Родительское собрание "Путешествие в мир фантазии" Классный час в 3 классе "Учитесь мечтать и фантазировать"
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Комплексная работа.Родительскому собранию предшествует классный час, темы которых перекликаются. Развитие фантазии у детей , повышается взаимодоверие между родителями и детьми. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА ЛИПОВКА

Классный час: «Учитесь мечтать и фантазировать».

Учитель начальных классов Картузова Галина Николаевна

Цели: - познакомить детей с понятиями «мечта» и» фантазия»;

            - развивать фантазию детей;

            - развивать у детей потребность пополнять свои знания;

            - воспитывать у детей творческий подход к решению различных задач;

Оборудование: Цветной картон, ножницы, клей, гуашь, салфетки.

Учитель. Чтобы узнать тему сегодняшнего классного часа, вы должны, используя все буквы, записанные на доске, сложить 2 слова. (Мечта. Фантазия)

   Итак, ребята. Тема занятия « Учитесь мечтать и фантазировать». Сегодня мы будем учиться мечтать, а затем проведем игры на развитие фантазии.

   У вас у всех, наверное, при чтении книги или рассказе учителя возникает какой-то образ. Такого рода представления называются воображением. Воображение- это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком ранее. Сегодня мы познакомимся с одним из видов воображения. Это мечта. Что же такое мечта? Как вы думаете? (ответы)

   Мечта- это особый вид воображения, направленного в будущее, точнее говоря, формирование образов желаемого будущего.

Воображение – умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и невозможных объектов на основе реальных знаний.

Фантазия – создание тоже новых, но нереальных, сказочных, пока невозможных ситуаций и объектов, но тоже на основе реальных знаний.

Классическим примером фантазии является сказка. Мёртвая голова в сказке Пушкина “Руслан и Людмила”, небылицы барона Мюнхгаузена, Буратино, Стойкий оловянный солдатик – это фантастические образы.

Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией, воображением. Мы лишились бы всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры.

А.Энштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. Проще сказать – лишите человека фантазии и прогресс остановится!

Воображение и фантазия, по исследованию психологов, развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период названные виды мышления не развивать, в последующем наступает быстрое снижение этой функции. Обедняется личность, снижается возможность творческого мышления, гаснет интерес к искусству, науке.

Без фантазии нельзя мечтать, нельзя предвидеть, планировать, нельзя научиться видеть проблемы. Как развивать фантазию и воображение на практике?

“Каракули”

Центр листа отметьте точкой. Закройте глаза и на листе бумаги нарисуйте непрерывную запутанную линию. У вас должны получиться каракули. Найдите в них образы различных объектов, обведите их или заштрихуйте. Одна линия может быть использована в создании нескольких образов.

“Нарисуем в паре”

Каждому участнику даётся индивидуальное задание, которое он должен выполнить как можно точнее.Условия: не разговаривать, нельзя прерывать линию, держаться за один фломастер.

“Творческая ошибка”

При написании слова “авторучка” ученик ошибся и пропустил какую-нибудь букву или нечаянно вписал лишнюю.

Получились слова:

  • Автоучка
  • Автохрючка
  • Автокучка
  • Автомучка

Как вы думаете, какие будут эти авторучки?

Игра « Скульптор и глина».

Цель. Закрепить знания детей о скульптурах, о профессии скульптора.

Ход. Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды – одна скульпторы, друга глина. Скульпторы должны «вылепить» какую – ни будь фигуру, и рассказать о ней. Затем дети меняются местами. Педагог напоминает, что глина не может разговаривать.

Упражнение «На что похожи наши ладошки»

      Цель: развитие воображения и внимания.

      Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

Упражнение «Волшебная мозаика».

      Цель: учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

      Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка): несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.

      Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить  много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто  сможет сложить из своей мозаики  больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

   

 Игра «Перевертыши».

      Цель:  учить создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

      Детям раздаются наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные схематичные изображения. Задание детям: каждую карточку  можно превратить в любую картинку. Наклейте карточку на лист бумаги и дорисуйте цветными карандашами  все, что хотите, так, чтобы получилась картинка. Затем возьмите еще одну  карточку, наклейте на следующий лист, опять дорисуйте, но с другой стороны карточки, то есть превратите фигурку в другую картинку. Можно переворачивать при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется! Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. Затем дети рассказывают о своих рисунках.

                                     

Цепочку противоречий».

