Классный час с элементами тренинга по теме: "Волшебство зеркала".
классный час (4 класс) на тему

Федотова Татьяна Александровна

Данный классный час помогает учащихся посмотреть на себя со стороны, оценить свое поведение и значение в жизни общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl_chas_volshebstvo_zerkala.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час с элементами тренинга

«Волшебство зеркала»

в 4 классе

Цели:

- расширение кругозора учащихся;

- воспитание отзывчивости, чуткости, милосердия и саморегуляции;

- развитие самопознания, творческих способностей.

Оборудование: мультимедийное оборудование, зеркала, цветные карандаши, листы, смайлики, задание для групп в конвертах

Деятельность педагога

Деятельность детей

  1. Эмоциональный настрой, подведение к теме и целям занятия.

Слайд № 1

-Здравствуйте, я очень рада встрече с вами, которую начну, пожалуй, с необыкновенно красивой притчи. Сядьте поудобнее и слушайте внимательно.

Под релаксационную музыку читаю Притчу о единственной юной Душе (Приложение 1).

            В давние времена на Земле обитала только одна Душа, молодая и добрая, но неопытная. Однажды перед ней неизвестно откуда появился Великий Волшебник.

Слайд № 2

И Душа увидела у него в руках большое зеркало.

            - Смотри внимательно, - сказал Волшебник.

         

 Душа посмотрела в зеркало и увидела свое лицо.

Слайд № 3

Глаза у нее были красивые, но понять, какое у них выражение, она не могла. Слайд 4

Волшебник молвил:

            - Смотри на зеркало, а не на себя.

           Слайд № 5

Но в какое бы место зеркала ни смотрела Душа, она видела только свое отражение.

         

   - Достаточно, - сказал Волшебник, и Душа увидела, что они находятся высоко над черной Землей и видят ее всю. Слайд № 6

Волшебник поднял зеркало над головой и, размахнувшись, бросил его вниз. Слайд № 7

Зеркало разбилось на неисчислимое множество осколков, которые разлетелись по всему пространству-времени.

Кусочки побольше превратились в моря и океаны, продолговатые - в реки, круглые - в озера, самые причудливые по форме - в животных и людей.

       

 А теперь иди, собери их все и составь обратно. Когда ты это сделаешь, посмотри в зеркало снова, и ты поймешь, что такое мудрость.

          Если ты научишься искренне улыбаться и быть внимательной к людям, то осколок зеркала в твоём сердце превратится в кусочек счастья.  А пока этот осколок  зеркала  будет у тебя в сердце, оно никогда не сможет раскрыться навстречу другому человеку, как бы тебе этого не хотелось, потому что кусочки стекла очень острые и больно колются при любом движении. Но Душа, собирающая осколки зеркала, обязательно вернется к тебе снова, потому что ей очень нужно собрать свое зеркало, а без твоего кусочка это невозможно.

  • Какой предмет был в руках у Волшебника?
  • А что случилось с зеркалом?
  • Чему необходимо было научиться Душе, чтобы кусочек зеркала превратился в кусочек счастья? 

Произошло «Волшебство зеркала» - это и станет темой нашей встречи. Слайд № 8

  • Ребята, вам понравилась притча?
  • А хотелось бы узнать историю появления зеркала у человечества? Внимание на экран.

Слайд № 9

(Отрывок из мультипликационного сериала «Фиксики»)

  • А где ещё применяются зеркала?

  • Зеркала применяются повсеместно: в интерьере, в технике, медицинских, оптических, светоотражающих приборах и даже в произведениях искусства.
  • А давайте вместе совершим волшебство! С помощью зеркала научимся понимать себя, изменяя своё восприятие жизни. Научимся мыслить радостно и творчески.
  • Слайд №10
  • Жизнь – это всего лишь отражение нашего внутреннего состояния. Совершая добрые дела и поступки, мы сделаем не только себя счастливыми, но и жизнь других людей.
  • Возьмите своё зеркальце в руки, посмотрите в него и улыбнитесь себе, а затем и всем окружающим. Вам хорошо и комфортно? Тогда приступим к работе, да я не ошиблась волшебство — это очень интересная, но сложная работа.
  • Сложите ваши зеркала посередине, теперь вы готовы к работе в группе, вы – команда!

