Открытое внеклассное мероприятие " Петербург космический"
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Шершнёва Наталья Леонидовна

 Внеклассное занятие ко Дню космонавтики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 277 г. Санкт- Петербург Кировского района

 

     Открытое внеклассное мероприятие

                   

            «Петербург космический»

                                           Занятие разработала и провела

                                            Шершнева Наталья Леонидовна

                                            Воспитатель ГПД № 8

Открытое внеклассное мероприятие «Петербург космический»

Цель: познакомить детей с историей развития русской космонавтики.

Задачи:

1. Знакомство с историей покорения космоса, основоположниками русской космонавтики.

2. Патриотическое воспитание. Воспитывать чувство гордости за свое Отечество, за свой город.

3. Развивать любознательность и творческую деятельность

 Оборудование:

-компьютер;
-интерактивная доска;

-презентация;

-оборудование для наглядных экспериментов;

-музыкальное сопровождение;

 Использованные материалы и сайты:

http://dragonear.io.ua

http://moitop.com

wikipedia.org

                             Ход занятия:

1. Организационный момент.

Ученики и гости входят и рассаживаются под музыку « Млечный путь». Демонстрируются слайды с фото из космоса.

2. Определение темы и постановка задачи.

- Какой сегодня день?

 - Совершенно верно! 12 апреля 1961 года- начало новой космической эры.

 И какова тема нашего занятия?

3. Основная часть.

- Сейчас никто не воспринимает Санкт-Петербург, как Родину отечественной космонавтики. Задумываясь об истории космонавтики, мы вспоминаем Калугу, где жил и работал Циолковский, подмосковный Звездный городок или космодром Байконур. А ведь именно в Санкт-Петербурге возникли первые кружки, которые в ХХ веке переродились в конструкторские бюро и летные школы.

 С чего же все начиналось?

 Давайте проведем небольшой эксперимент.( Ученик моделирует принцип реактивного движения шариком.)

 Кажется, что мы просто играем. А между тем  мы с вами смоделировали принцип реактивного движения.

Вот другой пример. Многие из вас любят складывать и запускать бумажные самолетики. А ведь это тоже достаточно серьезные опыты по аэродинамике!

 Вот именно из таких « игр» и идут корни современной космонавтики и самолетостроения.

 Сейчас о космосе в Петербурге напоминает немногое: Пулковская обсерватория, Планетарий, Академия военно-космических войск, есть несколько улиц с « космическими» названиями- проспект Космонавтов,  проспект Королева Но если войти в Петропавловскую крепость направо от входа, со стороны Заячьего моста, то мы увидим мемориальную табличку, которая рассказывает о первенстве Петербурга-Ленинграда в космосе. В Иоановском равелине Петропавловской крепости расположен Музей космонавтики и ракетостроения.

- Кто-нибудь из вас был там?

-Вот сегодня мы побываем в этом музее виртуально, а заодно и вспомним историю покорения космоса.

Почему же Музей космонавтики и ракетостроения расположен в таком, казалось бы малоподходящем месте , как Петропавловская крепость?

Ученица:

В 1927 году В Ленинграде была создана Газодинамическая лаборатория – первая советская ракетная научно-исследовательская и опытно-конструкторская организация, созданная с целью изучения  работы реактивных ракетных двигателей. Ее разместили в Иоанновском равелине Петропавловской крепости. Здесь проходили испытания первых ракетных двигателей. Двигатели устанавливались соплом к небу и запускались. Стоял невыносимый гром, а столб пламени по высоте был сравним с самим шпилем Петропавловского собора  .  А когда встал вопрос о создании музея космонавтики, то место определилось само собой.

Прямо у входа наше внимание привлекает капсула топографического спутника «Комета». Капсула, обгоревшая. Она возвращалась на Землю. Это не макет, а подлинный аппарат. Она фактически является беспилотной копии гагаринского «Востока». Только вместо космонавта в ней была установлена фотоаппаратура. Согласно Питерской легенде, если 12 апреля, в полночь, постучать в стекло этой капсулы, то услышишь ответный стук.

   

 Воспитатель: 

Человечество всегда стремилось подняться к звездам. Наверно одним из первых летчиков-испытателей был мифический Икар, который сделал крылья и  поднялся к Солнцу.  Мы с вами заглянем в далекую  историю.

 Ученик:

Немногие об этом знают, но корни полета Гагарина нужно искать не в конце ХIX века, в трудах Циолковского, а гораздо ранее. Еще в XVIII веке, когда в стране было несколько заводов, изготовлявших осветительную и боевую пиротехнику, на Руси начали заниматься ракетной тематикой. Должного научного подхода в то время не было. Просто не на чем было основываться. В 1826 году на базе «пиротехнической» лаборатории и Охтинского порохового завода было создано Петербургское ракетное заведение. Именно от названия этого завода и пошло название района сохранившееся до наших дней- Пороховые. А к середине 19  века на Волковом поле был построен специальный воздухоплавательный полигон.. На Волковом поле вплоть до начала ХХ века проходили различные испытания воздухоплавательных аппаратов.

 Какие воздухоплавательные аппараты того времени вы можете назвать?

 И место это так и называется – Воздухоплавательный парк. К сожалению, до настоящего времени до нас только дошло название ж/д станции, расположенной на Юго-Востоке Петербурга «Воздухоплавательный парк». Впоследствии именно на базе Воздухоплавательной команды были созданы многие летные училища и научные лаборатории.

 

 Воспитатель:   В том числе и Газодинамическая лаборатория. Она  была очень большой, занимала несколько зданий в разных концах Ленинграда. В Петропавловской крепости находились испытательные стенды, а в дальнейшем рабочие кабинеты и лаборатории.

  Руководил лабораторией  ракетных двигателей Валентин Петрович Глушко, именем которого и назван музей. Замечательный ученый, человек нелегкой , интересной судьбы. В Газодинамической лаборатории под его руководством создавались и испытывались различные виды топлива, типы двигателей ракет. Сейчас они выглядят примитивно, но тогда это было на грани фантастики. В дальнейшем Валентин Петрович был переведен в Москву, работал над созданием космических станций «Салют « и «Мир», ракетоносителя «Энергия» и космического челнока «Буран».

 Помимо прочего, сотрудниками газодинамической лаборатории было создано одно из оружий победы –  снаряды для легендарной системы реактивного огня «Катюша».   Многих ученых этой лаборатории перевели в Москву, а на базе Газодинамической лаборатории был создан  научно-исследовательский Реактивный институт.

  Главной целью ученых были конечно же полеты в космос.

 В октябре 1957 года был запущен первый искусственный спутник Земли. Это было событием для всего человечества

 -А для чего нужны спутники?

- Да, сейчас очень широкий спектр применения спутников. А первый спутник был очень простой. Он подавал сигналы. Сейчас в космосе летают сотни спутников различного назначения.

- Но, чтобы  полетел в космос человек, нужно было узнать сможет ли человек жить в невесомости. Поэтому в космос сначала отправили животных!

 -Кто из животных побывал в космосе?

 Чтобы узнать, сможет ли человек жить в состоянии невесомости, было решено отправить в космос на ракете сначала собак (первой была Лайка, затем Белка и Стрелка, потом Чернушка, Звездочка), после собак полетели белые мыши и крысы. Когда ученые убедились, что в космосе жить можно, настала очередь человека.

 И вот 12 апреля 1961 года на корабле «Восток» с космодрома «Байконур» стартовал первый космонавт планеты Земля Ю. А. Гагарин. С того первого полета прошло 55 лет. Гагарин проложил дорогу в космос. Он был первым и навсегда останется им.

Демонстрируется клип «Поехали»

Ученик читает стихи.

В скафандре, по-рабочему, как был,
У Волги на виду, ему знакомой,
На вспаханную землю он ступил
И зашагал, растаптывая комья.
На перелеске, пашни посмотрел.
Земля! И вид ее не изменился.
Сегодня в космос он с нее взлетел,
Сегодня ж на нее и возвратился.
Все так же низко облака бегут,
Все также небо сосны стерегут,
Все тот же день,
Часов все та же мера...
Прошло лишь сто,
Сто с небольшим минут.
А на Земле уже иная эра,
Которую космический зовут!..

Юрий Гагарин провел в космосе всего 108 минут. Казалось бы недолго. Но не надо забывать, что он был первым. Шагнул в неизведанное.

 После Юрия Гагарина в космосе побывало более 500 человек. 120 из них- российские и советские космонавты.

 4. Физминутка.

 Проводит ученица под музыку из к/ф «  Большое космическое путешествие»

 

Основная часть.

Мы с вами проходим в зал где стоят ракетные двигатели. А посредине макет Луны. И самый большой кратер называется Море Москвы. Советские космонавты не высаживались на Луну.

 А кто был на Луне?

 Но зато советские ученые создали луноход.

 -Что такое луноход? Для чего предназначен?

-Именно в Петербурге, тогда Ленинграде, были созданы шасси луноходов и марсоходов, венерианские автоматические станции, проходили испытания робота-манипулятора.  И происходило это все совсем недалеко от нас. В пос. Горелово есть совсем непримечательное здание ВНИИ ТрансМаш.  Именно здесь и осуществлялись все эти разработки. Среди них – уникальный шестиногий шагающий робот-паук, СТР-1 – робот, использованный для ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, стенд для испытания манипулятора космического челнока «Буран».

 Ну и в конце нашей экскурсии самое интересное. Скафандры космонавтов, личные вещи.  Ученик: Основная одежда космонавта это скафандр, они бывают нескольких видов в зависимости от предназначения. Есть скафандры для открытого космоса, а есть для нахождения собственно в кабине. Как и любая одежда, костюм космонавта должен быть удобен как для энергичных движений, так и для отдыха. Костюм подразделяется на несколько слоев:

  1. Нательное белье. В космическом корабле используется белье одноразового типа, после носки комплект просто утилизируется и открывается новый;
  2. Полетный костюм. Это одежда для нахождения в кабине, работы и отдыха, этот слой следует сразу за нательным бельем и тоже может быть одноразовым;
  3. Теплозащитный костюм. Это одежда, используемая в экстренных условиях, если сломается система отопления или же при приземлении в холодных частях нашей планеты.

В настоящее время большинство комплектов одежды космонавта созданы для одноразового использования, для применения обычных костюмов необходимо оборудовать возможность стирки на космическом корабле, а подобные проект еще лишь в работе. Костюм изготавливается из смеси синтетических и натуральных тканей. Синтетика обладает большей износостойкостью, жароустойчивостью, но синтетика создает вокруг себя статическое электричество, что недопустимо в костюме космонавта, поэтому необходимо разбавить натуральными тканями.

Всего существует 3 класса скафандров:

• спасательные скафандры — служат для защиты космонавтов в случае разгерметизации кабины или при значительных отклонениях параметров ее газовой среды от нормы;
• скафандры для работы в открытом космосе на поверхности космического корабля или вблизи его
• скафандры для работы на поверхности небесных тел


У скафандров есть названия . По традиции их называют птичьими именами : Беркут, Кречет, Орлан.

 Воспитатель: И конечно еда. Сейчас  космонавты находятся на орбите очень долго. Рекорд по длительности полета принадлежит Валерию Полякову, который пробыл на орбите за один полет 437 суток. Конечно питание должно быть разнообразным.

 Ученик: Первый человек, который попробовал еду, находясь в космосе, разумеется, Юрий Гагарин. Хотя его полет длился всего 108 минут и он не успел проголодаться, прием пищи был запланирован и реализован.

Упаковкой для еды стали тюбики, до этого с успехом опробованные в авиации. Внутри них были шоколад и мясо.

Герман Титов во время своего 25-часового полета покушал полноценно в количестве трех раз. Рацион его состоял из паштета, супа и компота. Возвратившись на Землю он жаловался, что кружится голова от голода. Поэтому специалистам по космическому питанию пришлось продолжить разработку продуктов, которые бы были максимально питательными и эффективно впитывающимися организмом. Знаменитые тюбики с едой в наше время практически не используются. Продукты теперь хранятся в вакуумной упаковке, перед этим проходят сублимированную сушку. Процесс это трудоемкий, он подразумевает выведение из замороженных продуктов влаги. В итоге в еде сохраняется 95% питательных веществ, вкус, естественный запах, витамины, микроэлементы и даже первоначальная форма. Такую еду можно хранить без какого-нибудь ущерба пять лет вне зависимости от различных условий, в том числе и от температуры.

Суточное питание на орбите для одного человека стоит около 20 тысяч рублей. Дело здесь не только в стоимости продуктов и изготовлении. По большей части цена такова из-за доставки — 7 тысяч долларов за килограмм веса. Некоторые блюда уходят в историю, появляются новые. Например в последние годы рацион космонавтов пополнился грибным супом, сборной солянкой, тушеными овощами с рисом, греческим салатом, салатом из зеленой фасоли, консервами из мяса птицы, куриным мясом с мускатным орехом, омлетом с куриной печенью и прочим.

Космическими блюдами-долгожителями являются: украинский борщ, говяжий язык, антрекоты, куриное филе, некрошащийся специальный хлеб. В российской части МКС нет холодильника и микроволновки, поэтому наши космонавты не могут употреблять быстроразмораживаемые продукты, в том числе фрукты и овощи.

  Воспитатель:   Завершаем нашу экскурсию возле спускаемой капсулы Союза 16.

 В 1974 году этот аппарат побывал в космосе и вернулся на Землю.

5. Рефлексия.

 Вот и закончена наша экскурсия. Что вам запомнилось?

 -Что понравилось?

 -Захотелось ли сходить в музей?

 И закончить я хочу словами Юрия Гагарина: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планете. Люди, будем хранить и преумножать эту красоту, а не разрушать ее!»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Петербург космический » Шершнёва Наталья Леонидовна Воспитатель ГПД №8 ГБОУ СОШ №277 Г. Санкт-Петербург . .

Слайд 2

Иоанновский равелин

Слайд 3

Охтинский пороховой завод

Слайд 4

Воздухоплавательный парк

Слайд 6

Система реактивного огня «Катюша »


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Петербург космический » Шершнёва Наталья Леонидовна Воспитатель ГПД №8 ГБОУ СОШ №277 Г. Санкт-Петербург . .

Слайд 3

Шасси лунохода НИИ ТрансМаш


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие. Фоторепортаж "Космические дали"

В данном материале вы найдете конспект внеклассного мероприятия для 4 класса ко Дню космонавтики....

«Памятники города, охраняемые ЮНЕСКО» внеклассное мероприятие «Петербург – город - памятник»

Внеклассное мероприятие, посвященное памятникам Санкт - Петербурга, охраняемым ЮНЕСКО....

Внеклассное мероприятие "Весёлое космическое путешествие"

Мероприятие проведено в рамках Дня открытых дверей для будущих первоклассников....

Конспект открытого внеклассного мероприятия по английскому языку Сказка «Теремок» в рамках «Дня открытых дверей»

Сценарий сказки "Теремок"Жанр: внеклассное мероприятие.Учебный предмет: английский языкУчитель:Класс: 2 Ожидаемые результаты.Учащиеся смогут:Знания:- закрепить тематическ...

Технологическая карта открытого внеклассного мероприятия к 23 февраля для 2-4 классов «Вперед, мальчишки!» Сценарий внеклассного турнира - викторины к 23 февраля .

Данное мероприятие способствует воспитанию у учащихся любви к Родине, уважения к ее защитникам, стремления служить Отечеству; формирование позитивного нравственного климата в коллективе....

Презентация к внеклассному мероприятию "Петербург. Петроград. Ленинград. Петербург"

Презентация позволит кратко вспомнить историю города Санкт- Петербург...