное, обобщать; способствовать выражению чувств и эмоций посредством игры;
воспитывать ценностное отношение к понятиям «добро», «доброта», доброжелательное отношение к людям.

Личностные УУД: актуализация сведений из личного жизненного опыта, применение знаний полученных  в новых жизненных ситуациях, развитие умения понимать эмоции других людей, умение высказывать своё отношение.

Регулятивные УУД : понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы.

Коммуникативные УУД:  осознавать речь, как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;  понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.

Оборудование: учебник, презентация, карточки со словами и схемами.

1. Оргмомент.

Круг приветствия
 - Здравствуйте, ребята!  У меня сегодня очень хорошее настроение. Я уже вчера думала о встречи с вами.. мне всегда очень приятно проводить с вами время. И сегодня по пути в школу мне встретился очень добрый человек и подарил вот эту шляпку, от такого приятного момента мое настроение стало еще лучше. И я хочу передать всем вам свое хорошее настроение, хочу, чтоб каждый из вас примерил эту шляпку и пожелал друг другу добрые слова.
- Вы, наверное, уже догадались о чём мы сегодня будем говорить?

Тема нашего занятия: «Настроение, чувства и тон говорящего.»

Итак, у всех хорошее настроение и мы начинаем наше занятие.

- Сегодня мы поговорим о настроении, о том что связано с хорошим настроением, а это радость, доброта, улыбка, смех; об эмоциональных состояниях, которые может переживать человек.
Скажите, а вы можете представить себе человека, который никогда не смеётся, не плачет, не удивляется, не сердится, не боится?

Конечно же, нет. Мы все когда-нибудь реагируем на то, что происходит вокруг нас. Если бы мы не радовались, не плакали, не злились, не удивлялись, никак не реагировали на какие-то события, то на кого мы были бы похожи? (на робота, на памятник)

Настроение – это состояние человека, это его отношение к жизни. Настроение связано с тем, как человек себя чувствует на работе, в школе, дома, в гостях. Если у человека хорошее настроение – он радуется, улыбается, а если плохое, то он грустит, печалится.
Сейчас мы потренируемся в определении настроения людей.

2. Работа с демонстрационным материалом

Игра «Назови эмоции»

https://refdb.ru/images/1006/2011141/26719443.png

  - Я раздам вам схемы лиц, определите и подпишите какая из них отражает  какое состояние человека?

Вы можете работать парами.

- А теперь давайте проверим правильно ли вы определили настроение.

- Посмотрите на доску.

- Какое чувство испытывает первый  смайлик?

- По каким чертам лица вы определили, что это радость?

- Посмотрите на это лицо, какое настроение выражает это лицо? Грусть (Он грустит, расстроен).

- Как вы определили? Что изменилось в чертах лица? (Изменились рот, глаза, брови).

- Теперь посмотрите на следующее лицо и определите эмоциональное состояние мальчика. (У него нахмурены брови. )

- А что при этом появилось на лбу? (Морщинки, складка между бровей.)
- Да, когда человек хмурится, у него появляются морщины.

   - Как назвали схему? (Гнев.)

   - Как назовем следующую  схему? (Удивление)
Как вы определили какое состояние изображено ? (удивляется, у него приподняты брови и широко открыт рот)

  • Какое состояние у мальчика  на последней картинке? (от страха (испуга) широко раскрыты глаза).
  • Рассматривая  схемы, мы с вами обнаружили, что при смене настроения меняется выражение лица человека,  у них разное расположение бровей, глаз и рта при определенном состоянии.

- Кто знает, каким словом называют эти различные выражения лица?
(
эмоции. )

- Свои эмоции мы можем выразить при помощи слов, которые произносят определенным тоном.

Тон-это удивительное средство выразительности устной речи, ведь с его помощью  можно передать свое настроение, выражать чувства, свое состояние.

Как вы думаете какой может быть тон речи? (убеждающий , уверенный, приказывающий или просительный, радостный или грустный, суровый, строгий или ласковый)

- Давайте вспомним какое произведение И.А. Крылова мы с вами изучили на уроках литературного чтения, в котором очень хорошо можно услышать и понять тон, которым разговаривают герои басни.

Чтение басни «Стрекоза и муравей» по ролям

- Каким тоном разговаривала Стрекоза? Почему она выбрала этот тон речи?

- Каким тоном разговаривал Муравей? Почему он выбрал этот тон речи?

3. Упражнения в определении интонации в речи

Сейчас мы с вами поупражняемся в определении интонации в речи.

- Я вам раздала карточки, на них записаны отрывки из  знакомых вам произведений. Надо прочитать их выразительно и определить тон, передающий настроение, чувства и состояние героев. Сначала подготовьтесь, прочитайте сначала про себя.

Произнеси слова героев сказок таким тоном, чтобы были понятны чувства, которые они выражают.

 На экране картинки из сказок:

- Из какого произведения первый отрывок. (Принцесса на горошинеГ.Х. Андерсен)

-С какой интонацией  говорит принцесса? (Жалобная, капризная интонация.)

Кто хотел бы его озвучить?

-Я всю ночь не могла сомкнуть глаз. Бог знает, что за постель у меня была. Мне казалось, что я лежу на булыжниках, и теперь всё тело у меня в синяках. Ах ,я спала очень- очень плохо!

- Капризность это какое качество? Что оно даёт окружающим  людям?  (с капризными людьми неприятно общаться. А сам человек устаёт от каприз, нарушается психика)

- Об изнеженных, избалованных девочках говорят «Ну, она как принцесса на горошине...»

  • Из какого произведения следующий отрывок? ( Три поросёнка

Английская  сказка)

-О чём эта сказка? (о взаимовыручке, Наф - Наф выручил, спас своих братьев.)

-Что ты строишь?- в один голос закричали удивленные

Ниф -Ниф и Нуф- Нуф. -Что это, дом для поросенка или крепость?

-Дом поросенка должен быть крепостью! – спокойно ответил им Наф-Наф, продолжая работать.

- Каким тоном надо прочитать слова братьев? ( удивлённый немного насмешливый)

 - А слова Наф-Нафа? ( спокойный уверенный тон)

- Спокойствие и уверенность - это какое качество?

- Что оно даёт окружающим людям? (С ними приятно общаться)

- А самому человеку? (Добивается успехов)

Из какого произведения следующий отрывок?  ( Царевна-лягушка)

- Иван-царевич- грустный. Послушаем каким тоном говорит с ним царевна-лягушка.

-Ква-ква, Иван - царевич! Почто кручинишься? Аль от отца услыхал слово неприветливое?

- (Ласковый тон, с сочувствием) таким тоном говорит хороший близкий друг.

- Доброта - это какое качество? Что оно даёт окружающим  людям?

- Хорошие отношения, таких людей любят, хотят с ними дружить

Вывод:

 - Мы рассмотрели  только некоторые интонации  в речи.

- Назовите положительные интонации. (Добрая, спокойная, ласковая, уверенная, приветливая)

- Какой же мы можем сделать с вами вывод, как надо общаться?

Вывод: общайтесь с другими так, как бы вы хотели, чтобы общались с вами.

4. Физкультминутка

5. Психологическая игра «Угадай эмоции»

- А сейчас мы с вами проведём игру, поучимся передавать эмоций и чувства при помощи голоса и интонаций.
- Каждый из вас возьмет карточку с фразой и с соответствующей интонацией попробует произнести ее.

А участники игры попытаются угадать какое чувство, эмоцию передал читающий.
- Ты не любишь мороженое? (Удивление).
- Зачем ты меня толкнул? (Обида).
- Как темно в лесу! (Страх).
-  Какое теплое море! (Радость).
- Как прекрасна дорога, по которой я иду! (Радость).
- Вы все ужасны! (Злость).

-  Я бедный! Никто меня не любит. (Огорчение).
-  У меня сегодня получилось лучше всех! (Радость).

 - Какой огромный слон? (Удивление)

- Я сегодня получил пятёрку. (Радость)

- Отлично! Скажите, ребята,  при помощи чего мы с вами сейчас выражали свои эмоции? (При помощи слов, которые произносят с определенной интонацией).

- Вы заметили, что больше мы произнесли  фраз, которые определяют положительное эмоциональное состояние человека - это РАДОСТЬ.

6. Рефлексия

- А теперь я предлагаю вам поиграть

Ролевая игра «Карусель».
Назначение: формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты; развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.
- Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.
Члены группы встают по принципу «карусели», т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный
Примеры ситуаций:
- После длительной разлуки вы встречаете друга (подругу), вы очень рады встрече...
- Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним...
- Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.
- Скажи доброе пожелание (Учащиеся по кругу друг другу говорят добрые пожелания, ведущий начинает первый, задавая правильный настрой).

7. Итог.

- Молодцы, хорошо справились со всеми  заданиями. Чувства и эмоции тесно связаны с нашими внутренними качествами, они могут быть приятными и неприятными.

- Как вы думаете какие эмоции помогут вам общаться с окружающими и найти себе новых друзей?

- Я уверена, что теперь вы сможете правильно передавать свои чувства и настроение?  В этой доброй интонации мы  завершим наше занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы развития коммуникативной деятельности у младших школьников с ЗПР

В статье рассматриваются проблемы возникающие у младших школьников с ЗПР при общении....

Работа по развитию коммуникативной деятельности глухого обучающегося.

Люди, имеющие нарушения слуха испытывают трудности в общении. Преодоление последствий глухоты возможно и эффективно при овладении неслышащими языка слов как основным средством общения....

Рабочая программа по развитию коммуникативной деятельности «Тропинка к своему Я» (1-5 классы)

Рабочая программа по развитию коммуникативной деятельности «Тропинка к своему Я» (1-5 классы). Вариант 4.2...

РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛУХОГО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ".

Люди, имеющие нарушения слуха испытывают трудности в общении. Преодоление последствий глухоты возможно и эффективно при овладении неслышащими языка слов как основным средством общения. Поэтому важной...

Учимся владеть собой (занятие курса Развитие коммуникативной деятельности)

Занятие курса Развитие коммуникативной деятельности...

Конспект урока по коррекционному курсу "Развитие коммуникативной деятельности". «Настроение, чувства и тон говорящего».3 класс

Коррекционная составляющая урока (занятия): коррекция основных психических процессов; коррекция и развитие коммуникативных навыков учащихся: формирование адекватной самооценки своих возможностей, навы...

Коррекционно-развивающая программа "Развитие коммуникативной деятельности" для 1 класса (вариант 3.2)

Коррекционно-развивающая программа "Развитие коммуникативной деятельности"...