Слайд № 11

Команда – это значит вместе,
Команда – все за одного.
Здесь всё по совести и чести,
Здесь не обидят никого.

             

               Как много тайн в себе хранит

               Привычный всем предмет...

               Куда нас зеркало манит?

              Так в чем его секрет?

Слайд №12.

Волшебство зеркала скрывается уже в самом слове и его значении.

- Чтобы узнать значение слова «зеркало», куда нам нужно обратиться? К словарю, энциклопедии. Внимание на экран.

Слайд № 13

Зеркало - 1. ср. устар. 1) То же, что: зеркало. 2) перен. Спокойная, ровная поверхность реки, пруда и т.п. 3) перен. Отображение, отражение чего-л.

2. название литературного произведения нравоучительного и педагогического характера в Зап. Европе и России («Великое зерцало» и «Юности честное зерцало»).

 3. Эмблема законности в дореволюционной России. Увенчанная двуглавым орлом треугольная призма, на которой были наклеены экземпляры петровских указов. Ставилась на столы судебных и других государственных учреждений.

- Наверняка вас заинтересовало 2 значение слова. Что же это за литературное произведение нравоучительного характера «Юности честное зерцало»?

Слайд № 14

- 4 февраля 1717 года – в России по указанию Петра I вышло пособие по воспитанию и обучению светского юношества (полное название «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов».

 Учебник состоял из двух частей: одна включала азбуку, цифры и духовные наставления, вторая содержала правила поведения, отражающие основные принципы русского дворянского общества, для «младых отроков» и девушек дворянского сословия.

У вас на столах лежат задания: прочитав текст, составьте правила поведения современного воспитанного человека. На выполнение задания даётся 2 минуты.

- Что же получилось у первой команды?

(ответы учащихся)

Слайд № 15

- Какие правила составила 2 команда?

(ответы учащихся)

Слайд № 16

- Каков результат работы 3 команды?

(ответы учащихся)

Слайд № 17

- У нас получились вот такие правила поведения, которые вы все знаете и выполняете.

Слайд № 18

Поэтому давайте снова возьмём наши зеркала и скажем: «Я – воспитанный!»

Слайд № 19

- Однажды Эдуард Успенский, автор многих произведений для детей, которые все мы любим,  (кстати, мультсериал «Фиксики» создан по мотивам повести-сказки «Гарантийные человечки»), написав очередную историю про Чебурашку, оторвался от печатной машинки и решил что-нибудь почитать. И попалось ему в руки "Юности честное зерцало". Писатель так увлекся, что даже про Чебурашку забыл. А потом понял, что этот литературный памятник забыт совершенно напрасно. И если его чуть-чуть пояснить, откомментировать, то он может очень пригодиться современным читателям. Вот так и получилась эта книга, которую советую вам прочитать.

Слайд № 20

- Есть такая пословица: «Сосед – зеркало соседа». Я предлагаю вам стать друг для друга зеркалами. Я буду называть вам разные эмоции, а вы должны будете их друг другу показать. А один человек из вашей команды станет арбитром и скажет нам, кто же был лучшим зеркалом соседа. Снова сложите свои зеркала вместе, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и смотрите друг на друга, как в зеркало. Готовы? Печаль, ужас, удивление, задумчивость, радость. Молодцы! А теперь слово арбитрам. Кто же был лучшим зеркалом?

- Вы смогли друг для друга стать зеркалом. Вы можете понять эмоции, чувства и настроение другого человека – значит вас можно назвать отзывчивым человеком.

Слайд № 21

Возьмите в руки зеркала и скажите: «Я – отзывчивый».

