Работа над проектами
консультация ( класс) по теме

Харитончук Юлия Николаевна

Исследовательская деятельность обучающихся. Рекомендации для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_proektami.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей

по работе над учебно-исследовательским проектом

Исследовательский проект представляет собой самостоятельно проведенное исследование учащегося, раскрывающее его знания и умение их применять для решения конкретных практических задач. Работа должна носить логически завершенный характер и демонстрировать способность учащегося грамотно пользоваться специальной терминологией, ясно излагать свои мысли, аргументировать предложения.

Работа, заявляемая на конкурс, должна быть оформлена в соответствии с едиными стандартными требованиями, предъявляемыми к данному виду работ.

Организация выполнения работы

Существует единый алгоритм работы над проектом любого уровня:

  • выбор проблемы
  • сбор информации об уже имеющихся в науке знаниях по изучаемой проблематике
  • анализ и обобщение полученных знаний по проблеме
  • планирование исследования
  • подбор методов осуществления исследования
  • проведение исследования
  • обработка полученных данных
  • письменное оформление теоретического и практического материала в виде целостного текста
  • представление работы на рецензирование учителю
  • представление к защите и защита работы.

Структурные компоненты проекта

  • титульный лист
  • содержание
  • введение
  • главы основной части
  • практическая или исследовательская  часть
  • заключение
  • список литературы
  • приложения.

Титульный лист является первой страницей исследовательской работы и заполняется по определенным правилам (см. Титульнный лист).

Содержание помещается на второй странице. В нем приводятся названия глав и параграфов с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять название глав и параграфов в тексте.  Введение и заключение не нумеруются.

Во введении, фиксируется проблема, актуальность, практическая значимость исследования; определяются объект и предмет исследования; указываются цель и задачи исследования; коротко перечисляются методы работы. Все перечисленные выше составляющие введения должны быть взаимосвязаны друг с другом.

С чего начать работу?

Работа начинается с постановки проблемы, которая способствует определению направления в организации исследования, и представляет собой знания не о непосредственной предметной реальности, а о состоянии знания об этой реальности. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что нужно изучить из того, что раньше не было изучено?» В процессе формулирования проблемы важное значение имеет постановка вопросов. Выдвижение проблемы предполагает далее обоснование актуальности исследования. При ее формулировании необходимо дать ответ на вопрос: почему данную проблему нужно изучать в настоящее время?

После определения актуальности необходимо определить объект и предмет исследования. 

В литературе можно встретить трактование понятия объекта исследования в двух значениях. Во-первых, объект исследования интерпретируется как процесс, на что направлено познание или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Во-вторых, под объектом понимают носителя изучаемого явления, например, некоторые авторы в качестве объекта исследования выделяют представителей той или иной социальной группы.

Предмет исследования более конкретен и дает представление о том, как новые отношения, свойства или функции объекта рассматриваются в исследовании. Предмет устанавливает границы научного поиска в рамках конкретного исследования.

Кроме объекта и предмета исследования, во введении должны быть четко определены цель и задачи исследования.

Под целью исследования понимают конечные, научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения.

Задачи исследования представляют собой все последовательные этапы организации и проведения исследования с начало до конца.

Важным моментом в работе является формулирование гипотезы, которая должна представлять собой логическое научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения.

Гипотеза считается научно состоятельной, если отвечает следующим требованиям:

  • не включает в себя слишком много положений.
  • содержит предположение (если…, то…);
  • проверяема;
  • не включает в себя ценностных суждений;
  • имеет правильное стилистическое оформление.

Что должно быть в основной части?

Главы основной части посвящены раскрытию содержания работы.

Первая глава основной части работы обычно целиком строится на основе анализа литературы, информации из СМИ и т.д.  

В процессе изложения материала целесообразно отразить следующее:

  • определить, уточнить используемые в работе термины и понятия;
  • изложить основные подходы, направления исследования по изучаемой проблеме, выявить, что известно по данному вопросу в науке, а что нет, что доказано, но недостаточно полно и точно;

В целом при написании основной части работы целесообразно завершить краткими выводами. Они обобщают изложенный материал и служат логическим переходом к последующим разделам.

Что должно быть в практической части?

Раздел практическая  части включает описание деятельности ребенка по исследованию. В этом разделе должны быть указаны методы исследования( наблюдение, опыты, анкетирование, эксперимент и т.д.).  Раздел завершается интерпретацией полученных результатов. Описание результатов целесообразно делать поэтапно, относительно ключевых моментов исследования. Анализ экспериментальных данных завершается выводами. При их составлении необходимо учитывать следующие правила:

  • выводы должны являться следствием данного исследования и не требовать дополнительных измерений;
  • выводы должны соответствовать поставленным задачам;
  • выводы должны формулироваться лаконично, не иметь большого количества цифрового материала;
  • выводы не должны содержать общеизвестных истин, не требующих доказательств.

Заключение.

Изложение содержания работы заканчивается заключением, которое представляет собой краткий обзор выполненного исследования. В нем автор может вновь обратиться к актуальности изучения в целом, дать оценку эффективности выбранного подхода, подчеркнуть перспективность исследования.

В конце, после заключения, принято помещать список литературы, куда заносятся только использованные в тексте работы источники.

В приложении определяются материалы объемного характера. Туда можно отнести таблицы, графики, продукты деятельности испытуемых и др.

После написания работы ребенку целесообразно провести самооценку.

Приложение

Титульный лист

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Наименование территории,

образовательного учреждения

_________________________________________________

(название работы)

_________________________________________________

              Направление _________________________________________

Информация об авторе работы:

Фамилия, имя, отчество ________________________

Место учебы (ОУ, класс, курс, группа)____________

                                       Ф.И.О. научного руководителя, звание, должность

____________________________________________

    Ф.И.О. директора ОУ, конт. телефон _____________

 

                                          Домашний адрес автора, включая почтовый индекс:                                 _____________________________________________

                                 Контактный телефон, код населенного пункта _____________________________________________

    Е-mail (если имеется) __________________________

Населенный пункт

Год написания работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический паспорт работы над проектом: "Проект праздника 8 марта" для детей с ОВЗ

Проект «8 марта». Актуальность. Взрослые всегда объясняют малышам, что отмечают в этот день, чему посвящен праздник, это позволяет воспитывать у детей интерес к различным сферам нашей жизни. Для ...

Проект в начальной школе "Какой формы бывают листья" (работа+паспорт проекта)

Введение1. Теоретическая часть1.1 Общая характеристика листьев растений1.2 Функции листьев, их роль в жизнедеятельности растений1.3 Строение и виды листовой пластины1.4 Формы пластины листа2. Практиче...

Проект в начальной школе "Очищающие свойства кока-колы" (презентация+работа+паспорт проекта)

Введение1. Теоретическая часть1.1 История создания кока-колы1.2 «Классический» состав кока-колы и ее возможный вред2. Практическая часть2.1 Проведение эксперимента и наблюдениеВыводыСписок использован...

Из опыта работы над проектами в начальной школе.. Исследовательский проект " У природы нет плохой погоды..." 2 класс

Изечение времен года в начальной школе лучше всего делать используя проектную деятельность. Предлагаю вашему вниманию вариант такой работа....

Работа над проектами Проект мы на Волге живем

 В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные и инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализиро...