Программа кружка "Юный краевед"
рабочая программа ( класс) на тему

Рабочая программа кружка "Юный краевед". Направления, этапы, содержание работы на два года обучения, основанные на местном  краеведческом материале.Пояснительная записка, содержание, тематическое планирование. Можно исполдьзовать для музейных уроков, занятий по краеведению, внеклассной работы по патриотическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_detskogo_obedineniya_yunyy_kraeved.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

КРАСНОСУЛИНСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МБОУ ДОД Районный центр внешкольной работы

ПРОГРАММА

Детского объединения «Юный краевед»

Педагог дополнительного образования

                                                                       Тимофеенко И.А.

        

с. Киселево

2013 г.

СОГЛАСОВАНО                                                        УТВЕРЖДАЮ

Протокол МО спортивного                                                Директор МБОУ ДОД РЦВР

Туристско-краеведческого отдела                                        ________________ Мелихова Г.Е

Протокол № 5 от 02,09.2013 года                                        «______»____________ 2013 год

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Детского объединения «Юный краевед»

        

Педагог дополнительного образования

Тимофеенко И.А.

2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

     Данная программа разработана на основе Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», Муниципальной целевой программы «Развитие культуры Киселевского сельского поселения Красносулинского района Ростовской области», авторской программы «История Донского края»  О.Г.Веряскиной, В.В.Саяпина, О.Г.Витюк  издательство г Ростов - на - Дону «Донской Издательский Дом» 2008г. , на основе Концепции краеведческого образования в Ростовской области с учетом возрастных особенностей обучающихся 6 класса. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам – Красносулинскому району, селам Киселево, Павловка, Ребриковка, Коминтерн, Ростовской области. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю. Данная программа  - обобщение работы по краеведению, проводимой  в Киселевской школе.

Основной целью программы детского объединения  «Юный краевед» является формирование активной  гражданской позиции  учащихся. Программа предназначена для проведения внешкольной работы  в общеобразовательной школе.

Программа рассчитана на учащихся 5 - 9 классов, реализуется в течение года по 4 часа в неделю. Итого – 144 часа.

Цели программы:

  • Воспитание активной гражданской позиции талантливых детей.
  • Познакомить учащихся с историко - культурным наследием города Красного Сулина и  Красносулинского района, села Киселево, Павловка, Коминтерн, Ребриковка.
  • сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.

Основные задачи: передать колорит исторической эпохи,  раскрыть её сущность, показать роль людей, оценить уроки и значение исторических событий.

Задачи программы        

  • Изучение прошлого и настоящего Красносулинского  района, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем районе и селах.
  • Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о районе.
  • Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
  • Активизация поисковой деятельности учащихся.
  • Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
  • Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.
  • Пополнение фондов школьного музея работами учащихся по краеведению.

Основные направления: Программа включает следующие основные направления учебной деятельности: внеурочное (занятие в краеведческом кружке), внешкольное (посещение музеев).

Формы проведения занятий:

  • Экскурсия.
  • Конференции.
  • Занятия (лекции, семинары)
  • Работа с документами.
  • Исследовательская деятельность
  • Создание презентаций, выставок.

Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.

Режим занятий: Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа.

Механизм реализации программы:

  • организация экскурсий в краеведческие музеи области и района, школьный музей, сельскую библиотеку;
  • пешие экскурсии по селам;
  • посещение концертов фольклорных коллективов;
  • сбор материала;
  • оформление материалов экспедиции;
  • оформление стендов для школьного музея;
  • участие в краеведческих конкурсах;
  • . приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии, внешкольной работе;

Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.

Формы реализации программы  детского объединения.

  • Проведение выставок
  • Проведение экскурсий
  • Участие в районных краеведческих конкурсах.

Содержание учебного курса.

Следующей составляющей системы преподавания краеведения является содержание. Можно условно говорить о концентрах (кругах) знаний по краеведению:

  1. Мой дом. Родословная семьи.
  2. Родная школа. Её история и традиции.
  3. Село (город): прошлое, настоящее, перспективы развития.
  4. История области, района.

Учебный план детского объединения  «Юный краевед».

п/п

Наименование  тем  и  разделов

Количество  часов

всего

теория

практ.

1.

Введение

10

6

4

1.1

Краеведение – наука о родном крае.

2

2

1.2

Основные виды источников: вещественные, изобразительные, письменные, особые (фотографии, видеофильмы, кинофильмы).

2

2

1.3

Ознакомление с ресурсами школьного музея. Выбор Совета музея.  План работы кружка на год.

4

4

1.4

Археология и краеведение. Экология и краеведение

2

2

2.

Край, в котором я живу.

42

20

22

2.1

Ростовская область на карте России. Красносулинский район на карте Ростовской области. Наши сёла на карте Красносулинского района.

2

2

2.2

Семь чудес Красносулинского района.

2

2

2.3

Природа Красносулинского района: рельеф, полезные ископаемые, климат, водные ресурсы, растения и животные. История лесовыращивания. Посещение Донлесхоза (Горный лес)

10

4

6

2.4

Лекарственные травы моего региона

4

2

2

2.5

Топонимика. Основные источники информации: литература, свидетельства очевидцев. Легенды, рассказы.

4

2

2

2.6

Земля сулинская в литературе, живописи, музыке.

4

2

2

2.7

Культура и быт народов, проживающих в нашем районе. Фольклор.

6

2

4

2.8

Встреча с известным земляком – оперным певцом республиканского –Морозовым Д.М. участие, посещение.

2

2

2.9

Почетные горожане: А.И Алексеев, В.Г.Корзун и др.

4

2

2

 2.10  

Создание презентации «Край, в котором я живу»

4

2

2

3.

Мое село: прошлое, настоящее,  перспективы развития.

40

24

16

3.1

Киселевское поселение. Административное устройство. Население.

2

2

3.2

Возникновение, становление и развитие села Киселево

4

2

2

3.3

Колхоз имени Мичурина – результат государственной программы укрупнения хозяйств в 50-х годах  прошлого века.

4

2

2

3.4

Кравцов С.И. и Кожанов В.А – председатели колхоза – «легенды»

2

2

3.5

Встреча с заслуженным работником сельского хозяйства Кожановым Вячеславом Александровичем.

2

2

3.6

Наши земляки – участники Великой Отечественной войны.

2

2

3.7

Депортация мирного населения  во время ВОВ

4

2

2

3.8

Дети войны.

2

2

3.9

Награда в твоем доме.

4

2

2

3.10

Мемориал Славы.

2

2

3.11

Наши земляки - участники военных действий в Афганистане. 25 лет с момента вывода войск из Афганистана.

2

2

3.12

Встреча с участником военных действий в Афганистане – летчиком, майором в отставке-Пшеничным Виктором Михайловичем.

2

2

3.13

Возникновение, становление и развитие села Павловка

2

2

3.14

Возникновение, становление и развитие села Ребриковка

2

2

3.15

Возникновение, становление и развитие хутора Коминтерн

2

2

3.16

История строительства церкви в с.Павловка.

2

2

4.

Родная школа. Её  история и традиции

32

12

20

4.1

История Павловской средней школы. Выпускники школы – уважаемые люди района.

4

2

2

4.2

История старой и  новой школы в селе Киселево.

4

2

2

4.3

Учителя – ветераны педагогического труда.

6

2

4

4.4

Гордость нашей школы – выпускники (медалисты).

6

2

4

4.5

Здесь пыль веков. История возникновения школьного музея.

2

2

4.6

Организация Экскурсий для учащихся школы, учителей, родителей.

6

2

4

4.7

Создание презентации « Наша школа»

4

2

2

5.

Мой дом. Родословная семьи.

20

12

8

5.1

Имя и фамилия. Что они означают.

2

2

5.2

Самые распространенные фамилии поселения. История происхождения моей фамилии.

2

2

5.3

О чем рассказали фотографии из старого альбома.

2

2

5.4

Построение генеалогического древа. Создание родословной своей семьи.

4

2

2

5.6

Реликвии моей семьи. Работа по созданию семейного архива.

4

2

2

5.5

Знакомство с родословными знаменитых людей Донского края.

Конкурс знатоков родного края.

4

2

2

5.6

Подводим итоги работы кружка. Составление презентации.

2

2

ИТОГО:

144

74

70

Учебная программа занятий объединения  «Юный краевед»

1-го года обучения

Введение (10 часов).

Краеведение – наука о родном крае.Основные виды источников: вещественные, изобразительные, письменные, особые (фотографии, видеофильмы, кинофильмы). Ознакомление с ресурсами школьного музея. Выбор Совета музея.  План работы кружка на год.Археология и краеведение. Экология и краеведение

Край в котором я живу (42 часа).

        

Ростовская область на карте России. Красносулинский район на карте Ростовской области. Наши сёла на карте Красносулинского района.Семь чудес Красносулинского района.

Природа Красносулинского района: рельеф, полезные ископаемые, климат, водные ресурсы, растения и животные. История лесовыращивания. Посещение Донлесхоза (Горный лес)  Лекарственные травы моего регионаТопонимика. Основные источники информации: литература, свидетельства очевидцев. Легенды, рассказы.Земля сулинская в литературе, живописи, музыке.

Культура и быт народов, проживающих в нашем районе. Фольклор.

Встреча с известным земляком – оперным певцом республиканского –Морозовым Д.М. участие, посещение.Почетные горожане: А.И Алексеев, В.Г.Корзун и др.Создание презентации «Край, в котором я живу»

Моё село: прошлое, настоящее, перспективы развития (40 часов).

Киселевское поселение. Административное устройство. Население.

