Беседы с родителями
классный час (3 класс) на тему

Вишневская Елена Николаевна

Работа  классного  руководителя   должна   заключать  в себе  не  только  работу  с детьми, но и  тесное  взаимодействие  с  родителями. Все  согласятся   с  тем, что  важную  роль  в   формировании   личности  ребенка  играет то,  какую  работу  проведет  учитель  с  родителями. Ведь  никто  не  знает  больше   о  своих  детях,  чем  мама  и   папа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:

Работа  с   родителями   в  начальной   школе                                                     

Работа  классного  руководителя   должна   заключать  в себе  не  только  работу  с детьми, но и  тесное  взаимодействие  с  родителями. Все  согласятся   с  тем, что  важную  роль  в   формировании   личности  ребенка  играет то,  какую  работу  проведет  учитель  с  родителями. Ведь  никто  не  знает  больше   о  своих  детях,  чем  мама  и   папа.

Социальный   мир   семьи -  сильнейший   фактор  формирования  личности  ребенка. Его  влияние  нельзя   исключить  и  не учитывать. Назначение   работы  педагога  с  родителями    воспитанников   в  том,  чтобы  содействовать   единого  воспитательного   поля, единой   социальной   среды, в  которой  бы  наивысшие   ценности  являлись  основной   жизни  либо  были  признаны  как  основа   жизни  желаемой, достойной   для  человека.

Классный  руководитель  не  может  и  не  должен  перевоспитывать   родителей  и   преобразовывать   семью- это  лежит  за  пределами  его   профессиональных   полномочий. Но  классный  руководитель  мог  бы  содействовать  наиблагоприятнейшим   условиям   личностного   становления   ребенка   путем   педагогического   влияния   на  семейное  воспитание.                              

    Поэтому  первой  составной   частью   такого  взаимодействия   является  информационное   педагогическое    обеспечение  родителей   сведениями  о  воспитательной  концепции  школы, о  педагогических   позициях   классного   руководителя, о  методике  воспитания,  целях  и  задачах  личностного  развития   школьника   на   данный   учебный  год; а  также  о  ходе  духовного    развития   ребенка, особенностях   его  школьной   деятельности, взаимоотношениях  в  группе, выявляющихся   способностях, текущих  успехах  во  всех   сферах  обучения. Реализуется  функция  педагогического   просвещения.

Информация   такого  плана  чрезвычайно  влияет  на  воспитательную   семейную  среду, вносит  осознанность  в  действия  родителей,  придает   их   влиянию  на  детей  целесообразный   характер,  повышает   уровень  положительного   отношения   к  школе, придает  серьезность   в  отношении  родителей  к  своим   родительским  обязанностям.

      Вторую   составную    часть  взаимодействия  педагога  с   родителями   выполняет   педагогическое   корректирование   семейного   воспитания, а  именно  той  стороны,  которая  касается,  прежде   всего,  отношения  к   ребенку, а  далее  режима   жизни   и   деятельности  ребенка. Корректирование  производится   с   позиции  профессиональной   необходимости,  диктуемой   ходом   воспитательного  процесса.  И  ничем   иным. Все, что  скажет  классный  руководитель   относительно   необходимых    изменений,                                                                                                               должно    проистекать  из  воспитательных   целей, из  блага   ребенка  как  растущей  и  развивающей  личности.

Педагог   привносит  невольно   дополнительную  мотивацию  для   устройства   семейной  жизни  и  некоторого   переустройства,  ссылаясь  на то  важное, без  чего  не  может  быть  максимального   развития   личности   ребенка. Так,  родители  во  имя  блага  ребенка  посещают, а  потом и  влюбляются  в  театр,  покупают, а  потом  читают  книги, проявляют   интерес, а потом   увлекаются  путешествиями.

 Коррекция   семейного  воспитания   становится  коррекцией   личности   родителей, но, разумеется, мера  эта  различна, а  иногда   равна  нулю.

 Единое   воспитательное  поле  создается,  если  родители   приобщаются  к  реальной  практической   жизнедеятельности  детей  в  школе, проживая   вместе  с  детьми   определенные  ценностные   отношения. Ребенок  в  этот  момент  как  бы  не  видит   границ  между  семьей  и  школой,  видит   лишь   некое   единство  мира,  в  котором  наивысшие  ценности  носят  общий  характер,  выступают  основополагающими  элементами   мира.

    Третья  слагаемая  часть   взаимодействия   педагога   и  родителей -  практическая   совместная  работа  детей  и  родителей,  которую  организует   педагог. Проживая  вместе  с  детьми   определенные  отношения  в  ходе  праздника, концерта,  беседы, игры,  трудового  дела,  спортивного  состязания  и  других  форм  совместной   деятельности,  родители   переносят  данное  отношение в  дальнейшую   историю   семейной  жизни,  привносят  невольно  новые   отношения,  которых   раньше  не  было  в  семье,  тем  самым  изменяя   поле  семейных   отношений. Изменения   эти   принципиальны,  ибо   положительно  соотносятся  с  основными  ценностными   отношениями  воспитательной   школьной   среды.