Слайд № 22

А сейчас я предлагаю командам выполнить творческое задание «Волшебное зеркало».

Задания.

1 команда: из частей собрать сказку «Зеркало души»

2 команда: придумать своё волшебное зеркало – нарисовать и рассказать какими свойствами и функциями оно может обладать.

3 команда: ответить на вопросы. Внимание на экран.

Слайд № 23

На задание даётся 3 минуты.

Музыку очень часто называют зеркалом души. Когда нам грустно, в нашем сердце звучит печальная музыка, а когда радостно – весёлая!

- У нас готова команда под номером три.

Слайд № 24

- Возьмите в руки зеркала и скажите: «Я – креативный».

Слайд № 25

- Посмотрите, что у нас получилось, а если мы добавим, то получится, что каждый из вас стал волшебником!

Слайд № 26

- Свершилось волшебство зеркала! А каким было наше волшебство и какое у вас настроение покажите при помощи смайликов,

нарисуйте его в нашем волшебном зеркале. (Пока дети рисуют, задаю вопросы)

Слайд №27

- Что вы сегодня узнали о зеркале?

- Зеркало может изменить ваше настроение?

- Чему нужно учиться, чтобы быть счастливым человеком?

Слайд №28

- Улыбка имеет эффект зеркала, и мы в этом смогли убедиться. Подари улыбку миру – так называется песня, которая прозвучит в завершении нашего классного часа. Вы можете подпевать, текст песни у вас есть в буклетиках, которые я вам дарю от всего сердца.

Слайд № 29

Дети сидят за столами в трёх группах. Слушают, а затем отвечают на вопросы.

(Большое Зеркало)

(Оно разбилось, и каждый кусочек превратился во что-то живое или неживое на Земле).

(Душа должна была научиться улыбаться и быть внимательной ко всему).

Дети смотрят отрывок из мультипликационного сериала «Фиксики».

(Техника, оружие, медицинские приборы и т.д.)

Читает 1 группа:

Команда нас объединяет
Не испугаемся преград,
Здесь каждый свое дело знает,
Работает на результат.

Читает 2 группа: 
А если возникают споры,
Они решаются тотчас,
И никакие разговоры
Не отвлекут от дела нас.

Читает 3 группа: 
В своей команде нам уютно
Мы оказались в ней не вдруг,
Когда кому-то станет трудно,
Свое плечо подставит друг.

Выполнение заданий.

Задание для 1 группы: «Когда им говорить с людьми, то должно им благочинно, учтиво, вежливо, но а не много говорить. Потом слушать, и других речи не перебивать, но дать все выговорить и потом мнение свое, что достойно, предъявить. Ежели случится дело и речь печальная, то надлежит при таких быть печальным и иметь сожаление. В радостном случае быть радостным и являть себе весела с веселыми».

Предполагаемые ответы учащихся:

1. Будь вежлив в разговоре.

2. Умей выслушать собеседника, не перебивай. Достойно высказывай своё мнение.

3. В печали — будь печален, а в радости — весел. Умей правильно оценивать обстановку и веди себя соответственно.

Задание для 2 группы: «Не учись как бы тебе людей обманывать, ибо сие зло богу противно, и тяжкой имаши за то дати ответ: не презирай старых или увечных людей, буди правдив во всех делах. Ибо нет злея порока в отроке, яко ложь...»

Предполагаемые ответы учащихся:

1. Не обманывай людей.

2. Уважительно относись к пожилым людям и инвалидам.

3. Старайся говорить правду, не лги.

Задание для 3 группы: «Не выходи из дому твоего без ведома и воли родителей твоих, и начальников, и ежели ты послан будешь, то возвратись паки вскоре. Не оболги никого ложно, ни из двора, ни во двор вестей не переноси. Не смотри на других людей, что они делают или как живут, ежели за кем какой порок усмотришь, берегись сам того. А буде что у кого доброе усмотришь, то не постыдись сам тому следовать».

