Занятие кружка "Я -исследователь"
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Насонова Марина Борисовна

Внеурочное занятие «Я – исследователь»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие «Я – исследователь»

Тема:  Искусство задавать вопросы и  отвечать на них»

Цель:   Учиться задавать вопрос  различной сложности . Практическое занятие по тренировке умений задавать вопросы.

Задачи:

Предметные:

  • Учащиеся научатся задавать вопросы о том, что именно дети хотели бы узнать о   природе или жизни обществаи с какой целью.
  • Стимулировать развитие интеллектуально – творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения;
  • создать условия для  формирования  представлений детей о вопросах;
  • помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.

Метапредметные:

  • познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме;   использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; проводить сравнение,
  • коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; допускать существование различных точек зрения; задавать вопросы по существу;
  • регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с    учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.

    Личностные:

формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование:Проектор,таблички,памятка.тетради.

Ход занятия:    

 

 

 

 

1.Актуализация новых знаний.

Самоопределение к деятельности.

 Прочитайте пословицы, записанные на доске.

  • Ученье – свет, а неученье – тьма.
  • Знание-сила.

-Как вы понимаете эти пословицы?

Сделайте вывод: Почему знания –это свет и сила?(знания помогают человеку больше замечать в окружающем мире использовать природу на благо людей)

 

-Мы будем учиться находить такие вопросы которые будут нам помогать находить истину.

-Какова цель нашего занятия кружка?

Мы узнаем….

Мы научимся…

Мы повторим…

Сегодня мы будем учиться задавать вопросы, для того.чтобы подтвердить, или опровергнуть гипотезу .Продолжим работу над своими исследовательскими работами.

2.Работа по теме.

Рефлексия

Физкультминутка

С древних времён человек стремился познать мир, в котором он живёт.У первобытных людей знаний о природе было мало, и поэтому они обожествляли силы природы.Сейчас даже у первоклассника знаний больше,чем у древнего человека.

Древние люди не знали, почему бывает гроза,какие силы природы вызывают её.и считали.что это гневается на людей бог-невидимый,но всесильный.

-Кто объяснит.что же происходит на самом деле?(дети.скорее всего не смогут объяснить это явление)

-Почему вы не смогли объяснить?(не хватает знаний)

-На какие вопросы вы ещё не знаете ответов, но хотели бы узнать?

-Как называют людей, которые задают много вопросов, хотят много знать?(Любознательные)

-Из каких частей состоит это слово?

Значит любознательный –это человек, который любит знания, задаёт много вопросов и хочет найти на них ответы.

Кого из людей можно назвать самыми любознательными?(Детей)

Часто родители называют вас почемучками.а ещё так можно назвать учёных.

Почему.как вы думаете?

Что помогает учёным ответить на вопросы?(Наука и научные открытия)

Мы с вами будем учиться задавать вопросы,но ведь это тоже наука.(Коучинг-искусство задавать вопросы). 

Умение задавать вопросы, которые стимулировали бы творческий поиск человека, выводили его из тупиков – это сердце коучинга. 
Такие вопросы называют
 открытыми. Используются с целью сбора информации. Открытые вопросы – это вопросы, которые предполагают множественные ответы. В противоположность им закрытые вопросы предполагают ответ либо «да», либо «нет». Открытые вопросы начинаются со слов «Как?», «Когда?», «Где?», «Для чего?», «Зачем?», «Кто?», «Что?» Они не оценочные и устремлены в будущее. , Вопрос, начинающийся со слова «Почему?» требует пуститься в анализ прошлого, поиск причин происходящего. Вопросы «зачем?» и «для чего? превращают проблемы в задачи и ориентируют на будущее решение.http://sorazvitie.ru/sites/default/files/vopros.jpg

Рекомендации при задавании вопросов

1.    Задавайте вопросы по одному.
2.    Делайте паузы после вопросов.
3.    Дождитесь ответа. Воздержитесь от своих ответов.
4.    Слушайте внимательно (активно) клиента.
5.    Задавайте вопросы уверенным тоном голоса.

Вывод:  Какие бываю вопросы?С какой целью  они произносятся?

3.Фронтальная практическая работа

Просмотр фрагмента мультфильма Почемучки

Индивидуальная работа по своим темам исследования

Практикум по задаванию вопросов по картине.

C:\Users\Andy\Desktop\0_223de_5fd81c9c_XL - копия.jpg

Почему?

Как?

 Когда?

 Где?

 Для чего?

 Зачем?

 Кто?  

Что?  

-Какие вопросы вы не задали,а в мультфильме дети задали? Какие цвета у радуги?

(кстати такую же тему брала Настя Р.и пробовала ответить на этот вопрос, проведя исследование. (ответ каждый охотник желает знать где сидит фазан)

Работа по тетрадям.

Какой у нас вопрос не звучал?

-Вы в своих исследовательских работах тоже пытаетесь найти истину.познавая окружающий мир. Как вы организуете своё исследование?Как пытаетесь ответить на вопрос.?На какие вопросы вы уже можете дать ответ?

Работа по тетради(Я-исследователь с. 7)

4.Практикум в группах.

5.Рефлексия.

6.Итог

Составить максимальное количество вопросов для детального анализа картины.

C:\Users\Andy\Desktop\6561557 - копия.jpgC:\Users\Andy\Desktop\d6f9f_0_91b6f_3da289d4_orig.jpg

Как?

 Когда?

 Где?

 Для чего?

 Зачем?

 Кто?  

Что??

Соревнования команд:по очереди команды задают вопросы противоположной команде.(выигрывает команда задавшая большее количество вопросов)

-Какую цель ставили перед занятием?

-Научились ли мы задавать вопросы различной сложности?

-Для чего мы этому учились?

  Самооценка по шкале:

Я владею искусством задавать вопросы…

Я умею отвечать на вопросы…

Продолжить работу над своей темой. Накапливать материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Знайкины посиделки" занятие кружка "Почемучка" (исследователи)

Цель: развивать познавательную активность детей в игровой форме, познакомить с этапами, формами и методами научного исследования. ...

Занятие кружка "Я - исследователь" по теме "Почему болят зубы"

Занятие по внеурочной деятельности  с использованием   методики исследовательской деятельности А. И.Савенкова....

Занятие кружка по внеурочной деятельности "Юный краевед- исследователь" по теме "Игра: прошлое и настоящее. Работа с источником информации"

Занятие  построено в соответствии с требованиями ФГОС. В основе лежит системно- деятельностный  подход, который опирается на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся. ...

Занятие кружка Я - исследователь. Наблюдения и эксперименты

Занятие создаёт условия для формирования умений наблюдать и экспериментировать. Дети, наблюдая за перьями птиц приходят к выводу, что перья птиц разные по форме, размеру и цвету; они прочные и уп...

Занятие кружка Я - исследователь. Экспресс-исследование "Какие коллекции собирают люди"

На занятии создаются условия для формирование исследовательских умений у младших школьников, определеяется самобытность каждого ребёнка через раскрытие его увлечений,  через знакомств детей с увл...