Проблемы нравственного воспитания
статья (3 класс) по теме

Долгие годы (с начала 90-х годов XX века) «воспитанию» в нашей стране приходилось нелегко. Да и вся система образования в целом претерпевала значительные изменения. Из быстроходного фрегата, она превратилась в лодку, пущенную в открытое море, на волю волн. Она не могла плыть, так как у неё не стало парусов - идей, которые бы несли её вперёд. У неё забрали якорь (и русские и советские традиций), и она не могла остановиться. Для неё не было компаса, который бы показал ей ориентиры. И она плыла, только благодаря вере оставшихся матросов, которые работали вёслами. Стоит отметить, что всё образование в это время смещается в сторону интеллектуального развития, так как отвлекаться на чувства было некогда, нужно было постоянно думать, как выжить. И вот наша лодка сильно  наклонилась и уже  могла бы пойти на дно. Как вдруг в начале XXI века люди на далёком берегу вспомнили, что давно потеряли образование из вида и зажгли для него маяк.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья Нравственное воспитание140.5 КБ

Предварительный просмотр:

          Чернышова Светлана Александровна

учитель начальных классов

         Проблемы нравственного воспитания в России (история)

"человек знает что хорошо,

и делает то, что плохо" 

Сократ [5]

Долгие годы (с начала 90-х годов XX века) «воспитанию» в нашей стране приходилось нелегко. Да и вся система образования в целом претерпевала значительные изменения. Из быстроходного фрегата, она превратилась в лодку, пущенную в открытое море, на волю волн. Она не могла плыть, так как у неё не стало парусов - идей, которые бы несли её вперёд. У неё забрали якорь (и русские и советские традиций), и она не могла остановиться. Для неё не было компаса, который бы показал ей ориентиры. И она плыла, только благодаря вере оставшихся матросов, которые работали вёслами. Стоит отметить, что всё образование в это время смещается в сторону интеллектуального развития, так как отвлекаться на чувства было некогда, нужно было постоянно думать, как выжить. И вот наша лодка сильно  наклонилась и уже  могла бы пойти на дно. Как вдруг в начале XXI века люди на далёком берегу вспомнили, что давно потеряли образование из вида и зажгли для него маяк.

До недавнего времени не было единого представления, каким школа должна воспитать своего ученика. И это оставалось на личное усмотрение каждого учителя. Теперь государственная политика обратила внимание на  воспитание. И мы имеем ряд государственных документов: Новый образовательный стандарт, «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [6], «Примерная программа воспитания и социализации обучающихся»,  «Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников», в которых максимально прописаны все цели, задачи и методы. Это своеобразные спасательные круги, ориентиры в воспитательной работе, подаренные педагогам. Теперь нужно только объединить усилия и дружно приступить к реализации этих замыслов.

«Если мы погибнем духовно, значит, мы умрём и физически» - писал Д.С.Лихачев.

Нравственное сознание – общественное явление. Но оно ведёт к определённому типу нравственного воспитания отдельных членов общества. Нравственное сознание представляет сложную структуру, в которую входит эмоциональный компонент. Благодаря эмоциям, мы лучше понимать друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях другого человека. Развитием представлений о нравственном сознании личности внесли как зарубежные (Кольберг Л., Пиаже Ж., Франкл В., Фромм Э.), так и отечественные исследователи (Братусь Б.С., Богданова О.С., Городенский Н.Г., Дробницкий О.Г., Рождественский Ю.В., Титаренко А.И.). Однако в последние годы наблюдается заметное снижение интереса исследователей к данной проблеме.

Психологи и педагоги: Л. И. Божович, В. К. Вилюнас, Л.С. Выготский,  Б. И. Додонов, О.Г.Дробницкий,  A.B.Запорожц, К. Е. Изард, А. Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн П. М. Якобсон исследовали роль эмоций в нравственном развитии личности; Гаврилова Т.П. - роль эмоций в усвоении норм поведения; Божович Л.И., Макаренко А.С. – изучали развитие положительного эмоционального отношения к нравственным нормам;

Проблему эмоциональной составляющей в нравственном развитии школьника изучали советские педагоги 60-70-х годов, как Ш. А. Амонашвили, Б. М. Неменский, В. А. Сухомлинский, они пришли к выводу, что развитие эмоций в воспитании школьников очень важная методическая проблема.

Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, а также их сотрудники и последователи, Л.И.Божович, Л.С.Славина и многие другие, изучали в своих работах психологические особенности младшего школьного возраста; Л.И. Божович, М.С. Каган – изучали сенситивности личности к присвоению ценностей на различных этапах его развития.

В работах Л.С.Выготского, П.В. Симонова, раскрывается взаимосвязь театрального искусства и психологии человека.

В.М. Букатов, А.П. Ершова, А.А. Мелик-Пашаева, Т.Г. Пеня, Е.К. Чухман – педагоги, которые занимались исследованием вопроса эффективности влияния арт-технологий на процесс нравственного воспитания, и их роли в формировании качеств личности и поведении детей.

Советскими педагогами был накоплен богатый опыт нравственного воспитания личности, однако ребёнок в их представлении, был только объектом воспитания. Современная система рассматривает ребёнка, как субъект.

Но проблема развития эмоционального компонента нравственного сознания в процессе театральной деятельности, оказалась мало изученной. Хотя о возможностях театра так много написано.

Театр может всё, перенести нас в другую страну, которую не коснулся экономический кризис; в другую эпоху, где душами людей владеют чистые помыслы. В театре ребёнок может «примерять» на себя различные образы, совершать поступки храбрых и трусливых людей, проникать в  чувства людей, сочувствовать героям,  развивая свои эмоций, от которых напрямую зависит нравственность. Театральные технологии могут развивать у детей эмпатию, что во многом облегчает дальнейшую жизнь. В процессе игрового общения ребенок приобретает опыт взаимопонимания, учится управлять собой, сдерживая свои желания ради совместной игры.

Анализ научных исследований свидетельствует об угасающем интересе, к проблеме поиска средств, развития эмоционального компонента нравственного сознания личности.

Противоречия в действительности:

  • нравственно-поучительная функция литературы и телевидения превратилась  в развлекательную;
  • существующей у ребенка потребности в общении и сотрудничестве с взрослым и авторитарным стилем образования;
  • внутренняя потребность ребёнка соответствовать положительному нравственному эталону и отсутствием этого эталона в обществе;
  • социальный заказ школе на развитие личности, обладающей высоким нравственным потенциалом и отсутствием в самом обществе источников для развития этого потенциала;
  • существующей в педагогической теории ориентации на развитие эмоционального компонента нравственного сознания младшего школьника и отсутствием у педагогов соответствующих навыков и опыта внедрения театральных технологий в образовательно-воспитательный процесс.

           

«…целью воспитания является развитие

 в каждом индивиде всего того совершенства,

 на которое он способен.»

Э. Кант

Чадо, буди понижен головою,

высок же умом, а очи имей в земле (к земле),

 а сумм (ум) на (к) небеси, уста стищени (молцаща).

(НИКОЛИН И. «Златая Цепь», 3: 33).

Существует множество определений воспитания, для нашей работы мы выбрали такое.

«Воспитание – это воздействие, оказываемое старшими поколениями на младшие поколения, которые ещё не созрели для общественной жизни. Цель воспитания состоит в создании и развитии у ребёнка определённого набора физических, интеллектуальных и нравственных качеств, требуемых от него и политической организацией общества в целом, и специальной средой, в которой ему, в частности, предстоит жить» [3].

Цель и смысл воспитания - приведение воспитываемого в соЗнание - это знания об окружающем мире, о его устройстве, о том как в нём необходимо себя вести, чтобы жить и быть счастливым.