 Содержанием   обрисованного  взаимодействия   педагога  с  родителями  становится   постоянная   забота   педагога   о   развитии    личности   ребенка. Она наполняет  всевозможные   действия   педагога  в   адрес   родителей, будь  это  просьба  приобрести   книгу,  прийти  на  собрание,  откликнуться   на  призыв   отремонтировать   классную  комнату   или   жесткое   пресечение    беседы   с  папой  в  алкогольном    опьянении, отказ   принять   продуктовые  подношения,  просьба    изменить   разговора тональность  .                                                                                                              

Единственным   объектом   внимания   в   организованном  таким  образом   взаимодействии  становится  забота  о   развитии   воспитанника.

 Следовательно,  содержанием  взаимодействия   классного   руководителя   с  родителями  его   воспитанников  является    проблемная  забота  о развитии   воспитанника,  его  самочувствии,  состоянии   души, физическом  и   психическом   здоровье,  успешности   деятельности,  положении  в  группе  и  групповом  статусе,  самооценке  и  притязаниях,  способностях  и   перспективах  их  развития, особенностях   характера  и  их  учете   в   общении  с  ребенком, в  итоге, о  счастье   подрастающей   личности, входящей   в  контекст   современной    культурной    жизни.

 Снимается   окончательно   проблема «вызова»  родителей  в   школу. Их  приглашают  в   школу,  чтобы  побеседовать  о  положении  дела, о  том, каковы  успехи  ребенка  в  школе,  как  можно  было  бы   повысить   уровень  успешности   развития   всех   сторон  личности   ребенка, о  том,  как  решить  вместе  с  ребенком  его   проблемы, если  они  стали    перед  ним.

 

 Успешное   решение  задач   воспитания  возможно  только  при  условии  взаимодействия  семьи  и  школы.  Сотрудничество  семьи  и  школы  становится  все  более  актуальным  и  востребованным.

Семья -  часть  общечеловеческого   коллектива,  важнейший  институт  социализации  подрастающего   поколения. Какую   бы  сторону  мы  не взяли,  всегда  окажется, что  решающая  роль  его  эффективности  на  том  или  ином  этапе  играет   семья.

Задачей  школы в  современных  условиях  является  поддержание  и   развитие   интереса  к  человеку  в  семье. Педагоги  должны  помочь    родителям   увидеть   ребенка  в  его   природосообразности. Научить  наблюдать  за  его   развитием. Понимать   закономерности   происходящих  изменений. Только  на  этой  основе  возможно   эффективное  взаимодействие  семьи  и  школы  в  процессе  обучения  и  воспитания.

Включение  семьи  в  деятельность   воспитательной  системы  школы основано на:

    -Гуманистическом  стиле  общения  и    

      взаимодействия  

    -Уважительном  отношении   семьи  и  школы    

     к ребенку  и  друг  к  другу

    -Систематическом   повышение  психолого-  

      педагогического   уровня (учителей и

                                                                                                                                     

                                                                                                                 

      родителей)

       -Умении   конструтивно   подходить  к  

       разрешению   конфликта  

Цель: Создание  благоприятных  условий  для  

          обеспечения  взаимопонимания   и  

           однонаправленности   стремлений  

           школы  и  семьи   в  развитии  личности  

           ребенка,  мотиве  его   учения,

           ценностных ориентаций, раскрытия  его  

           индивидуальности,  творческого  

           потенциала  и  т.д.

 

Задачи:

 1.Просветительская-  научить  родителей  

                          видеть  и  понимать   изменения,

                          происходящие  с  детьми.

 2.Консультативная-совместный  психолого-

                     педагогический    поиск   методов    

                     эффективного  воздействия   на      

                      ребенка  в  процессе  

                     приобретения   им  общественных  

                     и   учебных  навыков.

3.Коммуникативная-обогащение   семейной  

                     жизни эмоциональными  

                     впечатлениями, опытом   культуры  

                     взаимодействия   ребенка  и    

                     родителей.  

Направления  и  формы  взаимодействия  семьи  и  школы.   

1.Изучение  условий  семейного   воспитания.

2.Информирование    родителей  о  содержании   учебно- воспитательного  процесса.

3.Психолого-педагогическое  просвещение  родителей.

                                                                                                                5                                                                                                                                                                                                                

4. Взаимодействие  с  родительским   комитетом.

5.Совместная  деятельность  родителей  и  учащихся:

     -умственное   развитие

         -воспитание   нравственной  культуры

         -воспитание  эстетической   культуры

         -воспитание  физической  культуры  и  

           здорового   образа   жизни

           -воспитание  трудолюбия  и  

           профориентация

6. Информирование   родителей  о  ходе  и   результатах  воспитания, обучения  детей.

7. Взаимодействия  с  родителями, входящими  в  общественные  организации.

Методы  изучения  семей.

