ярмарка народных промыслов
методическая разработка (3 класс) на тему

Симоненко Любовь Павловна

Сценарий праздника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ярмарка62 КБ

Предварительный просмотр:

«ЯРМАРКА НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ»

Цели: познакомить детей с традициями и обычаями русского народа; пробудить интерес к истории родного края.

Внеклассное мероприятие проводится в актовом зале школы. На стенах зала висят географическая карта Центральной России и яркие рисунки детей с изображением изделий народных промыслов. Сцену украшают нарядные павловопосадские платки, золотая хохлома, жостовские подносы, подсвечники, вазы, причудливые чайники и плошки из Гжели.

Ведущая. Приглашаем вас, дорогие ребята, на весёлую ярмарку. Вы увидите работы народных умельцев Подмосковья и средней полосы России.

Особенность нашего края – разнообразие занятий населения. «Голь на выдумку хитра», - говорили прежде. И смышленый народ жил зажиточно. Занимался ремеслом, различными промыслами, которые давали неплохие доходы. Сегодня на ярмарке мы расскажем о них.

Но прежде послушайте легенду, из которой узнаете, откуда пошли на нашей земле ярмарки. В давние времена под стенами города Хлынова собрались инородцы. Они решили взять город. Не надеясь на свои силы, хлыновцы обратились за помощью к устюжанам. Они пришли ночью, но не с той стороны, с которой их ждали. Не распознав гостей в темноте, хлыновцы многих из них перебили, а утром в ужасе увидели свою ошибку. «Своя своих не познаша».

В память о хлыновском побоище поставили часовню. Долго каялись. А много лет спустя, когда обиды быльём поросли, появился у хлыновцев обычай: в день побоища устраивать праздник прощения. Его назвали Свистопляски. На празднике катались с высокого берега реки, проводились кулачные бои, музыкальный свист, разыгрывались театральные сценки. Народ веселился. На столы выставлялись лотки с изобилием сладостей, глиняных игрушек и свистулек. В XX веке праздник «Свистопляски» превратился в ярмарку.

Выходят хозяева ярмарки – скоморохи.

1-й скоморох.

Что за праздник? Что случилось?

Просто ярмарка открылась!

Шутки, смех со всех сторон,

Музыкальный перезвон.

2-й скоморох.

Почтеннейшие господа!

Пожалуйте к нам сюда!

Привезли мы на базар

Раздиковинный товар!

Павловопосадские платки.

Ведущая. На востоке Подмосковья развивались текстильные ремёсла. Одним из выдающихся явлений русской культуры стала многоцветная набойка Павловского Посада. Кто знает, когда появились такие платки? Правильно. Сначала купец С. Лабзин стал перерабатывать пряжу, а затем его торговый дом открыл ситценабивное производство. В 1880 г. крашение платков и шалей стало на поток. Издавна по традиции платок – главное украшение русской женщины. В орнаменте павловопосадских платков – мотивы пышных букетов, чаще всего розы, яркие зелёные листья дополняют общую палитру. Фон – чёрный, красный, зелёный, бордо, васильковый, белый. Основная композиционная нагрузка приходится на кайму и угол платка.

1-й скоморох.

Вот подарки так подарки!

Краской огненной горят.

Кто искусно расписал

Этот сказочный овал?

2-й скоморох.

И скажите нам, откуда

Появилось это чудо,

Кто придумал эти краски,

Словно взятые из сказки?

Профессор (с бородой, в пенсне). Я могу объяснить, откуда эти краски. Издревле в росписи тканей использовались яркие органические красители. Один из первых марена – краситель, добываемый из растения, которое в Европе специально выращивалось на плантациях. Сейчас марену получают из каменноугольной смолы. А в XVIII в. усилиями химиков и промышленников было создано много других красителей. Одной из первых в этом ряду стала берлинская лазурь. Позже появились кадмиевые краски, искусственный ультрамарин и др.

Ведущая. Это – русская шаль! Целое поле цветов!

Будто чудная жар-птица

Крыльями взмахнула –

Это красная девица

Головой качнула.

На голове был надет

Яркий, будто самоцвет,

Квадрат ткани расписной,

Разноцветный, с бахромой.

Тут розан, тут лепесток,

Тут травинка, тут цветок.

И все вместе это чудо –

Русский павловский платок.

Посмотрите на розу – королеву цветов. О ней во все времена поэты слагают стихи. Не дивная ли роза побудила к созданию узоров на русских шалях и сарафанах матрёшек?

Разноцветные цветы

Расцвели на ткани.

Напечатаны они

Умелыми руками.

В целом мире мы известны,

Знает нас любой знаток,

Этот сувенир чудесный,

Значит… (павловский платок).

Дымковская игрушка.