«Ребёнок по чувствам и понятиям гораздо ближе к дикарю, чем к цивилизованному человеку. Задача воспитания именно в том и заключается, чтобы создать в ребёнке безошибочное сознание, дать ему такие факты, из которых он мог бы вывести руководящий принцип для своего поведения, и по возможности предохранить его от раскаяния, как в настоящем, так и в будущем», - пишет Н.В. Шелгунов.

Русский народ всегда уделял особое внимание воспитанию подрастающего поколения. Конечно взгляды, методы, приёмы и подходы менялись с течением времени.

Благодаря анализу прочитанной литературы, мы смогли выделить условные периоды развития русского воспитания с точки зрения используемых приёмов и методов.

Первый период – мы назвали «этнопедагогический». Традиции, обряды и обычаи русского народа – это три взаимосвязанные формы, на основе которых строилось русское воспитание в период до принятия христианства (988год). Своим поведением взрослые показывали детям примеры (честности, трудолюбия, дисциплинированности), образцы конкретного поступка, действия, и дети его перенимали. Это были своеобразные «репетиции» правильного поведения – это и был основной метод воспитания.

Богатейший запас нашего словесного фольклора (колыбельные, сказки, поговорки, предания) также выполнял педагогические функции. А сколько народной мудрости и педагогических мыслей в наших пословицах. И даже после принятия христианства ( XIV – XVII вв.) «этнопедагогика» продолжала развиваться (народ продолжал следить за воспитанием своих чад), уделялось внимание трудовому воспитанию  - «Не учи бездельно, учи рукодельно» (эти идеи найдут продолжение в «трудовом воспитании» в XX веке).

«Природные русские педагоги – бабушка…дед понимали инстинктивно и знали по опыту, что моральные сентенции (краткие нравоучительные изречения) принесут больше вреда, чем пользы и что мораль заключается не в словах, а в самой жизни семьи, в охвате ребёнка со всех сторон, и отовсюду ежеминутно проникает в его душу» - К.Д.Ушинский [1].

 С появлением на Руси церквей (как мест где проходило учение), а главное, людей, которые  взяли на себя функцию распространения «нового» знания, начинается период - «духовного» воспитания. Школа была подчинена церковно-христианским целям. Предметами были: Священное Писание, житие святых. Конечно, поначалу люди без охоты доверяли своих детей на воспитание чужим людям, поэтому чаще при церквях жили и воспитывались сироты. Но со временем ситуация изменилась, родители стали понимать, что образование даёт ребёнку возможность стать служителем церкви, грамотным человеком. Главным приёмом обучения был пример учителя, а также деяния святых.

Следующий период – «этико-просветительский». Прочной основой воспитания по-прежнему является христианство, библия, как источник знания, но появляются и светские произведения, в которых фигурируют категории этики. В XVI веке широкое распространение получили стихи, посвященные воспитанию морали. Наличие таких стихов подтверждает заботу взрослых о нравственном облике детей и юношей. В этих стихах осуждались человеческие пороки (гнев, ярость, неоправданные желания, «хатения»). Эти произведения  создавались, чтобы развивать «круг нравственных качеств» детей.

О чадо моё любимое!

Рассмотряйся и разумейте истину,

Не долго спите, не долго лежите,

Якожь многожды спати иматы без меры,

Добра не добыти, а лиха не избыти.

А слова доброго не получити…

А своего хлеба не едати [8].

К XVII веку относят «Повесть о Горе-Злочастии», в которой бережно передаются старинные нравственные и бытовые устои, но также в них чувствуется и христианское влияние (смирение).

«Доброй еси ты и разумный молодец!

Не буди ты спесив на чужой стороне,

Покорися ты другу и недругу,

Поклонися стару и молод…

Не вейся змеёю лукавою,

Смиренье ко всем имей и ты с кротостию,

Держися истинны с правдою… [8]»

Следующий период мы обозначим, как «иноземный», когда во всех сферах жизни за эталоны берутся европейские образцы. В 1763 году Иван Иванович Бецкой представил Екатерине II план школьной реформы «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества». Нравственное воспитание должно было осуществляться в «страхе божием», но личный секретарь императрицы пишет:  «… ни что так детям не вредит, как устрашение их грозительными рассказами о мучениях во аде. Нежные сердца, таковым ужасом единожды поражённые, во всю жизнь делают их робкими и боязливыми [2]».

