Обобщение опыта воспитательной работы классного руководителя
опыты и эксперименты ( класс) на тему

Карасова Райганат Крымгереевна

В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни учителя считают ее дополнительной к своей преподавательской деятельности, другие называют ее самой главной. Как бы ни была трудна работа классного руководителя, она, несомненно, нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_obobshch.docx28.59 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта воспитательной работы классного руководителя                                         Карасовой Р.К.

Покинут счастьем будет тот,

Кого ребенком плохо воспитали.

Побег зеленый выпрямить легко,

Сухую ветвь один огонь исправит.

(Саади.)

В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни учителя считают ее дополнительной к своей преподавательской деятельности, другие называют ее самой главной. Как бы ни была трудна работа классного руководителя, она, несомненно, нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воздействий остается классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе.

Воспитание - важнейшее явление духовной жизни общества для всех времен и народов. Без воспитания немыслима жизнь человеческого общества, ибо его назначение - передача накопленных знаний и жизненного опыта от поколения к поколению. В этом заинтересованы все: и учителя, и родители, и сами дети, и все жители страны. Здесь равнодушных нет. В связи с этим моя роль проявляется в следующих аспектах - как учителя-предметника (воспитание средством своего предмета), как классного руководителя (воспитание через систему ценностей и традиций школы, установок общества в процессе внеклассной работы с учащимися, через взаимодействие с семьей, социумом, с обществом). Именно семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребенка. Здесь он рождается (желанный или нежеланный), здесь получает задатки физического и духовного развития (позитивные или негативные), первые знания об окружающем мире (в большом или малом объеме), здесь формируются первые элементарные навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы его будущих отношений с миром, другими словами, начинается процесс воспитания. Следовательно, именно родители являются первыми и основными воспитателями ребенка до поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. В настоящее время, в связи со стремительными процессами распада государства и изменениями методологических подходов к формированию личности, ведется интенсивный поиск путей повышения роли семьи в социальном воспитании детей и школьников, и в первую очередь этот поиск осуществляется в новом перспективном направлении педагогической науки – социальной педагогике. Основной методологический принцип социальной педагогики: семья – основная ячейка общества, осуществляющая базисную социализацию детей за счет усиления всех ее основных функций, и в первую очередь воспитательной, рекреативной, коммуникативной, регулятивной, и др.  Это предполагает резкое повышение внимания к семье со стороны всех социальных институтов воспитания, и в первую очередь школы, за счет изменения взаимоотношений между ними, содержания и форм работы. Являясь ячейкой общества, необходимой для сохранения и воспроизводства существующих в обществе структур и отношений, способностей человека, семья в то же время есть главное условие реализации задатков и способностей человека, приобщения его к культуре. Значит, необходимы новые подходы в организации работы с ней со стороны всех социальных институтов, и в первую очередь школы. Для меня, как классного руководителя, большую помощь в организации класса и детальном знакомстве с детьми и их родителями оказала работа по направлениям

 « Семья», «Здоровый образ жизни», «Образ жизни», «Досуг», «Учение»

«Семья»- направить семейное воспитание на всестороннее развитие детей Духовно-нравственное воспитание - воспитание гражданско – патриотических чувств через проектную деятельность - обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы «О той, что дарит нам тепло» «Создание классного генеалогического дерева». «Символы моей семьи» «Дело, которое мы делаем всей семьёй» "Наши ошибки в воспитании детей"

Классный час «Строим дом» (родители, учащиеся и классный руководитель).

«Здоровый образ жизни»- воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства, уверенность, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым - формировать у ребёнка понимания значимости физического состояния для своего будущего Ч.О. «Как победить дракона, или «Удержись от вредной привычки!» «Что имеем, не храним, потерявши, плачем», «Научись говорить нет!», Дни здоровья согласно школьному плану.

«Учение» - организация интеллектуально – познавательной деятельности, - формирование положительного отношения к учёбе - создать условия для реализации интересов детей в семье «Какое место ты занимаешь в классе» «Воспитание в семье культуры поведения и внешнего вида» «Что я могу сделать, для того чтобы лучше учиться!», «Это моя семья», «Мой характер».

«Образ жизни» - формировать у учащихся понимание того, что история их семьи и России неотделимы друг от друга - переоценка внутреннего мира учащихся - воспитать интерес к самому себе, желание самосовершенствоваться - формировать у учащихся осознание исторического прошлого своей семьи: «Традиции нашей семьи», «История школы», «Расскажи мне обо мне», «Этим поступком я горжусь!», «В каждой семье свой герой», «Создание и выпуск классной газеты».

Работа по гражданскому и патриотическому воспитанию призвана воспитывать чувство патриотизма и активной гражданской позиции, развивать общественное самосознание. В классе были проведены часы общения на гражданско-патриотическую тему: «Народный подвиг Минина и Пожарского», «Государственные символы России», «Путешествие в страну Законию», «Все - разные! Все - равные!»

Ежегодно учащиеся класса принимают участие в выборах школьного парламента, которые формируют у школьников представление о реальных выборах и позволяют участвовать в школьном самоуправлении

Мероприятия, посвященные празднованию годовщины победы в ВОВ, ежегодно проводятся в классе. Среди них особо запомнились классный час «Маленькие герои большой войны», читательская конференция по книге Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», интеллектуальный марафон «Нет у памяти срока».

Активное участие ежегодно ученики принимают в общешкольных мероприятиях, проводимых в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы. Детям тундровикам и посылка солдату

«Досуг» - развивать творческую личность - повышать мастерство и содействовать профессиональной ориентации учащихся - создавать дружескую и творческую атмосферу в классе :«Моё хобби», «Рыцарь 21 века», «Звездный поход»", Операция «Новый год», для девочек: «Браво, девчонки»,для мальчиков: «Браво, мальчишки»,тематический классный час, поход, подготовка к новому году.

Обучающиеся моего класса принимают участие в традиционных общешкольных и внеклассных мероприятиях художественно-эстетической направленности «Праздник первого звонка», «День учителя», «Осенний бал», «Новогодний огонёк» и другие.

Традиционным стало проведение тематических классных часов: «В чем красота человека?», «О красоте, моде и хорошем вкусе» и т.д.

Поэтому проведение классных мероприятий, направленных на развитие индивидуального и коллективного творчества, стали хорошей традицией. Главной творческой мастерской стала подготовка спектакля-сказки для Новогоднего праздника. Участие в постановке принимают все учащиеся класса. Ребята сами находят сценарий, распределяют роли, готовят костюмы, репетируют танцевальные номера, записывают фонограммы песен. Выступление становится настоящим праздником для детей и родителей. Учащиеся принимают активное участие в различных творческих конкурсах.

Считаю, что воспитательная система, сложившаяся в классе, дает положительные результаты: благоприятный психологический климат, отсутствие правонарушений и неуспевающих, призовые места в школьных конкурсах, участие в различных общешкольных мероприятиях. Критериями успешности воспитательной работы в классе, на мой взгляд, является динамика межличностных отношений, сплоченность классного коллектива и удовлетворенность учащихся общением.

По проективной методике Н.Е. Щурковой я три года подряд провожу психологическое исследования уровня комфортности детей в классном коллективе. Так, процент учащихся, отрицающих школу, снизился с 14% до3%, доля детей, находящихся в позиции «наблюдение за жизнью класса» понизился с 59% до 12%, а учащихся, оценивающих свое положение «внутри класса» выросло с 47% до88%.

Полученные данные свидетельствуют о том, что образовательно-воспитательный процесс конструктивен, направлен на развитие личности и способствует сохранению психического и социального благополучия учащихся.

Эффективность воспитания детей в семье в значительной степени зависит от педагогической грамотности родителей. Родителям не обойтись без изучения физического и психического развития подрастающего поколения, закономерностей формирования личности, мировоззрения, характера и т.д.

Поэтому значительное место в моей работе, как  классного руководителя с родителями учащихся, отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания.

Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводятся итоги успеваемости, но и рассматриваются актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к той или иной проблеме.

При подготовке и проведении родительского собрания я учитываю ряд важных положений:

- Атмосфера сотрудничества школы и семьи по реализации программы усиления плюсов и ликвидации минусов в характере и поведении ребенка.

- Интонация собрания: советуем, размышляем вместе.

- Профессиональный задел педагога - знания, компетентность (знание жизни каждого ребенка не только в школе, но и за ее пределами, представление об уровне их потребностей, состоянии здоровья, отношений в детском коллективе).

- Добрые, доверительные отношения (доброжелательность, сердечность, взаимопонимание, взаимопомощь).

- Главные показатели эффективности родительского собрания - это активное участие родителей, атмосфера активного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации.

Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Я как  классный руководитель,  привлекаю родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами,  координирую усилия по образованию и самообразованию ребенка, изучая информацию о наклонностях воспитанников, материально-бытовых условиях, психологическом климате в семье, требованиях родителей к обучению и воспитанию в школе и дома, их видении перспектив развития ребенка. Я также организовываю работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность. Семья и образовательные учреждения – это относительно самостоятельные воспитательные системы, имеющие каждая свою специфику, вместе с тем они являются звеньями всей системы воспитания. Для обеспечения функционирования системы воспитания в социуме необходима организация педагогически целесообразного взаимодействия семьи и образовательных учреждений. Я задала себе вопрос: «Для чего родители посылают ребенка в школу? Чего от нас хочет государство? Чего от нас хочет социум?» Социальным заказом современного общества востребована личность конкурентоспособная, ориентированная на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование. Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимы активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде. Анализ социокультурного состояния микроучастка школы позволяет грамотно спланировать и осуществить управление школой, определить пути её развития, занять соответствующее место в жизни как всего микроучастка, так и в жизни семьи, в жизни отдельного учащегося. Школа, таким образом, становится социально – педагогической системой.

1. Взаимодействие классного руководителя с администрацией школы.

Я планирую работу по воспитанию школьников на основе разработанной администрацией нормативной базой и теоретических основ воспитания детей.