Возникновение, становление и развитие села Киселево

Колхоз имени Мичурина – результат государственной программы укрупнения хозяйств в 50-х годах  прошлого века.

Кравцов С.И. и Кожанов В.А – председатели колхоза – «легенды»

Встреча с заслуженным работником сельского хозяйства Кожановым Вячеславом Александровичем.

Наши земляки – участники Великой Отечественной войны.

Депортация мирного населения  во время ВОВ

Дети войны.

Награда в твоем доме.

Мемориал Славы.

Наши земляки - участники военных действий в Афганистане. 25 лет с момента вывода войск из Афганистана.

Встреча с участником военных действий в Афганистане – летчиком, майором в отставке-Пшеничным Виктором Михайловичем.

Возникновение, становление и развитие села Павловка

Возникновение, становление и развитие села Ребриковка

Возникновение, становление и развитие хутора Коминтерн

История строительства церкви в с.Павловка.

Родная школа. Её история и традиции (32 часа).

История Павловской средней школы. Выпускники школы – уважаемые люди района.

История старой и  новой школы в селе Киселево.

Учителя – ветераны педагогического труда.

Гордость нашей школы – выпускники (медалисты).

Здесь пыль веков. История возникновения школьного музея.

Организация Экскурсий по школьному музею  для учащихся школы, учителей, родителей.

Создание презентации « Наша школа»

Мой дом. Родословная семья (20 часов).

Имя и фамилия. Что они означают.

Самые распространенные фамилии поселения. История происхождения моей фамилии.

О чем рассказали фотографии из старого альбома.

Построение генеалогического древа. Создание родословной своей семьи.

Реликвии моей семьи. Работа по созданию семейного архива.

Знакомство с родословными знаменитых людей Донского края.

Конкурс знатоков родного края.

Подводим итоги работы кружка. Составление презентации.

Что должен знать: 

- площадь, конфигурацию и административное деление Красносулинского района;

- особенности экономико-географического положения района;

- основные формы рельефа,ж тип климата,ж внутренние воды, виды растений и животных своего Красносулинского района;

- природную зону, в которой распроложен район;

- - виды природных ресурсов и экологические проблемы района;

- ведущие отрасли хозяйства и предприятия;

- основные транспортные магистрали;

- основные этапы заселения и хозяйственного освоения территории района;

- свою родословную, составление генеалогического дерева семьи;

- происхождение названия сел и поселков Красносулинского района, городов, рек, на которых они расположены;

- знать о вкладе земляков-сулинцев в Российскую науку, образование, культуру.

- знать биографические данные наших сулинцев-земляков (героев, военнослужащих), воспитывать на данных примерах обучающихся.

-  понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество».

        Что должен уметь: 

- учиться анализировать,

-  вдумчиво читать,

- собирать по крупицам материал,

- работать в архивах,

- приобретать навыки экскурсовода, навыки работы в школьном музее.        

Экскурсионная карта

Объект посещения

местонахождение

      Дата

примечание

Пред.

Факт.

1

Музей донского казачества. Фольклорный праздник.

г. Старочеркасск.

сент

28 сент

 наличие транспорта

2.

Древне-греческое поселение Танаис

П.Недвиговка.

окт

3

Ростовский краеведческий музей

Г.Ростов-на-Дону.

окт

17 ноября

наличие транспорта

4

 Таганрогский краеведческий музей

Г. Таганрог

5

Азовский краеведческий музей

Г.Азов

6

Музей посвященный В.Г.Корзуну

Школьный музей школы №2 г Кр.Сулин

апр

7

Шк. Музей казачества

Шк№10

март

8

Военно-исторический музей

Г. Аксай

9

Музей донского казачества, Атаманский дворец, Собор.

г. Новочеркасск

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Юный краевед"

Программа внеурочной деятельности «Юный краевед» реализуется во внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Основными формами занятий являются беседы, экологические праздники...

Программа "Юный краевед"

Одной из задач современной школы является привитие чувства принадлежности к малой Родине, России, к родным корням....

программа Юный краевед

программа педагога ДО Кужугет Арина Данововна...

Диагностический материал к программе Туристы-краеведы.

Данное краеведческое тестирование проводится в рамках программы краеведческого характера «Туристы-краеведы», они направлены на формирование основополагающих краеведческих знаний учащихся, ...

Для учащихся Диагностический материал по программе Туристы-краеведы

Предназначен для учащихся 3-4 классов в рамках проведения диагностики по программе туристско-краеведческой напрвленности туристы-краеведы....

Рабочая программа "Юный краевед"

Аннотация к рабочей программе дополнительной общеразвивающей программы. «Юный краевед». Программа способствует всестороннему развитию личности, сове...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный краевед»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный краевед» В курсе краеведения реализуется идеи  формирования патриотического сознания младшего школьника через о...