Дорогою добра
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Егорова Светлана Леонидовна

Сценарий разработан для начальных классов по нравственному воспитанию школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnik_dorogoyu_dobra.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Таловская средняя общеобразовательная школа

Змеиногорского района

Алтайского края

Праздник

«Иди всегда дорогою добра»

по программе: «Нравственность»

в начальной школе

Егорова С.Л.

2013 г.

Цели:

- создать условия для формирования у учащихся добрых наклонностей;

-сформировать потребность в совершении добрых дел;

-выявить представления о добре и зле;

- расширить знания школьников о доброте, о её роли в жизни каждого человека.

Оборудование:

  1. Компьютер;
  2. Мультимедийный проектор;
  3. Экран;
  4. Детские рисунки;
  5. Фонограммы песен: «Дорогою добра» из телефильма «Маленький Мук» слова Ю. Энтина, музыка М. Минкова; “Если добрый ты” из мультфильма “День рождения Кота Леопольда”.
  6. Бумажные цветы.

Форма проведения: урок - праздник

Место проведения: классная комната

Ход мероприятия.

На доске:

"Доброта – солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели". (И.Грин)

(Звучит фонограмма песни “Если добрый ты” из мультфильма “День рождения Кота Леопольда” или фрагмент мультфильма (видеозапись).

- Добрый день, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Ребята, давайте поприветствуем наших гостей, которых мы очень рады видеть; повернитесь к ним и поздоровайтесь; повернитесь к соседу справа, улыбнитесь ему, а теперь к соседу слева, улыбнитесь друг к другу.

Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.


В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти
Вновь и вновь.


Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.


И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец... ( Доброта).

- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? (Ответы детей)

- Верно, о доброте. А как вы понимаете слово - доброта? (Что-то хорошее, светлое) 

- В толковом словаре Ожегова записано: Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Сегодня мы с вами пройдём дорогою добра, доброты.

В народе всегда относились к доброте по-особому. Слагалось много пословиц и поговорок о доброте.

- Мы с вами постараемся сейчас вспомнить некоторые из них. У вас на столах лежат конверты с разрезанными пословицами о доброте. Соберите пословицу, прочитаете и объясните её смысл. Задание понятно? Приступаем. (Звучит музыка, дети работают)

1 группа: Доброе слово лечит, а злое калечит.

2 группа: Про доброе дело говори смело.

3 группа: Не одежда красит человека, а добрые дела.

4 группа: На добрый привет, добрый ответ.

- Вы уже готовы? Тогда мы вас слушаем (выступления детей). Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Вы прочитали на уроках внеклассного чтения много книг о добрых людях и добрых поступках. Сейчас я бы хотела, чтобы вы послушали легенду о старом плаще.

(Рассказывает заранее подготовленный ученик.)

Ученик. Жили три брата: ученый, врач и почтальон по имени Марио. Ученый и врач были людьми талантливыми, настойчивыми и честными. И вскоре они стали уважаемыми и известными людьми. Почтальон не имел особенных талантов, но был человеком необыкновенной доброты. Его уважали и любили. Для каждого находились у него доброе слово и улыбка. Малыши всегда могли отыскать в необъятном кармане его старого плаща конфету или пряник. Этот славный человек жил скромно, но не печалился об этом и никому не завидовал. Однажды почтальон появился на улице без хорошо знакомого всем плаща. И больше не надевал его. Никто не знал, что Марио отдал свой единственный плащ мальчишке из бедной семьи.

Прошло много лет. Никого из героев этой истории уже не было в живых. Открытия ученого продолжали служить людям. Помнили жители городка и о чудесном докторе. При помощи его методов в больнице возвращали к жизни даже самых тяжелых больных. Но самую светлую память сохранили горожане о скромном добром почтальоне, о его добросовестности, об умении приносить людям радость, о его светлой улыбке. И, конечно, о единственном старом плаще, который Марио подарил бедному пареньку. Рассказывают, будто этот плащ хранится в местном музее как самая дорогая реликвия.

-  Ребята, каким талантом обладал Марио?

- Скажите, Марио рассказал, куда исчез его плащ? Почему?

- Добрые дела люди должны стремиться совершать независимо от того, будет ли кто-то знать об этом. Народная мудрость гласит: Доброго человека дела славят.

- Добрые дела красят человека.

- Скромность украшает человека.

Как вы понимаете смысл этих пословиц?

А какие вы знаете пословицы о доброте, о добре?

Дети. Добра желаешь – добро и делай.

Добрая слава лежит, а худая бежит.

Добрая ссора лучше худого согласия.

 Добро наживай, а худо изживай.

Добро не лихо – ходит тихо.

Добро помни, а зло забывай.

Доброе дело само себя хвалит.

Доброе начало – половина дела.

Доброе слово и кошке приятно.

Доброе слово лучше мягкого пирога.

Доброе слово – это доброе дело.

Доброта без разума пуста.

 Добрый конец – всему делу венец.

Добрый совет ко времени хорош.

 Добрый сын – отцу радость, а худой – печаль.

 Добрым быть – добрым слыть.

Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

Добро и во сне хорошо.

 Доброму – добрая память.

 На свете не без добрых людей.

 Доброе дело и в воде не тонет.

 С добрым жить хорошо.

Игра (Физминутка)

-  Все вы любите сказки. Одной из главных тем в русских народных сказках всегда была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои.

- Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы хлопаете в ладоши, если злой – топаете ногами.

(Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас - Барабас, Красная Шапочка, Гуси - Лебеди, Баба - Яга, Золушка, Морозко, Мальвина).

 -А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (ответы детей).

 -Как вы думаете, ребята, чего на земле всё-таки больше: добра или зла?

- Не смотря на то, что вы ещё дети, вы тоже можете добавить в список добрых дел и свои дела. Для этого надо стремиться всегда и во всем быть полезными людям, совершать хорошие поступки.

- Какие добрые поступки совершили вы? (Ответы детей.)

- Посмотрите сценку по Дональду Биссету "Сказка про слона, про костер и про белую уточку".

Автор. Жил-был на свете слон, очень большой, совсем некрасивый, но очень добрый. Однажды он пошел гулять. Шел, шел и пришел к пылающему костру. Возле костра грелась белая уточка, а рядом был пруд. Уточкин пруд.

Слон остановился, чтобы полюбоваться и на костер, и на его отражение в воде, и на белую уточку. Но тут набежала тучка, стал накрапывать дождь. Костер испугался.

Костер. Если дождь разойдется, я погиб!

Уточка. Ах, что ты, не плачь, не то сам себя зальешь слезами.

Костер. Постараюсь.

Слон. Не унывай, дружище, я на тебя подую!

Автор. Костер чуть разгорелся и повеселел. Но дождь лил все сильнее и сильнее.

Слон. Уточка, лети к тучке и скажи, чтобы она перестала поливать дождем.

Автор. Уточка полетела к тучке и все ей рассказала. Тучка извинилась и улетела в другую сторону.

Не жалея сил, Слон дул и дул на костер, и костер разгорелся ярче прежнего. Он был очень доволен, но теперь Уточка  загрустила.

Слон. Что с тобой?

Уточка. Я... я... я... так люблю дождик. Все утки любят.

Слон. Ну этому горю легко помочь.

Автор. Он опустил хобот в пруд, набрал побольше воды и обдал уточку настоящим ливнем. Уточка захлопала крыльями и закрякала от удовольствия.

Уточка. Настоящий дождь! Даже лучше, чем дождь!

Автор. Слон снова опустил хобот в пруд, набрал побольше воды и опять полил на белую уточку дождем. А потом набрал побольше воздуха и подул на костер.

Но вот пришло время возвращаться ему домой. Слон сказал "до свидания" и пошел. Когда Слон исчез из глаз, Уточка подбросила в костер веточек, спрятала голову под крыло и заснула...

- О каких добрых поступках говорится в этой сказке?

- Как вы думаете, можно ли одновременно делать несколько добрых дел?(Ответы детей.)

- А если бы все люди были подобны этому слоненку, каким бы стал мир? (Ответы детей.)

- Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми – смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро это здорово.

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если когда-то кому-то
Поможет твоя доброта,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!

- В жизни бывают разные люди. Выделяют три типа.

Первый: подобно засухе, они не дают ничего – ни еды, ни питья несчастным и бедным людям.

Второй: подобны небольшому дождику, они дают что-то некоторым, а другим – нет.

Третий: подобно дождю, они захватывают все кругом, дают всем, будь то отшельники, несчастные бедные нищие; они дают еду, питье... кров и свет.

- Подумайте к какому типу людей вы отнесли бы себя?

- Мне бы хотелось, чтобы вы  стремились  стать  человеком, подобным сильному дождю. Ведь творить добро можно в любом возрасте, в любом месте.

Дерево добрых поступков

(Изображено на плакате, без листьев)

Учитель: Ребята, давайте с вами посадим дерево добрых поступков. Скажите, какие добрые поступки вы совершили в классе? Запишите их на зелёных листочках. Добрые поступки, которые вы совершили дома, запишите на жёлтых листочках. Добрые поступки, которые совершили в природе, запишите на красных листочках. Мы прикрепим наши листочки на веточки, и у нас получится дерево добрых поступков (дети записывают добрые дела, прикрепляют листочки к дереву под музыку). Пусть больше вырастает таких вот чудесных деревьев доброты и добрых дел в вашей школе.

Ученик.

Добрым быть совсем-совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть,

И в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем-совсем непросто,

Не зависит  доброта от роста.

Доброта приносит людям радость,

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет,

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.  (А.Барто «Вовка – добрая душа».)

- Какими же качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, про которого можно сказать, что он добрый? (Ответы детей)

- У вас на столах лежат цветы, наклейте на их лепестки качества, которыми должен обладать добрый человек.

–  Вот какая получилась у нас душа – цветочная поляна, на которой расцвели необходимые человеческие качества: милосердие, сострадание, ум, трудолюбие, добродушие, наблюдательность, великодушие, любовь, бескорыстие, сочувствие, внимательность, благодарность, уважение, бесстрашие, нежность, скромность, вежливость, улыбка, дружелюбие, честность, милосердие,

Мы должны с вами, ребята, стремиться к тому, чтобы эти качества расцветали не только здесь, но и в душе каждого из нас.

- Эти цветы, как частичку нашей души мы дарим нашим гостям, пусть наша доброта согреет их сердца. (Дети дарят цветы гостям)

- С самых малых лет можно дарить добро окружающему тебя миру. Я предлагаю вам пройти дорогою добра, которую прокладываем мы. (Слайды под песню «Дорогою добра»)

- Добро, сделанное втайне, отплатится явно. Делать людям хорошее – хорошеть самому. Много славных дел ждет вас но, прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми – добрыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность, доброта радуют людей и делают их стойкими и веселыми.

                                                             Литература

  1. Внеклассные мероприятия: 1 класс/Авт.-сост. Жиренко О.Е., Яровая Л. Н., Барылкина Л. П., Обухова Л. А. – М.: ВАКО, 2004.
  2. Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/Авт.-сост. Гайдина Л. И., Кочергина А. В. – М.: ВАКО, 2007.
  3. Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/Авт.-сост. Гайдина Л. И., Кочергина А. В. – М.: ВАКО, 2008.
  4. Классные часы в 1-4 классах/авт.-сост. Персидская И. В. и др. – Волгоград: Учитель, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дорога добра

Минусовка и текст песни...

Программа внеурочной деятельности для начальной школы "Дорогами Добра"

Программа разработана на основе Федерального образовательного стандарта....

"Дорогою добра"

Урок литературного чтения...

Презентация к уроку "Дорогою добра"

Презентация к уроку "Дорогою добра"      по духовно-нравственному воспитанию...

урок по курсу ОРКСЭ с презентацией "Дорога добра"

подробный конспект урока-путешествия с презентацией. Модуль - Основы православной  культуры...

Из опыта работы. " Иди , мой друг, всегда иди Дорогою Добра!"

С понятиями " добро " и "зло" дети знакомятся ещё в дошкольные годы.Моя задача - развить дальнейшее представление учащихся о добре и зле, воспитание стремления совершать добрые дела....

Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра"

Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра" в начальной школе...