план внеурочного занятия по теме Топонимика (на примере Оренбургской области)
классный час ( класс) на тему

Куклина Дарья Демьяновна

План внеурочного занятия «Топонимика», основываясь на краеведческом материале (топонимика Оренбургской области и города Оренбург).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_vneurochnogo_zanyatiya.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

План внеурочного занятия «Топонимика», основываясь на краеведческом материале (топонимика Оренбургской области и города Оренбург).

Цель:

  • расширить и систематизировать знания и представления детей о топонимике родного края (Оренбургской области),
  • изучить историю происхождения географических названий Оренбургской области

Задачи:

  • учить думать и размышлять
  • развивать память, мышление, умение работать в группе
  • развивать картографические умения
  • осуществлять краеведческое воспитание
  • воспитывать чувство любви к родному краю

Оборудование: физическая карта Оренбургской области, выставка книг «Мое родное Оренбуржье», компьютер, проектор, презентация.

Виды и формы организации деятельности учащихся: беседа, работа в группах, работа со статьей и картой.

Планируемые результаты:

  • Личностные: интерес  к познанию  окружающего мира, осознание своей гражданской идентичности  в форме  осознания «Я» как гражданина России,  развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину,  народ и историю.    
  • Метапредметные: следовать  установленным правилам в планировании и контроле способа решения, контролировать и  оценивать свои действия при работе с картой, осуществлять поиск нужного  текстового  материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем, строить небольшие сообщения в устной форме, строить сообщение в соответствии с учебной задачей, приходить к общему решению при работе в группе, адекватно  использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
  • Предметные: использовать естественнонаучные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных высказываний, использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации, используя дополнительные источники информации.

Примерный план занятия:

  1. Организационный момент
  2. Вступительное слово учителя

 Каждый человек постоянно встречается с географическими названиями. Они повсеместно и всегда сопровождают нас с раннего детства. Всё на земле имеет свой адрес, и этот адрес начинается с места рождения человека. Родное село, улица, на которой он живёт, город, страна – всё имеет свои имена.

Все географические названия имеют свой смысл. Никакой народ не называл реку, озеро или селение «просто так», случайным сочетанием звуков. Объяснить можно любое, даже самое сложное и, на первый взгляд, непонятное географическое название.

  1. Работа по теме занятия

Слайд 1-понятие топонимики

Слайд 2- классы топонимов

- Кто из вас знает историю создания названия города Оренбург? (ответы детей)

Слайд 3-гипотезы о происхождении названия города, история переименования и возвращения исторического названия города

- Во многих географических  названиях нашей области чувствуется иноязычность. Почему? (Оренбуржье- многонациональная область)

Слайд 4- история заселения области

Работа в группах

 (у каждой группы своя статья: Соль-Илецк, Сорочинск, Бугуруслан, Бузулук, Медногорск)

-Вам необходимо ознакомиться со статьей, составить краткий ответ о происхождении географического названия, выбрать докладчика для ответа.

Пример статьи: Соль-Илецк, город, районный  центр. Первая часть топонима указывает на природное богатство - соль, которую здесь добывают с незапамятных времен. Вторая часть - Илек - название реки. Первоначальное название у русских - Илецкая Защита. С 1754 г. здесь был построен укрепленный пункт, затем - крепость. Илецкую Защиту поставил сотник Оренбургского войска Алексей Углицкий. В 1865 г. Илецкую Защиту переименовали в Соль-Илецк, потом вернули старое имя, а с 1945 г. - снова Соль-Илецк. Местное казахское население называет гор. Туз-Тюбе - "соленая гора". Название говорит о прежней соленой горе, которой сейчас нет. Здесь было даже две горы: одна соленая, другая гипсовая, из чистого алебастра. Ни одной горы не осталось.

  1. Рефлексия. Итог занятия
  2. Домашнее задание

Найти информацию о происхождении фамилии своей семьи и своего имени


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план внеурочного занятия по оригами на тему "Изготовления цветка в технике "Кусудама""

В данной работе представлено поэтапный план занятия. К каждому этапу работу прикреплены фотоиллюстрации, поэтому данная поделка не вызовет ни у Вас, ни у детей затруднений при сборке. А результат прия...

План – конспект внеурочного занятия на тему: «Изготовление декоративной объёмной аппликации из цветной бумаги «Открытка к 9 Мая»»

Тема: «Изготовление декоративной объёмной аппликации из  цветной бумаги «Открытка к 9 Мая»».Цель: расширить кругозор детей; продолжить работу с бумагой, изготовить а...

Конспект внеурочного занятия по теме "Природные зоны Челябинской области" (УМК "Школа России", 3 класс)

Название кружка: «Моя малая Родина»Направленность внеурочной деятельности: общекультурноеФорма проведения: кружокЦель занятия: познакомиться с природными зонами Челябинской области.Планиру...

План-конспект внеурочного занятия по теме "Хоровод"

Представленный материал содержит план-конспект внеурочного занятия по  теме "Хоровод". Целью данного занятия является ознакомление учащихся с понятием «хоровод» и его р...

План-конспект внеурочного занятия по теме "Здоровое питание"

Представленный материал содержит план-конспект для проведения внеурочного занятия по  теме "Здоровое питание" в 3 классе....

Конспект внеурочного занятия на тему "План" (Курс "Мир деятельности")

Курс: «Мир деятельности»Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальнаяТема: «План».Планируемые результаты:Личностные: формировать готовность и способность обучающ...