Ход игры:

  • Называется слово
  • Ребенок говорит: «Это хорошо, потому что…»
  • Взрослый опровергает аргумент: «Это плохо, потому что…»
  • Ребенок опять хвалит аргумент взрослого и так далее.

Пример подобной игры: Лето — хорошо, потому что можно загорать на пляже. Загорать на пляже плохо, потому что можно сгореть на солнце. Сгореть на солнце хорошо, потому что мама будет мазать спинку кремом и угостит вкусностями.

Эта игра учит критическому восприятию прописных истин и позволяет ребенку уйти от стереотипного мышления. К тому же «Цепочка противоречий» развивает способность во всем видеть только хорошее, что пригодится  во взрослой жизни.

Участники подбирают самые выразительные ассоциации на каждую букву слова «фантазия», например:

Фейерверк

Активность

Нетрадиционность

Творчество

Артистизм

Загадка

Игра

Яркость

Рефлексия

Не привыкайте к чудесам –
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам – 
Глазами к ним тянитесь!
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам – 
Ничто не повторится.
За мигом, миг, за шагом, шаг
Впадайте в изумленье – 
Всё будет так и всё не так
Через одно мгновенье…

  

Укажите Ваши впечатления 

Список литературы:

  1. Н.Винокурова “Лучшие тесты на развитие творческих способностей”. Изд. “Аст – пресс”, М., 2003 год.
  2. С.Гин “Мир фантазии” Изд. “Вита – пресс” М., 2001 год
  3. Ю.Г. Тамберг “Развитие творческого мышления” Изд. “У – Фактория”, Екатеринбург, 2004 год.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА ЛИПОВКА

Учитель начальных классов Картузова Галина Николаевна

Родительское собрание вместе с детьми
Тема: «Путешествие в мир фантазии»

Цель: Создание условий для овладения нетрадиционными техниками рисования родителями в совместной деятельности с детьми. показать родителям конструктивное и деструктивное значение фантазий в жизни ребёнка;

  • научить отличать детское фантазирование от лжи;
  • формировать умение оказывать психологическую помощь ребёнку, используя его фантазии;
  • содействовать повышению взаимного доверия между детьми и родителями.
  • повышать педагогическую компетентность родителей в художественно – творческом развитии;
  • создавать благоприятный микроклимат для развития фантазии и воображения у детей и родителей;
  • способствовать установлению партнерских отношений родителей с детьми.

Оборудование: шары, акварель, гуашь, салфетки, баночки с водой.

Ход собрания:

 

1. Мини-лекция

Маленький ребёнок ещё не в состоянии различить фантазии и реальность. Для него одинаково реальны сновидения, события и персонажи, которые он создал в своём воображении и события, произошедшие с ним в действительности. Со временем малыши начинают отличать реальность от выдумки и часто пользуются последней в играх и шалостях. Дети старшего дошкольного возраста очень любят фантазировать, что-то придумывать. Многих родителей беспокоит, не вырастет ли их маленький фантазёр большим лгуном. Следует различать фантазирование и ложь.

Отличие лжи от фантазии хорошо показал Н. Носов в рассказе «Фантазёры». Главные причины лжи у детей те же, что и у взрослых: страх и желание извлечь для себя какую-то выгоду.

Дети лгут, потому, что боятся наказания, боятся огорчить близких, не оправдать их ожиданий, а значит, потерять любовь. Чтобы этого не случилось, они скрывают свои проступки или сваливают вину на кого-то другого («Это киска свалила вазу», «Это Бармалей приходил и сломал паровозик», «Это Колька съел конфеты»), или утверждают, что сделали то, чего от них требовали, хотя, по тем или иным причинам, не делали этого («Я умылся», «Я поздоровался»).

Ложь из страха обычно свойственна детям из семей с такими типами дисгармоничного воспитания, как доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, эмоциональное отвержение, жестокое обращение.

В качестве «выгоды», которую ребёнок рассчитывает получить с помощью лжи, может выступать какое-либо материальное поощрение за заслуги, которых в действительности не было, а также проявление внимания и любви эмоционально холодных родителей или (в старшем дошкольном возрасте) признание сверстников. Так малыш, мать которого постоянна занята и уделяет ему мало времени, однажды заболев, замечает, что мама не ушла на работу, сидит у его постельки, ласково с ним разговаривает, гладит по головке. Ребёнок понимает, что причиной такой перемены является его болезнь, и в следующий раз может пожаловаться: «Мамочка, у меня животик болит, пожалей меня!» - хотя физически чувствует себя нормально. Увидев у подружки дорогое нарядное платье девочка хвастается: «А мне папа много таких платьев из Москвы привёз!» - хотя в действительности отец в семье не живёт, а мать не в состоянии покупать ей такие наряды.

