Классные часы.
классный час (3 класс) на тему

Татьяна Михайловна Суханова

Классные часы для учащихся начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Завтра будет Рождество,
завтра будет праздник!

Внеклассное занятие

3-й класс

Тема. «Православные традиции русского народа. Рождество».

Цели. Познакомить детей с древними традициями празднования Рождества, историей возникновения обрядов и традиций.

Оборудование. Стол, накрытый старинными скатертями, самовар, связка баранок; угощение для колядников (конфеты, пряники); свечи; костюмы для инсценировки; две скамейки.

ХОД ПРАЗДНИКА

Ведущий 1. Мы рады видеть дорогих гостей в нашем зале и знакомые лица ребят!

Ведущий 2. Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать в нашу школу!

Ведущий 1. Здравствуйте, ребята! Сегодня вы снова оказались в зале, где мы с вами продолжим разговор о православных традициях русского народа. Вы готовы слушать, смотреть и принимать участие в нашем празднике? Спасибо! Теперь усаживайтесь поудобнее.

Слава русской стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну!

В старые времена на Руси люди особо относились к православным праздникам. Готовились к ним заранее: соблюдали пост, ходили в церковь, добрее становились друг к другу, прощали обиды.

Ведущий 2. Ребята, а знаете ли вы, какой праздник отмечает православный народ 7 января?

Дети. Рождество Христово!

Ведущий 2. Кого славит народ в этот светлый праздник?

Дети. Иисуса Христа.

Звучит мелодия рождественской песни. Дети со свечами проходят на сцену и садятся. На левой части сцены на одной скамье сидят внук и бабушка, на правой части сцены на второй скамье – внучка и бабушка.

Разыгрывается сценка.

Внук. Бабуля, а почему этот праздник называют Рождеством Христовым?

Бабушка. А потому, душа моя, что явился в этот мир Младенец Иисус.

Родился Он в пещере скромной.
Пришел Он, чтобы мир спасти.
Он и есть Спаситель мира.
Весь православный люд отмечает
Этот праздник светлый.

Внук. Бабуленька, но почему же я не могу увидеть Бога среди Небесного Чертога?

Бабушка. А Он, душа моя, во всем:

Во всем, что окружает нас.
И когда мы Молитву читаем
Перед сном, то каждый раз
У Бога мы бываем.

Внук. Ах, бабушка, какой это чудесный праздник – Рождество Христово!

На сцену выходят дети, читают стихи.

Ученик 1.

Праздник великий
Настал уж снова.
Всюду веселье,
Пиры, торжество...
Вспомни, какое
Поведал Он слово,–
Тот, чье справляем
Мы Рождество.

Ученик 2.

Если в этот день на время
Вспомнит кто-нибудь из нас
Про Младенца в Вифлееме
Чудно-радостный рассказ

Ученик 3.

И в душе светло и жутко,
Словно кто-то ходит там.
Это Сам Христос-Малютка
Постучался в сердце к вам.

Ученик 4.

Я смотрю на небес высоту
И на Божью вокруг красоту,
Вижу, как просыпается мир,–
И как будто в природе пир!

Ведущий 1.Давайте послушаем разговор в другой избе.

Разыгрывается сценка.

Внучка. Бабуля, а почему по всему свету в этот день принято наряжать именно елочку, а не какое-то другое деревце?

Бабушка. Ох, внучка моя милая, об этом тоже целая история. И ты обязательно должна узнать ее. Эту историю мне поведала моя бабушка, когда я была маленькой.
Когда Христос родился, все деревья подошли поздравить его и принесли подарки. У кого что было: яблоня – яблоки, маслина – оливы, пальма – пахучее масло, орешник – орехи. Одна лишь елочка стояла в отдалении и не приближалась.
– Что же ты не подойдешь поздравить Младенца?
– Я ведь колючая, я боюсь уколоть Маленького, – ответила она.
– Ах ты, добрая, печальная елочка!
За это наградил ее Младенец и сделал так, что в день Его рождения елку украшают яблоками, золочеными орехами, сладостями и всякими игрушками.

Ведущий 1. В деревне сохранились обычаи, предания и приметы праздника – старые, старинные, а иногда и древние. Кажется, сама земля, на которой стоит село, бережет все то, что накопила народная мудрость. В ночь перед Рождеством (сочельник) хозяева подворья старались быть особенно добрыми не только друг к другу, но и к домашним животным. Они в эту ночь забирали к себе в избу маленьких животных и старались их накормить, обогреть, приласкать.

Ведущий 2. Ребята, какой веселый обряд в праздновании Рождества дошел до нашего времени?

Дети. Колядование.

Ведущий 2. Кто из вас знает, что значит колядовать?

Дети. Ходить по домам с поздравлениями и петь колядки.

Ведущий 2. А что такое колядки?

Дети. Народные песни про Рождество Христово.

Ведущий 2. А вы знаете колядки?

Дети. Да!

Ведущий 2. Познакомьте и нас с ними!

Дети, по желанию, выходят из зала, поют колядки и получают угощение.

Ученик 1.

Сеем, сеем, посеваем,
С Рождеством
Всех поздравляем!
На Новый год,
На новое счастье,
Уходи, ненастье,
Прекратись, несчастье.

Ученик 2.

Желаем счастливого Нового года!
Успеха во всех начинаньях!
Хорошей погоды!
Пусть сбудется все,
Что у вас на примете!
Пускай почитают родителей дети!

Ведущий 1. А теперь, ребята, послушайте колядки в музыкальном исполнении.

Дети поют «Коляду» и песню «В ночном саду».

– Разное было время, разное было и настроение. Люди старшего возраста в своих песнях старались выразить свою нелегкую жизнь в те времена.

Исполняется русская народная песня «Лучинушка».

– После колядования, набрав достаточно еды и угощений, молодежь шла в посиделочную избу ужинать. После ужина начинались игры, хороводы, частушки.

Дети исполняют частушки.

Ученик 1.

Кружит ветер фонари
На реке Фонтанке.
Спите, дети, до зари,
С вами добрый Ангел.

Ученик 2.

Начинает колдовство
Домовой-проказник.
Завтра будет Рождество,
Завтра будет праздник.

Ученик 3.

Каждый что-нибудь найдет
В варежке и шапке,
А соседский Васька-кот
Спрячет цап-царапки.

Ученик 4.

Звон, фольга, как серебро,
Розовые банты.
Прочь, бумага, прочь, перо,
Скучные диктанты!

Ученик 5.

Будем весело делить
Дольки апельсина,
Будет весело кружить
Елка-балерина.

Ученик 6.

То-то будет хорошо,
Смеху будет много!
Спите, дети, я пошел.

Дети (хором). Скатертью дорога!

Ведущий 2. Не забывали крестьяне и о зиме. Это она им несла отдых после всех полевых работ. А как радовались ребята первому снегу!

Всеми участниками исполняется песня «Как на тоненький ледок».

Ведущий 1. 

Птицы, звери, деревья, и дети,
И цветы на окошке твои –
Все, что с нами живет на планете,
Жить не может без нашей любви.

Ведущий 2. 

Где бы сердце вам жить ни велело:
В шумном свете иль сельской тиши –
Расточайте свободно и смело
Драгоценности вашей души.

Ведущий 1. Вот и подошел наш праздник к концу. Ребята, несите в ваши семьи и берегите огоньки добра и любви, которые мы стараемся зажечь в ваших сердцах на нашем празднике. Я попрошу вас похлопать нашим юным артистам за их старание на этом празднике.

 

МОУ»Ардатовская СОШ»

Внеклассное занятие

3-й класс

Завтра будет Рождество,
завтра будет праздник!

                                 

                                                                                Провела: Суханова Т. М.

2009 г.



Предварительный просмотр:

Итоговое родительское собрание в первом классе

Цель собрания: 

  • подвести итоги совместной деятельности учителя, учащихся и родителей за учебный год;
  • определить перспективы на будущее.

Задачи: 

  • Отследить динамику психического и физического развития детей за учебный год;
  • Выявить индивидуальные проблемы в развитии детей и наметить пути их преодоления; Способствовать развитию инициативы родителей, умению общаться;

Продолжительность собрания: 1 час 30 минут

Форма проведения: родительский вечер

Оборудование: 

  • выставка творческих работ детей (рисунки, поделки),
  • экраны настроения,
  • памятки,
  • анкеты,
  • жетоны,
  • музыкальное сопровождение,
  • благодарственные письма,
  • подсвечник со свечой.

Подготовка:

  • оформление выставки работ учащихся;
  • оформление вместе с детьми пригласительных билетов;
  • анкеты, памятки и благодарственные письма для родителей для родителей;
  • подготовка выступления классных руководителей по итогам года в номинациях;
  • проведение репетиций песен, танцев с детьми.

Приёмы получения обратной связи от родителей:

  1. Анкетирование.
  2. Работа по группам.
  3. Конкурс “вопрос-ответ”.
  4. Советы родителей из опыта воспитания детей в семье.

План проведения родительского собрания:

  1. Вступительное слово классных руководителей.
  2. Награждение по номинациям.
  3. Работа родителей в группах.
  4. Вручение памяток для родителей.
  5. “Весёлая переменка” (конкурс для родителей).
  6. Анкетирование.
  7. “Зажги свечу” (минута откровений).
  8. Заключительное слово классных руководителей.

Сценарий проведения родительского собрания

1.Вступительное слово классного руководителя

-Добрый вечер, уважаемые родители!

-Большое спасибо тем, кого заинтересовала тема собрания.

-Мы рады новой встрече с вами!

-И поскольку эта встреча проходит в конце года, давайте вместе подведём итоги, подумаем о работе над ошибками, отметим достижения, оценим результаты.

-Каким он был для нас, первый учебный год? 

2.Награждения по номинациям.

  • Самый успешный
  • Самый сильный и ловкий
  • Самый музыкальный
  • Самый весёлый
  • Лучший художник
  • Лучший читатель
  • Самый здоровый

Родителям вручаются грамоты по номинациям, где их ребёнок добился лучших результатов (важно, чтобы каждый ребёнок был отмечен).

Заканчивают награждения по номинациям 2 номера художественной самодеятельности. – А что помогло ребятам добиться успехов? Давайте спросим родителей. (Ответы родителей).

3.Работа в группах родителей.

- Конечно, только когда ребёнок здоров, он справляется со всеми трудностями, активно участвует в школьной жизни. Но, к сожалению, у нас есть ребята, которые часто болеют, попускают занятия по болезни, им трудно справиться с теми требованиями, которые предъявляет программа первого года обучения. Давайте попробуем дать советы родителям этих ребят.

( Родители заранее занимают места, согласно взятому жетону, в результате чего образуются 5 рабочих групп).

1 группа “Если хочешь быть здоров, закаляйся”

Сообщения о формах закаливания (босохождение, принятие солнечных и воздушных ванн, водные процедуры).

2 группа “Культура питания”

Сообщения о рациональном питании, витаминах, гигиене питания.

3 группа “ Зелёная аптека”. 

Рецепты здоровья: лекарственные растения, которыми вы пользуетесь для лечения и профилактики заболевания детей, средства народной медицины.

4 группа “Движение – жизнь”.

Режим дня, прогулки на свежем воздухе, гимнастика, лыжные прогулки.

5 группа “Садимся за уроки 

Рабочий уголок ребёнка, соблюдение санитарно-гигиенических норм при выполнении домашнего задания.

- Мы надеемся, что все советы и рекомендации, предложенные вами, помогут сохранить и укрепить здоровье ваших детей.

4.Вручение памяток для родителей

В свою очередь, мы на уроках, классных часах, внеклассных мероприятиях тоже стараемся сохранять и укреплять здоровье ваших детей. (Краткое комментирование слайдов, где дети занимаются на уроке физкультуры, делают физминутки на уроках, играют на свежем воздухе, уроки здоровья, турслёт, Масленица, День Здоровья.)

5. “Весёлая переменка” (конкурс для родителей)

-Мы видим, что ребята повзрослели, а вы готовы перейти во второй класс?

  • Вспомните расписание своего ребёнка в среду.
  • Назовите полный почтовый адрес школы вашего ребёнка.
  • За какой партой сидел ваш ребёнок последнее время?
  • Как зовут лучшего друга вашего ребёнка в классе?
  • Как зовут директора школы, в которой учится ваш ребёнок?
  • Какие слова приветствуют вас при входе в школу?

- Вот какие у наших ребят родители: всё про них знают, во всём готовы помочь.

6.Анкетирование родителей (для определения плана работы на будущее).

7. “Зажги свечу” - Минута откровений.

-Учителя сердце как пламя пылает,
И светом любви детям путь освещает.
И каждому место найдётся у сердца,
И каждый теплом этим может согреться.

- Вот и закончился учебный год. Каким он был для вашей семьи? Что вас порадовало, а что огорчило? Просим поделиться вас своими переживаниями.

(Родители, передавая свечу, под музыкальное сопровождение, высказывают свои мнения)

8.Заключительное слово классного руководителя.

(Под музыкальное сопровождение)

-В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой как солнце. Оно несет тепло всем-всем. Пусть оно освещает вам дорогу в этой нелегкой жизни.

Литература:

Н. И. Дереклеева “Новые родительские собрания: 1-4 классы” М.: “ВАКО”, 2006

МОУ «Ардатовская СОШ»

Итоговое

родительское собрание в первом классе                        

   

         

                             

                                                                               Провела: Суханова Т. М.

                                                  2008 год



Предварительный просмотр:

Как воспитывать читателя (беседа)

 Цель – прививать интерес к чтению, воспитывая грамотного читателя

     Cредства массовой информации воздействуют на наших детей каждый день около 5 часов. Они таят в себе серьезные опасности и могут повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка, но и для его психического развития.

А вот наш с вами арсенал – добрые книги, воспитывающие нравственную личность. Я говорю наш, потому что мы с вами единомышленники, коллеги.

Вы, родители детей 8– 9-летнего возраста. Именно в этом возрасте закладываются основы читательской культуры. Если сейчас ребенок не полюбит книгу, он не полюбит ее никогда, ведь современных молодых людей называют не читающим поколением.

Любопытны следующие сведения ЮНЭСКО по опросу подростков за 2007 г.

Много читают – 16, 6 %;
Читают легкое на досуге – 29,9%;
Читают для учебы - 49%;
Не любят читать - 17,2%.

Цифры, согласитесь, удручают.

А кто из нас не мечтает видеть своих детей здоровыми и счастливыми! Кто не хочет научить своего ребенка тому, как он может добиться успеха. Для этого, прежде всего маленький человек должен научиться читать.

Сегодня мы с вами должны найти пути приобщения детей к чтению.

Растить читателя…

- Зачем? - спросят многие? В наш век информационных технологий, тотального наступления Интернет, экран становится главным воспитателем ребенка. Дети смотрят со взрослыми все подряд; рекламу, боевики, ужастики, мыльные оперы, поскольку хороших, специально созданных телепередач крайне мало. Последствия этого становятся все более очевидными. Вот некоторые из них.

1. Отставание в развитии речи т. к. дети позже начинают говорить,

их речь бедна и примитивна. Специальные исследования показали, что в наше время 25% 7- летних ребят страдают нарушением речевого развития. В середине 7-х годов XX века дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. Таким образом, за последние 30 лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз.

2.Многим детям трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения. Им необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана.

3. Резкое снижение фантазии и творческой активности ребят. Они теряют способность и желание чем-то занять себя, предпочитая нажать кнопку телевизора и ждать новых готовых развлечений.

4. Повышение детской жестокости и агрессивности. Подростки бьют друг друга не потому, что они злые или коварные и не ради достижения какой то цели, а просто так, потому что на душе пусто и хочется острых ощущений.

Сказанное мной выше не означает призыва исключить компьютер и телевизор из жизни и воспитания детей. Однако предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами 9 -летнего возраста, когда ребята уже готовы к ее использованию по назначению, когда экран будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами и не главным воспитателем.

“Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение” Я согласна с высказыванием А. П. Чехова.

Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг. Ведь приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем путь к одному из важных источников информации, мы делаем более важное дело:

- защищаем его душу;
- питаем ум и сердце;
- побуждаем к самосознанию;
- содействуем творческой самореализации личности и ее жизнестойкости, в каких бы сложных ситуациях она не оказалась.

Пока ребенок мал, взрослые с удовольствием читают ему книги. Когда же он идет в школу, то облегченно вздыхают, надеясь, что вот теперь- то отдохнут. Это неверно. В этот период особенно важно обсуждать прочитанное с ребенком, совместно решать проблемные ситуации. А как нужна ваша помощь при выборе книги и дома, и в библиотеке!

Анкетирование, проведенное мною в классе, указало еще на один тревожный факт: только третья часть семей практикует семейное чтение. А вот назвать книгу, которую прочитал ребенок недавно, смогли лишь 7 родителей. Прекрасно, что наши дети любят читать сами. Так давайте поддерживать этот огонек похвалой, а не ругать за медленное, порой неправильное чтение. Тогда через несколько лет на вопрос родителей “ Ну, как книга?”- не последует безразличный ответ: “ Нормально”

Давайте искать пути- дороги, чтобы заинтересовать ребят, чтобы вместе с ними отправиться в увлекательное путешествие по страницам книг. Поверьте, это нелегкий труд.

1.Вначале надо найти ключик и “открыть дверь в библиотеку”.

Читая с ребенком постоянно, вы обязательно заметите, какие книги ему нравятся больше, какие он лучше понимает. Если он читает только комиксы и примитивные издания – воздержитесь от критики. Помните: он читает! Ищите позитивные и эффективные пути продвижения к его душе более значимых книг. Вам на помощь всегда придут библиотекари.