 Корень всему злу и добру этот государственный деятель видел в  воспитании и считал, что воспитанники до совершеннолетия должны находиться изолированно от окружающей жизни, чтобы не подвергаться «развращающему» влиянию подлых (простых) людей и окружающей среды. А искусство воспитателей будет состоять в том, чтобы, не препятствуя  увеселениях без насилия и ласкою отводить детей от всего, что может  им навредить (возможно, это уже влияние Ж.-Ж. Руссо).

Следуя просветительским идеям 2-ой половины XVIII века, российский государственный деятель и писатель - Георгий Николаевич Теплов (1711-1779) в «Генеральном плане гимназий или государственных училищ» отмечал необходимость обязательного обучения для мальчиков от 6 до 14 лет (в городах и местечках), конечно, интересы крестьянства пока совершенно игнорировались. В 1768 году Г.Н.Теплов публикует «Наставление к сыну», состоящее из 21 правила. Вот некоторые из них:  Будь добросердечен (1), Опасайся быть корыстником на вред ближнего (2), Будь эконом, а не скуп (3),  Преодолевай нищету трудом и прилежанием (4), Будь храбр, а не забиячлив (7), Не допускай до себя никогда худых привычек (8), Не будь упрям по своенравию, а соглашайся по разуму (17). Хочется отметить, что наставления эти очень разнообразны по своему содержанию и затрагивают все сферы жизни ребёнка (даже экономическую).

Но уже Екатерина Романовна Дашкова (1743-1810) – деятель русской культуры, директор Петербургской Академии наук, которая также уделяла значительное внимание вопросам воспитания. В статье «О смысле слова «воспитание» высмеивала дворян, преклонявшихся перед иностранной модой, презиравших всё национальное, русское.  «Отцы наши воспитывать уже нас желали как-нибудь, только чтоб не по-русски и чтоб чрез воспитание наше мы не походили на россиян». «Воспитание более примерами, нежели предписаниями, преподаётся». «Нравственное воспитание выполняется, когда /…/ впечатлеешь в нежные сердца их любовь к правде и к отечеству, почтение к законам церковным и гражданским, почтение и доверенность к родителям, омерзение к эгоизму, по коему всё относится только к себе [9]». (Описанная Екатериной Романовной ситуация с «презиранием» всего национального напомнила мне о существовании в нашем городе детских садов, где с русскими детьми (русскоязычные родители) за серьезное денежное вознаграждение разговаривают только на английском языке. Можно рассмотреть это явление, как дань моде XVIII века).

Недовольство сложившейся системой воспитания можно встретить и у других авторов. Просветитель, писатель, издатель, создатель первого в России журнала для детей «Детское чтение для сердца и разума» - Николай Иванович Новиков (1744-1818) в своём сочинении «О воспитании и наставлении детей» впервые в России использовал слово «педагогика» (1783), которым называет «особую и важную науку» о «воспитании тела, разума и сердца». «Дело воспитания, то есть образование сердца, пренебрегается; когда вместо того, чтоб приучать разум их к правильному размышлению и вести к познанию истины и добра,- пишет он, - наполняют головы ветром, и вместо того, чтоб очистить волю их и направить склонность к добру, благородству и величеству,  делают сердце их чувствительным только к малостям или совсем к глупости и пороку». «…Но главный предмет воспитания…есть тот, чтоб образовать детей счастливыми людьми и полезными гражданами». Он критикует сложившуюся систему образования. Эти педагогические воззрения были изложены в статье «О воспитании и наставлении детей. Для распространения общеполезных знаний
и всеобщего благополучия
» (1783). Центральной идеей Н.И. Новикова было гармоничное развитие физических, нравственных и умственных способностей личности. Большую роль в нравственном воспитании он отводил семье, но отдавал предпочтение школьному воспитанию, которое открывает возможности для общения и учит детей поведению в обществе. В его работах чувствуется нечто новое, прослеживается его желание воспитать ребёнка общественной личностью, гражданином. Его уже не нужно прятать от «подлых». Можно разглядеть в этих мыслях приближение другого периода в воспитании – «гражданского». В начале 1860-х широкое распространение получили идеи гуманности, чувства собственного достоинства, требования свободы. У части молодых людей из «высшего» сословия появились новые «увлечения» - общественная деятельность, служение обществу.