К лжи «ради выгоды» обычно прибегают дети из семей с потворствующей гиперпротекцией или с гипопротекцией. Внешне противоположные причины приводят к одному результату: «кумир семьи» требует жертв, а «заброшенный» ребёнок пытается получить какие-то внешние проявления любви и заботы с помощью обмана.

Бывает, что безответственные родители своим примером приучают ребёнка ко лжи, как к чему-то естественному, на словах внушая, что «врать нехорошо», а потом удивляются, в кого это малыш такой лгунишка. Например ребёнок может услышать, как мать говорит по телефону, что мужа нет дома, в то время, как отец лежит на диване или занят домашними делами. Иногда от подобного рода лжи родители и сами просят ребёнка. Мать посылает ребёнка открыть дверь и предупреждает: «Если это тётя Катя, скажи, что я ушла в магазин». После подобных «упражнений» во лжи, ребёнок, уличённый в обмане родителей, искренне не понимает, за что его ругают.

Ложь ребёнка-дошкольника обычно легко распознать, так как в этом возрасте дети ещё не умеют притворяться и их обман бывает буквально «написан на лице», но прежде, чем ругать и наказывать за обман, взрослым стоит задуматься, что послужило его истинной причиной, и постараться «вылечить болезнь, а не её симптомы».

Там, где есть доверие, нет места лжи.

Фантазирование, в отличие от лжи не связано с приобретением каких-то реальных выгод или желанием избежать наказания.

Значение фантазии в жизни ребёнка очень велико. В стремлении что-то сочинять, придумывать проявляется способность ребёнка к творчеству. Воображение, фантазия необходимы и взрослым. Не будь фантазии, не были бы созданы великие произведения мировой литературы, музыки, живописи. Мы не смогли бы любоваться красивыми зданиями, цветниками, не носили бы необычных украшений.

Однако у фантазии, как у медали, есть две стороны.

 

2. Упражнение «Две стороны медали»

Участники объединяются в 2 группы. Каждая группа получает круг — 1 из сторон медали. Родители пишут на светлой стороне положительное значение детского фантазирования, на тёмной — какой вред может нанести ребёнку увлечение фантазированием.

Затем стороны медали соединяют между собой и представители от каждой группы зачитывают, что они написали.

 

Комментарий :

Фантазия помогает ребёнку погрузиться в игровую ситуацию, преобразовать имеющиеся под рукой предметы в те, которые нужны для данной ситуации. Палочка превращается в шприц, сдвинутые стулья — в автобус, диван — в космический корабль, лист лопуха с разодранным на тонкие нити черешком — в девочку с длинными волосами и т. д..

Фантазия — источник творчества. Она помогает ребёнку придумывать сказки, стихи, новые игры, создавать рисунки и поделки из разных материалов. Фантазия — один из способов познания окружающего мира. Малыш представляет себе то, чего он сам не видел, но о чём слышал от окружающих. Он с помощью фантазии, пусть и не всегда верно, объясняет для себя различные явления действительности.

Зачастую детское фантазирование выполняет защитную функцию. Дети, переживающие затяжной семейный конфликт, развод родителей или обладающие чувствительной нервной системой, не понятые и не принятые окружающими, «белые вороны» среди сверстников, «не от мира сего» придумывают свой мир, в котором им хорошо, комфортно, в котором они занимают высокий статус (принцесса, король, рыцарь, супер-герой), их любят и уважают. Если в этом мире им приходится встречаться со злом, они борются с ним и непременно побеждают, потому что обладают большой силой, храбростью или имеют могучего защитника, верных друзей. Обычно это дети, начиная со старшего дошкольного возраста, растущие в окружении взрослых и мало общавшиеся со сверстниками до поступления в ДОУ, рано научившиеся читать, которых активно развивают в интеллектуальном плане. Следовательно, они обладают большим, по сравнению с ровесниками, объёмом «строительного материала» для своих фантазий. В своём придуманном мире такой ребёнок может жить иногда месяцы и даже годы. Примеры подобных фантазий мы видим в повестях Л. Кассиля «Кондуит и Швамбрания», В. Крапивина «Тень каравеллы».