2. Следующий ключик откроет вам дверь в комнату организации вечеров семейного чтения.

Эти чтения уходят своими корнями в дворянское воспитание, воспитание истинных интеллигентов. Примером тому может служить семья Ф. Достоевского, где глава семьи читал вслух своим домочадцам “ Историю государства Российского” Карамзина и его “Бедную Лизу” Поэтому и вырос в этой семье великий гуманист – писатель Ф.М. Достоевский.

Представьте: вечер, вся семья в сборе. Все сидят на любимых местах, в комнате покой и уют. Кто-то из членов семьи читает вслух книгу. Важна атмосфера чтения и слушания. В такие вечера в гостях могут быть и друзья детей. Предлагаю следующие книги для совместного чтения: Л.Кэрролл “Алиса в стране чудес”, Н. Носов “ Приключения Незнайки и его друзей” сказки Г. Х Андерсена. Это умные и добрые книги, трудные для самостоятельного чтения младших детей.

Вы можете их обсуждать, используя данный алгоритм, кстати, это и есть один из модулей, который я использую на уроках литературного чтения.

3.Включайте в круг семейного чтения детские журналы “Читаем вместе”, “Семейное чтение”, “Читайка”, “Колобок”. Эти журналы помогут создать аптеку для души вашего ребенка.

4. Помогайте ребенку вести читательский дневник, который способствует развитию читательских умений: учит понимать текст, пересказывать его и сочувствовать герою.

Автор книги

Название книги

Отзыв

Помогут вам приобщить детей к миру художественной литературы тетради на печатной основе: “ Читательский дневник”, “ Литературное чтение”, которые вышли в издательстве “Лицей”, авторов Л. С. Васильевой, О. А. Шаповаловой.

Показывайте ребенку свою заинтересованность в его чтении. Будьте Великим Проводником в мир книг, а не Великим Погонщиком и Оценщиком того, что и как читает ваш ребенок.

Дайте ему уверенность в том, что вам интересно и полезно его чтение.

Поощряйте его чтение вслух.

Обсудите прочитанное: удивитесь, обрадуйтесь, ужаснитесь вместе с ним. Все это не сложно.

И если вы последуете этим советам, то незаметно для себя, воспитаете Настоящего Читателя. Вашему ребенку будет намного легче учиться. Он будет знать, чем занять свое свободное время. Он с легкостью будет находить и творчески перерабатывать любую информацию. И все это обязательно приведет его к успеху.

Свое выступление я хочу закончить словами Томаса Маколея – английского историка и видного политического деятеля 19века.

“….Если бы мне предложили стать королем- хозяином дворцов, садов и слуг, кормили вкусными- вкусными обедами… укладывали спать в мягкую- мягкую постель, наряжали бы в роскошные одежды- с единственным условием, чтобы я не читал книг - я бы ни за что не согласился. Лучше я буду бедняком и стану жить на чердаке, но со множеством книг, чем королем – но без библиотеки”.

Я буду рада, если алгоритм, составленный для вас, родителей, поможет вам в нелегком труде воспитания читателя. Успехов вам!

Алгоритм семейного чтения

 Цель – прививать интерес к чтению, воспитывая грамотного читателя.

1. Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату.
2. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и имя автора, название книги.
3. Читайте вслух с ребенком не менее 10-15 минут в день. (Работайте в паре)
4. Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова.
5. После прочтения спросите у ребенка, понравилось ли ему произведение, чем?
6.Попросите его рассказать о главном герое, главном событии.
7.Какие слова и выражения запомнились, чему научила книга?
8. Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить наизусть отрывок, если это стихотворение.

Подведите итоги.

- Достигнута ли цель?
- Захотелось ли вашему ребенку продолжить знакомство с другими книгами этого автора?

МОУ «Ардатовская  СОШ»

Б е с е д а

на тему:

                                                                                   

                                                                                       Провела: Суханова Т. М.

2009



Предварительный просмотр:

Классный час

Тема:

                    Провела: Суханова Т. М.

                    учитель начальных классов

                    МОУ «Ардатовская СОШ».

                                                              2009

 Цели: 

    1. Познакомить детей с государственной символикой Республики Мордовия.

    2. Обратить внимание учащихся на произведения искусства мордовского народа.

    3. Развивать творческие способности.

    4. Привитие любви к родному краю, гордости за свой народ, знание и умение  ценить традиции своего народа.

Оформление: 1. Выставка книг мордовских писателей.

                         2. Рисунки детей на тему: «Моя Мордовия».

                         3. Стенд «Символы Мордовии»

                         4. Слова Н. Языкова о родном крае.

Оборудование: 1. Мультимедийный проектор, экран, слайдовая презентация.

                            2. Баян, мордовские музыкальные инструменты.

                            3. Магнитофон, запись гимна, запись мордовского танца.

                ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

  1. Звучит Гимн Мордовии.

  1. Приветственное слово (на мордовском и русском языке)

-  Шумбратадо!

-  Здравствуйте!

- Кеме шумбрачи тенк, вечкевикс инжеть. Кинярдтанок вастомс тынк минек тирень школасо!

- Доброго здоровья, вам гости дорогие. Мы рады приветствовать вас в стенах нашей школы!

  1. Никул  Эркай         Родимый край…

… Родимый край! Тобою я живу!

Я – в каждом колосе, в былинке каждой.

Где б ни был я – с неутолимой жаждой.

Родимый край, тобою я живу!

Мне без тебя на свете жизни нет.

Ты – вдохновенье, ты – мое дыханье.

             Ты – всех моих рассветов полыханье.

Мне без тебя на свете жизни нет.

Все отдаю, родимый край тебе:

Порыв души, полет счастливой строчки.

Все, от начала до последней точки.

Все отдаю, родимый край тебе.

Я раздаю по каплям кровь свою

Родным лесам, полям отчизны милой,

Чтоб все цвело и наливалось силой,

Я раздаю по каплям кровь свою.

             Какое счастье – нужным быть земле,

Стать рушником для рук твоих усталых,

Сиять веселой лампочкою в залах…

Какое счастье – нужным быть земле!

  1. Вступительная беседа

- Сегодняшний наш классный час мы посвящаем нашему родному краю. Неслучайно прозвучало стихотворение нашего земляка.

- Как вы понимаете последнюю строчку стихотворения:

Какое счастье – нужным быть земле!

- А что мы называем родным краем?

- В какой республике мы живем?

- А в какой стране?

- Назовите главные города России и Мордовии.

- Как сказать иначе – главный город?

  1. Сообщение учителя:

- РМ имеет свою государственную символику, как и любая страна, любая республика. Мы с вами уже говорили о символах России, поэтому вы должны знать: что мы называем государственными символами?

- Что такое гимн? Где он может звучать?

  •  Гимн РМ мы прослушали в начале урока. Это музыкальный символ государства. Он может звучать во время торжественных мероприятий государственного значения, на спортивных праздниках в честь победителя и в других важных   случаях.

     Автор музыки Нина Васильевна Кошелева, которая родилась и выросла в Мордовии,  проживает в г. Саранске. Она является Членом Союза композиторов России, заслуженный деятель искусств Мордовии.

Стихи  гимна написал Сергей Васильевич Кинякин, житель г. Саранска, Член Союза писателей России, заслуженный поэт Мордовии.

Гимн звучит на трех языках – эрзянском, мокшанском и русском, подчеркивая тем самым единство русского и мордовского народа.

  • Андрей Степанович Алешин является автором флага РМ, член Союза художников России, живет в г. Саранске.

Флаг – прямоугольное полотнище, состоит из трех горизонтальных полос: мареновая (темно-красная, красят корнем подмаренника), белая и темно-синяя. Аналогичные цвета использованы на цвете флага России. Это сходство неслучайно, ведь мордовский народ и русский народ уже 1000 лет вместе.

Малиновый цвет на флаге означает животворящее начало, темно-синий – напоенная влагой плодородная земля, белый – чистота и мудрость. Ширина полос – ¼  от ширины флага синяя и красная полосы. На широкой белой полосе располагается восьмиконечная розетка – символ солнца, тепла и доброты.

- Где в жизни мы можем увидеть флаг?

  • На гербе, автор которого Николай Дмитриевич Чикринев, педагог МГПИ, мы видим французскую форму щита. Щит часто используется в гербах, т.к. каждому народу приходилось отстаивать свою землю, свободу, независимость. На щите цветов флага еще один щиток с изображением древнего герба г. Саранска: в серебряном поле лисица и три стрелы, расположенных вертикально сверху вниз. На гербе мы видим гривну, женское украшение золотого цвета, как символ древнего происхождения, красоты и богатства мордовского края. 7 орнаментов – 7 городов РМ. Золотые колосья пшеницы – символ процветания и национального единства, т.к.  на территории Мордовии дружно живут люди разных национальностей. Завершается герб солярным знаком.

- Скажите, что он означает?

- Где вы сталкивались с изображением герба?

- Назовите государственные символы.

  1. Искусство Мордовии

- Поэты, музыканты, художники, народные умельцы и люди искусства в своих произведениях прославляют родной край, свою малую родину. О ней картины Федота Сычкова и Валентина Попкова,  книги Якова Пинясова и стихи Никула Эркая, музыкальные произведения Яушева и Вдовина, всемирно известные скульптуры Степана Эрьзи. Этот список можно продолжать. Все они гордились тем, что родились и выросли в Мордовии.

(На фоне тихой мордовской музыки дети читают стихотворение, на экране демонстрируются картины художников Мордовии)

         

 Петр Гайне       Чачома край

Тонеть мораса те моронть

Чачома край келей ды валдо

Вечкса мон тоньть мазый тюсонь

Сон авань вановтсо сиялды.

Вечксынь паксят, виреть, лугат,

Шольниця ведеть домка лейсэ

Тон свал монь седейсэ гайгат

Морыця нармунень вайгельса.

Чачома край, тирень мастор

Эжди эйсэнь лембе седеть

Эльнить – кольнить, теке сазорт

Сурась ды Мокшась – валдо лееть.

Мокшо-эрзянь вечкевикс край!

Мон секс моросо шнан тонь эйсэ.

Што свал сыргостят валдо май

Гайтевстэ морыця седейсэнь.

  1. Мордовская народная песня «Кафто терат…»

- Мордовский народ – великий труженик. Знойными трудовыми днями некогда отдыхать. Но как вы знаете с песней и работа спориться, и на душе веселей.

  1. Тест.

- А теперь настало время узнать, кто был самым внимательным и хорошо усвоил символы Республики Мордовии.

1.Кто автор музыки гимна?

  1.  Н. В. Кошелева
  2.  А. С. Алешин
  3.  Н. Д. Чикринев

          - Уточните, что создали А. Алешин и Н. Чикринев.

  1. Что означает на флаге темно-синий цвет?
  1. Чистота и мудрость
  2. Животворящее начало
  3. Напоенная влагой плодородная земля

- Поясните, какие цвета означают варианты А и В.

  1. Что означают 7 орнаментов на гербе?
  1. 7 районов
  2. 7 городов
  3. 7 крупных рек

    4. На каком языке исполняется третий куплет гимна РМ?

  1.  Мокшанский
  2.  Эрзянский
  3.  Русский

    5. Какой цвет не используется на гербе?

  1. Темно-синий
  2.   Золотой
  3.  Оранжевый

  1. Задания «Пазлы»

- На вас огромная ответственность – вам необходимо правильно воссоздать элементы флага РМ.

(У детей - белая, синяя и красная полосы и солярный знак)

        - Из фрагментов составьте герб. Будьте предельно внимательны.

                                         (У детей пазлы с фрагментами герба)

  1. Итог. Подсчет жетонов.

- Большое количество жетонов свидетельствует о том, что вы неплохо усвоили государственную символику РМ. На память победителю и всем участникам вручаем карточки с изображением герба и флага РМ.

  1. Мордовский танец

- На щеках озорной румянец,

Мы танцуем МОРДОВСКИЙ ТАНЕЦ.

Внеклассное занятие « Встречай любовно стаи птичьи »

Цели :

1) с помощью поэтических , музыкальных образов способствовать развитию эмоциональной сферы , правильного оценочного суждения действительности;

2)познакомить с народными традициями встречи весны , способствовать сохранению фольклора;

3)показать отрицательное воздействие людей на жизнь птиц; формирование бережного, заботливого отношения к птицам;

4)расширять представления о природоохранной деятельности ;

5)способствовать воспитанию нравственно- эстетического отношения к природе, закладывать основы экологического сознания и культуры.

Оборудование : Зрительный ряд – динамическая схема,природоохранные знаки; аудиозапись;видеоряд : «Брянский заповедник», «Окский заповедник », маски птиц, скворечник, «жаворонки » печеные.

Под музыку звучит стихотворение в исполнении учителя.

Весна всему свой голос дарит –

Воде, листве, земле – всему:

Кострам в лесу и птичьей паре,

Глазам и сердцу моему.

Все началось с простой капели,

И вот уже текут снега,

И зажурчали , зазвенели

Деревья , воздух и луга.

Несется плеск с лесных излучин,

В овраге ветер струны рвет,

Весь мир разбужен и озвучен

И дирижеру смотрит в рот.

-Какое замечательное стихотворение! И ведь не случайно. Потому что весна – самое прекрасное время года.. А какие признаки весны в неживой природе вы наблюдали?

( Ярче светит солнце, небо стало выше, день становится длиннее, t0 становится выше, начал таять снег, лед).

-А какие изменения произошли в живой природе?

( Началось сокодвижение, набухли почки, появляются первые насекомые на оттаявшей земле, прилетают первые весенние птицы.)

-Что же стало причиной всех этих изменений?

( На доске выстраивается схема)

-Весна « прилетела » к нам на солнечных крыльях. У нее строгий порядок работы. Первым делом она освобождает землю : делает проталины, топит лед на реках и озерах. Из оттаявшей земли выползают насекомые, а вслед за ними прилетают пернатые гости – птицы.

Зелень нивы, рощи лепет,

В небе жаворонка трепет,

Теплый дождь, сверканье вод,-

Вас назвавши, что прибавить?

Чем иным тебе прославить,

Жизнь души, весны приход?

( В. Жуковский )

-Есть у весны и народные праздники, которые предвещают приход весны .

Один из них 22 Марта - Сороки . День равен ночи. На Русь сорок пичуг пробиваются. Вот какие новости предсказывают их прилет.

( ученики называют приметы)

Жаворонок является первым – к теплу, зяблик - к стуже.

Журавель прилетел и тепло принес.

Журавли тянут на север – к теплу, летят обратно – к холоду.

Трясогузку ледоломку журавль на хвосте принес.

Грач – на проталину, скворец – на проталину.

Увидел скворца – знай – весна у крыльца.

-На Сороки весну закликали в образе вестовой птицы – жаворонка . Загодя домашние стряпухи выпекали из теста птиц – жаворонков , вкладывали внутрь конопляные семечки, а вместо глаз - изюминки. Давали этих птиц детям и ласково приговаривали : « Жаворонки прилетели, на голову детям сели».деревенская детвора взбегала на сугробы , привязывала «жаворонков » к шесту и. раскачивая самодельных птиц, распевала :

( разыгрывается закличка весны )

Жаворонки, жаворонки

Прилетите к нам.

Принесите нам Весну – красну,

Зима надоела,

Хлеб весь поела.

Ученик читает стихотворение В. Жуковского

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

Поет , на солнышке сверкая:

« Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны … »

-И с этого дня начинается месяц птиц. Птицы возвращаются с зимовок. Переселение птиц идет в строгом порядке , отрядами. Каждый отряд прилетает в свою очередь. Летят они одной и той же дорогой, что и их предки тысячи лет назад .

Ученик :Скоро гости к тебе соберутся ,

Сколько гнезд понавьют, - посмотри !

Что за звуки, за песни польются

День деньской , от зари до зари !

( И. Никитин )

-Кто же прилетает первым из наших пернатых друзей?

( Выходит ученик – « грач » )

Грач .Меня вы не забыли?

Переносье с белым кругом,

Важно я хожу за плугом,

Огородом, полю – врач.

Глянцевитый , черный … ( грач ).

Открывают весну грачи. Зиму эти птицы проводят на юге нашей страны. По дороге к своим гнездам они очень спешили , не раз попадали в жестокие метели. Десятки и сотни птиц выбивались из сил и погибали в пути. Первыми долетели самые сильные . Теперь они важно расхаживают по дорогами и ковыряют землю крепкими клювами. Грачи в народе всегда были символами весны. Чаще всего они прилетают к нам 17-19 марта. В народном календаре день 17 марта называется Герасим – грачевник. Есть немало поговорок, связанных с этим днем, например : « Грач зиму расклевал », « Увидел грача – весну встречай ».

-Кто же первым из птиц « открывает » весну ? ( Грачи).

-Кто следует за грачами ?

( выходит ученик – « скворец » )

Скворец . На шесте дворец,

Во дворце певец. ( скворец ).

Вслед за грачами в конце марта прилетают скворцы. Издавна любят скворцов в народе. не только потому, что от этих птиц много пользы: весной вместе с грачами ходят они по полям, собирая насекомых и их личинок, зимовавших в земле, летом отыскивают различных гусениц, жуков- листоедов. выкармливая птенцов прилетают к гнезду по 200-300 раз в день. Скворцов любят и за веселый нрав. Неважно, что у них нет своих песен, они прекрасные звукоподражатели. Мы не задумываемся даже, откуда в наших дворах, у наших домов появляются скворцы. Ведь не испокон же веков они здесь жили: скворцы существовали тогда, когда не только скворечники никто не развешивал, но и домов – то не существовало . скворцы прилетели к человеку из леса. И сейчас немало их живет там. Гнезда свои устраивают в дуплах. но дупел часто всем не хватает . Поэтому, проявляя заботу о скворцах, вывешивая скворечники у домов, в садах, парках, вы делаете очень полезное дело !