Задолго до отмены крепостного права В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.А.Добролюбов выражали идеи гражданственности и общечеловеческий идеал воспитания. Педагогическая и литературно-публицистическая журналистика поддерживала передовые мысли о воспитании. Педагогические журналы, появившиеся во второй половине 1850-х начале 1860-хгг. - «Журнал для воспитания» (в 1960г. переименованный в «Воспитание»), «Русский педагогический вестник», «Ясная Поляна» и другие знакомили учителей и родителей с новыми педагогическими, в том числе и с теориями в воспитании.

Константин Дмитриевич Ушинский также внёс огромный вклад в развитие нашей педагогики, он считает, что дело народного воспитания должно быть освящено церковью, а школа должна быть «преддверием церкви» («О нравственном элементе в русском воспитании»). «Как только мы захотим отделить непереходимою гранью преподавание Закона Божия от преподавания других предметов, то хотя преподавание других предметов и останется, но воспитание исчезнет. Современная педагогика исключительно выросла на христианской почве и для нас не христианская педагогика есть вещь немыслимая - безголовый урод и деятельность без цели, предприятие без побуждения позади и без результатов впереди". «Обучение  должно служить не только передаче знаний и развитию рассудка, но и духовному, нравственному развитию чувств и воли человека». ( К этой же мысли приходят авторы «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников» в 2009 году).

К. Д. Ушинский, как основоположник научной педагогики в России, предложил ещё множество идей, которые были основаны как на прошлом опыте, так и те, которые были рассчитаны на будущее. Он считал, что наше воспитание должно отвечать интересам и потребностям всего народа и что необходимо воспользоваться опытом молодой Америки и Европы, но обязательно помнить об индивидуальности нашей страны.  

Н.В. Шелгунов (1824-1891) отмечает другие недостатки воспитательного процесса, он переживает, что отсутствуют методики воспитания: «В повседневной практике воспитания всё спутано, неясно, рутинно и не имеет твёрдой опоры в точном, научном принципе. Поэтому мы, воспитатели, раскидываемся в мелочах, частностях и противоречиях и не только не умеем подкрепить ни одного своего воспитательного правила психологическим доказательством – мы поступаем хуже: сбиваем с толку детей и портим всё детское нравственное мировоззрение, вводя в него юридизм, метафизические приемы мышления и привычку говорить словами». «…когда ребёнок вступает в область нравственных отношений…Здесь, что ни шаг, то противоречие, неясность, неточность, неопределённость и разное толкование одних и тех же отношений. В этой широкой области для ребёнка всё смутно, начиная с беспричинных, по-видимому, процессов внутреннего чувства и кончая чувствами, порождаемыми отношениями к другим людям».  

Педагог – демократ, последователь К.Д. Ушинского Н.Ф. Бунаков (1837-1904) как бы отвечает Н.В. Шелгунову: «Школа должна поселять в душах своих учеников задатки возвышенных, живучих и благотворных идеалов и через своих учеников проводить их в жизнь». «Какими же средствами владеет школа для нравственного воздействия на своих учеников … Первое из них – содержание и характер обучения…Второе средство – личность учителя… Наконец – склад школьной жизни».   Прошло столько веков, а средства остались неизменны.

Во второй половине XIX века Л. Н. Модзалевским (1837-1896) впервые на русском языке было написано пособие по истории педагогики «Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен». Этот очерк получил много положительных отзывов у современников, что говорит об интересе передового общества к вопросам истории обучения и воспитания. Этот очерк остаётся актуальным, он помог нам дополнить и обобщить знания по воспитанию [4].

Во всех сферах жизни – политике, науке, искусстве в начале XX века происходят очень существенные изменения. Всё начинает развиваться большими темпами и в самых различных направлениях. И, конечно же, это сказывается на воспитании. Мы условно назовёт этот период «творческий поиск».

«Задача воспитания, — пишет Л.Н. Толстой, — в том, чтобы воспитывать детей применительно не к настоящему, а к будущему, возможно лучшему состоянию человеческого рода». Лев Николаевич предлагал воспитывать «внушением добра». Он также не оставляет без внимания личность педагога: «Для того, чтобы воспитание было успешно, надо, чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя». В статье «О воспитании» (Свободное Воспитание. 1909—1910. № 2) Лев Николаевич предлагает взять за основу воспитания «учения о религии и нравственности».

Например, К.Н. Вентцель пишет: «Новая школа должна особенно лелеять творческие силы в ребенке». «Освобождение» творческих сил - высшая цель воспитания. В своей статье «Идеальная школа будущего» Константин Николаевич пишет: «Это будет не школа, а «Дом свободного ребенка», в котором речь должна идти не об учебном плане, а о плане жизни». «Это должна быть маленькая педагогическая община, состоящая из детей, руководителей и родителей. Дом Свободного Ребенка должен быть не только местом учения, но и местом жизни, должен быть мастерской... должен представлять из себя маленькую хозяйственную единицу, маленькую трудовую ассоциацию». «В школе будущего производительный труд явится основным и главным делом… совершенно новым словом в педагогике [7]». 

В послереволюционные годы слово «воспитанность» в нашей стране казалось неискренним, старомодным. Девушки оскорблялись, когда им уступали место – протест против буржуазной этики («Этический нигилизм»).

Теперь процесс нравственного воспитания подрастающего поколения был неразрывно связан с коммунистической этикой, политикой партии,

задачами Советского государства.
Педагоги-теоретики, методисты и психологи, коренным образом пересмотрели школьные учебные программы, учебники, пособия по предметам естественно-математического цикла, труду и профилям начальной профессиональной подготовки, обращая большое внимание на прогнозирование содержания и методов трудового обучения и профориентации. Теперь трудовое воспитание рассматривалось как одна из важнейших задач народного образования, как воспитательная и образовательная деятельность советской школы, направленная на всестороннее развитие личности выпускников и подготовку их к труду.

В основе педагогической системы А. С. Макаренко заложена идея всестороннего развития личности, где особое место занимает воспитательное воздействие коллектива. Основная идея состоит в необходимости формирования единого трудового коллектива педагогов и воспитанников, жизнедеятельность которого служит развитию личности и индивидуальности. “Участие в коллективном труде,— говорил А. С. Макаренко,— позволяет человеку вырабатывать правильное нравственное отношение к другим людям — родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда”. Необходимо отметить новый взгляд А. С. Макаренко на семью, как на “свободный советский коллектив”.  

Великая Отечественная война оказалась ужасным и длинным «уроком патриотизма» для всех граждан нашей страны.

В послевоенный период наиболее яркими являются идеи В. А. Сухомлинского. Он  стремится максимально использовать имеющиеся гуманистические традиции дореволюционной русской школы, опыт демократизации 20-х годов и духовно- нравственный потенциал, полученный русским народом в годы Великой Отечественной войны. Результат такой интеграции выразился в цели воспитания, направленного на формирование личности, обладающей нравственным достоинством, патриотическим сознанием, активной жизненной позицией.

 Глубоко и оригинально В. А. Сухомлинский и его единомышленники разрабатывали вопросы воспитательного воздействия традиций, фольклора, природы. Также в своей книге “Сердце отдаю детям”  он ярко и убедительно показал, что успех работы воспитателя, направленной на гармоничное развитие детей, возможен только при глубоком знании духовной жизни и особенностей каждого ребенка.