Предполагаемые ответы учащихся:

1. О своём уходе и местонахождении предупреждай родителей и учителей.

2. Не сплетничай.

3. Учись добрым делам и поступкам.

(Дети берут свои зеркала и говорят: «Я – воспитанный!»)

(Дети выполняют эмоциональную гимнастику)

(Арбитры от каждой команды называют лучшего)

Лицо это часть головы человека, на которой находятся рот, нос, глаза.

(Дети рисуют и отвечают на вопросы)

Все вместе поём песню.

Приложение 1.

ЗЕРКАЛО (притча)

            В давние, давние времена, когда и самого Времени еще не было, а Земля была черным пустынным шаром, на ней обитала только одна Душа, молодая и добрая, но неопытная. Она жила в полном одиночестве и была уверена, что на свете никого, кроме нее, нет. Но однажды перед ней неизвестно откуда появился Великий Волшебник.

            - Хорошая ты Душа, но невежественная, - сказал Великий Волшебник, внимательно посмотрев на нее.

            - Разве есть на свете что-нибудь, чего я не знаю? - удивилась Душа.

            - Если есть, ты хотела бы это узнать? - спросил Великий Волшебник.

            - Конечно, очень хочу, - ответила Душа, плохо понимая, о чем идет речь, но исполненная любопытства.

            - Однако учти, это будет нелегко и довольно долго, - молвил Волшебник.

И тут Душа увидела у него в руках большое зеркало.

            - Смотри внимательно, - сказал Волшебник.

            Душа посмотрела в зеркало и увидела свое лицо. Глаза у нее были голубые, круглые и плоские, и понять, какое у них выражение, она не могла. Волшебник молвил:

            - Смотри на зеркало, а не на себя.

            Но в какое бы место зеркала ни смотрела Душа, она видела только свое отражение.

            - Достаточно, - сказал Волшебник, и Душа увидела, что они находятся высоко над черной Землей и видят ее всю. Волшебник поднял зеркало над головой и, размахнувшись, бросил его вниз. Душа увидела, как, упав на Землю, зеркало разбилось на неисчислимое множество осколков, которые разлетелись по всему пространству-времени и попали во все страны и все времена. Кусочки побольше превратились в моря и океаны, продолговатые - в реки, круглые - в озера, самые причудливые по форме - в животных и людей, а совсем крохотные пылинки стали травинками и растениями.

            - Я надеюсь, ты хорошо запомнила свое зеркало, - сказал Великий Волшебник. - И, кроме того, на каждом осколке осталось твое изображение, так что ты их легко узнаешь. А теперь иди, собери их все и составь обратно. Когда ты это сделаешь, посмотри в зеркало снова, и ты поймешь, что такое мудрость.

           Когда-нибудь Душа, собирающая по свету осколки зеркала, придет и к тебе, потому что и у тебя в сердце лежит такой осколок.

            Если ты почувствуешь, что это Душа разговаривает с тобой, и искренне улыбнешься ей, твое сердце раскроется и осколок зеркала вылетит из него и займет свое место в зеркале Души. А на его месте в твоем сердце появится кусочек счастья, который будет согревать всю твою жизнь, и тебе никогда не будет трудно пожалеть другого или помочь человеку, попавшему в беду. А если ты не заметишь Души, которая тебя окликнула, или не сможешь ей улыбнуться, то осколок зеркала останется в твоем сердце, а Душа отправится дальше, в поисках других осколков, и вернется к тебе не раньше, чем ты научишься улыбаться и быть внимательной. А пока этот осколок будет у тебя в сердце, оно никогда не сможет раскрыться навстречу другому человеку, как бы тебе этого не хотелось, потому что кусочки стекла очень острые и больно колются при любом движении. Но Душа обязательно вернется к тебе снова, потому что ей очень нужно собрать свое зеркало, а без твоего кусочка это невозможно.

Приложение 2.

