программа "Юный журналист"
рабочая программа (3 класс) на тему

Хасанова Татьяна Викторовна

программа внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yunyy_zhurnalist.docx30.33 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     

     Приоритетным направлением «Стратегии модернизации образования» является воспитание личности, стремящейся к максимальной  реализации своих возможностей, способной принять правильное решение в жизненных ситуациях, готовой к полноценному общению с людьми, различными по социальной группе, образованию, возрасту…

     Чтобы воспитать такую личность, прежде всего необходимо научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть сформировать у него коммуникативную компетенцию, научить владеть всеми видами речевой деятельности, заложить основы культуры устной и письменной речи.

     Понятие коммуникативной компетенции включает в себя не только овладение необходимым набором речеведческих и языковых знаний, но и формирование умений в области практического использования языка в процессе речевой деятельности. Это соотносится и с реализацией воспитательных задач по формированию социально активной личности, ориентирующейся в современном мире.

    Программа кружка «Юный журналист» предлагается для учащихся  3-4 классов как элемент активации деятельности учащихся.

     Работа по данной программе способствует формированию нравственных качеств личности, социальной активности, развитию гуманистического, демократического, диалогического мышления, учит оценивать себя как личность, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности. Ученикам предлагается узнать основы журналистского дела, побывать в роли журналистов, проявить творческие способности и коммуникативные качества.

     Наша общеобразовательная школа не готовит своих выпускников к профессии журналиста. Но если дать школьнику необходимые навыки, то и в ученические годы, и в будущем он сможет реализовать свои возможности, став профессиональным или внештатным корреспондентом.

     Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения.

Цель программы развитие социальных умений младших школьников в процессе усвоения ими основ журналисткой деятельности, воспитание ответственности за реализацию гражданской позиции, имеющей общественную значимость, создание пространства для социальных практик младших школьников и приобщение их к общественно значимым делам.

Задачи программы:

  1. Систематизировать знания о стилях, типах речи.
  2. Включить учащихся в творческий процесс получения и обработки информации, научить  аргументированно  излагать усвоенный материал и применять эти знания в новых условиях.
  3. Создать условия для успешной профильной подготовки учащихся, привитие интереса к профессии журналиста.
  4. Научить самооценке своей работы.

5.Воспитание чувства ответственности, формирование активной жизненной позиции..

6.Совершенствовать умения учащихся ориентироваться в современном потоке информации, находить нужный и интересный материал для газетной статьи.

     7.Получение знаний и умений по созданию печатного издания.

     8.Сформировать информационную компетентность учащихся. Научить их использовать различные способы работы с      источниками информации.

    9.Познакомить детей с ролью журналистов в современном мире.

    10.Создавать условия для развития успешной личности, самореализации каждого учащегося, развития его творческих способностей с учётом индивидуальных.

    11.Формировать умения соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; познакомить младших школьников с журналистикой как профессией и областью литературного творчества.

   12.Формировать умение работать в различных жанрах публицистического стиля.

    13.Способствовать формированию коммуникативной компетентности в учебном сотрудничестве, создание ситуаций     комфортного межличностного взаимодействия.

   14.Способствовать развитию творческих способностей учащихся.

   15.Освоение знаний, умений и навыков информационно-компьютерных технологий.

Ожидаемые результаты

  1. Умение выявить интересные события и явления в повседневной жизни.
  2. Расширение кругозора учащихся.
  3. Повышение уровня культурно-профессиональных знаний в области журналистики. (Умение грамотно проводить интервью, готовить репортажи, редактировать написанное, верстать печатное издание в текстовом редакторе).
  4.  Развитие монологической и диалогической  речи.
  5. Свободное владение печатным словом.
  6. Воспитание активной гражданской позиции.

     7  Публикация  статей  членов творческого объединения в районных и областных печатных изданиях.

Формы занятий

  1. Лекции.
  2. Семинары.
  3. Практикумы.
  4. «Круглый стол».
  5. Встречи с интересными людьми.

     6. Экскурсии.

Методы и приемы

  1. Словесный (лекции, семинары, диспуты).
  2. Наглядный.
  3. Проблемный.

  1. Игровой.
  2. Диалоговый.
  3. Экскурсии.
  4. Проектный. (создание, издание и распространение школьной газеты).

Критерии отслеживания программы

  1. Повышение мотивации к изучению русского языка и литературы.
  2. Развитие креативного мышления учащихся.
  3. Встречи с интересными людьми, посещение культурных и спортивных мероприятий.
  4. Написание сочинений разных жанров.
  5. Создание и выпуск школьной газеты силами учащихся.
  1. Участие в районных, областных, всероссийских конкурсах .  

     Программа творческого объединения  «Юный журналист» ориентирована на дополнительное образование учащихся 3-4 классов и рассчитана на 68 часов (34 часа в  год).

Содержание программы

Профессия журналиста (2 ч)

Средства массовой информации (3 ч)

Культура устной речи (5 ч)  Доклад.   Интервью.  Разговорный жанр

Тренинг «Как взять интервью»

Культура письменной речи (3 ч) Тезисы и конспекты.  Работа с текстом.  План.  Работа с текстом. Репортаж.

Знакомство с публицистическим жанром.

Что такое очерк

Проблемная статья (2 ч)

Рассказ (2 ч)

Фельетон (2 ч)

Работа над языком статьи  (2 ч)

Редактирование  текста. (2 ч)

Экскурсия в редакцию районной газеты.

Оформление печатного издания

Выпуск школьной газеты «Вестник гимназии»  (3 ч)

Требования к знаниям и умениям:

Программа курса позволяет формировать у учащихся следующие

познавательные учебные действия

  • самостоятельное  выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных  средств;
  • умение структурировать знания;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
  • рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

коммуникативные универсальные учебные действия

  • планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

личностные учебные действия

  • установление учащимися    связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
  •  оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ожидаемые результаты.

К концу 1 года обучения учащиеся должны

  • Овладеть такими социальными умениями, как правилами вежливого общения со сверстниками и взрослыми.
  • Знаниями этикета публичных выступлений и общения
  • Умением работать с информацией, сравнивать её.
  • Умением различать основные газетные жанры: статья, интервью, фоторепортаж
  • Знанием о структуре создания газет и журналов
  • Создавать школьную газету
  • Опыт взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми

К концу 2 года обучения учащиеся должны знать:

- основные цели и задачи средств массовой информации;

- иметь представление о профессии журналист;

- основные жанры журналистики;

- особенности основных компьютерных программ

должны уметь:- строить устное и письменное сообщение;

- работать в различных жанрах публицистического стиля;

- оценивать события с точки зрения нравственных позиций,

- общаться с отдельным человеком и аудиторией;

- иметь навык работы на персональном компьютере;

-презентовать свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других);

- готовить и публиковать материалы в прессе под руководством педагога.

Литература для учителя

  1. Богданов Н.Г. Справочник журналиста [Текст]/ Н.Г. Богданов, Б.А. Вяземский. – Л.: Лениздат, 1971.
  2. Ворошилов В.В. История журналистики России [Текст]: конспекты лекций/ В.В. Ворошилов. – СПб., 2000.
  3. Журбина Е.И. Теория и практика художественно – публицистических жанров [Текст]/ Е.И. Журбина, - М., 1969.
  4. О печати: закон РФ.
  5. Попов А.А. Производство и оформление газеты [Текст]/ А.А. Попов, П.С. Гуревич. – М., 1986.
  6. Стилистика газетных жанров [Текст]/ под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1981.
  7. Хорошев М.С. Пути-дороги журналистские / Хорошев М.С., - Витна;  г. Павлово, 2002.
  8. Шостак М.И. Интервью. Метод и жанр [Текст]/ М.И. Шостак. – М., 1997  

Литература для учащихся

  1. Головин Б.Н. Основы культуры речи. –  М.,1980
  2. Голуб  И.Б., Розенталь, Д Э. Книга о хорошей речи. –  М., 1997
  3. Журбина  Е И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. –  М., 1969
  4. Соколова  В.В. Культура речи и культура общения. М., Просвещение, 1995.
  5. Формановская  Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М.: Высшая школа, 1989.

Календарно-тематическое планирование для 1 года обучения

Количество часов

Темы

Вид деятельности

Дата проведения по плану

Дата проведения фактически

Примечания

1

1-2

Что такое журналистика? Жанры журналистики.

Беседа

2

3-5

История появления газет и журналов.

Подбор статей из газет.

3.

6-11

Работники редакции газеты

Распределение ролей

4.

11-12

Заметка

Составление заметки

5.

Статья

6.

12-14

Культура письменной речи

Тезисы и конспекты

Работа с текстом

7

План

Работа с текстом

8.

Репортаж.

Репортаж.

Знакомство с публицистическим жанром.

9

15-16

Что такое макет издания

Подбор материала к выпуску газеты

10

17-18

Проблемная статья

Подбор актуальной проблемы

11

19-20

Рассказ

Композиционные особенности рассказа. Подбор темы.

12

21-23

Интервью. Как правильно брать интервью?

Особенности проведения интервью.

13

24-26

Работа над языком статьи

Лексика. Отбор материала

14

27-28

Редактирование  текста.

Работа по совершенствованию написанного.

15

29

Экскурсия в редакцию районной газеты «Туймазинский вестник».

Знакомство с работой профессиональных журналистов.

16

30

Встреча  с интересными людьми

17

31

Оформление печатного издания

Оформление печатной газеты: заголовок, колонки, фотоиллюстрации.

18

32-34

Выпуск школьной газеты «Вестник гимназии»

Календарно-тематическое планирование для 2 года обучения

Количество часов

Темы

Вид деятельности

Дата проведения по плану

Дата проведения фактически

Примечания

1

1-2

Профессия журналиста

Беседа

2

3-5

Средства массовой информации

Подбор статей из газет.

3.

6-11

Культура устной речи

Доклад

4.

Интервью

Интервью

Разговорный жанр

5.

Тренинг «Как взять интервью»

6.

12-14

Культура письменной речи

Тезисы и конспекты

Работа с текстом

7

План

Работа с текстом

8.

Репортаж.

Репортаж.

Знакомство с публицистическим жанром.

9

15-16

Что такое очерк

Подбор материала к портретному очерку

10

17-18

Проблемная статья

Подбор актуальной проблемы

11

19-20

Рассказ

Композиционные особенности рассказа. Подбор темы.

12

21-23

Фельетон

Особенности фельетона.

Сатира. Подбор темы.

13

24-26

Работа над языком статьи

Лексика. Отбор материала

14

27-28

Редактирование  текста. Набор текста на компьютере.

Работа по совершенствованию написанного.

15

29

Печать материалов для газеты.

16

30

Мастер - класс

Знакомство с работой профессиональных журналистов.

17

31

Оформление печатного издания

Оформление печатной газеты: заголовок, колонки, фотоиллюстрации.

18

32-34

Выпуск школьной газеты «Вестник гимназии»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Юный журналист. Выпуск №1

В этом году взяла студию "Юный журналист". Будем учиться писать заметки о нашей классной жизни, брать интервью, искать полезный и интересный материал. Разработали перечень газетных рубрик. И вот первы...

Юный журналист. Выпуск №2

Второй Выпуск газеты "Наш Мир" студии "Юный журналист" получился уже лучше. Приобретаем опыт....

Юный журналист. Выпуск 3

Вот и третий выпуск готов. Чему-то уже научились, что-то уже умеем....

программа по внеурочной деятельности "Маленькие журналисты"

программа по внеурочной деятельности объединения маленькие журналисты рассчитана на 1-3 классы...

Информационный классный час "Профессия - журналист" 4 класс

Знакомство с профессией журналиста,  особенностями данной профессии в доступной форме для учащихся 4 класса....

Презентация к классному часу "Профессия - журналист" 4 класс

Презентация к классному часу "Профессия - журналист" знакомит учащихся с профессией журналиста, её особенностями....

презентация Журналист-школьник. Миф или реальность

По иллюстрациям и фото района, где учимся можно судить, что район район развивается...