2. В процессе своей деятельности я взаимодействую с учителями-предметниками: совместная разработка общих педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе на основе целей образовательного учреждения; представление интересов своих воспитанников в педагогическом совете; привлечение учителей к работе с родителями; включение обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам: разнообразные предметные кружки, выпуск предметных газет, совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях.

3. Совместно с педагогом-психологом  я изучаю индивидуальность обучающихся, процесс их адаптации и интеграции в микро - и макросоциум, координирую связь педагога-психолога с родителями, их консультативную, терапевтическую поддержку. При поддержке педагога-психолога  анализирую развитие коллектива класса, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников, помогая ребенку определиться в выборе будущей профессии; координируют выбор форм и методов организации индивидуальной и групповой учебной и внеклассной деятельности, как со своей стороны, так и со стороны других участников воспитательного процесса.

4. Большое значение в деятельности классного руководителя имеет сотрудничество с педагогами дополнительного образования.

Взаимодействие с ними, помогаю использовать все многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников, стимулирования их самоопределения, саморазвития и самовоспитания, желания расширить зону общения; поддерживаю допрофессиональную подготовку учащихся. Я способствую включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования детей.

5. Сотрудничая с библиотекарем, расширяю круг чтения обучающихся, способствую формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы. Принцип связи школы с жизнью предполагает такую организацию воспитания и образования, чтобы учащиеся не замыкались в школьной среде, что должно обеспечивается разными путями. Воспитывать – это значит организовать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно с взрослыми, где у тех и у других будут свои роли, цели, взаимные отношения.

6. Взаимодействие классного руководителя с медицинской службой.

Совместно с медицинскими работниками провожу мониторинг показателей соматического здоровья, гигиеническое обучение школьников, медико-педагогический всеобуч всех субъектов воспитания культуры здоровья школьников.

Прогресс не стоит на месте. Каждый день приносит миру маленькие и большие открытия, которые пополняют копилку коллективного человеческого интеллекта. И современному молодому человеку просто необходимо успевать повышать свой интеллект, чтобы шагать в ногу с прогрессом, чтобы занять в жизни определенную социальную нишу, овладеть профессией, стать профессионалом в своей профессии, а, следовательно, стать мобильной личностью, легко адаптирующейся к многообразному яркому жизненному процессу.

Объектом воспитания является, конечно, ребенок. И конечной целью нашей воспитательной системы является – подготовка ребенка к жизни. И передо мною встает вопрос “что и как формировать у ребенка, чтобы достичь вышеуказанной цели?”.

Личности формируются и развиваются в деятельности. И чем богаче и содержательнее будет специально организованная педагогом деятельность, тем больше возможностей создастся для целенаправленного воздействие на становление социально ценных отношений школьников к явлениям окружающей действительности, на формирование их самосознания, самовоспитание духовных потребностей личности, в том числе в труде, творчестве, общении, в самоотдаче лучшего в себе другим людям. Таким образом, организация воспитывающей и развивающей деятельности – одна из основных задач педагога.

Я стала классным руководителем в данном классе в 2014/2015уч. году и начала свою работу, согласно моей концепции воспитания учеников, с изучения характера детей (воспитанности и способностей), изучения семьи, её уклада, микроклимата, характера воспитательной деятельности (проводились тесты с  родителями и школьным психологом). В результате такой работы выяснились следующие аспекты: · воспитанность учащихся данного класса – средняя · отношения к школе – высокие · образовательный уровень родителей – средний · 75 % учащихся класса имеют компьютеры или имеют доступ к компьютеру · отношения к учебе – хорошее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта воспитательной работы "Дарить огонь души…"

Обобщение воспитательной работы учителя начальных классов«Для того чтобы воспитать хорошего человека, надо каждый день в течение 10 лет давать ему 4 урока - урок здоровья, урок  любви, урок...

Обобщение опыта воспитательной работы

Презентация : "Обобщение опыта воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию и обучению на ступени начального общего образования «Жизнь дана на добрые дела» "...

Обобщение опыта воспитательной работы на младших классах детей-сирот в коррекционной школе-интернате

Мой небогатый опыт!Надеюсь он поможет начинающим воспитателям не растеряться в первые годы своей работы и не покинуть ряды педагогов....

Обобщение опыта воспитательной работы на младших классах детей-сирот в коррекционной школе-интернате

Мой небогатый опыт!Надеюсь он поможет начинающим воспитателям не растеряться в первые годы своей работы и не покинуть ряды педагогов....

Обобщение опыта воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию и обучению на ступени начального общего образования

Обобщение опыта воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию и обучению на ступени начального общего образования Ссылка на презентацию https://cloud.mail.ru/public/M9iG/hYHGM8JUD...

Описание системы воспитательной работы классного руководителя. План работы воспитательной работы "Путь лидера"

Описание системы работы классного руководителя. Воспитатльная программа "Путь лидера"...

Отчёт по обобщению опыта педагога как классного руководителя

Данный отчет был создан по прохождению педагогической практики ...