1-й скоморох.

Вынимайте, земляки,

Доставайте кошельки!

2-й скоморох.

Тут поют свои частушки

Знаменитые игрушки!

Девочки в народных костюмах исполняют частушки.

Мы игрушки расписные, хохотушки вятские,

Щеголихи слободские, кумушки посадские.

У нас ручки крендельком, щёчки будто яблочки.

С нами издавна знаком весь народ на ярмарке.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвету дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы!

Она глядит не прянично –

Ликующе и празднично.

Профессор. Мы уже говорили про разудалый город Хлынов. Он расположился на востоке от Москвы. В XVI веке население Хлынова стало пополняться выходцами из Северной Двины и Великого Устюга. Пришельцы основали на низком правом берегу Вятки своё поселение – Дымковскую слободу. После половодья тут обнажились залежи красной глины. Этот неприметный случай способствовал развитию гончарного дела, а потом игрушечного промысла, причём последний скоро стал основным видом деятельности в слободе. Так родилась дымковская игрушка.

Техника изготовления дымковской игрушки проста. Лепится она из красной глины, обжигается, затем покрывается меловым грунтом. По белому фону игрушка расписывается анилиновыми красками, разведёнными на молоке. Яркая малиновая, жёлтая, синяя роспись на белом фоне украшается орнаментом в виде точек, кружков, клеточек, зубцов…

Ведущая. Развитие этого промысла связано не только с обнаружением глины, но и с древним обычаем. В этом крае ежегодно проводился конкурс свистунов, поэтому тут сразу стали делать свистульки в виде коней, всадников, коров, птиц.

Выходят скоморохи. Они читают стихи о дымковских игрушках.

1-й скоморох.

Ели спят у большака

В инее седом,

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

2-й скоморох.

Вьётся голубой дымок,

Дым идёт из труб столбом,

Точно в дымнее всё кругом,

Голубые дали.

И село большое Дымково назвали.

1-й скоморох.

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины

Все игрушки непростые,

А волшебно-расписные.

2-й скоморох.

Вглядитесь в них.

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный.

У большого индюка все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост –

Точно солнечный цветок.

Индюк сказочно красив,

Он напыщен, горделив.

Смотрит свысока вокруг

Птица важная – индюк.

Выходят мальчики, в руках у них рисунки с изображением дымковских игрушек. Они читают:

Барашек – свисток,

Левый рог – завиток,

Правый бок – завиток,

На груди – цветок.

Утка-Марфутка

Бережкои идёт,

Уточек-Марфуточек

Купаться ведёт.

Бока крутые,

Рога золотые,

Копыта с оборкой,

На спине Егорка.

Индя-индя-индючок.

Ты похож на сундучок.

Сундучок не простой,

Красный, белый, золотой!

Ведущая. Позже стали лепить дам, кавалеров, нянь, модниц, изображающих народные гулянья.

1-й и 2-й скоморохи (вместе).

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные:

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

Гжель.

Гости водят хоровод под музыку песни «Подмосковные вечера».

Гость. Мы прибыли из старинного гончарного района, что в пятидесяти верстах от Москвы. Край наш богат гончарными глинами. Население трёх десятков окрестных деревень и сёл издавна занималось изготовлением глиняной посуды. В топливе недостатка не было. Вокруг дремучие леса. Не случайно в слове гжель подчас слышится отзвук глагола жечь. А ещё район наш специализировался на выпуске художественной керамики.

В XVIII веке освоили майолику – изделия из цветной глины с толстым пористым черепком. Они покрыты весёлой крестьянской росписью, так называемой цениной. И сразу полюбились в народе.

В XIX веке появился гжельский полуфаянс. На ранних стадиях встречается коричневая и зелёная краски и росписи, к концу XIX века торжествует синий цвет. Появление тонкого фаянса – заслуга Афанасия Киселёва, работавшего на фабрике Тереховых в деревне Речицы. Киселев потратил десять лет, чтобы усовершенствовать тонкий фаянс. Из всех гжельских заводов был единственный, чьи изделия допускались к участию на всероссийских выставках. Это завод Тереховых и Киселёва.

В XIX веке гжель стали называть русским Стаффордшером, сравнивая её с важнейшим керамическим центром Англии. Гжельское предание гласит, что первооткрывателем настоящего фарфора в этом крае был Павел Куличков. После его смерти секрет открылся. И в конце XIXвека в Гжели фарфор выпускали фабрики Храпунова, Киселёва, Тереховых.

Профессор. Изделия из Гжели – это изделия из местной светлой глины. Основные компоненты формовочной массы – глина-каолинит и полевые шпаты. Всё это измельчается и смешивается. Затем масса подаётся на формовку. Формовка осуществляется способом литья. Жидкую массу заливают в гипсовые формы. Форма подаётся на сушку. Не совсем затвердевшие, ещё достаточно мягкие изделия поправляют ножом, и наступает черёд окончательной сушки и обжига.

Первый период обжига проходит при 600 0С, второй – при 1 200-1 400 0С. После обжига изделие покрывают глазурью или тонкой стекловидной плёнкой. Основное сырьё для производства глазури – кварцевые материалы: полевые шпаты, карбонаты магния, кальция. Изделия гжели расписываются по белой эмали синими красками. Основа этих красок – соединение кобальта. Разнообразные их оттенки создаются введением различных количеств оксидов алюминия, цинка, магния. Краски смешиваются со скипидаром для придания им вязкости и удобства нанесения на изделия. Вот какое это сложное производство. А его ведь придумали, освоили и внедрили наши с вами прапрадеды сто с лишним лет назад. Это производство кормило, одевало целый район России многие годы.

Ведущая.

Фарфоровые чайники,

Подсвечники, часы,

Животные и птицы

Невиданной красы.

Деревня в Подмосковье

Прославилась теперь.

Известна всем в народе.

Её названье – Гжель.

Гордятся в Гжели жители

Небесной синевой,

Не встретите на свете

Вы красоты такой.

Голубизну небесную,

Что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашку

Легко перенесла.

У каждого художника

Есть свой узор любимый.

И в каждой отражается

Сторонушка родимая.

Её трава шелковая,

Её цветы весенние –

И мастерство волшебное

Достойно восхищения.

Жостово.

Гость. К северу от Москвы, на живописном берегу Клязьминского водохранилища раскинулось селение Жостово. Славу селу создали лакированные подносы, которые более ста пятидесяти лет изготавливают искусные мастера.

В XIX веке в Троицкой волости (Мытищинский район), в деревнях Федоскино, Осташково, Хлебниково, Троицкое работали мастерские по изготовлению расписных, лакированных изделий из папье-маше. Первым таким заведением в Подмосковье была фабрика купцов Коробова и Лукуткиных, основанная в XVIII веке в селе Федоскино, в 7 км от Жостова. Здесь выпускали красивые кошельки, коробочки, подносы. Во второй половине XIX века их стали изготавливать ещё и из железа, которое привозили из Нижнего Тагила. Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу рынок сбыта. В Троицком появилось несколько мастерских, изготавливающих подносы. Одна принадлежала семье крестьян Вишняковых. Год основания этой мастерской (1825) принято считать датой рождения жостовского промысла. Роспись подносов становилась год от года всё разнообразнее. На ура шли цветочные композиции и сюжетные сцены. Жостовский поднос вошёл в быт как трактирный, чайный. Потому понятно, насколько уместны были на нём изображения цветов.

Вы встречали или нет

Фантастический букет?

Мака, роз, пионов краски

В нём собрались вместе.

Расцвели они, как в сказке,

На листе из жести.

Догадаться просто вам –

Это роспись… (Жостово).

Хохлома.

Скоморохи. К нам приехала сама золотая хохлома!

Гости (поют).

Расступись, честной народ,

Нижний Новгород идёт…

Купец (один из гостей). В деревнях без нашей посуды и дня не обходится: в неё хоть кипяток лей, щи, хоть кашу накладывай.

С незапамятных времен расписывали посуду в Новопокровском, Куличине, Сёмине, Хрящах, а потом везли в село Хохлома на ярмарку. Оттуда разлетались по всей земле золотистые ложки да плошки. А это чудо-братина. На ней изображён аленький цветочек. По преданию, это цветок счастья! Цвёл он раз в году – в Иванов день. Тот, кто увидел этот цветок, был счастливым всю жизнь. Использовали братину для щей и каш, для напитков. Делали у нас чашки разной формы и в большом количестве ложки. Ложки использовались и как музыкальные инструменты…

Звонкие, резные,

Ложки расписные.

От зари и до зари

Веселятся ложкари.

Подходи, разбирай,

С ними пляску начинай.

1-й скоморох. А кто же придумал золотую хохлому?

Профессор. Сотни лет алхимики искали философский камень, якобы способный превращать металлы в золото. Русским крестьянам из подмосковной деревни Хохлома повезло. Они сумели создать изделия, похожие на золотые. Эти изделия не теряют своей ценности и сегодня поражают нас своей красотой.

Как же возникла технология хохломской росписи? В деревнях всегда пользовались деревянной посудой. Раскрашивали её киноварью, потом покрывали лаком, сваренным из льняного масла. Посуда становилась при этом прочнее, красивее. Вдруг попалась одному удалому мастеру оловянная тарелка, выброшенная из боярского дома, мрачная и неприглядная…

Расписал мастер её ради шутки, покрыл лаком да в печь поставил. Наутро вынул, да так и ахнул: тарелка-то золотой стала, впору самому царю подавать. Основные приёмы хохломской росписи сохранились до наших дней почти без изменений.

Орловский спис.

Ведущая. Сейчас мы совершим небольшую экскурсию в те далёкие годы, когда наши бабушки и дедушки были молодыми. Отправимся в далёкие и заснеженные деревушки Орловского края.

1-й скоморох.

Пылают краски бедные,

Деревни-острова.

Одни лишь снеги белые

Да чёрны дерева.

2-й скоморох.

А ночью снеги кружатся,

Гудят со всех сторон,

А ночью душным кружевом

Приходит красный сон.

Ведущая. И видим мы с вами сон. Деревенский праздник, гулянье, проводы зимы. В каждой избе заботливая хозяйка накрыла праздничный стол, а по стенам развесила «накрюшники» - свою гордость – вышитые полотенца, скатерти, салфетки, над которыми трудилась долгими зимними вечерами. Полюбоваться узорной вышивкой приходят крестьяне из соседних деревень. Увидев такую красоту, обычно восклицают: «Ой, глазонькам больно! Как красиво!» Отчего же так больно глазонькам? Вышивка яркая, весёлая, нарядная, в ней много красивых узоров, много красного цвета.

Нелёгок был крестьянский труд, тяжела крестьянская жизнь. Но умели они любить землю, на которой живут, замечать красоту природы. Много было в деревне мастериц-вышивальщиц. Наблюдая природу, они как бы списывали на свои полотна и морозные узоры на стёклах, и тёплые солнечные лучи, и весёлый ручеёк, травку, цветы, птиц и вечное «древо жизни». Отсюда и название вышивки – орловский спис.

Красный сон уходит, а радость от встречи со стариной, искусством, народной вышивкой остаётся. Передали бабушки все свои секреты вышивки молодым, и сейчас они на фабрике вышивают на машинах фартуки, салфетки, косынки по мотивам орловского списа.

Искусство ручной вышивки – искусство яркое, праздничное, удивительно живое и весёлое, но в то же время ручная вышивка – тяжкий, кропотливый труд, требующий огромного терпения и любви. Нужно беречь и сохранять этот древний вид рукоделия, выполненный народными мастерами. А какие руки у настоящего мастера?

Ведущая.

Золотые руки –

Руки не из золота.

Золотые руки

Не боятся холода.

В ссадинах, в мозолях

Руки эти.

Самые нужные руки на свете.

Умные руки – основа успеха.

Руки – это лицо человека.

Руки – о многом они говорят.

Глаза только видят, а руки творят.

Да, руки народа творят чудеса. Как бы вы их назвали? Правильно. Золотые, трудовые.

Труд человека кормит, а лень портит.

Умелые руки не знают скуки.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Землю кормит солнце, а человека труд.

Низкий поклон русским мастерам. Пусть их творения радуют не только нас, но и наших потомков, пусть не угасает интерес к народному творчеству, ведь в нём воплотилась многовековая мудрость нашего народа.

Скоморохи (хором).

Отдохнули все по праву?

Мастерам воздали славу?

Что ж, теперь домой пойдём.

Что узнали, не забудем.

Долго-долго помнить будем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность "Ярмарка народных промыслов"3 класс

Проектная деятельность по технологии после изучения темы"Народные промыслы России".Ученики, работая в группах,  представили свои  презентации , таблицы "Гжель", "Золотая Хохлома", "Дымковска...

Ярмарка народных промыслов России

Сценарий фольклорного праздника рассказывает о самых значимых народных промыслах России....

Статья "ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ НА МАТЕРИАЛЕ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ"

Данная статья определяет ориентиры в нравственно - патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры....

Конспект урока по изо "Ярмарка народных промыслов"

Конспект урока по изобразительному искусству. Урок может проводиться в 5 или в 4 классах. В конспекте представлена работа по систематизации и обобщению материалов предыдущих уроков по знакомству с нар...

Ярмарка народных промыслов

Участвуют все классы...

Технологическая карта урока технологии «Народные промыслы. Особенности народного промысла дымковская игрушка» 2 класс А. Платонов» 2 класс УМК «Перспектива»

Цель урока: создание условий по формированию навыков лепки сложной фигуры «дымковской игрушки» из пластилина.Задачи урокаДидактические:Изучить технологию изготовления «Дымковск...

Внеклассное мероприятие «Ярмарка народных промыслов России»

Цели мероприятия:знакомство с историей происхождения и особенностями народных промыслов России;формирование у подрастающего поколения интереса к истории и культуре своего народа;воспитание личности ре...