Информация о  семье   необходима  школе  для   решения  оперативных  педагогических  задач:  

   -для  точного   целеполагания, адекватного  образовательным   потребностям  семьи;

   -для  понимания  истоков  и  причин  сценария   развития   личности   учащихся, в том  числе  и  отклоняющегося  развития;

   -для  выработки   индивидуальной  тактики  взаимодействия  с  родителями.

  1. Наблюдение.
  2. Подключенное  наблюдение (подключение  родителей, актива  класса, инспектора ПДН, социального  педагога).
  3. Индивидуальные  беседы.    
  4. Тестирование.
  5. Анкетирование.
  6. Диагностика.
  7. Деловые  игры.
  8.  Анализ  детских   рассказов  и  рисунков.

Критерии  эффективности.

В  начальной  школе- сформированность  положительного     отношения   к  школе, престижность  ее  восприятия, уважительное  отношение  к  педагогическому   коллективу.

Предполагаемый  результат.

-повышение  психолого-педагогической   культуры  родителей

-раскрытие  личностного  потенциала  учащихся   в  воспитательной  системе  школы

Формы  взаимодействия   классного  руководителя  с  родителями  учащихся.

Традиционные  формы  работы  с  родителями

-родительские  собрания

-общеклассные и общешкольные  конференции

-индивидуальные   консультации  педагога

-посещения  на  дому

Классные  родительские  собрания  проводятся  не реже  одного  раза  в  четверть  и  должны  стать  школой  просвещения  родителей,  расширять  их   педагогический  кругозор,  стимулировать  желание  стать   хорошими  родителями.  Родительское  собрание-это   возможность  демонстроции  достигнутых   ребенком  успехов. Тематика  и  методика   собрания  должны   учитывать   возрастные  особенности  учащихся,  уровень   образованности   и   заинтересованности   родителей, цели  и  задачи  воспитания,  стоящие  перед  школой.

Общешкольные  родительские  собрания  проводятся   не  более  двух  раз  в  год  и   носят  характер   отчета  работы  школы  за  определенный  период  времени. На  них   выступают  директор, его  заместители,  отчитываются  о  своей  работе   родительский  комитет  школы. Можно  использовать   для   демонстрации   положительного  опыта  воспитания  в  семье.

Родительские  конференции  должны  обсуждать   насущные   проблемы   общества,  активными  участниками  которых  станут  и  дети. Готовятся    очень  тщательно, с  участием  психологов,

                                                                                                              7

социальных  педагогов, которые  работают  в  школе. Отличительной   особенностью   конференции   является  то, что   она  принимает  определенные   решения  и  намечает   мероприятия   по  заявленной   проблеме.

Индивидуальные   консультации   особенно  необходимы, когда  учитель  набирает  класс.  Готовясь  к  консультации, необходимо   определять  ряд  вопросов, ответы  на  которые   помогут   планированию   воспитательной  работы  с   классом. Учитель должен   дать    возможность  родителям  рассказать  ему  все то, что   поможет  в  профессиональной  работе  с  ребенком:

-особенности   здоровья  ребенка

-его  увлечения, интересы

-предпочтения  в общении  в  семье

-поведенческие  реакции

-особенности   характера

-мотивация   учения

-моральные  ценности семьи

В  ходе  индивидуальной   консультации   можно   использовать  анкету                              

« Мой  ребенок», которая  заполняется  педагогом,  совместно  с  родителями.

    Анкета «Мой  ребенок»

1.Когда  он  родился, то_________________

2.Самым  интересным  в  первые годы жизни  в нем  было____________________________

3.О здоровье  можно  сказать следующее___

4.Когда  встал   вопрос  о   подготовке  к   школе,  то  мы _________________________

5. Его  отношение  к  школе  было_________

6.Трудности   воспитания  связаны  с _______

7.Хотелось  бы, чтобы  педагоги   обратили   внимание  на___________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с родителями будущих первоклассников по теме:"Логопед-кто он? Советы родителям будущих первоклассников"

В нашей школе каждую субботу с 1 марта по 1 июня проходит школа будущего первоклассника.Дети подготавливаются к школе с будущими учителями, а с родителями проводят беседы различные специалисты, ...

Беседа для родителей АВТОРИТЕТ РОДИТЕЛЕЙ И ЕГО ВЛИЯНИЕ

Беседа для родителей   на родительском собрании АВТОРИТЕТ РОДИТЕЛЕЙ И ЕГО ВЛИЯНИЕ...

Беседа для родителей "Советы родителям по обучению ребёнка чтению"

Советы родителям по обучению ребенка чтению. Первые правила, обязательные для успешного обучения чтения. ...

Беседа с родителями "Наука быть родителями"

Все мы знаем цитату из произведения Л. Н. Толстого «Анна Каренина»: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Фраза, сказанная великим писателем бол...

Беседы для родителей будущих первоклассников. Беседа первая.

Как определить, готов ли ребенок стать первоклассником....