Бывает, что такое защитное фантазирование приводит к нарушению психофизиологического развития, уходу от деятельности. «Бегство в мир фантазий» должно служить для родителей и педагогов сигналом, что ребёнку неуютно в реальном мире. В этой ситуации необходим большой такт со стороны взрослых. Нельзя высмеивать фантазии ребёнка, запрещать ему придумывать. Если он доверяет взрослому, то, возможно, впустит его в свой мир. Это «путешествие» поможет взрослому понять проблемы воспитанника, помочь ему. Можно предложить ребёнку нарисовать карту своей придуманной страны, её жителей, себя в этой стране или вылепить персонажи из пластилина. В то же время, следует увлечь его какими-то интересными делами, в которых он сможет продуктивно использовать своё богатое воображение, помочь подружиться с другими детьми, чтобы вернуть в реальный мир. Научить использовать в жизни те качества, которые помогали ему добиться успеха в воображаемых ситуациях, помочь поверить в свои силы и возможности. И может быть, когда этот ребёнок вырастет, он напишет красивую сказку о своём мире и в детской литературе появится новая Нарния или страна Оз, удивительными приключениями в которой будут зачитываться дети не одного поколения.

Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка. В рисовании раскрывается его внутренний мир. Ведь рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. Рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать, анализировать, сравнивать, сочинять и воображать. Благодаря этому у ребенка обогащается словарный запас, формируется связная речь.

Но важно помнить, что для рисования нужно использовать не только стандартные техники, но и нетрадиционные. К ним относятся:

  • рисование ладошкой;
  • рисование кончиками пальцев;
  • печатаем листьями на бумаге;
  • узор из точек (ватные палочки).

3Показ и анализ рисунков детей с использованием нетрадиционных методов рисования.

4. Совместное рисование родителей с детьми.

А сейчас мы предлагаем Вам окунуться в мир детства, где станете для детей единомышленниками, партнерами и друзьями.

5. Выставка работ.

Надеемся, что Вы провели свой вечер с пользой для себя и Вашего ребенка.

Помните:

1. Никогда не критикуйте работы ребенка, чтоб он не отказался от занятий рисования.

2. Старайтесь ничего не дорисовывать в детских рисунках, этим Вы даете понять, что он сам не может хорошо нарисовать.

3. Поощряйте.

4. Объясняйте, что главное – это не рисунок, а его фантазия.

5. Рисуйте вместе с ребенком.

 

 

6. Завершение собрания. Рефлексия.

Участники по кругу высказывают свои впечатления от собрания:

  • Считаете ли Вы, что сегодняшнее собрание принесто вам какую-то пользу?
  • Узнали ли Вы что-либо новое?
  • Было ли Вам интересно?
  • Выразите, пожалуйста одним словом свои впечатления.

 

 

Литература

  1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребёнку? Учебно-методическое пособие – Спб.: Речь, 2008.
  2. Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
  3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционнная работа с гиперактивными, анрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: Генезис, 2000.
  4. Психолого-педагогические аспекты организации работы по профилактике асоциального поведения в образовательной среде: Материалы областной научно-практической конференции. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО “Институт повышения квалификации работников образования, 2010.
  5. Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. / Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе. Тема урока: Почему люди фантазируют. С.Козлов «Звуки и голоса» Программа: УМК «Перспективная начальная школа»

Урок предъявления новых знаний подготовлен и проведен с позиции системно-днятнльностного подхода...

Статья. Организация внеурочной деятельности в рамках кружка "М и Ф"( мастерим и фантазируем)

Статья содержит общие сведения о внеурочной деятельности и программу работы кружка "М и Ф"( мастерим и фантазируем)...

План-конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме «Пытаемся понять, почему люди фантазируют»

    План-конспект урока  литературного  чтения в 3 классе по  программе  «Перспективная  начальная  школа» учителя  начальных  классов МБОУ СОШ...

Я фантазирую и мечтаю. Необычное в обычном. А.С.Пушкин «Воротился старик ко старухе», Р.С.Сеф «Чудо», В.В.Лунин «Я видел чудо»

Презентация по литературному чтению на родном русском языке, 1 класс . Автор: Александрова...

Занятие на тему: "учитесь мечтать и фантазировать".

Целью занятия является ознакомление детей младших классов с понятиями "мечта" и "фантазия". Направлено на:  развитие фантазии у детей; развтитие у детей потребности выполнять ...