Внеклассное мероприятие на тему«Хлеб — всему голова»
материал (4 класс) на тему

Комлева Наталья Михайловна

Внеклассное мероприятие на тему«Хлеб — всему голова».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie._hleb.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное   мероприятие

«Хлеб  -  всему   голова».

Цель:  Расширить представление детей о значимости  хлеба для всех людей.

Расширить  знания  детей  о  том,  как  хлеб  попадает  на  стол.

Задачи:

1.Пополнить  знания  детей  о  предках  хлеба.

2.Раскрыть и уточнить в понимании детей значение слова

«хлеб»; развивать речь, мышление, воображение на

основе загадок, пословиц о хлебе.

3.Воспитывать  бережное  отношение  к  хлебу,

уважительное отношение к труду хлеборобов.

Хлеб - одно из крупнейших открытий

в истории человечества.  Он

        настолько нужен человеку, что  едва

родившись на свете, мы  уже не        

можем без него обойтись. И так всю жизнь.

                            В. Н. Ремесло

Ход мероприятия:

1.  Вступительное слова учителя

 - Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, а ее отгадка будет темой нашего занятия.

Есть такие слова:

"Он всему голова"

Хрустящей корочкой одет

Мягкий черный, белый..   (Ответы ребят)

Молодцы! Мы будем говорить с вами сегодня о хлебе.

Какое  коротенькое,   но  очень  емкое  слово  «хлеб».  Ведь  хлеб  занимает  в  жизни  человека  самое  важное  место.

  • Ребята, а кто из вас любит хлеб?
  • А как вы думаете: «Когда родился хлеб?».  (Предположения детей)

А вот послушайте: « Несколько  тысяч  лет  назад  люди  еще  не  умели  выращивать  хлебные  колоски.  Чтобы  не  умереть  от  голода,  они  собирали  съедобные  травы,  корешки,  ягоды  и  грибы.   Но  часто  случалось  так,  что  вместе  со  съедобными  корешками  человек  приносил   несколько  зернышек.  Люди  пробовали  жевать  сырые  зерна,  но  было  не  вкусно.  А  вот  каша  из  этих  зерен  была  очень  вкусной.  Потом  люди  стали  растирать  зерна  камнями  и получать  муку.  А  из  муки  месить  тесто,  печь  лепешки.

Хлеб  по  вкусу  был  совсем  не  похож  на  наш. Он  был  грубоватым.  В  11  веке  на  Руси  стали  выпекать  хлеб  из  кислого  теста.  И  получался  он  более  мягким  и  вкусным. Кроме  ржаного  хлеба  пекли  и  пшеничный  хлеб,  а  так  же  сайки,  куличи  и  пироги  с  разной  начинкой.

Ведь  не  сразу  стали  зерна  хлебом  тем,  что  на  столе.  Люди  долго  и  упорно  потрудились  на  Земле».

Не напрасно народ

С давних пор и поныне

Хлеб насущный зовёт

Самой первой святыней.

Золотые слова

Забывать мы не вправе:

« Хлеб всему голова!»

В поле, в доме, в державе.

2. Игра «Назови хлебобулочное изделие».

-Какие хлебобулочные изделия вы знаете или пробовали?

Ответы детей  (батон, черный хлеб, баранки, сушки,  плюшки, булочки и т.д.).

Сейчас мы с вами поиграем.

В вазочке лежат кусочек хлеба, батона, булочка, печенье, пряник, сушка, сухарик и т. д. Ребята с закрытыми глазами должны назвать, что это?

Итог игры: молодцы, ребята.

- Все мы каждый день едим хлеб. Многие из вас любят сушки, булки, пряники, различное печенье, пирожные. 

- Ребята, а как вы думаете, сколько людей вложили свой труд в теплый ароматный кусочек хлеба? (Предположения детей).

Прежде чем хлеб попадёт к нам на стол, он проделает длинный путь. Из зерен пшеницы получают пшеничную муку, а из зерен ржи получают муку ржаную. Чтобы получить муку из зерен, нужно затратить много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, затем собрать урожай. Этим занимаются хлеборобы.

Давайте вместе с зёрнышком проделаем тяжелый путь.

Я буду читать стихотворения, а вы запишите профессии людей, которые трудятся над производством хлеба. (Ребята записывают).

Да не сразу стали зёрна

Хлебом, тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Из колхозного двора

Вышли в поле трактора.

Далеко в просторе чистом

Слышен говор тракторов.

За деревней, за лесами

Раздаётся в поле гром.

Это тракторы с плугами

Пашут мягкий чернозём.

Распахали землю разом –

Вышли сеялки с зерном.

Кто работает на тракторе?

Ржаной росток зелёный

Оглядывает поле –

Смешной и удивлённый,

Как первоклашка в школе.

Зелёный росток,

Весёлый росток,

Ты только что пробился из зёрнышка.

Расти, колосок!

Расти, колосок!

Расти, колосок, до солнышка!

Посеяли хлеб хлеборобы весною

Созрел он,

И встал золотою стеною.

И слышит страна –

За уборку пора!

Для хлеба комбайны нужны!

Пора!

Хлеб созрел,

Но к нам на стол

Прямо с поля не пошёл.

С поля

Даже в магазины

Хлебу ехать рановато.

Он уселся на машину

И спешит на элеватор.

В элеваторе для нас,

Хлеб хранится про запас.

Здесь ему тепло, удобно.

Сможет он, как будто дома,

Сколько нужно, отдохнуть

И опять собраться в путь

Едет хлеб на мельницу,

Мельницу – чудесницу.

Здесь пышней, чем облака,

Получается мука.

Поздно ночью спят ребята,

А завод готовит хлеб.

Этот сказочный завод

Всё, что хочешь испечёт.

Целый город угостит,

Был бы только аппетит!

Так и скачут из печи

Плюшки, сушки да ватрушки,

Куличи да калачи,

Сладкие коврижки,

Маковые пышки

Двадцать пять фасонов

Булок и батонов.

(Запись детей: тракторист, сеятель, комбайнёр, водитель, мельник, пекарь, продавец).

- Видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб.

Это только часть профессий, связанных с хлебом,  ведь собранный хлеб кто-то сушил, молотил, чистил и сортировал. Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий.

3. Физкультминутка «Зёрнышки».

Зёрнышки в земле лежат,

В темноте тихонько спят.

-Солнце, солнце, помоги,

Наши зёрна разбуди!

Солнце ярче улыбнулось,

Зёрна к свету потянулись.

Прорастает корешок,

Распрямился стебелек.

Колышутся листочки,

Спеют колосочки.

Солнце сильно припекло,

Стало хлебу тяжело.

Завяли наши стебельки,

Опустились колоски.

Дождик, дождик, помоги,

Колосочки напои.

Приплыли тучи дождевые,

Дождинки пляшут как живые.

Колоски водичку пьют

И растут, растут, растут.

4. А теперь давайте поговорим о правилах обращения с хлебом.

Послушайте стихотворение С.Михалкова « Булка».

Три паренька по переулку,

Играя будто бы в футбол,

Туда-сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Шел мимо незнакомый дядя,

Остановился и вздохнул

- Что он сделал? (Ответы детей.)

И, на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.

Потом, насупившись сердито,

Он долго пыль с него сдувал

И вдруг спокойно и открыто

При всех его поцеловал.

- Вы кто такой? - спросили дети,

Забыв на время про футбол.

- Я - пекарь! - человек ответил

И с булкой медленно ушел.

- Как мальчики относились к хлебу? А как поступили бы вы, увидев такую картину?

 Какие правила знаете вы? (ответы детей)

- Послушайте правила, о которых вы не упомянули.

  1. Не играй с хлебом.
  2. Остатки хлеба отдай птицам, домашним животным.
  3. Чёрствый хлеб не выбрасывай, из него можно приготовить различные блюда.
  4. Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других. Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.
  5. Береги хлеб, он дорого достается.
  6. Бери хлеба столько, сколько съешь.
  7. Не оставляй недоеденных кусков.

- Отношение к хлебу должно быть бережное.

Никогда не забывайте, что хлеб – наше богатство. Учитесь ценить труд других.

- Русский народ всегда очень бережно относился к хлебу. Об этом важном продукте сложено множество пословиц и поговорок. Какие из них вы помните?

Объясните  их  смысл.  

5. А  теперь проведем игру "Собери пословицу" (на столах разложены листочки со словами из пословицы, дети должны расположить их в правильном порядке.)

  1. Хлеб –… (наше  богатство).
  2. Хочешь есть калачи, … (не сиди на печи).
  3. На чужой каравай … (рта не разевай).
  4. Пот на спине - … (так и хлеб на столе).
  5. Не надо хвалиться,… (коли не знаешь, как хлеб родится).
  6. Доплясались, что … (без хлеба остались).
  7. Без соли не вкусно, … (а без хлеба не сытно).
  8. Без соли, без хлеба - … (половина обеда).
  9. Не будет хлеба - … (не будет обеда).
  10. Хлеб-соль кушай, … (а добрых людей слушай).

     

 6. Существует много загадок по этой теме.

1.  Золотист он и усат,

     В ста карманах - сто ребят.

(Колос)

2. Он идет - волну сечет

Из трубы зерно течет.

(Комбайн)

3. Кто там в поле, угадай,

Режет черный каравай?

(Плуг)

4.   Овсом не кормят,

       Кнутом не гонят,

      А как пашет -

      Семь плугов тащит.

(Трактор)  

5.    Замок с башнями до неба

       Сохранит все море хлеба.

(Элеватор)

7. Чаепитие.

А сейчас у нас будет чаепитие с бубликами и печеными изделиями, которые испекли  родители.

8. Итог:

- Вот и подходит к концу наш разговор о хлебе.

- Так почему в народе говорят:  «Хлеб – всему голова»,

 «Хлеб - наше богатство»? В  заключение  нашего  мероприятия  я вам прочитаю стихотворение И. Конькова.

Самый вкусный, несравненный,

Всем знакомый с детских лет -

Это наш обыкновенный

И любимый русский хлеб:

Каравай пахучий, знатный,

Кренделя и калачи,

Бублик с маком ароматный,

А на Пасху куличи.

Можно с мёдом есть и с маслом,

С сыром, рыбой, ветчиной

И с икрой, кружком колбасным

Белый хлеб или ржаной.

Пироги же - хлеб особый,

Их на праздник подают,

А готовят всё со сдобой

И с начинкою пекут.

Пышки, пончики, ватрушки

Спрыгнуть с противня хотят -

Это хлебные игрушки,

В праздник радость для ребят.

Или пряники, печенье -

То, что мама испечёт,

Для детишек объеденье,

Разевай пошире рот!

9. Рефлексия:

Я расскажу дома…

Использованная литература:

  1. http://drujhnaia.blogspot.ru/2012/10/blog-post_17.html
  2. TOCHKA.NET
  3. Ю.Г. Круглов Русские народные загадки, пословицы, поговорки, Москва: «Просвещение», 1990.
  4. Л. Бурмистрова. «Хочу всё знать. Детская энциклопедия. Жизнь древних людей»,Москва, ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Астрель»; ЗАО «Издательский дом «Семейная библиотека», 2000. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Число 2 известно всем"

Данное внекласное мероприятие проводится с учащимися 1 класса в рамках предметной недели или внеурочной деятельности....

Внеклассное мероприятие на тему: "Мы всем обязаны учителям"

Внеклассное мероприятие на тему: "Мы всем обязаны учителям"...

Внеклассное мероприятие "В строю со всеми", посвящённое Всемирному Дню инвалидов

В рамках Всемирного Дня инвалидов в 3 классе прошёл классный час по теме «В строю со всеми.»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13498957","attributes":{"alt":"","class":"med...

Воспитательное мероприятие по теме: "Хлеб - всему голова!"

Воспитывать любовь к родному краю, труду людей, бережное отношение к хлебу и хлебобулочным изделиям...

Внеклассное мероприятие по информатике «Алгоритм всему голова»

Внеклассное мероприятие по информатике «Алгоритм всему голова»Предмет: информатика.Тема: Алгоритмы.Класс: 4.Форма: командная игра.Состоит из 3 этапов: организационный, основной и заключите...

Сценарий воспитательного мероприятия - классный час "Хлеб всему голова - не просто слова"

Занятие для обучающихся начальной школы, направленное на расширение кругозора в области профессий и развитие бережного отношения к хлебу, как национальной ценности, и к труду человека....

Технологическая карта внеклассного занятия в 1 классе на тему: "Хлеб - всему голова"

представлен материал внеклассного занятия для учащихся 1 класса на тему "Хлеб -всему голова"...