Проблема нравственного воспитания в семье
статья (4 класс) на тему

Ярыгина Лариса Николаевна

Кто-то когда-то должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое - трудные дети?

Вечный вопрос и больной, как нарыв.

Вот он сидит перед нами, взгляните:

Сжался пружиной, отчаялся он,

С миром оборваны тонкие нити,

Словно стена без дверей и окон.

Вот они главные истины эти:

«Поздно заметили». «Поздно учли»

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли

С. Давидович.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_gazetu_poisk.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема нравственного воспитания в семье.

Кто-то когда-то должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое - трудные дети?

Вечный вопрос и больной, как нарыв.

Вот он сидит перед нами, взгляните:

Сжался пружиной, отчаялся он,

С миром оборваны тонкие нити,

Словно стена без дверей и окон.

Вот они главные истины эти:

«Поздно заметили». «Поздно учли»

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли

С. Давидович.

Социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют всех педагогов размышлять о будущем России, о её молодёжи. В настоящее время изменились  нравственные ориентиры, поэтому проблема нравственного воспитания школьников остаётся актуальной.

Искусству нравственного воспитания детей наши предки учились всю жизнь. Первые пять  лет жизни ребенка считались самыми важными, ибо за эти годы закладывался фундамент характера человека на всю жизнь. Именно в этот период родители старались привить массу добрых привычек, любовь к труду, воспитать волю ребенка, указать ему смысл жизни. Именно в этот период ребенок получал представление о духовной жизни, об ответственности за свои поступки. Когда ребенку прививали понятие о том, что он должен нести ответственность за свои поступки, то тем самым воспитывали у него внутреннюю свободу, совсем не ту вседозволенность,- «что хочу, то и делаю» - которую мы чаще всего замечаем в наших детях. Представление о духовной жизни помогало детям иметь четкое представление: почему нельзя лгать, воровать, убивать и другое. Первейшей обязанностью родителей было- дать своим чадам понятия об их обязанностях. Без этого говорить детям об их правах просто опасно. Право ребенка на нравственное воспитание было естественным, само собой разумеющимся. Нарушение этого права вызывало бурю людского негодования и жесткое осуждение по человеческому закону. Наши предки боялись Бога и не допускали халатного отношения к нравственному воспитанию детей. Тогда дети  получали нормальное нравственное воспитание и жили в благоприятной среде обитания – семья, школа, друзья -все действовало на ребенка в одном целом, а не разрушающем русле.

 Изуродованное поведение у детей  стало распространяться после революции 1917 года, когда процесс нравственного и духовного воспитания были пущены на самотек, церкви были разрушены, священники уничтожены и была провозглашена семья без Бога. Очень быстро дети с наиболее выраженными признаками плохого поведения стали заполнять детские психиатрические больницы. В России впервые в медицинской практике в 1933 году появился новый диагноз: «Патохарактерологическое формирование личности». Это означало только одно — плохое поведение! (Лжёт. Не слушается. Ворует. Курит. Употребляет алкоголь и т.д.). Менялись методы лечения. Менялся диагноз. Однако учеными-медиками до настоящего времени не найден способ лечения асоциального поведения.

Сегодня исследование ученых показывают, что школьники, совершающие правонарушения и преступления, имеют нарушения в сфере нравственного сознания. Это означает, что в ситуации, когда надо быстро сделать выбор между добрым и плохим поступком, у них выбор легко склоняется в пользу безнравственного поступка. Для совершения доброго поступка надо, чтобы у ребенка были добрые привычки и опыт совершения добрых дел с детства. Известно, что на совершение доброго поступка нужно больше сил, большее напряжение. Именно поэтому воспитатели старались заложить в фундамент характера ребенка опыт множества добрых поступков и все это для того, чтобы ему было легче выбирать путь добра в последующей жизни.

 В жизненном опыте сегодняшних трудных детей  мало или вовсе нет добрых привычек. Чаще всего дети не хотят поступать плохо, но на деле, именно плохие поступки получаются у них быстрее и легче. Вот такой парадокс…

«Характер и нравственное поведение ребёнка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение»  Э. Фром.

Семья является  главным инструментом воспитания. Многие родители считают, что приведя ребёнка в школу, они имеют право переложить на педагогов ответственность за воспитание и становление личности своего ребёнка. Закон РФ «Об образовании» гласит: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте»

( Статья 18, пункт 1).

То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никто другой  не может нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Хочется многим родителям дать совет: «Вот у вас есть одно яблоко, только одно, и вы отлично знаете, что растущему детскому организму оно нужнее, чем вам и всё же, не отдавайте  ребёнку единственное яблоко целиком, не создавайте ему привилегий, помните, что у вашего ребёнка кроме тела, есть ещё и психика, есть формирующийся характер, в подобном случае вы вместе с витаминами для здоровья  ребёнка внесёте в его душу страшный вирус, вирус безнравственности». Когда сталкиваешься с подобной ситуацией, в очередной раз понимаешь сколь, до сих пор, велика роль учителя начальной школы, в становлении нравственных основ будущего взрослого человека. «А ларчик просто открывался» - родители не разъяснили понятий «Я и Мы», «Ребёнок и Взрослый», а самое главное – не подготовили к новым условиям школьной жизни. Как выясняется, впоследствии, именно этот отрицательный нравственный баланс и вызывает у неожиданно ставшего учеником ребёнке, столь выбивающееся из понятия «воспитанность», поведение.

Моя роль как классного руководителя   в школе проста  – показать, что семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребёнка. Я  выявляю уровень нравственного воспитания детей в семье; определяю семейные условия, микроклимат и способы, необходимые для формирования нравственно- развитой личности в семье.

Пропуская через себя, поведение и взаимоотношение людей, проживая их, даже

 короткое время, маленький человек на всю жизнь впитывает в себя нравственные нормы и понятия общества, в котором ему предстоит жить в будущем. Он навсегда запомнит «наше хорошо, а моё – эгоизм», что каждый человек неповторим и уникален, но по-своему, что мораль и этика во взаимоотношениях людей – это путь к миру, к процветанию

И здесь практика показывает, что, как это ни парадоксально, обнаруживается такая закономерность: родители должны правильно воспитывать своих детей, но так как они этого не умеют или не хотят делать, мне  приходится учить родителей. Их необходимо вооружать психологическими и педагогическими знаниями, указывать способы нравственного воспитания детей в семье.

Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Учитель  начальных классов высшей категории МОУ «СОШ №15»: Ярыгина Л.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Законы воспитания "Нравственное воспитание в семье"

Памятка родителям о нравственном воспитании в семье и о наказании детей....

проблемы нравственного воспитания младших школьников

доклад по теме: " проблемы нравственного воспитания младших школьников"...

Православие и проблемы духовного и нравственного воспитания в семье и в обществе

В стандарты нового поколения введено понятие духовно-нравственное воспитание», которое, очевидно, должно чем-то отличаться от прежнего. Хотелось бы разобраться чем же? Духовно-нравственное ...

Проблемы нравственного воспитания младшего школьника

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и...

Проблемы нравственного воспитания

Долгие годы (с начала 90-х годов XX века) «воспитанию» в нашей стране приходилось нелегко. Да и вся система образования в целом претерпевала значительные изменения. Из быстроходного фрегата, она...

Духовнаябезопасность современной России и проблемы нравственного воспитания молодёжи.

В данной работе раскрывается вопрос, что необходимо формировать у молодёжи в сфере личностного развития посредством духовно-нравственного воспитания....

Учебно - методический материал: "Анализ проблемы нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе".

Материал для учителей начальных классов: " Анализ проблемы нравственного воспитания в психолого - педагогической литературе"....