«Когда им говорить с людьми, то должно им благочинно, учтиво, вежливо, но а не много говорить. Потом слушать, и других речи не перебивать, но дать все выговорить и потом мнение свое, что достойно, предъявить. Ежели случится дело и речь печальная, то надлежит при таких быть печальным и иметь сожаление. В радостном случае быть радостным и являть себе весела с веселыми».

«Не учись как бы тебе людей обманывать, ибо сие зло богу противно, и тяжкой имаши за то дати ответ: не презирай старых или увечных людей, буди правдив во всех делах. Ибо нет злея порока в отроке, яко ложь...»

«Не выходи из дому твоего без ведома и воли родителей твоих, и начальников, и ежели ты послан будешь, то возвратись паки вскоре. Не оболги никого ложно, ни из двора, ни во двор вестей не переноси. Не смотри на других людей, что они делают или как живут, ежели за кем какой порок усмотришь, берегись сам того. А буде что у кого доброе усмотришь, то не постыдись сам тому следовать».

Приложение 3.

Зеркало души

   

    Жил на свете один мальчик, и был он не по годам умён. Учился мальчишка в четвёртом классе. Однако, всё, что проходили в школе, он уже знал, поэтому ему было скучно ходить на уроки. Большее удовольствие он получал от чтения умных книг по математике и даже физике. Но уроки не пропускал, не хотел доставлять неприятности своей маме, которую очень любил. 

   

    Часто мама приходила с работы расстроенная. Говорила, что сейчас очень много недобрых людей, никто никого не хочет понять. Все думают только о своем благополучии. Много лицемеров и нечестных людей. А с виду все такие хорошие. Мальчику было очень жаль маму. Конечно, и среди своих сверстников он встречал врунов и вредных мальчиков. Но всё-таки верил, что добрых людей всё же больше, чем плохих. 

      

     И решил он изобрести такое зеркало, взглянув в которое добрый человек видел бы свое красивое и доброе лицо, а злюка – физиономию, страшно обезображенную от злобы.

   

      Несколько недель сидел мальчик над книгами и тетрадями и изобрел такое зеркало. Зеркало поставили на главной улице города, и люди невольно заглядывали в него. Злюки, посмотрев в него, сильно пугались, а добрые молча улыбались. Стыдно становилось злюкам за свое лицо. Они призадумывались и старались измениться. 

 Постепенно жители этого города стали меняться, они начали добрее, порядочнее и более чутко относиться друг к другу. Возродились такие чувства, как сострадание, отзывчивость. 

     

       Иногда дети могут сделать для нашей жизни БОЛЬШЕ, чем взрослые. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час с элементами тренинга по теме: "Мы нужны друг другу".

В двнном материале учитель помогает понять учащимся значимость каждого человека по отношению к другим....

Классный час с элементами тренинга по теме: "Одной рукой узла не завяжешь".

Цель: актуализация навыков сотрудничества.Задачи:·         создание позитивного психологического климата в группе;·...

Классный час с элементами тренинга на тему «Наркомания и мы»

Цель: В игровой форме донести до учащихся информацию о наркотиках; создать условия для сознательного желания отказаться от предложения попробовать наркотические вещества.Форма проведения: беседа с эле...

Классный час на тему:"Волшебство бывает не только в сказках"

Описание классного часа . Беседа на 20 минут....

Классный час "Привычки, которые мешают нам жить", с элементами тренинга "Умей сказать нет!"

Классный час направлен на профилактику вредных привычек среди обучающихся начальной школы....

Мастер-класс с элементами тренинга «Преодоление тревожности и сплочение классного коллектива»

Применение в образовании и воспитании детей педагогами разных тренингов по преодолении тревожности у детей помогает сплочению классного коллектива и избежать буллинга....

Путешествие в Королевство волшебного зеркала («философский стол» с элементами тренинга)

Тема: Добро и зло.Цель: приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям через представление детей о добре и зле как о качествах человека.Задачи:способствовать формированию представлений ...