В 60-70-е года XX века многие педагоги и психологи посвящали свои работы изучению проблем воспитания. А в 80-е педагоги сталкиваются с ситуацией, когда методы воспитания «не срабатывают». Когда то, что педагог считает эффективным, с точки зрения решения конкретных воспитательных задач, не вызывает у школьников положительного отклика. Анализ опыта творчески работающих педагогов-воспитателей позволил сделать важный вывод: воспитание должно быть эмоционально привлекательно для школьника. Ребёнок перестаёт быть объектом, теперь он субъект воспитания.

Приближалась «перестройка». И после 90-х ни системе образования, ни родителям вообще «некогда» было заниматься воспитанием детей.

Зато теперь в начале XXI века – период «всё новое – это хорошо забытое старое», чувствуется оживление со стороны руководства страной, они проявили интерес к системе воспитания. В 2009 году был разработан ряд государственных документов: «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [6], «Примерная программа воспитания и социализации обучающихся»,  «Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников».

В «Концепции духовно-нравственного воспитания…» приводятся слова нашего президента, который  выделил следующие ценности, лежащие в основе современной государственной политики: справедливость; свобода (личная и национальная), а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; жизнь человека; межнациональный мир; семейные традиции; любовь и верность; забота о младших и старших; патриотизм; вера в Россию; единство Российской нации. «Таковы наши ценности, — подчеркнул он, — таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры…».

Д. А. Медведев подчеркивает: «Система образования, в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации».

Школа призвана создавать гражданина и воспитывать патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Список литературы

  1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства, XIV–XVII вв. / АПН СССР - М.: 1985.
  2. Бецкой И.И. Учреждение Императорскаго Воспитательнаго для приносных детей дома и госпиталя для бедных родильниц в столичном городе Москве: В 3 ч.: Ч. 3. Изд. 2-е. — [СПб.]: при Имп. Акад. Наук, 1767
  3. Дюркгейм Э. Социология образования: Пер. с фр. Т.Г. Астаховой. Науч. ред. В.С. Собкин, В.Я. Нечаев. М.:ИНТОР, 1996. Дробницкий О.Г. Моральная философия М.: Гардарики, 2002 г. - 523 с.
  4. Модзалевский   Л .  Н . Очерк   истории   воспитания   и   обучения   с   древнейших   до   наших   времен / Научная редакция, вступительная статья, предметный указатель М. В. Захарченко. – СПб.: Алетейя, 2000 г. – 429 с.
  5. http://belsu.narod.ru/kand2/kan31.htm
  6. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985
  7. http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/38225.php?ELEMENT_ID=38225&PAGEN_2=2
  8. booksite.ru › fulltext/shan/gina/rus/8.htm
  9. glavbook.com › o-smysle-slova-vospitanie


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проблемы нравственного воспитания младших школьников

доклад по теме: " проблемы нравственного воспитания младших школьников"...

Проблемы нравственного воспитания младшего школьника

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и...

Проблема нравственного воспитания в семье

Кто-то когда-то должен ответить,Высветив правду, истину вскрыв,Что же такое - трудные дети?Вечный вопрос и больной, как нарыв.Вот он сидит перед нами, взгляните:Сжался пружиной, отчаялся он,С миром об...

Духовнаябезопасность современной России и проблемы нравственного воспитания молодёжи.

В данной работе раскрывается вопрос, что необходимо формировать у молодёжи в сфере личностного развития посредством духовно-нравственного воспитания....

Учебно - методический материал: "Анализ проблемы нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе".

Материал для учителей начальных классов: " Анализ проблемы нравственного воспитания в психолого - педагогической литературе"....

Проблемы нравственного воспитания детей с ОВЗ

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравст...

«Проблемы нравственного воспитания детей с ОВЗ»

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравст...