Особенности организации деятельности детей с задержкой психического развития
методическая разработка ( класс) на тему

Трифонова Юлия Николаевна

Причины задержки психического развития. Организация деятельности детей в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trifonova_yu.n._to_peredelkino.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

Трифонова Ю. Н.,

ГБУ ГППЦ ДОгМ, воспитатель

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Задержка психического развития - несоответствие психического развития ребенка возрастным нормативам, что возможно изменить в дошкольном возрасте с помощью коррекционных занятий.

Причиной задержки является либо выраженные органические поражения головного мозга, которые могут быть врожденными или возникать  во  внутриутробном, предродовом или раннем периоде жизни ребенка.

В некоторых случаях наблюдается генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы, а также инфекции, травмы и другое.

 Причиной ЗПР может быть недостаток социальной сферы (неблагополучная обстановка в семье, недостаток общения и культурного развития, нахождение ребенка в детских домах, суточных группах...).

 Дети с ЗПР определяются как неприспособленные, труднообучаемые, педагогически запущенные.

В дошкольном возрасте у детей с ЗПР часто наблюдается недоразвитие моторных функций, нарушена координация движений. Они медлительны, неловки. Трудно и медленно вникают в задание, приступают к работе. Таким детям тяжело правильно держать карандаш, контролировать нажим ,затруднена работа кистью, не могут держать руку прямо при использовании ножниц.  Они тяжело овладевают навыками самообслуживания (за столом неаккуратны, долго учатся застегивать пуговицы, шнуровать обувь, застегивать молнию и кнопки). При помощи взрослого они активно осваивают дидактические игрушки, однако способы выполнения соотносящих действий несовершенны. Детям требуется гораздо большее количество проб и для решения наглядной задачи.

Такие дети плохо владеют речью. Она смазанная, нечленораздельная, произносятся не все слоги или меняются местами. У некоторых ребят сформирована простая фраза, при самостоятельной речи не употребляются прилагательные, наречия, числительные и союзы.

При развитии речи ребенка создаются условия для восприятия и использования речи, это игровая ,изобразительная и трудовая виды деятельности.

Дети с ЗПР имеют неустойчивое внимание и недостаточную переключаемость. Для них характерна повышенная отвлекаемость, особенно на словесный раздражитель. Они часто действуют импульсивно, быстро утомляются, истощаются, с трудом переключаются с одного задания на другое.

Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов.  Дети с ЗПР могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине. Но их опыт долго не обобщается и не закрепляется в слове, отмечаются ошибки при назывании признаков: цвета, формы, величины. Представления о предметах вовремя не формируются. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных цветовых оттенков. Не использует слова, обозначающие величины.

Память детей с ЗПР отличается качественным своеобразием. Снижены все виды памяти: двигательная, слуховая и речевая.  Ограничен ее объем и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации.

В этом плане важно учить детей сопровождать речью свои действия, подводить итог - давать словесный отчет, а на более поздних этапах работы - составлять инструкции для себя и для других, т. е. обучать действиям планирования.

В игровой деятельности у детей с ЗПР снижен интерес к игре и к игрушке, с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику. Ролевое поведение отличается импульсивностью. Не сформирована игра как совместный вид деятельности: дети мало общаются между собой в игре, игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты, дети мало общаются между собой, коллективная игра не складывается.

Организация деятельности.

При подготовке организации деятельности детей с ЗПР учитываются особенности каждого ребенка, педагоги опираются на диагностические показатели, результаты комплексного обследования детей, задачи перспективных планов основных разделов программы.

При приеме детей в сад (пока еще не все дети собрались) воспитатель проводит индивидуальную работу по рекомендациям специалистов.

Занятия по учебному плану проводятся по подгруппам. Группы формируются с учетом психического развития детей и с учетом сформированности их знаний. Специалист (логопед или дефектолог) и воспитатель работают по подгруппам параллельно. После первого занятия и перерыва в 10 минут подгруппы меняются.

После групповых занятий специалисты проводят индивидуальные коррекционные занятия по индивидуальной программе.

В это время воспитатель организует игровую деятельность детей. Так как многие дети не умеют играть с игрушками, испытывают трудности в выполнении правил игры, задача воспитателя обучить их необходимым навыкам.

Способность к выбору дидактической игры, доступной по сложности, отражает уровень сформированности детской самооценки. Наблюдение за свободной деятельностью детей является одним из методов оценки эффективности работы воспитателя.

Обучение игре, выполнению правил проводится и на прогулке, а также решаются коррекционно-образовательные задачи  с помощью наблюдения за явлениями природы, растениями, животными, птицами. По возможности дети наблюдают за движением машин и  работой людей.

Подготовка к прогулке и возвращение с нее целесообразно использовать для обучения детей самообслуживанию, для выработки у детей социальных и гигиенических навыков, а также для обучения действовать по заданному алгоритму. Сначала детей учат одеваться (или раздеваться), проговаривая последовательность действий, а затем действовать самостоятельно, сохраняя алгоритм.

Также проводится обучение режимным моментам (сервировка стола, подготовка рабочих мест к занятию и т, д). Одновременно детей учат помогать друг другу.

На утренних динамических занятия,  музыке или физкультуре решаются следующие коррекционные задачи: развитие мелкой и крупной моторики, координации движений, следование инструкциям, развитие слуха, коммуникации, а также оздоровительные задачи.

 В подготовке к музыкальным детским праздникам  принимают непосредственное участие логопед (помощь в заучивании стихов с правильным произношением звуков и слов)  и психолог (дает рекомендации  для максимально комфортного  состояния детей в процессе утренника).

Время, которое дети проводят после полдника организуется воспитателем и специалистами по индивидуальной программе .

Воспитатель организует параллельную работу детей: для одних подбираются знакомые дидактические игры, другим подбираются задания по рекомендации специалистов, затем дети меняются местами.

Немаловажное значение имеет работа психолога, который проводит с детьми групповые занятия по социализации, адаптации,а также индивидуальные занятия с учетом особенностей каждого ребенка. Проводит семинары, беседы и консультации для родителей.

Создание специальной развивающей среды обеспечивает эффективность коррекционной работы, позволяет ребенку полноценно развиваться в условиях различной деятельности. Таким образом задержка психического развития может быть полностью преодолена в дошкольном возрасте.

Список литературы

1.   Верещагина Н.В." Если ребенок отстает в развитии".

2.  Кислова Т.Р. «По дороге к азбуке». Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей.

3   Петерсон .  Л.Г.  «Методические рекомендации».        

4. Шевченко С.Г.  «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности учебной деятельности у детей с задержкой психического развития в начальных классах общеобразовательных школ

В статье отражены вопросы классификации детей с ЗПР, причины задержки психического развития у детей, характеристика детей с ЗПР, особенности учебной деятельности детей с ЗПР....

Реферат "Особенности психических процессов у детей с задержкой психического развития"

     Задержка психического развития— нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфер...

Рекомендации по организации обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательных учреждений

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...

Современные подходы к организации обучения детей с задержкой психического развития (из опыта работы)

Нет ничего удивительного в том, что дети с ЗПР сейчас есть если не в каждом классе, то уж в каждой общеобразовательной школе – это точно. Вот только с ростом количества таких учеников...

Особенности речи у детей с задержкой психического развития

Особенности речи у детей с задержкой психического развития...