-Кто же прилетает вслед за грачами?

-Чем мы можем порадовать пернатого друга ?

-Видели ли вы скворечники ?

-А кто делал сам с помощью взрослых?

( показ скворечника )

-Почему надо делать скворечники?

-Что объединяет скворца и грача? ( Насекомоядные птицы )

-А где живет грач ?

( рассказывает ученик о строительстве гнезд грачами )

Ласточка . Отгадайте загадку:

Шило- вило- мотовило, по-нашему говорило,-

Спереди шильце, сзади вильце,

На спине суконце, с исподу – белое полотенце.

Ну конечно, это ласточка! Ласточки прилетают к нам в последних числах апреля или в начале мая, когда появится много летающих насекомых. Ласточки – прекрасные летуны: значительную часть жизни эти птицы проводят в воздухе. Пища ласточек состоит исключительно из насекомых, добываемых на лету. Насекомые, увлекаемые потоками теплого воздуха, в ясную солнечную погоду поднимаются довольно высоко вверх. В это время ласточки, занятые охотой, также летают высоко в небе. Когда же , особенно перед грозой, воздух насыщается водяными парами и намокнувших насекомых «прибивает » к земле, ласточки летают низко . В нашей местности встречаются городская ласточка, или воронок, деревенская ласточка, или касатка, и береговая ласточка.

Ласточка – одна из самых любимых в народе птиц. Не зря о ней создано столько стихов, пословиц, поговорок:

Ласточка под кровлю – к счастью.

Ранняя ласточка – к счастливому году.

Одна ласточка весны не делает.

Ласточка весну начинает, а соловей кончает.

-Чем отличается деревенская ласточка от городской?

( У деревенской хвост вильчатый длинный, а у городской – короткий )

Не знаю, когда прилетел соловей,

Не знаю, где был он зимой,

Но полночь наполнил он песней своей,

Когда воротился домой.

Весь мир соловьиною песней прошит:

То слышится где-то свирель,

То что-то рокочет, журчит и стучит

И вновь рассыпается в трель.

( С. Маршак )

Соловей . Нет такого человека, который бы не знал о знаменитом певце – соловье, хотя само его пение слышали далеко не все.

Поет соловей , сидя на веточке невысоко от земли, несколько сгорбившись и опустив крылья. Молодые певцы учатся искусству пения у старых, подражая им. Вот почему там, где птицеловы отлавливают хороших певцов, новое поколение птиц поет хуже. Долгое время своим искусством славились курские соловьи, у которых в песне было до 40 колен.Зимует соловей в тропической части Восточной Африки, прилетает к нам поздно – в средине мая и начинает петь, по народной примете, «когда напьется из березового листка», т.е. когда у березы будут листочки , что в них уместятся капли росы.

Поет соловей полтора месяца. когда в гнезде появятся голенькие птенчики, певцу уже не до пения – только успевай находить и приносить еду детишкам. Значительная часть добычи – вредители леса, однако, неизмеримо большое эстетическое значение лучшего из наших птиц певца.

-Какие еще птицы к нам возвращаются весной из теплых стран?

( Жаворонок, кукушка, иволга, трясогузка, аисты, журавли, гуси, утки и др.)

Ученик: Дети, хлопайте в ладоши –

Прилетели к нам грачи!

Май зеленый, май хороший

Сеет по земле лучи.

Нет в полях ни горстки снега-

Все снега унес апрель.

На заре и в полдень с неба

Льется жаворонка трель.

Мы построили скворечник

Для пернатого жильца.

Дрозд, веселый пересмешник,

Дразнит вечером скворца.

Дети, хлопайте в ладоши-

Зеленеет вся земля!

Май веселый, май хороший

Подарил нам журавля.

( М. Лифшиц )

-С прилетом наших пернатых друзей ожили леса, рощи, парки, сады.( Звучит запись «Голоса птиц »)

На фоне этого звучит стихотворение :

Мы безмерно богаты.

В наших чащах и рощах

Столько всяких пернатых –

Просто диву даешься.

Но спросите иного,

Что он знает о птицах,

Пусть ответит толково –

И, гляди, удивится:

Как же, фауна , дескать,

Как же, наше богатство –

На полях, в перелесках,

Так сказать, птичье царство…

Птичье царство, и только?

Ну, дрозды, ну, синички …

Где запомнишь названья

Просто птички и птички.

( А. Яшин)

-А что вы знаете о птицах?

Викторина «Знатоки птиц »

1.Какая птица самая большая в мире ? ( Африканский страус )

2.Какая птичка самая маленькая? ( Колибри)

3.У какой птицы самый длинный язык? ( У дятла)

4.Какая птица имеет очень длинный хвост? ( Сорока)

5.Где синицы вьют гнезда? ( В дуплах деревьев)

6.Какие птицы выводят птенцов зимой? ( Клесты)

7.Какая птица ходит по дну водоемов ? ( Оляпка)

8.Какая птица не высиживает яйца? ( Кукушка)

9.На какие 2 группы делятся птицы? ( Зимующие и перелетные)

10.Как называется наука о птицах ? ( Орнитология)

11.Какие произведения о птицах вы читали на уроках чтения? Что узнали об особенностях перелета ?

-Молодцы, вы настоящие знатоки птиц.

-Действительно, труден и долог путь птиц в родные края, но все ли спокойно и благополучно складывается у них на родине?

Звучит отрывок из песни Е. Мартынова «Журавли» до слов «… И вырвался крик…»

Разыгрывается сценка (Лебедь и лебедушка)

Н. Заболоцкий « Просьба »

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится-

На траве кровавой вздрагивала птица.

Люди – исполины, люди – великаны,

Есть у вас винтовки, есть у вас капканы.

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,

И должно быть сердце. Сердце человечье!

Люди-человеки, страны и народы.

Мы теперь навечно должники природы.

Надо с этим долгом как-то расплатиться,

Пусть расправит крылья раненая птица!

Е. Мартынов « Я хочу, чтоб были лебеди …»

Учитель: - Неужели в нас не осталось ничего человеческого, неужели мы настолько жестоки и коварны, что сможем поднять руку или навести дуло оружия на эти беззащитные существа, на прекрасные создания природы, частью которой являемся и мы.

И, конечно, тревожно,

Что порой мы безбожно

Не храним, что имеем,

Не щадим, не жалеем.

Не хозяева вроде,

Так добро свое губим.

А гордимся природой

И отечество любим.

(А. Яшин)

-С каждым годом все больше и больше исчезает разных видов птиц . В нашей стране создана Красная книга, где целый раздел посвящен редким и исчезающим птицам.

Красный цвет – цвет тревоги, опасности, призывающей нас остановиться, задуматься над своими поступками, своим отношением к природе. Но Красная книга еще не гарант того, что редким зверям и птицам не грозит опасность, главным является наша человеческая совесть. Давайте же будем заботливы и ответственны за судьбу природы, чтобы, придя в лес мы смогли услышать чудесное пение птиц.

Каким скучным был бы мир без Птиц !

В нашей стране создаются также заповедники по охране зверей и птиц.

Один из них заповедник « Брянский лес».

Видеоряд : 1) Заповедник « Брянский лес ».

Символ заповедника – черный аист.

2) Заповедник Окский . ( разведение стерхов – белых журавлей).

-А чем мы можем помочь птицам ?

Ученик:

-Сколько есть дел, посильных каждому из нас! Птицы исключительно отзывчивы на всякую помощь. Это и подкормка в суровую зимнюю пору, и устройство искусственных гнездовий, и охрана дуплистых деревьев, так необходимых для дуплогнездных птиц. И запомните главное правило : даже если вы ничем не можете помочь, в ваших силах всегда не мешать , а это уже не так мало ! Очень важно , чтобы птицы , такие прекрасные создания, неустанные труженики, полные притягательных тайн, жили счастливо на нашей Земле! Ведь там, где плохо нашим соседям по планете , плохо и нам самим.

Не разоряйте птичьего гнезда,-

Так счастлива в своем жилище птица!

Она в гнезде спокойна и тогда ,

Когда над рощей буря злится .

Храните дерево от топора;

Оно, высокое и вековое,

Дает нам тень , когда стоит жара,

Оно чарует все живое.

Не разрушайте птичьего гнезда !

Мне больше, чем другому, боль знакома

Того, чья песня глохнет в холода,

Кто на земле живет без долга.

( К. Кулнев )

Ученик :« Птичьи песни »

Пусть птицы нам поют без нот,

Пускай поют без слов,-

Я знаю все,о чем поет

Щегол и реполов.

Поют на ветке соловей,

Малиновка и дрозд:

«Ты гнезда разорять не смей.

Не трогай птичьих гнезд!

Ты в наши гнезда не смотри,

Не становись на пни,

Яичек теплых не бери –

Зачем тебе они?

Через неделю или две

Зайди послушать в сад –

Птенцы в молоденькой листве

Тихонько запищат.»

Чтоб накормить своих птенцов,

Набить едою рот,

Найдут синицы червяков,

Ползущих в огород.

Повсюду птицы полетят –

Они и там и тут.

Всех гусениц , что портят сад,

На яблонях найдут.

От кровожадных комаров

Покоя летом нет.

Их пеночка и реполов

Поймают на обед.

Поют щегол и соловей,

Малиновка и дрозд:

«Ты гнезда разорять не смей,

Не трогай наших гнезд! »

И мы не будем разорять! –

Вот слово всех ребят.

Пусть птичьи песенки опять

В саду у нас звенят .

( З. Александрова )

-Почему птиц называют друзьями человека ?

-Какие правил вы должны помнить ?

( Работа с природоохранными знаками )

- Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас стремительным , легким полетом, красивым пением. И только им с высоты их полета видно, как велика , прекрасна, но и хрупка наша планета. Помните об этом и вы.

(Исполняется танец под фонограмму А. Пугачевой « Расскажите, птицы»)

Учитель читает стихотворение:

Простите, птицы, нас, простите,

За неразумные дела.

Я верю, к нам вы возвратитесь,

Когда умчатся холода.

Вы расскажите всему миру,

Что много у земли друзей.

Прошу, пожалуйста, Простите

Таких безжалостных людей.

Мы обижали вас жестоко,

Но верю я, что в новый век,

Шагнет не варвар, не губитель,

А символ жизни – человек.

Учитель: Если сегодня к нам в класс птицы принесли хотя бы один такой куплет, то я верю, что у птиц друзей станет больше. Занятие окончено.

назад

Классный час на тему "Покормите птиц зимой!"

(сценарий для учащихся начальных классов)

Цели:

  1. Вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам. Научить проявлять заботу к ним.
  2. Расширить знания детей о птицах.

Задачи:

Образовательные:

1.Формирование экологического представления детей об окружающем мире.

2. Закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, доброте, милосердии.

3. обобщить и расширить представления детей о зимующих в Карелии птицах.

Воспитательные:

Воспитывать и развивать единую экологическую задачу: помочь, осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра. Красоты, справедливости к окружающему миру.

Развивающие:

  1. Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.
  2. Развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших".

Оборудование:

  1. Фонограмма с голосами птиц.
  2. Рисунки, сочинения детей о зимующих птицах.
  3. Иллюстративный материал о птицах: открытки, фотографии, рисунки, плакаты.
  4. Раздаточный материал для групп:

- кроссворды о птицах,

- памятки "Как устроить кормушку",

- строительный материал для кормушек: коробки, бутылки, упаковки, проволока, скотч.

- карточки с названиями "угощений" для птиц.

      5. Готовые кормушки для демонстрации, рисунки эскизов различных кормушек.

      6. Блюдо с "угощениями" для птиц: пшено, овёс, хлеб, семечки, сало, рябина, семена растений и др.

      7. Корзина с овощами и фруктами

      8. Листы ватмана, фломастеры, шаблоны птиц, варианты подписей к плакатам (Помогите пернатым друзьям! Покормите птиц зимой! Помогите нам пережить зиму, люди! Ребята, берегите и охраняйте птиц!), клей, ножницы, цветная бумага  - для изготовления плакатов.

      9. Чучела птиц.

     10. Красная книга России и Карелии.       

Ход занятия:

Организационный момент (вступление в тему).

Детям предлагается зарыть глаза. Звучит запись голосов птиц.

Ведущий: Что вы, ребята, представили сейчас? (выслушиваются мнения детей).

- В какое время года можно услышать голоса птиц?

- А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудесное птичье пение?

- Почему?

- Когда поют птицы? (Кода им тепло, они сыты).

Учёный- орнитолог: Зимой птицам не до песен. Однако в январе уже можно слышать песню клеста, а в феврале – большой синицы. А вот птичью песню подо льдом вряд ли кому удавалось услышать. А поёт её оляпка – водяной воробей. Зимует она в пустотах подо льдом, попадая туда через прорубь. Ешь, сколько хочешь – на дне жуков сколько угодно! Чего бы оляпке не запеть!   

Ведущий: Голодно зимой в лесу и зверям и птицам. Особенно когда после оттепелей наступают морозы и деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег покрываются ледяной коркой. Лёд прочно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых. Птицам. Даже таким проворным и шустрым, как поползень, приходится туго. Не помогают ни цепкие лапки, ни длинный клюв. Нелегко в такую погоду прокормиться. Многие из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут.

"Как птице перезимовать?" К Мухаммади (читают ученики)

Как птицам перезимовать?

Известно, что у птах

Нет ни халатов ватных,

Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:

Они в грозу, и в град,

И под дождём, и в холода

На ветках сидя спят. 

Ведущий:  Но кто же им даёт приют, когда снега метут? 

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг. 

Другие - те народ иной:

В мороз над лесом кружат.

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи. 

К их перышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки. 

Но если долго снег идёт

И долго длимся вьюга,

Тогда, друзья, приходится

Пичугам нашим туго. 

Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки.

Не могут пташки отыскать

Ни зёрнышка, ни крошки.

И вот летают всё слабей

Ворона, галка, воробей. 

Скорей на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасенье птицы ждут от нас.

Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки…

И оживут бедняжки! 

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

"Спасибо вам великое!".

Ведущий: Вы, ребята, наверно, уже догадались, что наш классный час сегодня будет посвящён птицам: как помочь им пережить трудное зимнее время.

Сейчас мы разделимся на группы: "Синички", "Воробьи", "Сороки-белобоки"  (дети берут бумажки с написанными и  перевёрнутыми словами: "Синь-синь", "Чив-чив", "Тыр-тыр-тыр", закрывают глаза и по звуку находят друг друга, делятся на команды). Выбор командиров групп.

- Сегодня, ребята, вы должны будете выполнить несколько заданий.

1 задание: Разгадывание кроссворда

1) Ведущий:

Ищет целый день он крошки,

   Ест букашек, червячков.

   Зимовать не улетает,

   Под карнизом обитает. (воробей) 

Ученик:                     "Воробей" Николай Рубцов

Чуть живой. Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из-под крыши бросается к ней!

И дрожит он над зёрнышком бедным

И летит к чердаку своему.

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему…

Учёный- орнитолог: На мою кормушку за окном прилетают одни воробьи. По воробьям я узнаю температуру. Если воробьи на кормушке гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые – тут уж береги уши и нос! Я давно заметила: если ударит мороз – воробьи сразу взъерошиваются. А для чего, не пойму. Может, вы, ребята, объясните причину такому явлению? (Так воробьям теплее: вокруг тела увеличивается прослойка воздуха, удерживающая тепло) 

2) Ведущий: Всё у этой птицы не как у других – клюв не прямой и не кривой, а крестообразный. И птенцов она выводит не летом, а зимой. (Клесты) 

Ученик:                                                  Клёст

Удивительная птичка – клюв крестом,

Называется клестом.

Клювом шишки расщепляет,

Кормит досыта птенцов.

А гнездо – пуховый домик,

И зимою в нем тепло.

Только б были шишки-

Вырастут малышки.

Учёный- орнитолог: Самцы у клестов – красные. А самочки – зеленоватые. А вы знаете, что у птенцов клеста клюв совсем прямой, а у родителей загнут крестообразно? Зависит это от пищи. Достают семена из-под твёрдых чешуек шишек только взрослые птицы.

А еще клесты помогают и белке лакомиться семенами шишек: в шишках птицы съедают только часть семян, остальные – белка. 

3) Ведущий: Как только не говорят об этой птице: и глупая, и лохматая, и неуклюжая, и воровка! И за что? (ворона)

Учёный-орнитолог: Если вы хотите узнать: какого цвета ворон и ворона, то знайте, что ворон – чёрный, а ворона – серая. 

4) Ведущий: Любитель проводить холодные морозные зимние ночи под снегом кто это? (тетерев)

5) Ведущий: Эти неприметные птицы чем-то похожи на грачей, только поскромнее и окраской, и размером поменьше. Единственное украшение – серый галстучек вокруг шеи. (Галка)

Учёный- орнитолог: (показывает рисунки с изображением грача и галки)

Из всех птиц, живущих обычно вблизи человеческих жилищ и селений, всем хорошо известны грачи и галки. Раньше в городах, посёлках можно было наблюдать бесчисленные стаи галок. Теперь крикливых галок стало мало.

Удивительно трогательна дружба грачей и галок. Весной галки радостно встречают своих друзей – грачей. Вместе распевают они весенние песни. Вместе расхаживают по проталинам, по дорогам, по колхозным полям – ищут корм. Когда же осенью грачи улетают на юг – галки их провожают. Слышны их прощальные тонкие голоса.

Всю зиму галки проводят в родных местах, жмутся к человеческому жилищу. Пойманную галку легко приручить. Она будет брать корм из рук человека, сама прилетать и улетать из человеческого жилища. Очень интересно наблюдать за смешными галками. Прикормите их у своего крыльца. Можно бросить и корки хлеба, кухонные отбросы. Они будут бесшумно прилетать и терпеливо ждать, когда их покормят. 

6) Ведущий:

Зимой на ветках яблоки!

Скорее собери!

И вдруг вспорхнули яблоки…

Да это ж…(снегири) 

Ученик:

Сорок градусов мороза,

Всё вокруг белым-бело.

Сел снегирь на ветвь берёзы –

Красногрудому тепло.

Стойкий, стужам неподвластный,

Песней славит он зарю.

…Знать недаром галстук красный

Дан с рожденья снегирю. 

7) Ведущий:

Какая птица, как и заяц, зимой белеет? (куропатка) 

8) Ведущий:

Ну а кто скажите нам

Ловко лазит по стволам:

Вверх и вниз и тут и там?

Кто мелькает целый день?

Это птица…(Поползень)

Настоящий акробат –

Чистит все стволы подряд. 

Ученик:

Голубая спинка,

Рыженький бочок.

По стволу осинки,

За скачком скачок.

Поползень вертлявый

Скачет вверх и вниз.

В ствол залез дырявый,

Клювом вниз повис.

Свистнул: Эй вы, дятлы!

Клювом вниз скачу…

Вам такое вряд ли,

Дятлам, по плечу! 

9) Ведущий:

По другому эту птицу называют "водяной воробей" (Оляпка) 

Ученик:

Оляпка – птичка-водолаз,

И этим удивляет нас.

По дну реки заправски ходит

И много корма там находит.

Оляпка очень осторожна

И подойти к ней невозможно!

Чуть звук какой раздаётся-

Птичка тотчас окунётся.

Ученый- орнитолог: птица оляпка, как и снегири, свиристели, чечётки прилетают к нам зимовать с севера. А остаются на зиму синицы, клесты, сойки, ворона, сорока, тетерев, глухарь)

10) Ведущий:

Чёрный жилет, красный берет,

Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел) 

Ученик:

Дятел

В яркой шапке пёстрый дятел,

Корольков, синиц приятель,

Барабанит в мёрзлый ствол:

- Приглашаю всех за стол!

Подбирайте меж соринок

Кто жуков, а  кто личинок –

Клад разведан под корой,

Начинаем пир горой!

Продолбил гнилушку дятел –

А в дупле тепло, как в хате,

Пусть снаружи – холод, снег,

Есть продрогшему ночлег.

Учёный- орнитолог: Чаще всего в наших лесах встречается большой пёстрый дятел, или дятел обыкновенный.  Самый редкий вид дятлов в Карелии – это седой дятел. А есть ещё такая разновидность дятлов: черные (желна), они делают вход в своё гнездо прямоугольным. Вы знаете, что за один день дятел может уничтожить 800-900 короедов или 50 майских жуков! А как дятел спит в своём гнезде – в дупле? Зацепившись когтями за ствол и сидя на хвосте.

К вам у меня такой вопрос: что такое: "кузница дятла"? (Ствол дерева или пень,  где дятел долбит шишку, добывая семена.) 

11) Ведущий:

Узнайте птицу по картинке. (Свиристель) 

Ученик:

Флейты зимние запели

На морозе голубом.

Прилетели свиристели,

Засвистели о своём.

Все рябины облепили –

Свиристят над головой,

С веток сбили кучи пыли

Лёгкой, звонкой, снеговой 

12) Ведущий: Спиною зеленовата,

Животиком желтовата. 

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (синица) 

Ученик:

Синяя синица! Розовый снегирь!

Отчего мне снится весь в снегу пустырь?

И на скользком насте трепет птичьих крыл?

Будто я в ненастье птиц рукой прикрыл…

Пуховой комочек, слышен сердца стук.

А лететь не хочет из горячих рук.

Быль – она вернее всяких небылиц:

С голода ручнеют стайки зимних птиц. 

Ведущий: Если вы, ребята, правильно отгадали кроссворд, то сможете прочитать фразу…(Берегите птиц)

Ученый-орнитолог: Сейчас мы немножко  отдохнём и проведём игру "Не ошибись". Встаньте. Если я буду называть (показывать) какую-то птицу, то вы должны присесть, если эта птица зимует у нас в Карелии, и замахать руками, как крыльями, если птица улетает на юг(Соловей, дятел, клёст, грач, ласточка, утка, синица, свиристель, кукушка, скворец, оляпка, воробей, аист, жаворонок, снегирь, ворона, сорока, журавль, тетерев, галка)  

2 задание: Изготовление кормушек

Ведущий: Дома вам, ребята, было предложено подумать и нарисовать различные кормушки. Я предлагаю вам внимательно прочитать памятку "Как устроить кормушку для птиц" приступайте к работе! Время у вас ограничено!

Главное условие совместной работы: работать дружно, согласованно. В конце работы вы должны будете защитить своё изделие.

(Самостоятельная работа в группах с последующей защитой ) Эти кормушки после классного часа пусть ребята повесят около школы.

Учёный- орнитолог - показ других моделей кормушек, которые дети могут изготовить и повесить дома.

3 задание: Угощение для птиц

Детям предлагается из карточек со словами выбрать то, что можно положить в кормушку без вреда для их здоровья. Можно предложить дописать список самим.

  1. Рябина.
  2. Макароны
  3. Семечки.
  4. Ягоды шиповника
  5. Ржаной хлеб.
  6. Белый хлеб
  7. Шоколадные конфеты
  8. Яблоко
  9. Пшено (крупа)
  10. Гречневая каша
  11. Сало соленое
  12. Кусочки сырого мяса и др.

Проверка задания: с блюда с "угощениями"для птиц выбираются полезные и вредные продукты.

Ведущий: Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней (включается фонограмма записи голосов птиц) и богатым урожаем, спасённым птицами, от вредителей вашего огорода (достаётся корзина с овощами и фруктами) Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее и бережнее будете относиться ко всему живому. Доказательство тому: ваши сочинения "Письмо синички".

Ученик:

Покормите птиц зимой, пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.

Не богаты их корма – гость одна нужна.

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть!

Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло. 

Приучите птиц в мороз - к своему окну,

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну

4 задание: Рисуем плакаты

Учёный-орнитолог: Молодцы, ребята, хорошее дело вы затеяли. Вот только вот о чём я подумала: в вашем классе только 17 человек. Даже если каждый из вас сделает 1 или 2 кормушки и будет ухаживать за ней – всё равно этого мало. А что если написать плакаты и развесить их по всему посёлку, и на ст.Шуйской ребята у вас живут, и в Низовье, и в Нижнем Бесовце. А в плакатах этих написать: Птицы – наши друзья! Сделаем для них кормушки! Берегите птиц! Покормите птиц зимой! Помогите птицам! Может тогда и другие ребята откликнутся, а вместе с ними и взрослые. 

Работа в группах. Дети с плакатами выходят к доске. Исполняется песня:

Если б только- только- только

Если б только на планете

Если б только все земляне

Всё живое берегли.

То, возможно-можно-можно,

То, наверно-верно-верно,

Книги Красной точно-точно

Никогда б не завели.

Припев: А-а! Здравствуйте,  горы вот такой вышины!

              А-а! Здравствуйте, реки  вот такой ширины!

              А-а! Крокодилы! Бегемоты!

              А-а! Обезьяны! Кашалоты!

              А- а! И зелёный попугай! (2 раза)

И пускай у этой речки,

И пускай в зелёной роще

И пускай в лесу тенистом

Слышен гомон птичих стай!

Ты запомни-помни-помни,

Что б сберечь природу-надо

Всем на этом белом свете

Ты, как можешь, помоги!

Припев:

Подведение итогов:

Ведущий: Чем запомнился вам, ребята, наш классный час? Что вы узнали нового? Что вас взволновало?

Учёный-орнитолог: Самое главное, что многие из вас, наверно, поняли, что охрана нашей природы – это наша забота, забота вашего молодого поколения. И от вас, ребята, сейчас многое зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки. Будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои весёлые, звонкие песни. Или своим детям, внукам вы будете рассказывать об исчезнувших к тому времени птицах, животных, показывая их чучела и картинки из книг. 

Дополнительный материал

1)       " Сергей Есенин "Воробышки" 

Поёт зима, аукает, мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою плывут в страну далёкую

Седые облака.

А по двору метелица ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые, как детки сиротливые

Прижались у окна.

Озябли пташки малые, голодные. Усталые

И жмутся поплотней.

А вьюга с рёвом бешеным стучит по ставням свешенным

И злится всё сильней.

И дремлют пташки нежные под эти вихри снежные

У мёрзлого окна.

И снится им прекрасная, в улыбках солнца ясного

Красавица весна. 

2) Елена Благинина

Морозы жестокие в этом году….

Тревожно за яблоньку в нашем саду.

Тревожно за Жучку в её конуре –

Такой же морозище, как на дворе.

Но больше всего беспокойно за них,

За наших воробышков, галок. Синиц.

Ведь очень уж холодно в воздухе им…

Поможем ли мы беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить, и тогда

Им будет легко пережить холода! 



Предварительный просмотр:

                 «С людьми живи в мире, а с пороками сражайся”.

                                                                                      Латинская пословица.

Цели:

  • дать понятие устойчивого здорового развития личности;
  • объяснить, почему говорят, что из любой ситуации есть выход; объяснить, что табак, алкоголь и наркотики – вещества, приносящие вред здоровью.

Ход классного часа

Учитель: Еще древние римляне говорили: “В здоровом теле – здоровый дух”. Как вы считаете, что подразумевается под “здоровым телом”? (Ответы детей).

Учитель развивает мысль о здоровом теле, о развитии человеческого тела как организма со свойственной ему симметричностью, устойчивостью. При травмах можно помочь различными способами. Здоровым бывает организм, когда здоровы все его органы: кожа, кости, волосы, зубы, внутренние органы.

У древних “здоровый” и “красивый” обозначались одним словом. А что такое “дух”? (Подсказка – совокупность мыслей, поступков, знаний, стремлений, чувств).

Жизнь – это движение. Если мы движемся вперед с ней вместе, то мы развиваемся. А если мы остановимся, совершая плохие поступки, то начнем отставать от жизни. То есть, человек имеет право на выбор – какой образ жизни ему вести, он несет ответственность не только перед людьми, но и перед самим собой.

Перед вами таблица частичных потребностей человека. Давайте попытаемся ее заполнить: (на доске вычерчена заранее таблица с заголовками, заполняют таблицу сами школьники, например):

Без чего человек не может прожить

Без кого человек не может прожить

Можно прожить, но трудно

воздух

родители

телевизор

вода

животные

книги

еда

птицы

бытовые приборы

крыша над головой и т.п.

насекомые

посуда, мебель и т.п.

Учитель: Как вы думаете, от чего у человека может наступить зависимость? Какая зависимость сильнее всего отнимает силы и здоровье? (курение, алкоголь, токсикомания, несоблюдение гигиены, наркотики) – выходят школьники и рассказывают об этих вредных привычкам, мешающих здоровью человека.

1 школьник: Листья растения острова Табаго были завезены в Европу Христофором Колумбом в XV веке и получили название “табак”. У курящих быстро наступает тяга к курению и с ней трудно бороться. Индейцы считали табак успокаивающим веществом и использовали его как лечебное средство. Но сейчас доказано, что в табаке содержится 400 химических веществ, многие из них – яды, более 40 веществ вызывают рак. Табакокурение относят к вредным привычкам. Никотин является веществом, изменяющим сознание, и является самым сильным наркотиком, кокаин стоит на втором месте после никотина.

2 школьник:

  • Выкуривая 1 пачку сигарет, курильщик забивает свои легкие в год 1 литром никотиновой смолы.
  • Каждая сигарета укорачивает жизнь на 8 минут.
  • За последние 5 лет бросили курить 30 миллионов человек.
  • Сейчас в Америке считается курить “немодным”.
  • Ежегодно в России умирает около миллиона человек от болезней, вызванных курением.
  • Курение не только сокращает жизнь, но и снижает ее качество.
  • Никотин вызывает большое количество заболеваний, таких как инсульт, инфаркт миокарда, болезни крови и артерий ног, поражает органы чувств, пищеварения и дыхания, поражает нервную систему.
  • 31 мая во всем мире отмечают как День без табака.

3 школьник: Алкоголь называют “похитителем рассудка”. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков узнали за 8 тысяч лет до нашей эры, когда люди изготавливали спиртные напитки из меда, винограда, пальмового сока, пшеницы. Слово “алкоголь” означает “одурманивающий”. Раньше пьянство в будние дни считалось грехом и позором. Алкоголь действует на клетки головного мозга, человек становится злым, агрессивным, теряет над собой контроль, становится психически неуравновешенным .

4 школьник: Алкоголь – это внутриклеточный яд, который разрушает жизненно важные органы человека – печень, сердце, мозг. 100 граммов водки убивают 7,5 тысяч клеток головного мозга. 30% всех преступлений совершаются в состоянии опьянения. Пьяница в семье – это горе, особенно детям. Дети алкоголиков в 4 раза чаще других людей заболевают алкоголизмом и наркоманией. Алкоголь особенно вреден для растущего организма и “взрослые” дозы для детей могут стать смертельными или привести к инвалидности при поражении головного мозга.

5 школьник: Наркотики – это химические вещества растительного и химического происхождения. Их употребление вызывает наркотическое опьянение, а люди называются наркоманами. Назначение наркотиков – в медицинских целях для снижения болевых ощущений при операциях или тяжелых болезнях. К наркотикам привыкают очень быстро, а зависимость вылечить очень трудно. Наркотики изменяют сознание, вызывая галлюцинации, бред, иллюзии. Применение наркотиков вызывает химическую зависимость организма, а это часто смертельное заболевание.

6 школьник: Наркоманы – плохие работники, их трудоспособность низкая, они приносят семье большой материальный ущерб, являются причиной несчастных случаев. Наркотики убивают ум, здоровье, силы человека. Наркоманы распространяют чаще других СПИД.

7 школьник: Неправильно считать, что проблема с алкоголем и наркотиками появилась только сейчас. В древние времена жрецы и шаманы использовали наркотики для того, чтобы было легче управлять людьми. Алкоголь и наркотики служили наградой за послушание и помогали снимать страх перед трудностями. Подросток, попробовавший наркотик, к 25 годам становится законченным наркоманом, его личность деградирует, потому что его психика еще не сформирована, и вылечить его намного труднее.

8 школьник: Токсикомания – это пристрастие к химическим веществам, то есть вдыхание паров бензина, аэрозолей, ацетона, клея, толуола. Токсикоманы добиваются опьянения, вдыхая эти пары или газы, при этом разрушая легкие, желудок, сердце, мозг. Токсикомания развивается очень быстро, вырастая из кратковременной привычки употреблять вещества, изменяющие сознание и относится к виду тяжелых заболеваний, лечение которых очень сложно.

Учитель: Как видите, ребята, влияние вредных привычек только наносит человеку вред – вред его здоровью, силам и положению в обществе. Эти и другие привычки тормозят развитие личности, останавливают человека на полпути и он может легко попасть в беду. Человек сам определяет свою судьбу, и я вам советую уже сегодня задуматься “А стоит ли курение, пьянство или наркотики того, чтобы я сломал свою жизнь?”

Обсудите этот вопрос со своими друзьями, родителями дома в спокойной обстановке, больше читайте литературы о вреде этих привычек и постарайтесь к ним не привыкать. За свои поступки человек отвечает не только перед близкими, но и перед обществом, перед законом. В конце концов человек оказывается перед выбором: вредные привычки или жизнь?

Домашнее задание: спросите у ваших родных и близких, как они понимают ответственность и нарисуйте человека до и после появления зависимости от вредных привычек.

Литература:

  1. А.В. Наследухов “Охрана безопасности жизнедеятельности” 9 и 11 классы, М., АСТ – ПРЕСС, 2001 г.
  2. В.В. Аршинова Классные часы и беседы, М., Творческий центр, 2004 г.
  3. Н.И. Дереклеева Родительские собрания, М., ВАКО, 2004 г.

МОУ «Ардатовская СОШ»

К л а с с н ы й   ч а с

в 3, 4 классах

на тему:

«С людьми живи в мире,

а с пороками сражайся».

                                                        Провела: Суханова Т. М.

                                                                                     Учитель нач. классов.

2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного часав организации взаимодействия классных руководителей с обучающимися

Роль классного часа в организации взаимодействия классных руководителей с обучающимися....

конспект классного часа - часа общения "Мягкие лапки, а в лапках царапки"

Конспект открытого классного часа, проведенного во 2 классе. Материал рассчитан на учащихся 7-9 лет....

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Методическая разработка классного часа «МИЛОСЕРДИЕ» (духовно-нравственная проблематика классного часа в младшей школе)

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Подборка классный часов для первоклассников. Классные часы в 1 классе.

Помощь классному руководителю 1 класса. Классные часы на темы: о лени, правила поведения на уроке и перемене и многое-многое другое....

Подборка классных часов для 2 класса. Классные часы 2 класс.

Уникальная помощь классному руководителю начальной школы. Различная тематика классных часов во 2 классе: о дружбе, о книге, о правилах поведения в библиотеке, о правде и лжи, о добре, ... и многое дру...

Подборка классных часов для 3 класса. Классные часы в 3 классе.

Подбор материала классных часов в 3 классе. Различная тематика: о правилах дорожного движения в занимательной, доступной игровой форме; о цене хлеба!; о правилах поведения в столовой; о зависти, ...Бе...